Организация бюджетной и налоговой системы Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 09:47, реферат

Краткое описание

Бюджетная система Японии – это совокупность всех видов бюджетов. Финансовая система Японии состоит из бюджета центрального правительства (общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти.
Япония, являясь унитарным государством, обладает двухуровневой бюджетной системой, состоящей из государственного бюджета и бюджетов местных органов власти. Кроме этих звеньев в финансовую систему страны также входят специальные фонды и финансы государственных предприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

япошки.doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

Организация бюджетной и налоговой системы Японии. 

Бюджетная система Японии – это совокупность всех видов бюджетов. Финансовая система Японии состоит из бюджета центрального правительства (общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти.

Япония, являясь унитарным государством, обладает двухуровневой бюджетной системой, состоящей из государственного бюджета и бюджетов местных органов власти. Кроме этих звеньев в финансовую систему страны также входят специальные фонды и финансы государственных предприятий.

Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта.

Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы – на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа.

Бюджетный процесс в Японии включает в себя четыре основные стадии: подготовка проекта бюджета, рассмотрение и утверждение, исполнение бюджета, составление отчета об исполнении бюджета.

Подготовка проекта бюджета осуществляется Министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент Министерства финансов.

С сентября по декабрь бюджетный департамент рассматривает поступившие материалы и на их основе разрабатывает проект бюджета. Проект направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем – на рассмотрение кабинета министров. После внесения поправок в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.

Согласно Конституции Японии, парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами. Исполнение бюджета осуществляется Министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.

Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк, и последний осуществляет соответствующие операции. Контроль за расходованием утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контролеры Министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам.

Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После того как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент.

Доходы государственного бюджета

Доходная часть бюджета Японии состоит из налоговых и неналоговых поступлений. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высока. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи земельных участков и другой недвижимости, пени, штрафы, доходы от лотерей, займы и т. п. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года.

Налоговая система Японии - это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов, их имеет право взимать каждый орган территориального управления.  

 Налоги взимаются прямые  и косвенные. Основу бюджета составляют прямые налоги.  

 К прямым налогам  относятся подоходный налог с  юридических и физических лиц, налог на имущество, на наследство, на доходы от операций с  ценными бумагами и некоторые  другие.  

 Среди косвенных налогов Японии основным выступает налог на потребление. К косвенным налогам также относятся акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин; акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах, на потребление электричества и газа. К этой же группе относятся таможенные пошлины.

Расходы государственного бюджета

Особенность Японии заключается в том, что показатель удельного веса государственных расходов в ВНП страны является одним из наименьших среди показателей развитых стран. Огромную часть расходов государственного бюджета составляют социальные расходы, а среди них – пенсии по старости и инвалидности. Японское правительство обращает большое внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет.

Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов. За счет бюджета финансируется в Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны.

За счет государственного бюджета финансируются дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связи, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий и т. п. Из года в год растет такая статья бюджета, как расходы по государственному долгу. Для властей Японии становится все более важным сдерживание растущего государственного долга, который превышает годовой ВВП страны примерно в два раза. Углубление долгового кризиса в Европе усилило опасения властей Японии по поводу своих растущих долговых обязательств.

Бюджет местных органов власти

Вторым звеном бюджетной и финансовой системы Японии являются бюджеты местных органов власти (префектур). В Японии 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков и районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет. Доходная часть местных бюджетов состоит из налоговых и неналоговых поступлений.

В Японии местные налоги не доминируют в местных бюджетах, составляя меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую систему от североамериканской, где местные налоги превышают 2/3 бюджета муниципалитетов. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном управление ведется местными органами власти. Всего в стране 30 местных налогов. Отчисления от общегосударственных налогов составляют 17% доходной части. Главной статьей неналоговых доходов префектур являются дотации государства на проведение общенациональных мероприятий (около 13%). Другие неналоговые поступления составляют 30% доходной части местных бюджетов.

Значительная часть бюджетных средств расходуется на содержание местных органов власти, в том числе полиции, органов суда и прокуратуры.

За счет средств местных органов власти в Японии финансируется развитие производственной инфраструктуры, мероприятия, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий. Кроме этого, осуществляются расходы на подготовку рабочих соответствующих квалификаций, выплату различных пособий, пенсий, на содержание местных органов власти.

Местные бюджеты в Японии сводятся без дефицита. Удельный вес расходов местных органов власти в ВВП значительно больше удельного веса в ВВП расходов центрального правительства.

Специальные фонды

Третьим структурным элементом финансовой системы Японии являются специальные фонды. В 80-е годы насчитывалось 12 специальных фондов. К ним относятся страховые, пенсионные, сберегательные и некоторые другие фонды. 
С середины 80-х годов в Японии осуществляется постепенное реформирование пенсионной системы. Задача реформы - сделать ее состоящей из национальной пенсионной системы (базовая пенсия), которая охватывает все население, и пенсий, выплачиваемых наемным работникам. Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. 2/3 финансирования обеспечивается средствами различных страховых пенсионных фондов. Имеются, например, фонд базовой пенсии по старости, фонд потерявших кормильца.

На создание пенсионных фондов работает практически все население Японии в возрасте от 20 до 60 лет. Пенсионный фонд наемных работников частного сектора состоит из отчислений предприятий, взносов самих работников и доплат со стороны государства. Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений формируются из средств обществ взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а также выплат самих предприятий и государственных дотаций. Для получения базовой пенсии по старости необходим 25-летний трудовой стаж и 65-летний возраст.

Выводы

1. Бюджет центрального правительства  состоит из доходов и расходов. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа.

Расходы – на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа.

2. Проект бюджета готовит Министерство финансов, а утверждает парламент. Кассовое исполнение бюджета осуществляет Японский банк.

3. Доходная часть бюджета Японии  наполняется за счет налоговых  и неналоговых поступлений. Доля  неналоговых поступлений достаточно  высока.

4. Расходная часть бюджета Японии  имеет социальную направленность  и обеспечивает погашение долга.

О бюджете 2013

Кабинет министров Японии 29 января одобрил проект госбюджета на 2013 финансовый год, который начнется здесь 1 апреля. Япония представила бюджет на более чем $1 трлн, что меньше прошлогоднего показателя на 0,3%. Это первый за 11 лет проект бюджета, который включает в себя сокращение расходов.

Расходная часть бюджета составит 92,61 трлн иен (1,02 трлн долларов). Проект предусматривает заметное увеличение средств, выделяемых на обновление инфраструктуры, социальные программы, а также на реализацию экономического курса нового японского правительства во главе с премьер— министром Синдзо Абэ. Своей задачей оно ставит преодоление дефляции в экономике страны.

Впервые за последние 11 лет японские власти приняли решение также увеличить расходы на оборону. Поводом для этого стало обострение территориального спора с Китаем вокруг островов Сенкаку (Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море, а также активизация ракетной программы КНДР. Увеличение оборонного бюджета Японии по сравнению с 2012 финансовым годом составит 0,8%, общая сумма достигнет 4,75 трлн иен (52,4 млрд долларов).

Новый бюджет также предусматривает повышение расходов на восстановление северо-востока страны от последствий землетрясения и цунами 2011 года. Сразу после стихийного бедствия японские власти приняли решение выделить на ликвидацию его последствий 19 трлн иен (209 млрд долларов) в течение ближайших пяти лет. Однако к настоящему моменту уже перечислено свыше 17 трлн иен (187 млрд долларов). В соответствии с проектом нового бюджета общая сумма средств, выделяемых на восстановление, превысит 25 трлн иен (почти 280 млрд долларов).

Как пишет The Financial Times, правительство Синдзо Абэ намерено собрать средства в основном за счет налогов. Согласно опубликованному документу налоговые поступления в бюджет составят 43,1 трлн иен ($474 млрд). Выручка от продажи гособлигаций составит 42,9 трлн иен.

В новом бюджете сокращены траты резервных фондов, поступления в которые составили 910 млрд иен. Сокращены также налоговые льготы для органов местного самоуправления на 1,2%. Расходы на образования урезали на 0,8%.

Выпуск гособлигаций снизят на 3%. Таким образом, доля заимствований, за счет которых формируется бюджет, составит 46,3%, а не 47,6%, как в прошлом году.  Власти ожидают, что в новом фискальном году налоговые доходы бюджет превысят средства, получаемые от реализации гособлигаций. Расходы на социальную сферу вырастут на 10,4%. Для увеличения доходов Либерально-демократическая партия Абэ предлагает увеличить верхнюю ставку налога на прибыль до 45% с текущего уровня в 40%, повысить ставку налогов на наследство с 50% до 55%. Также предполагается поощрять передачу богатств новому поколению. Для этого предлагается снизить ставку налога на подарки детям и внукам. Синдзо Абэ пообещал вывести страну из третьей рецессии подряд с 2008 г.

 

 

 

 


Информация о работе Организация бюджетной и налоговой системы Японии