Основные направления современной бюджетной политики Российской Федерации в области бюджетных расходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Основные направления современной бюджетной политики Российской Федерации в области бюджетных расходов

Вложенные файлы: 1 файл

курсавая стрыга.docx

— 98.90 Кб (Скачать файл)

Важным приоритетом бюджетной политики, направленным на повышение качества человеческого капитала, будут расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт.

Дополнительное финансирование образования позволит обеспечить переход  к образованию по стандартам нового поколения, которые будут отвечать требованиям современной экономики. Решатся также проблемы, связанные  с оптимизацией сети образовательных  учреждений на всех уровнях.

Общий объем ассигнований на поддержку культуры, кинематографии и средств массовой информации, из федерального бюджета в ближайшие  три года будет поддерживаться на уровне расходов в 2009-2010 годах. В связи с этим будут продолжаться мероприятия по обеспечению сохранности и доступности объектов культурного наследия России, по поддержке театров и отечественного кинематографа, по развитию библиотек, проведению реставрации и реконструкции объектов национального достояния. Особое место будет занимать интеграции российской культуры в глобальное культурное сообщество, в том числе за счет бюджетной поддержки участия России в мероприятиях мирового уровня.

Необходимо существенно  снизить роль государства в управлении экономическими активами. Правительству Российской Федерации необходимо установить график приватизации крупных пакетов акций в ключевых контролируемых государством компаниях, учитывая при этом снижение доли участия до уровня ниже контрольного пакета акций или отказ от такого участия, исключая ряд организаций, работающих в инфраструктурных секторах или непосредственно связанных с обеспечением безопасности государства.

Реализация федеральных  целевых программ и непрограммной  части федеральной инвестиционной программы в среднесрочной перспективе  будет осуществляться исходя из приоритетов  экономического развития и с учетом бюджетных ограничений. В 2012 году запланирована  реализация  37 программ. Объем ассигнований на эти цели в 2011 году увеличился более чем на 15% к 2010 году, а в 2012 году сокращается (на 16% к 2011 году) в связи с завершением ряда крупных программ.

Важно отметить, что с 2010 по 2013 годы доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации уменьшатся с 13,0% к ВВП до 11,3% к ВВП %, расходы – с 13,7% к ВВП до 11,4% к ВВП. В 2009 году дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составлял 0,8% к ВВП, в 2010 году – 0,7% к ВВП. Ожидается, что в эти три года дефицит последовательно снизится до 0,6 % к ВВП в 2012 году и до 0,1 % к ВВП в 2013 году.

Объем долговых обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований, при учёте погашения и привлечения бюджетных кредитов и кредитов коммерческих организаций, оценивается по состоянию на 1 января 2012 года – 806,5 млрд. рублей, на 1 января 2013 года – 482,1 млрд. рублей,  на 1 января 2014 года – 480,1 млрд. рублей[3].

В соответствии с вышеперечисленными целями, формируются задачи, которые  определяют стратегические направления  и ориентиры бюджетной политики.

Соблюдение установленных  Бюджетным кодексом Российской Федерации  требований по обеспечению долгосрочной устойчивости бюджетной системы, использованию  нефтегазовых доходов и ограничению  дефицита федерального бюджета - важная предпосылка решения задачи макроэкономического развития. Долгосрочная бюджетная стратегия состоит из  основных параметров бюджетной системы, включения долгосрочных рисков и установления целевых ориентиров, достижения которых возможно при мобилизации бюджетных ресурсов в интересах повышения конкурентоспособности российской экономики. Расширяя прогнозирование, возрастает значение информации и финансовых результатах деятельности государственного сектора. Формируется система мониторинга эффективности бюджетных расходов на федеральном уровне, а также эффективность использования финансовых ресурсов.

Не менее важной задачей  является создание устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу. Здесь реализуется различные меры, в том числе и упорядочение источников финансирования пенсий, развитие негосударственного пенсионного страхования, и более эффективное управление пенсионными накоплениями.

Развивается практика бюджетирования, ориентированного на результаты. В рамках бюджетного планирования обеспечивается корреляция докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, долгосрочных программ и ведомственных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований.

Повышается эффективность  средств Резервного Фонда, Фонда национального благосостояния, временно свободными бюджетными средствами. Надёжность размещения этих фондов остаётся безусловно важным. В то же время по мере накопления опыта управления средствами Фонда национального благосостояния, в том числе в целях повышения его доходности, следует расширить состав активов, в которые могут размещаться средства Фонда.

Расширяется применение учёта результативности работы органов государственной власти Субъектов Российской Федерации при утверждении решений о представлении финансовой поддержки за счёт средств федерального бюджета. Межбюджетные отношения развиваются по очереди последовательных обязательств участвующих в них органов публичной власти, в первую очередь при реализации социальных и инвестиционных расходов.

Налоговая политика, обеспечивающая необходимые для выполнения обязательств объемы бюджетных доходов, должна создавать благоприятные условия для модернизации экономики, осуществления инвестиций в создание новых производств и повышения производительности труда. Одновременно следует создавать стимулы для инвестиций граждан и организаций в образование, здравоохранение, улучшение жилищных условий и добровольное пенсионное страхование.

Подводя итог к выше сказанному,  можно говорить о том, что бюджетная  политика должна сохранить своё значение как важнейший инструмент макроэкономического  развития. Она должна быть направленна  на обеспечение сбалансированного  развития экономики. Своевременное  и надлежащее исполнение целей и  задач бюджетной политики позволит устойчиво развиваться после  кризиса, обеспечивать условия для  развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни  населения, укрепления обороноспособности и безопасности страны, и, безусловно, повысить эффективность и прозрачность государственного управления.

 

1.3 Система среднесрочного бюджетного планирования

 

На сегодняшний день создана законодательная база для эффективного функционирования и развития бюджетной системы страны, повышения результативности бюджетных расходов, которые в свою очередь играют огромную роль в бюджетном устройстве.

Законодательсвом определён механизм использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены параметры формирования нефтегазового трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.

Сформирован Резервный Фонд, который обеспечивает сбалансированность федерального бюджета и исполнение принятых расходных обязательств в случае недостаточности нефтегазовых доходов. Также сформирован Фонд национального благосостояния, ориентированный на обеспечение сбалансированности и недопущение дефицита фонда пенсионного страхования, и на обеспечение устойчивости пенсионной системы.

Осуществлён переход всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к среднесрочному планированию: федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов Российской Федерации формируются  и утверждаются на трёхлетний период. Данный переход осуществлён в целях обеспечения преемственности и предсказуемости бюджетных проектов, создания правовой основы для заключения многолетних государственных контрактов, формирования среднесрочных ориентиров для бизнеса.

Почти все субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования также утвердили свои трёхлетние бюджеты.

В качестве инструментов бюджета используются долгосрочные и ведомственные целевые программы, государственные и муниципальные задания, многолетние государственные и муниципальные контракты, упорядоченные механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций, созданы предпосылки для развития новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг.

Наиболее чётко определены состав и полномочия участников бюджетного процесса, увеличена самостоятельность и повышена ответственность главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджетов, формировании и представлении бюджетной отчётности.

Введена система мониторинга качества финансового управления, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета.

В целях стимулирования инновационной  деятельности, установлено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость  при передаче исключительных прав на основные виды интеллектуальной собственности. Предусмотрено также освобождение от уплаты этого налога научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических  работ независимо от источников их оплаты. Введён повышающий коэффициент  амортизации для основных средств, используемых исключительно для научно-технической деятельности.

Введены единая декларация по налогу на добавленную стоимость  и общий порядок возмещения этого  налога, упрощена процедура получения  налоговых вычетов по налогу на добавленную  стоимость[17].

Таким образом, бюджет является составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед, как правило, трехлетнего финансового  документа, что, с одной стороны, обеспечивает преемственность государственной  политики и предсказуемость распределения  бюджетных ассигнований и, с другой стороны, позволяет вносить в  них по четкой и прозрачной процедуре  ежегодные корректировки в соответствии с целями государственной политики и условиями их достижения. Принятые законодательные и нормативные  акты полностью направлены на решение  имеющихся проблем.

 

Глава 2. Основные направления бюджетных расходов

2.1. Структура и динамика  расходов федерального бюджета

 

Формирование расходов федерального бюджета на 2012 - 2014 годы осуществляется Правительством Российской Федерации  исходя из:

  • передачи с 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный бюджет;
  • индексации по уровню инфляции публичных нормативных и приравненных к ним обязательств, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, стипендиального фонда, денежного содержания отдельных категорий работников, денежного содержания военнослужащих и приравненных к ним лиц;
  • компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов; 
  • индексации расходов федеральных государственных органов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц;
  • проведения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;
  • увеличения пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц и других мероприятий [22].

Структура расходов федерального бюджета на 2011 - 2014 годы по разделам классификации расходов бюджетов по отношению к общей сумме расходов представлена в следующей таблице (см. приложение 1).

Проанализировав представленные данные можно сделать выводы о  том, что в структуре общего объема расходов федерального бюджета первое место занимают расходы, направляемые на социальную политику (2012 год – 30,8 %, 2013 год – 30,3 %,  2014 год – 28,6 %), второе место – расходы на национальную оборону (2012 год – 14,6 %, 2013   год – 17 %, 2014 год – 18,8 %), третье место - расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (2012 и 2013 годы – 14,4  %, 2014 год – 14,2 %), которые будут опережать расходы на национальную экономику[24].

С учетом межбюджетных трансфертов  наиболее крупным и быстро растущим направлением расходов федерального бюджета  является социальная политика с ежегодным  ростом расходов в указанной сфере  в среднем на 7 %.

Увеличится объем  расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации.

Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство  в 2012 - 2013 годах обусловлено сокращением  бюджетных ассигнований на реализацию Федеральных Целевых Программ и непрограммной части Федеральных Адресных Инвестиционных Программ, в том числе на обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем с 125,9 млрд. рублей в 2010 году до 25,3 млрд. рублей в 2013 году,  в связи с завершением соответствующих мероприятий [22].

По другим функциональным направлениям расходов федерального бюджета  основным фактором, влияющим  на изменение  объема бюджетных ассигнований, являются бюджетные ассигнования, предусматриваемые  на реализацию Федеральных Целевых Программ и непрограммной части Федеральной Адресной Инвестиционной Программы, которые имеют измеримый и законченный срок исполнения.

В целом объем бюджетных  ассигнований обеспечивает выполнение социальных обязательств Российской Федерации, обязательств по оплате труда работникам федеральных бюджетных учреждений, реализацию приоритетных национальных проектов и других мероприятий, необходимых  для реализации политики в соответствующих  сферах.

 

2.2  Приоритетные направления  бюджетных расходов Российской Федерации

 

Непосредственное исполнение действующих обязательств, реализация уже принятых решений -  базовый принцип ответственной бюджетной политики, который требует проведения на постоянной основе анализа эффективности действующих расходных обязательств. Для полноценного использования преимуществ трёхлетнего бюджета следует минимизировать внесение поправок в утверждённый бюджет, что позволит не только эффективно использовать уже запланированные бюджетные ассигнования, но и сохранить ресурсы для принятия в очередном бюджетном цикле новых расходных обязательств.

Информация о работе Основные направления современной бюджетной политики Российской Федерации в области бюджетных расходов