Контрольная работа по "Бюджету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 13:38, контрольная работа

Краткое описание

ВОПРОС: Высший представительный орган республики Горный Алтай объявил своим постановлением собственностью республики реку Катунь и сооружения гидроэлектростанции, которые на ней расположены. Финансирование строительства было решено проводить за счет бюджета республики.
Минэнерго не согласилось с таким решением и обратилось в Правительство РФ с просьбой отменить данное решение.
По каким основаниям водные объекты становятся государственной собственностью (Российской Федерации и субъектов РФ), муниципальной, частной собственностью?
Обоснуйте ответ со ссылками на действующее законодательство.

Вложенные файлы: 1 файл

экология.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)
 
 
  1. ЗАДАЧА  № 1
 
 

     ВОПРОС: Высший представительный орган республики Горный Алтай объявил своим постановлением собственностью республики реку Катунь и сооружения гидроэлектростанции, которые на ней расположены.  Финансирование строительства было решено проводить за счет бюджета республики.

     Минэнерго не согласилось с таким решением и обратилось в Правительство РФ с просьбой отменить данное решение.

     По  каким основаниям водные объекты  становятся государственной собственностью (Российской Федерации и субъектов  РФ), муниципальной, частной собственностью?

     Обоснуйте ответ со ссылками на действующее законодательство. 
 

     ОТВЕТ: Согласно Конституции Российской Федерации1 и ч.1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ВК РФ)2 устанавливается форма собственности на водные объекты. Согласно норм заонодательства все водные объекты в Российской Федерации (далее по тексту РФ) находятся в федеральной государственной собственности, за исключением прудов и обводненных карьеров, которые могут находиться в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, граждан и юридических лиц. Однако определение понятий данных водоемов (прудов и обводненных карьеров) в новом ВК РФ отсутствует, что в дальнейшем может способствовать недобросовестному присвоению в частную собственность небольших озер или, скажем, малых водохранилищ. Допуская частную собственность на ограниченный круг водных объектов, законодатель привлекает частные инвестиции на основе договорного пользования. В частную же собственность должны попасть окруженные частными земельными участками водоемы, имеющие с ними общую юридическую судьбу. Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут приобрести право пользования поверхностным водным объектом в порядке, предусмотренном ВК РФ, а подземным водным объектом - в порядке, предусмотренном Законом «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-1 (далее по тексту Закона № 2395-1)3. Согласно ст. 1.2 «Собственность на недра» Закона № 2395-1, недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

     Важная  особенность оборота водных объектов - ограничения продажи, залога и совершения других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов4. Между тем в ст. 8 ВК РФ сделки с водными объектами - прудами и обводненными карьерами, за исключением сделок с водными объектами, расположенными в границах поселения на расстоянии до одного километра от границы поселения либо с площадью акватории более 2 тыс. кв. м и находящимися в государственной или муниципальной собственности, которые влекут или могут повлечь отчуждение, могут переходить от одного лица к другому в соответствии с ГК РФ и земельным законодательством Российской Федерации (согласно ст. 8 ВК РФ).

     Таким образом, предполагается расширение оборота водных объектов за счет возможности перехода водных объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в частную собственность. В этом случае пруды и обводненные карьеры будут следовать судьбе земельного участка, где они расположены, в случаях, когда их отчуждение не допускается5. Оборот водных ресурсов предполагает, как это предусмотрено в ВК РФ, что права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому только с согласия собственника водного объекта. Передача права пользования водным объектом производится по договору. Договор передачи прав и обязанностей водопользователя подлежит государственной регистрации. При этом заключение нового договора водопользования, внесение в него изменений или принятие нового решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется.

     Законодательством определены пределы водного оборота: водный оборот не должен наносить ущерб окружающей среде; водный оборот не должен нарушать права и законные интересы третьих лиц; не допускаются продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов; водный оборот должен осуществляться с соблюдением государственных и общественных интересов, что обеспечивается установлением специального порядка предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования.

     Исходя  из ч. 1 ст. 129 ГК РФ установлена свобода перехода водных прав на основании универсального правопреемства, но при этом пруды и обводненные карьеры и водные ресурсы не должны быть изъяты из оборота или ограничены в обороте. Это означает, что регулирование водных имущественных отношений в рамках водного законодательства не должно противоречить нормам ГК РФ. В нормах водного права должна быть отражена специфика правового регулирования водных отношений, вытекающая из того факта, что водные объекты - пруды и обводненные карьеры и водные ресурсы, добываемые из водных объектов, являются не только объектом недвижимости, но и важнейшим природным ресурсом.

     Находящиеся в государственной или муниципальной  собственности объекты относятся к объектам общего пользования: любой гражданин вправе бесплатно пользоваться ими для личных и бытовых нужд, передвижения, пребывания, любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. 

  1. ЗАДАЧА  № 2
 
 

     ВОПРОС: Решением городской администрации с организации было взыскано 10 тыс. руб. в счет погашения ущерба, причиненного сбросом неочищенных вод в водоем общего пользования. Организация (причинитель вреда) обратилась в арбитражный суд с требованием о признании данного решения недействительным и о возвращении ранее взысканной суммы на том основании, что организация постоянно перечисляет на счет экологического фонда платежи за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ.

     Решите  дело.

     Охарактеризуйте порядок определения размеров и уплаты платежей за загрязнение вод. 
 

     ОТВЕТ: Арбитражный суд в своем Определении решение городской администрации оставит без изменений, а требование организации без удовлетворений.

     В силу ст. 35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Из ст. 1 ВК РФ следует, что загрязнение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов; засорение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов; истощение вод - устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод. Согласно п. 1 ст. 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. 24 - 27 ВК РФ. В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту Закона № 131-ФЗ)6 одним из вопросов местного значения городского округа является организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

     Пунктами 1, 3 и 4 ст. 39 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту Закона № 7-ФЗ)7 установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Вывод из эксплуатации иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации. При выводе из эксплуатации иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

     Администрация города отнесена к субъекту природоохранной деятельности, на который возложена обязанность по соблюдению законодательства по охране окружающей среды, в том числе путем принятия мер в целях обеспечения благоприятной окружающей среды. В связи с чем, городская  администрация является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса о административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту КоАП РФ) 8. Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

     Объективная сторона правонарушений по ст. 8.13 – 8.15 КоАП РФ состоит в действиях или бездействии, нарушающих правила охраны водных ресурсов, то есть диспозиция указанной нормы предусматривает ответственность за возможность загрязнения, засорения и (или) истощения водных объектов, то есть состав правонарушения является формальным и наступления вредных последствий не требуется. Это подтверждают Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда (далее по тексту ААС) РФ от 09.02.2010г.  по делу № А33-1855/2008, Постановление Седьмого ААС РФ от 18.06.2009г. № 07АП-3659/09 по делу № А67-1245/09, Постановление ФАС ЗСО РФ от 22.09.2009г. № Ф04-5733/2009(20040-А67-32), Постановление Седьмого ААС РФ от 18.05.2009г. № 07АП-3196/09 по делу № А67-1331/09.

     Статьей 77 Закона № 7-ФЗ предусмотрена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке тарифами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

     Постановлением  Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344 (далее по тексту Постановление № 344)9 установлены нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды. Размер ущерба, причиненного окружающей среде, определяется на основании Приказа Минприроды РФ № 87 «Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» (далее по тексту Приказ № 87)10. В силу ч. 2 ст. 68 ВК РФ привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенные нарушения и возместить вред, причиненный в результате сброса вод с превышением загрязняющих веществ, согласно ч. 2 ст. 69 ВК РФ11.

     Ныне, после принятия Постановления № 344, система платежей несколько преобразована, порядок определения размеров платы за загрязнение окружающей среды в основном сохранен и обеспечена реализация принципа «Загрязнитель платит». Так, изменена общая правовая оценка деятельности в сфере реализации данного принципа: ныне плата исчисляется и взимается за «негативное воздействие на окружающую среду», а не за ее загрязнение.

     Согласно  Раздела II Приказа № 87 исчисление размера причиненного вреда может осуществляться исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния водного объекта, а также в соответствии с проектами восстановительных работ. Исчисление размера вреда водному объекту исходя из фактических затрат осуществляется на основании данных о стоимости основных видов работ  или фактически произведенных расходах по основным мероприятиям и работам (этот перечень исчерпывающий и приведен в законодательстве). Исчисление размера вреда производится с учетом факторов, влияющих на его величину и к которым относятся: состояние водных объектов, природно-климатические условия, длительность и интенсивность воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект. Исчисление размера вреда, причиненного водному объекту, осуществляется независимо от того, проводятся мероприятия по устранению нарушения и его последствий непосредственно вслед за фактом нарушения или будут проводиться в дальнейшем в соответствии с программами по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также программами социально-экономического развития регионов и производится по формуле приведенной в Приказе № 87.

Информация о работе Контрольная работа по "Бюджету"