Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:00, курсовая работа
Основные направления современной бюджетной политики Российской Федерации в области бюджетных расходов
Важным приоритетом бюджетной политики, направленным на повышение качества человеческого капитала, будут расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт.
Дополнительное финансирование
образования позволит обеспечить переход
к образованию по стандартам нового
поколения, которые будут отвечать
требованиям современной
Общий объем ассигнований на поддержку культуры, кинематографии и средств массовой информации, из федерального бюджета в ближайшие три года будет поддерживаться на уровне расходов в 2009-2010 годах. В связи с этим будут продолжаться мероприятия по обеспечению сохранности и доступности объектов культурного наследия России, по поддержке театров и отечественного кинематографа, по развитию библиотек, проведению реставрации и реконструкции объектов национального достояния. Особое место будет занимать интеграции российской культуры в глобальное культурное сообщество, в том числе за счет бюджетной поддержки участия России в мероприятиях мирового уровня.
Необходимо существенно снизить роль государства в управлении экономическими активами. Правительству Российской Федерации необходимо установить график приватизации крупных пакетов акций в ключевых контролируемых государством компаниях, учитывая при этом снижение доли участия до уровня ниже контрольного пакета акций или отказ от такого участия, исключая ряд организаций, работающих в инфраструктурных секторах или непосредственно связанных с обеспечением безопасности государства.
Реализация федеральных
целевых программ и непрограммной
части федеральной
Важно отметить, что с 2010 по 2013 годы доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации уменьшатся с 13,0% к ВВП до 11,3% к ВВП %, расходы – с 13,7% к ВВП до 11,4% к ВВП. В 2009 году дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составлял 0,8% к ВВП, в 2010 году – 0,7% к ВВП. Ожидается, что в эти три года дефицит последовательно снизится до 0,6 % к ВВП в 2012 году и до 0,1 % к ВВП в 2013 году.
Объем долговых обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, при учёте погашения и привлечения бюджетных кредитов и кредитов коммерческих организаций, оценивается по состоянию на 1 января 2012 года – 806,5 млрд. рублей, на 1 января 2013 года – 482,1 млрд. рублей, на 1 января 2014 года – 480,1 млрд. рублей[3].
В соответствии с вышеперечисленными
целями, формируются задачи, которые
определяют стратегические направления
и ориентиры бюджетной
Соблюдение установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по обеспечению долгосрочной устойчивости бюджетной системы, использованию нефтегазовых доходов и ограничению дефицита федерального бюджета - важная предпосылка решения задачи макроэкономического развития. Долгосрочная бюджетная стратегия состоит из основных параметров бюджетной системы, включения долгосрочных рисков и установления целевых ориентиров, достижения которых возможно при мобилизации бюджетных ресурсов в интересах повышения конкурентоспособности российской экономики. Расширяя прогнозирование, возрастает значение информации и финансовых результатах деятельности государственного сектора. Формируется система мониторинга эффективности бюджетных расходов на федеральном уровне, а также эффективность использования финансовых ресурсов.
Не менее важной задачей является создание устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу. Здесь реализуется различные меры, в том числе и упорядочение источников финансирования пенсий, развитие негосударственного пенсионного страхования, и более эффективное управление пенсионными накоплениями.
Развивается практика бюджетирования, ориентированного на результаты. В рамках бюджетного планирования обеспечивается корреляция докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, долгосрочных программ и ведомственных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований.
Повышается эффективность средств Резервного Фонда, Фонда национального благосостояния, временно свободными бюджетными средствами. Надёжность размещения этих фондов остаётся безусловно важным. В то же время по мере накопления опыта управления средствами Фонда национального благосостояния, в том числе в целях повышения его доходности, следует расширить состав активов, в которые могут размещаться средства Фонда.
Расширяется применение учёта результативности работы органов государственной власти Субъектов Российской Федерации при утверждении решений о представлении финансовой поддержки за счёт средств федерального бюджета. Межбюджетные отношения развиваются по очереди последовательных обязательств участвующих в них органов публичной власти, в первую очередь при реализации социальных и инвестиционных расходов.
Налоговая политика, обеспечивающая необходимые для выполнения обязательств объемы бюджетных доходов, должна создавать благоприятные условия для модернизации экономики, осуществления инвестиций в создание новых производств и повышения производительности труда. Одновременно следует создавать стимулы для инвестиций граждан и организаций в образование, здравоохранение, улучшение жилищных условий и добровольное пенсионное страхование.
Подводя итог к выше сказанному, можно говорить о том, что бюджетная политика должна сохранить своё значение как важнейший инструмент макроэкономического развития. Она должна быть направленна на обеспечение сбалансированного развития экономики. Своевременное и надлежащее исполнение целей и задач бюджетной политики позволит устойчиво развиваться после кризиса, обеспечивать условия для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни населения, укрепления обороноспособности и безопасности страны, и, безусловно, повысить эффективность и прозрачность государственного управления.
1.3 Система среднесрочного бюджетного планирования
На сегодняшний день создана законодательная база для эффективного функционирования и развития бюджетной системы страны, повышения результативности бюджетных расходов, которые в свою очередь играют огромную роль в бюджетном устройстве.
Законодательсвом определён механизм использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены параметры формирования нефтегазового трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.
Сформирован Резервный Фонд, который обеспечивает сбалансированность федерального бюджета и исполнение принятых расходных обязательств в случае недостаточности нефтегазовых доходов. Также сформирован Фонд национального благосостояния, ориентированный на обеспечение сбалансированности и недопущение дефицита фонда пенсионного страхования, и на обеспечение устойчивости пенсионной системы.
Осуществлён переход всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к среднесрочному планированию: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации формируются и утверждаются на трёхлетний период. Данный переход осуществлён в целях обеспечения преемственности и предсказуемости бюджетных проектов, создания правовой основы для заключения многолетних государственных контрактов, формирования среднесрочных ориентиров для бизнеса.
Почти все субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования также утвердили свои трёхлетние бюджеты.
В качестве инструментов бюджета используются долгосрочные и ведомственные целевые программы, государственные и муниципальные задания, многолетние государственные и муниципальные контракты, упорядоченные механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций, созданы предпосылки для развития новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг.
Наиболее чётко определены состав и полномочия участников бюджетного процесса, увеличена самостоятельность и повышена ответственность главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджетов, формировании и представлении бюджетной отчётности.
Введена система мониторинга качества финансового управления, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета.
В целях стимулирования инновационной
деятельности, установлено освобождение
от уплаты налога на добавленную стоимость
при передаче исключительных прав на
основные виды интеллектуальной собственности.
Предусмотрено также
Введены единая декларация по налогу на добавленную стоимость и общий порядок возмещения этого налога, упрощена процедура получения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость[17].
Таким образом, бюджет является
составной частью ежегодно обновляемого
и смещаемого на один год вперед,
как правило, трехлетнего финансового
документа, что, с одной стороны,
обеспечивает преемственность
Глава 2. Основные направления бюджетных расходов
2.1. Структура и динамика расходов федерального бюджета
Формирование расходов федерального бюджета на 2012 - 2014 годы осуществляется Правительством Российской Федерации исходя из:
Структура расходов федерального
бюджета на 2011 - 2014 годы по разделам
классификации расходов бюджетов по
отношению к общей сумме
Проанализировав представленные данные можно сделать выводы о том, что в структуре общего объема расходов федерального бюджета первое место занимают расходы, направляемые на социальную политику (2012 год – 30,8 %, 2013 год – 30,3 %, 2014 год – 28,6 %), второе место – расходы на национальную оборону (2012 год – 14,6 %, 2013 год – 17 %, 2014 год – 18,8 %), третье место - расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (2012 и 2013 годы – 14,4 %, 2014 год – 14,2 %), которые будут опережать расходы на национальную экономику[24].
С учетом межбюджетных трансфертов наиболее крупным и быстро растущим направлением расходов федерального бюджета является социальная политика с ежегодным ростом расходов в указанной сфере в среднем на 7 %.
Увеличится объем расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации.
Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в 2012 - 2013 годах обусловлено сокращением бюджетных ассигнований на реализацию Федеральных Целевых Программ и непрограммной части Федеральных Адресных Инвестиционных Программ, в том числе на обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем с 125,9 млрд. рублей в 2010 году до 25,3 млрд. рублей в 2013 году, в связи с завершением соответствующих мероприятий [22].
По другим функциональным направлениям расходов федерального бюджета основным фактором, влияющим на изменение объема бюджетных ассигнований, являются бюджетные ассигнования, предусматриваемые на реализацию Федеральных Целевых Программ и непрограммной части Федеральной Адресной Инвестиционной Программы, которые имеют измеримый и законченный срок исполнения.
В целом объем бюджетных
ассигнований обеспечивает выполнение
социальных обязательств Российской Федерации,
обязательств по оплате труда работникам
федеральных бюджетных
2.2 Приоритетные направления бюджетных расходов Российской Федерации
Непосредственное исполнение действующих обязательств, реализация уже принятых решений - базовый принцип ответственной бюджетной политики, который требует проведения на постоянной основе анализа эффективности действующих расходных обязательств. Для полноценного использования преимуществ трёхлетнего бюджета следует минимизировать внесение поправок в утверждённый бюджет, что позволит не только эффективно использовать уже запланированные бюджетные ассигнования, но и сохранить ресурсы для принятия в очередном бюджетном цикле новых расходных обязательств.