Бюджетно-налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Вступление в действие нового налогового кодекса существенно изменило роль региональных налогов и сборов, являющихся составной частью действующего налогового законодательства, в формировании территориальных бюджетов. Соответственно количественно и качественно изменились и поступления в территориальные бюджеты. Естественно, изменилась и налоговая политика по наполнению данного вида бюджетов; при этом трансформации подверглись как политика федерального центра, так и региональных властей.

Содержание

Введение
1. Бюджетная политика: основные понятия
2. Налоговая политика
3. Региональная бюджетно-налоговая система
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетно-налоговая политика.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

1. Бюджетная политика: основные понятия

2. Налоговая  политика

3. Региональная  бюджетно-налоговая система

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С 1 января 2001 г. введена в действие часть вторая Налогового кодекса  Российской Федерации. Его введение заложило правовой фундамент всей системы налогообложения и сборов в России.

До введения в действие части  первой Кодекса определения "налогового законодательства" не раскрывалось ни в одном нормативном акте, что  порождало некоторую неопределенность при толковании актов законодательства, содержащих данный термин. Пользуясь этим исполнительная власть (особенно на местах) с целью пополнения территориального бюджета всячески пыталась вводить новеллы в законодательство о налогах и сборах с помощью подзаконных актов. Отстаивать свои права налогоплательщикам в такой обстановке было очень нелегко, поскольку в отсутствие четкого законодательного регулирования для аргументации своей точки зрения приходилось постоянно обращаться к общему смыслу российского законодательства и даже к сложившейся практике в зарубежных странах, на что исполнительная власть находила сразу свои контраргументы, оспорить которые могли бы только опытные юристы, или же приходилось ждать месяцами принятие решения по данному вопросу Конституционным Судом РФ.

Вступление  в действие нового налогового кодекса  существенно изменило роль региональных налогов и сборов, являющихся составной  частью действующего налогового законодательства, в формировании территориальных  бюджетов. Соответственно количественно и качественно изменились и поступления в территориальные бюджеты. Естественно, изменилась и налоговая политика по наполнению данного вида бюджетов; при этом трансформации подверглись как политика федерального центра, так и региональных властей.

 

 

 

1. Бюджетная политика: основные понятия

Бюджетная политика – это воздействие на совокупный спрос с помощью системы государственных  заказов, налогообложения и трансфертных платежей.

Бюджетный избыток BS – превышение доходов бюджета  над его расходами. Доходы бюджета формируются за счет налогов TA, а расходы представляют собой закупки товаров и услуг и трансфертные выплаты G +TR:

BS = TA – G –  TR

 Положительный  бюджетный избыток называется  бюджетным профицитом, отрицательный  – бюджетным дефицитом.

Если принять  во внимание, что TA = tY, где t – ставка налогов, Y – уровень дохода, то получим  следующее уравнение BS = tY – G – TR. Отсюда видно, что бюджетный избыток  зависит от ставки налогов, объема государственных  закупок, размера трансфертов и  от всех факторов, изменяющих уровень дохода.

Поэтому в периоды  экономического спада, когда происходит снижение налоговых поступлений  и, как правило, увеличение трансфертных выплат, обостряются проблемы дефицита бюджета. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета в РФ являются:

Внутренние  источники следующих видов: кредиты, полученные РФ от кредитных организаций  в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

Внешние источники  следующих видов: государственные  займы, осуществляемые в иностранной  валюте путем выпуска ценных бумаг  от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и  фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Теоретически  государственные расходы и доходы должны быть равны. Но, поскольку, они  представляют различные стороны  деятельности государства, зависят  от разных факторов, решают различные  задачи, по-разному влияют на ЧНП, доходы и занятость, качественно характеризуют различные отношения, то на практике все это вызывает некоторый дисбаланс. Поэтому в реальности доходы и расходы государства могут быть и не равны. Причем, разница между суммой государственных доходов и государственных расходов используется в качестве инструмента бюджетной политики, т.е. может стабилизировать либо стимулировать экономику страны. Между расходами и доходами государства нет тесной взаимозависимости, так как они не связаны с куплей-продажей тех услуг, которые совершает государство. Для фирмы взаимообусловленность доходов и расходов вполне очевидна. Она приобретает ресурсы, производит из них какие-либо блага, продает их и на вырученные деньги приобретает материальные ресурсы, чтобы начать цикл заново. При этом и затраты, и доходы фирмы увеличивают ВВП и занятость. Для деятельности государства данная зависимость не характерна. Общественные блага, которые производит государство, не опосредованы деньгами. Налоги непосредственно уменьшают доходы и выпуск продукции, повышают цены. И лишь государственные расходы увеличивают выпуск продукции, занятость и доходы.

Что касается налоговых  доходов, то их величина зависит от двух факторов: налоговой ставки и  величины ЧНП. Отсюда вытекают следующие  выводы:

Это означает, что  чем больше ЧНП, тем меньше налоговая составляющая ЧНП, т.е. при высоком ЧНП и небольшой налоговой ставке государство может собирать очень большие налоги в абсолютном выражении.

Чем меньше ЧНП, тем больше должна быть налоговая  ставка.

Государственные доходы (налоги) и равновесный ЧНП: для их рассмотрения используются те же подходы, что и для рассмотрения государственных расходов и равновесного ЧНП, т.е. рассмотрение с позиций анализа совокупных расходов и национального выпуска и рассмотрение с позиций анализа потоков утечек и инъекций.

Фундаментальная цель бюджетной политики состоит  в  том, чтобы ликвидировать безработицу  или инфляцию. В период спада проводится стимулирующая бюджетная политика. Она включает в себя  увеличение государственных расходов, или снижение налогов, или и то и другое.  Т.е. если в начале мы имеем сбалансированный бюджет, то бюджетная политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

При наличии  бюджетного дефицита его стимулирующее  воздействие на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Существуют два основных метода: займы у населения или выпуск новых денег. Рассмотрим первый метод: если правительство выходит на денежный рынок и размещает там свои займы, то оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. Этот дополнительный спрос приводит к росту уровня процентной ставки. Таким образом, правительство будет выталкивать некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные к  величине процента потребительские расходы. Второй же метод позволяет избежать выталкивания частных инвестиций. И, следовательно, считается, что создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицита.

При наличии  бюджетного профицита его дефляционное влияние зависит от того, как он будет ликвидироваться. Возможно погашение задолженности государства, но, выкупая свои долговые обязательства, правительство передает свои избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок, вызывая падение ставки процента и стимулируя инвестиции и потребление. С другой стороны, правительство может просто изъять избыточные суммы. Это означает, что правительство приостанавливает любое их дальнейшее использование. И таким образом, эти средства уже не окажут никакого инфляционного воздействия. Именно поэтому считается, что полное изъятие дефицитного бюджетного излишка более сдерживающая мера, нежели использование этих средств для погашения государственного долга.

 

1.2. Налоговая  политика

Налоговая политика государства — есть система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.

Цели и задачи налоговой политики обычно определяются в зависимости  от конкретной экономической конъюнктуры. Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый год через принятие государственного бюджета. Проведение же самой налоговой политики оформляется путем принятия соответствующих нормативных актов: федеральных законов, указов президентов, федеральных законов, постановлений правительства и иных подзаконных актов.

Необходимо отметить, что Конституция  РФ (ст. 114 ч.1 п.”Б”) закрепила принцип  единой финансовой политики, а поскольку  налоговая политика — это составная  часть финансовой политики государства, ей также присуще внутреннее единство.

Налоговая политика государства - это  один из ключевых инструментов стратегии  экономического развития. Первая и  главная задача налоговой политики - создать эффективную систему  государственного финансового контроля. Основная ответственность за ее профессиональную реализацию лежит на министерстве по налогам и сборам и Федеральной службе налоговой полиции.

При реализации налоговой политики нужно четко выдерживать тонкий баланс государственных и частных  интересов, строго соблюдать права граждан и хозяйствующих субъектов, опираться только на закон. При этом необходимо постоянно держать в уме базовую задачу - как находить средства для выполнения социальных обязательств перед населением и одновременно наращивать экономику и предпринимательскую инициативу.

Сегодня на повестке дня стоит необходимость  корректировки налоговой политики государства. Выполнение этой задачи уже  началось с принятием нового Налогового кодекса.

Налоги республик в составе  РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов устанавливаются законодательными актами субъектов РФ в соответствии с НК РФ и действуют на территории соответствующих субъектов РФ. К их числу (для краткости их чаще называют региональными) относятся:

  1. налог на имущество организаций;
  2. налог на недвижимость;
  3. дорожный налог;
  4. транспортный налог;
  5. налог с продаж;
  6. налог на игорный бизнес;
  7. региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Введенный в  действие новый Налоговый кодекс существенно изменил общую структуру  региональных налогов и сборов, что  видно из анализа таблицы 1.3.

Конституционный Суд РФ в своих постановлениях указал на признаки "законно установленных" налогов субъектов РФ (региональных налогов):

— перечень региональных налогов, установленный  федеральным законом, является исчерпывающим, т. е. субъект РФ не может ввести налог (сбор), не перечисленный в федеральном законе;

— в федеральном  законе объект налогообложения, налоговая  база и предельная ставка регионального  налога должны быть указаны определенно  и непротиворечиво.

Естественным  стремлением каждого региона  является повышение финансовой независимости и устойчивости. Это – основной аспект формирования налоговой политики на региональном уровне. Главное средство для этого — увеличение налоговых поступлений.

Налоговые поступления  могут быть увеличены несколькими  способами.

1. Введение новых налогов. Основное достоинство этого способа — стабильное, прогнозируемое поступление средств. Сложность заключается в том, что от обоснования необходимости нового налога до его фактического введения проходит длительное время.

2. Увеличение ставок налогов. Достоинство — быстрый эффект. Недостаток — ставки большинства налогов находятся на предельном уровне и не могут быть повышены. Кроме того, быстро возникающий при повышении ставок налога эффект в виде увеличения поступлений в дальнейшем уменьшается.

3. Повышение  собираемости налогов. Достоинство  — отсутствие потребности в  законодательных решениях. Кроме  того, мероприятия по повышению  собираемости налогов проводятся  постоянно и заключаются в  совершенствовании учета налогоплательщиков, выявлении налогоплательщиков, уклоняющихся от налогового учета, и других формах налогового администрирования. Но указанный способ не может дать значительного экономического эффекта ввиду того, что собираемость по основным видам налогов и так находится на достаточно высоком уровне, а уровень стопроцентной собираемости достижим только теоретически. 

4. Сокращение  количества плательщиков, пользующихся  льготами. Достоинство — теоретическое  увеличение поступления налогов.  Недостатки — возможные социальные  недовольства и ухудшение финансового положения бывших льготников, что ведет к их неплатежеспособности.

Теоретически  у региона могут быть дополнительные ресурсы в случае, если не все  установленные Налоговым кодексом РФ местные налоги введены в действие или уровень налоговых ставок ниже максимально разрешенного значения. Практически законодатель на региональном уровне, испытывая недостаток в денежных средствах, эти ресурсы уже использовал.

Подводя итоги, можно сказать, что  практически каждый регион нашей  страны нуждается в дополнительных финансовых ресурсах. Таким источником могут стать возросшие в результате совершенствования налоговой базы региона налоговые поступления. В то же время регионы имеют ограниченное воздействие на налоговую базу, но в рамках предоставленных им полномочий это влияние должно иметь целью увеличение объемов производства. Только следствием этого процесса может стать устойчивое повышение налоговых поступлений.

 

1.3. Региональная бюджетно-налоговая система

Информация о работе Бюджетно-налоговая система