Основные направления современной бюджетной политики Российской Федерации в области бюджетных расходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Основные направления современной бюджетной политики Российской Федерации в области бюджетных расходов

Вложенные файлы: 1 файл

курсавая стрыга.docx

— 98.90 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                                   3

Глава 1. Современная бюджетная политика Российской Федерации                5

1.1. Экономическая сущность бюджета, его структура и роль для государства                                                                                                         5

1.2. Основные цели и задачи современной бюджетной политики               8

1.3. Система среднесрочного бюджетного планирования                          13

Глава 2. Основные направления бюджетных расходов                                    16

2.1. Структура и динамика расходов федерального бюджета                    16

2.2. Приоритетные направления бюджетных расходов Российской Федерации                                                                                                 18

2.3. Бюджетирование ориентированное на результат                                 29

Заключение                                                                                                            33

Список литературы                                                                                               34

Приложение

 

 

Введение

 

Бюджет Российской федерации  является главным звеном финансовой системы общества, а соответственно и финансовым механизмом, который  позволяет осуществлять экономическое  и социальное регулирование. Непосредственно  с помощью финансового механизма  государство формирует фонды  денежных средств и обеспечивает выполнение функций, возложенных на государство. Именно бюджет, являясь основным средством сосредоточения и расходования ресурсов государства, предоставляет государству реальную власть воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие наиболее важных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. В современной экономической ситуации расходы государства являются одним из главных объектов бюджета Российской Федерации. Поэтому их рациональное распределение и использование является важнейшей задачей современной бюджетной политики. Контроль над этим процессом является безусловной прерогативой органов государственной власти. Физические и юридические лица являются налогоплательщиками, они участвуют в формировании доходной части бюджета и поэтому, безусловно заинтересованы в том, чтобы государство эффективно распоряжалось всеми финансовыми ресурсами.

Актуальность работы заключается  в том, что непосредственно с помощью расходов бюджета государство имеет возможность перераспределять доходы между различными сферами деятельности и отраслями, сосредотачивать и мобилизовать ресурсы именно на тех участках, которые требуют особого внимания со стороны государственной власти. Грамотное использование расходов позволит решать вопросы экономического развития все страны.

Объектом исследования курсовой работы являются расходы государственного бюджета. Предметом исследования являются основные направления политики Российской Федерации в области бюджетных расходов.

Цель работы –  изучить особенности формирования бюджетных расходов, рассмотреть основные направления расходов и их роль в современной бюджетной политике.

Поставленные цели достигаются  путем решения следующих задач:

  1. Исследовать основные черты, принципы и задачи современной бюджетной политики Российской Федерации;
  2. Определить суть расходов бюджета, их состав, основные направления и роль в бюджете страны;
  3. Ознакомиться с нормативно-правовой базой, регулирующей порядок использования расходов бюджета;
  4. Провести сравнительный анализ состава и динамики федерального бюджета по разделам классификации расходов за 2011 – 2013гг.

Степень научной новизны: данная тема хорошо разработана в научной литературе, в связи с тем, что актуальность темы достаточно высока.

При написании курсовой работы была использована научная экономическая  литература различных авторов, сообщения, учебные пособия разных авторов и интернет источники.

В курсовой работе использовались такие методы как синтез, обобщение и классификация.

Курсовая работа имеет  следующую структуру: содержание, введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложение. В первой главе раскрывается сущность, основные цели и задачи современной бюджетной системы. Во второй главе рассматриваются основные направления расходов бюджета Российской федерации по различным отраслям.

 

Глава 1. Современная бюджетная политика Российской Федерации

    1. Экономическая сущность бюджета, его структура и роль для государства

 

Важное место в финансовой системе каждого государства  занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства, определяемый совокупностью  доходов и расходов государства  на текущий год или плановый период. Бюджет определяется как форма образования  и расходования денежных средств  в расчете на финансовый год, предназначенных  для исполнения расходных обязательств Российской Федерации[2].

По экономической сущности государственный бюджет это денежные отношения, возникающие у государства  с юридическими и физическими  лицами по поводу распределения национального  дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. По материально-вещественному  воплощению - это фонд денежных средств, по плановой форме - финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов  и расходов

Термин «бюджетная политика»  определяется по-разному. Бюджетная  политика – политика в области  бюджетных доходов и бюджетных  расходов, управление государственным  долгом и государственными активами, реализация принципов бюджетного федерализма[8]. Под субъектом бюджетной политики практически всегда подразумеваются органы государственной власти всех уровней, которые непосредственно разрабатывают, утверждают, исполняют, управляют и контролируют исполнение бюджета.  Под объектом бюджетной политики понимается  бюджетно-налоговое законодательство, и бюджетная система, и бюджетный механизм.

Совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами  права называется бюджетной системой Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих  уровней:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты, в том числе:
  1. бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  1. бюджеты городских и сельских поселений [2].

Помимо вышеперечисленных  видов бюджетов существует еще консолидированный  бюджет, который представляет собой  свод бюджетов всех уровней на соответствующей  территории.

Государственный бюджет состоит  из двух дополняющих друг друга частей, которые взаимосвязаны между  собой, это доходная и расходная  части.

Доходы бюджета - это денежные средства, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке на основании законодательства Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации [12].

 Расходы бюджета называются экономические отношения, которые возникают на основе распределения фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению[12].

Идеальное исполнение бюджета  предполагает полное покрытие расходов доходами. При превышении доходов бюджета над его расходами возникает  профицит бюджета. Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения бюджета возникает превышение доходов над расходами возникает профицит, до утверждения бюджета следует осуществить его сокращение. Превышение расходов бюджета, над его доходами называется дефицитом бюджета. Дефицит называется временным, если имеются перспективы его преодоления, и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов — это допустимый дефицит, если он более 20% суммы доходов — это критический дефицит.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что в процессе бюджетного планирования устанавливается  оптимальное соотношение между централизованными и децентрализованными денежными средствами, определяются размеры финансовых ресурсов организаций, а также степень их участия в формировании доходов всей бюджетной системы. А также, безусловно, соотносятся доходы и расходы бюджета. Непосредственно сам  бюджет, в свою очередь,  играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, он является инструментом влияния на развитие экономики и социальной сферы, выступая особым ускорителем, а в некоторых случаях и тормозом социально-экономического развития общества. Бюджет это основной финансовый план страны, который утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации, как особый закон. Через него также мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы граждан. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.

1.2 Основные цели и задачи  современной бюджетной политики

 

Бюджетная политика предполагает  постановку целей и задач в  области государственных финансов, выбор направлений использования  бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной  системой.

Бюджетная политика на 2012-2014 годы будет направлена на формирование новой модели экономического роста, долгосрочную сбалансированность и  устойчивость бюджетной системы.

В соответствии с Бюджетным  посланием Президента Российской Федерации  Федеральному собранию Российской Федерации  основными целями бюджетной политики в 2012-2014 годах являются:

  1. выход на траекторию устойчивого посткризисного развития;
  2. создание условий для развития и модернизации экономики;
  3. повышение уровня и качества жизни граждан;
  4. укрепление обороноспособности и безопасности страны;
  5. повышение эффективности государственного управления;
  6. Принятие мер по снижению зависимости бюджета от конъюнктурных доходов и сокращению его дефицита[3].

В ближайшие годы бюджетная  политика должна быть, в первую очередь, определена на стабильное функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а  также перестройку предприятий  на работу в новых внешних и  внутренних условиях при безусловном  исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации.

Поскольку в процессе сокращения дефицита расходы федерального бюджета  предполагается сократить с 22,8% Валового Внутреннего Продукта (далее ВВП) в 2010 году до 19,0% к ВВП в 2013 году, сохранить их уровень по некоторым направлениям не удастся. Это важная особенность бюджетной политики, которая определена начиная с 2011 года[3].

Также, продолжается важное влияние ассигнований на социальные цели. В среднесрочной перспективе  предусмотрено дальнейшее повышение уровня расходов на пенсионное обеспечение граждан. Это решение вызвано низким уровнем доходов пенсионеров и направлено на восстановление социальной справедливости, на решение проблемы бедности старших поколений, что накладывает дополнительные обязательства на федеральный бюджет в части покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Если в 2008-2010 годах дефицит  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации составлял 0,5% к ВВП  и 1,0% к ВВП соответственно, то в 2010 году он вырастет до 2,6% к ВВП. В 2012-2013 гг. дефицит бюджета фонда ожидается  на уровне 1,8% к ВВП[3]. Такой высокий уровень дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации обуславливает выделение значительных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на его покрытие.

Также президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых  взносов в государственные внебюджетные фонды». Согласно данному федеральному закону в период 2012–2013 годов предлагается снизить максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, установленный Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Для основной части плательщиков снижение произойдёт с 34 до 30 %, если выплаты, начисленные в пользу работника, не превышают 512 тыс. рублей в 2012 году и 573 тыс. рублей в 2013 году (в Пенсионный фонд Российской Федерации – 22 %, в Фонд социального страхования Российской Федерации – 2,9 %, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1 %)[25].

Информация о работе Основные направления современной бюджетной политики Российской Федерации в области бюджетных расходов