Перспективы развития местного самоуправления в свете бюджетной реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:24, контрольная работа

Краткое описание

Вторая задача – четкое и оптимальное разграничение предметов ведения и полномочий между всеми уровнями публичной власти, а также между поселениями и муниципальными районами. Эта задача также в целом в значительной мере реализована в законодательстве Российской Федерации. Удалось куда более четко, чем раньше, до проведения реформы, разграничить и определить сферы ведения и ответственности каждого уровня публичной власти, и, в частности, установить пределы компетенции местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Закрепление конкретных полномочий за каждым территориальным уровнем муниципальной власти было основано на результатах работы Комиссии Президента Российской Федерации по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, которую в 2001-2002 годах возглавлял Д.Н. Козак, и соответствует принятым ею подходам и решениям. При этом в настоящее время процесс разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления продолжается в отдельных областях деятельности.

Содержание

1. Перспективы развития местного самоуправления в свете бюджетной реформы………………………………………………………………………3
1.1. Результаты проведенной реформы……………………………………3
1.2. Перспективы развития местного самоуправления…………………..6
1.2.1. Расширение доходной базы местных бюджетов……………..6
1.2.2. Формирование состава муниципальной собственности……………………………………………………7
1.2.3. Формирование единой системы качества и доступности государственных и муниципальных услуг…………………….9
1.2.4. Совершенствование системы правого регулирования порядка закупок товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд……………………10
1.2.5. Территориальные преобразования: укрупнение муниципальных образований………………………………….11
Список использованной литературы…………………………………………..12

Вложенные файлы: 1 файл

гос и муп финансы.docx

— 48.49 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный экономический  университет» (СПбГЭУ)

 

 

 

Кафедра «Менеджмент»

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

По дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

 

 

Вариант № 7

 

 

 

 

 

 

                             

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

                                                             2013


Содержание

  1. Перспективы развития местного самоуправления в свете бюджетной реформы………………………………………………………………………3
    1. Результаты проведенной реформы……………………………………3
    2. Перспективы развития местного самоуправления…………………..6
      1. Расширение доходной базы местных бюджетов……………..6
      2. Формирование состава муниципальной собственности……………………………………………………7
      3. Формирование единой системы качества и доступности государственных и муниципальных услуг…………………….9
      4. Совершенствование системы правого регулирования порядка закупок товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд……………………10
      5. Территориальные преобразования: укрупнение муниципальных образований………………………………….11

Список использованной литературы…………………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Перспективы развития местного самоуправления

в свете бюджетной реформы

С принятием  Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный  закон №131-ФЗ) в стране начался  очередной этап становления и  развития местного самоуправления в  рамках модели, определенной Европейской  хартией местного самоуправления, ратифицированной нашей страной в 1998 году. Основной целью принятия Федерального закона №131-ФЗ было введение новых принципов  территориальной организации местного самоуправления, предусматривающих  формирование муниципальных образований  на двух территориальных уровнях - в  поселениях и муниципальных районах, с закреплением за каждым уровнем  присущих им полномочий по решению  вопросов местного значения, а также  переданных отдельных государственных  полномочий. Концепция этого Федерального закона направлена на создание единой системы местного самоуправления во всех субъектах Российской Федерации, реальное приближение местной власти к населению, а также на обеспечение  качественно нового уровня оказания муниципальных услуг жителям  городов и поселков.

 

    1. Результаты проведенной реформы

С 1 января 2009 года положения Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» применяются в полном объеме на всей территории России (в Чечне и Ингушетии – с 2010 года),  и с указанной даты завершился переходный период его реализации.

Ряд основных задач реформы федеративных отношений  и местного самоуправления если и  не достигнуты в настоящее время  в полной мере, то в значительной степени реализованы. 

Суть  первой задачи заключалась в приближении  местной публичной власти к населению. Эта задача в целом решена за счет повсеместного создания на территории Российской Федерации городских  и сельских поселений, в результате чего общее количество муниципальных образований в стране увеличилось более чем в 2 раза – с 11 до 24,5 тысяч. Сегодня уже можно говорить, что практически во всех городских и сельских поселениях органы местного самоуправления заработали и приняли на себя значительные функции по непосредственному обеспечению жизнедеятельности людей на местах.

Вторая  задача – четкое и оптимальное  разграничение предметов ведения  и полномочий между всеми уровнями публичной власти, а также между  поселениями и муниципальными районами. Эта задача также в целом в значительной мере реализована в законодательстве Российской Федерации. Удалось куда более четко, чем раньше, до проведения реформы, разграничить и определить сферы ведения и ответственности каждого уровня публичной власти, и, в частности, установить пределы компетенции местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Закрепление конкретных полномочий за каждым территориальным уровнем муниципальной власти было основано на результатах работы Комиссии Президента Российской Федерации по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, которую в 2001-2002 годах возглавлял Д.Н. Козак, и соответствует принятым ею подходам и решениям. При этом в настоящее время процесс разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления продолжается в отдельных областях деятельности.

Во взаимосвязи  с реформой федеративных отношений  и местного самоуправления в эти  же годы последовательно проводилась  реформа межбюджетных отношений.

Так, в  Программе развития бюджетного федерализма  в Российской Федерации на период до 2005 года отмечено, что её основной целью является формирование и развитие системы бюджетного устройства, позволяющей  органам государственной власти субъектов Российской Федерации  и органам местного самоуправления проводить самостоятельную налогово-бюджетную  политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней.

Положения Федерального закона №131-ФЗ, а также  ряда федеральных законов о внесении изменений в Бюджетный и Налоговые кодексы установили основные принципы организации финансово-экономической основы местного самоуправления. Одним из принципов является требование о том, чтобы каждое муниципальное образование, независимо от уровня его социально-экономического развития, численности населения и других факторов имело собственный местный бюджет. Указанные законодательные акты закрепили также ряд важных положений, предусматривающих:

- разделение местных бюджетов на два уровня: на бюджеты поселений и бюджеты муниципальных районов и городских округов;

- закрепление  за каждым уровнем муниципальных  образований собственных источников  доходов, расходных обязательств  и налогово-бюджетных полномочий;

- четкие  процедуры наделения органов  местного самоуправления отдельными  государственными полномочиями  и передачи им необходимых  материальных и финансовых средств  на осуществление переданных  государственных полномочий;

- установление  в Бюджетном кодексе единых  и бессрочных нормативов отчислений  от федеральных налогов соответственно  в бюджеты муниципальных районов  и бюджеты поселений;

- формирование  и развитие объективных и прозрачных  механизмов финансовой поддержки  поселений и муниципальных районов  (городских округов). 

С другой стороны нельзя не отметить, что  на сегодняшний день далеко не все  проблемы муниципальных образований  решены. Поэтому следует продолжать работу по обеспечению устойчивого  и комплексного развития муниципальных  образований на всей территории Российской Федерации. Устойчивое социально-экономическое  развитие муниципальных образований  является важнейшим и необходимым  условием обеспечения достойного качества жизни граждан и развития страны в целом. В связи с этим можно обозначить ряд основных задач и направлений по реализации государственной политики в сфере развития местного самоуправления.

 

    1. Перспективы развития местного самоуправления
      1. Расширение доходной базы местных бюджетов.

В первую очередь в настоящее время  не решена задача достижения соответствия между финансовыми потребностями  муниципалитетов по решению вопросов местного значения и предоставленными им доходными источниками их бюджетов.            

 В современных  условиях большинство муниципалитетов  объединяют типичные проблемы: низкий  уровень собственных доходов местных бюджетов; нехватка квалифицированных кадров для осуществления муниципального управления; слаборазвитая материально-техническая база, отсутствие четких стратегических целей и приоритетов в социально-экономическом развитии соответствующих территорий.

В совокупности поступления от местных налогов  составляют только несколько процентов от всех доходов местных бюджетов (0,5% от налога на имущество физических лиц и 3,9% от земельного налога). Такой объем налоговых доходов по местным налогам не может обеспечить финансовую самостоятельность местных бюджетов. Основная часть налоговых доходов местных бюджетов по-прежнему формируется за счет отчислений от налога на доходы физических лиц, на регулирование порядка взимания которого органы местного самоуправления не могут оказывать какого-либо значительного влияния.

Для обеспечения  финансовой самостоятельности муниципальных  образований принципиальное значение имеет не только наличие у муниципальных  образований собственных налоговых  доходов, но и их объем в общей  структуре доходов местных бюджетов.

В Бюджетном  послании Президента РФ Федеральному Собранию от 29 июня 2011 года "О бюджетной  политике в 2012 - 2014 годах" (далее - Бюджетное послание) указывается, что требуется обеспечить эффективную децентрализацию полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Полномочия, в большей степени отвечающие целям и задачам органов государственной власти субъектов Российской Федерации, стоило бы передать на региональный уровень, полномочия, отвечающие целям и задачам органов местного самоуправления, – на муниципальный уровень. При этом в Бюджетном послании отмечается, что при необходимости нужно внести изменения в структуру налоговой системы и в бюджетное законодательство Российской Федерации.

В связи  с этим стратегической государственной  задачей должно стать расширение налогооблагаемой базы местных налогов  и повышение уровня собственных  доходов муниципальных образований. Принципиально важно, чтобы в  местные бюджеты поступали налоги, выплачиваемые предприятиями, в  первую очередь – предприятиями  малого и среднего бизнеса. Это позволит заинтересовать органы местного самоуправления в развитии малого и среднего бизнеса  на соответствующих территориях, станет мощным стимулом развития местной экономики (а через это – и экономики  страны в целом), в том числе  промышленного производства. Кроме  того, на местном уровне возможно более эффективно учитывать многие особенности и специфику деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях соответствующих муниципальных образований, а также эффективно применять к ним те или иные механизмы налогообложения.

 

1.2.2. Формирование состава муниципальной собственности.  

В современных  условиях муниципальная собственность, наряду со средствами местных бюджетов, является одним из основных элементов  экономической основы местного самоуправления.

В статье 50 Федерального закона №131-ФЗ определены перечни видов имущества, которое  может находиться в собственности  поселений, муниципальных районов  и городских округов. В то же время во многих муниципальных образованиях возникают проблемы, связанные с тем, что перечни вопросов местного значения, установленные в статьях 14-16 Федерального закона №131-ФЗ, не полностью соответствуют перечню имущества, которое может находиться в муниципальной собственности.

В статье 50 Федерального закона №131-Ф не предусмотрены виды муниципального имущества для решения таких вопросов местного значения, как участие в профилактике терроризма и экстремизма, в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения и муниципального района, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении, содействие в развитии сельскохозяйственного производства и создание условий для его развития в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, организация и осуществление мероприятий, в том числе межпоселенческого характера, по работе с детьми и молодежью.

Вместе  с тем практика показывает, что в муниципальных образованиях с низким уровнем социально-экономического развития, а также муниципальных образованиях, расположенных в малонаселенных, отдаленных и труднодоступных местностях, органы местного самоуправления в отдельных отраслях экономики и социальной сферы не могут осуществлять ряд полномочий по решению вопросов местного значения исключительно за счет создания рыночной инфраструктуры и привлечения частного бизнеса. При этом в ряде случаев в таких муниципалитетах без объектов муниципальной собственности (бани и иные объекты бытового обслуживания, объекты общественного питания, гостиницы, сельскохозяйственные рынки, социальные магазины и иные торговые предприятия социальной направленности) органы местного самоуправления не могут обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения.

1.2.3.Формирование единой системы качества и доступности государственных и муниципальных услуг  

Информация о работе Перспективы развития местного самоуправления в свете бюджетной реформы