Бюджетная система Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной бюджетной системы Японии.
Цель исследования определяет постановку следующих задач
: – раскрытие основных звеньев бюджетной системы;
– рассмотрение главного звена системы государственного бюджета Японии;
– провести сравнительный анализ государственных бюджетов Японии и России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования бюджета…………….3
1.1 Бюджет, его должностная сущность и функции…………………………3
1.2. Особенности бюджетной системы Японии ……………………………….6
1.3. Сравнительная характеристика государственных бюджетов в РФ и Японии……………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. Анализ современной бюджетной системы Японии……………….21
2.1. Анализ доходов и расходов бюджетов Японии………………………….21
2.2. Анализ отражения источников формирования доходной части бюджетов Японии……………………………………………………………………………42
2.3. Особенности государственного долга в Японии, его управление……….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……….50

Вложенные файлы: 1 файл

бюджет сист Японии.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

 ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования бюджета…………….3

1.1  Бюджет, его  должностная сущность и  функции…………………………3

1.2. Особенности  бюджетной системы Японии ……………………………….6

1.3. Сравнительная характеристика государственных бюджетов в РФ и Японии……………………………………………………………………………11

ГЛАВА 2. Анализ современной бюджетной системы Японии……………….21

2.1. Анализ доходов и расходов бюджетов Японии………………………….21

2.2. Анализ отражения  источников формирования доходной части бюджетов Японии……………………………………………………………………………42

2.3. Особенности государственного долга в Японии, его управление……….42

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….48

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……….50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное – создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг. Степень разработанности проблемы. В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной бюджетной системы Японии.

Цель исследования определяет постановку следующих задач

: – раскрытие  основных звеньев бюджетной системы;

– рассмотрение главного звена системы государственного бюджета Японии;

 – провести сравнительный анализ государственных бюджетов Японии и России; 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования бюджета

1.1  Бюджет, его должностная сущность  и  функции

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов всех уровней  и государственных внебюджетных фондов, основана на экономических отношениях и регулируется нормами права.

Бюджетные экономические  отношения возникают в процессе:

·      формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы;

·      то же для бюджетов государственных внебюджетных фондов;

·      осуществления государственных и муниципальных заимствований и в последующем регулирования внутреннего долга;

·      составления, рассмотрения, утверждения проектов бюджетов системы, их исполнения и контроля за исполнением.

Структура бюджетной  системы, правовой статус участников бюджетных  отношений регламентируются Бюджетным  кодексом РФ (введен в действие в 2007 г.), а также соответствующими специальными законами субъектов Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, Указами Президента и Постановлениями Правительства.

Бюджетная система состоит  из бюджетов трех уровней:

1-й уровень – Федеральный (Государственный) бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2-й уровень – бюджеты субъектов и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

3-й уровень – местные бюджеты  (городские, районные, сельские, поселковые, всего около 29 тыс.).

Так, федеральный (государственный) бюджет есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения.

Бюджет субъекта  (региональный) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта.

Местный бюджет, бюджет муниципального образования, представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Федеральный бюджет и  бюджеты субъектов разрабатываются и утверждаются в форме законов соответствующего уровня. Местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления. Начиная с 1991 г. бюджеты в Российской Федерации функционируют автономно. Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня, вместе с тем вышестоящий бюджет выступает гарантом финансирования социального минимума необходимых расходов нижестоящих бюджетов.

Бюджеты, действующие  на территориях субъектов, объединяются в консолидированные бюджеты. Федеральный и консолидированные бюджеты субъектов вместе составляют консолидированный бюджет. Консолидированные бюджеты используются для расчетов минимальных социально-финансовых нормативов, используются в бюджетном планировании и служат основанием для предоставления субвенций регионам из федерального бюджета.

Бюджеты утверждаются ежегодно и действуют в течение финансового  года, совпадающего с календарным.

Ведущим звеном бюджетной  системы является федеральный (государственный) бюджет, с помощью которого перераспределяется до 40% национального дохода страны и финансируются основные государственные расходы, экономические и социальные программы. Расходы государственного бюджета в мировой практике, равно как и в России, традиционно содержат следующие статьи:

·      затраты на социальные нужды, в том числе на здравоохранение, образование, культуру, выплаты социальных пособий;

·      затраты на хозяйственные нужды страны, в том числе капитальные вложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных целевых программ;

·      расходы на оборону и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб;

·      административно-управленческие расходы, включая содержание правительственных органов, органов правопорядка, юстиции;

·      платежи по государственному долгу.

Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры инвестиций, отраслевую и региональную структуру  экономики, национальную конкурентоспособность на мировом рынке. Но в то же время величины ее расходных статей могут сильно меняться, особенно в периоды экономических кризисов.

В составе федерального бюджета за счет целевых отчислений от конкретных видов доходов могут создаваться целевые бюджетные фонды. В практике последних лет формировались федеральные целевые фонды: Дорожный Российской Федерации; Экологический фонд, Фонд Министерства РФ по налогам и сборам, Фонд Министерства РФ по атомной энергии, прочие фонды, а также фонды, направляемые в регионы. К числу последних относятся:

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, за счет средств которого осуществляются: дотации с целью экономического выравнивания субъектов РФ; субсидии, направляемые на закупку и доставку нефти и нефтепродуктов, топлива, продовольственных товаров; субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям (Дальний Восток, Архангельская область).

 

1.2. Особенности  бюджетной системы Японии.

Финансовая система  Японии состоит из бюджета центрального правительства (общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти.

Бюджет Японии, как и  все государственные бюджеты состоит из доходов и расходов. Доходы бюджета Японии формируются из налоговых и неналоговых поступлений. Отличительной особенностью бюджета Японии является высокая доля неналоговых поступлений в бюджет (около 15%). К неналоговым доходам относятся:

- доходы от арендной  платы;

- доходы от продажи   земельных участков и другой  недвижимости;

- пени, штрафы;

- доходы от лотерей;

- займы;

- другие неналоговые доходы.

Бюджетная система Японии – это совокупность всех видов  бюджетов. Финансовая система Японии состоит из бюджета центрального правительства (общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти.

Доходная часть государственного бюджета Японии состоит из налоговых и неналоговых поступлений. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высока.  
В Японии всего насчитывается 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет.  
Доходная часть местных бюджетов состоит из налоговых и неналоговых поступлений: отчисления от общегосударственных налогов; дотации государства на осуществление общенациональных мероприятий; займы.  
За счет средств местных органов власти в Японии финансируется развитие производственной инфраструктуры, мероприятия, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий.

Кроме того, через местные  бюджеты проводятся расходы на подготовку рабочей силы, выплату различных пособий, пенсий. Значительная часть бюджетных средств расходуется на содержание местных органов власти, в том числе полиции, органов суда и прокуратуры.

Что касается расходной  части  бюджета  Японии. 

Большая часть расходов бюджета приходится на социальные расходы (около 50%), среди которых выделяют:

- пенсии по старости  и инвалидности (около 30%);

- здравоохранение (около  1,5%);

- образование (около 12%);

- другие социальные расходы.

На военные расходы  приходится около 4% от всех расходов бюджета. По сравнению с другими странами – это достаточно низкий показатель.

Большие социальные расходы  связаны с отношением к пожилым  людям, которые в Японии традиционно  ставятся в почёт. Численность данной категории населения в Японии постоянно растёт, что приводит к  увеличению социальных расходов. Кроме  этого, в Японии  продолжительность  жизни одна из самых высоких. Но в  тоже время, рост качества жизни ведёт  к увеличению срока деловой активности населения, а следовательно, время выхода на пенсию отодвигается на более поздние сроки.

Выплата пенсий по старости только на 1/3 финансируется из бюджета (базовая пенсия). Остальная часть  пенсии выплачивается за счёт различных  пенсионных фондов.

Для тех, кто не может сам  обеспечить своё проживание, государство  выплачивает  так  называемую «общественную  помощь»  в размере прожиточного минимума. Сюда входят выплаты на образование, повседневные нужды, жильё, медицинское обслуживание, материнство, пособие по безработице, на похороны. Число лиц, получающих данную помощь постоянно снижает и в настоящее время составляет около пособие 0,5% населения страны. 

Из  бюджета  финансируются  расходы  на  НИОКР.  В  Японии  образование и наука рассматривается  как главный фактор экономического  роста. Основной прирост ВВП  в последнее время в Японии  приходится именно на НИОКР.  

За счет государственного бюджета финансируются дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связи, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.

В настоящее  время  бюджетная  политика в  Японии по-прежнему исходит  из принципа, чтобы расходы  в  планируемом  году не превышали расходов в отчётном.

Для финансовой политики Японии характерным является дефицит бюджета, который покрывается за счёт государственных  займов. Дефицит бюджета составляет около 4% от ВВП.

Доходы государственного бюджета: Практически нет налогов  чисто центральных и чисто  местных, все налоги являются перераспределительными. 

Согласно  Конституции  Японии парламенту принадлежит исключительное право  распоряжаться государственными финансами.

Исполнение  бюджета  осуществляется министерством  финансов и иными  министерствами и ведомствами.

Кассовое обслуживание бюджета  производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов  представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции.

Информация о работе Бюджетная система Японии