Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет составляет основу финансовой деятельности государства. Его состояние может отражать как успехи, так и провалы государственной политики. Сегодня, в условиях активной финансовой деятельности государства, актуальны многие вопросы: повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом, совершенствование бюджетно-налоговой политики и межбюджетных отношений.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета
1.2 Структура государственного бюджета
1.3 Формирование и использование государственного бюджета
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ СТРУКТУРЫ И ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РБ
2.1 Особенности бюджетного устройства РБ
2.2 Оценка динамики доходной части бюджета Республики Беларусь за период 2008-2010 гг.
2.3 Оценка расходов бюджета РБ за период 2008-2010 гг.
ГЛАВА 3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 327.25 Кб (Скачать файл)

Порядок распределения доходов  и расходов между отдельными видами  и уровнями  бюджетов  определяется  решением  следующих задач:

  • сбалансированность  доходной  и  расходной  частей  каждого  из бюджетов;
  • заинтересованность местных  органов  власти  в  выполнении планов поступлений общегосударственных доходов и расходов;
  • равномерность поступлений доходов в госбюджет;
  • приоритетность  республиканского  бюджета  в  финансировании  программ и мероприятий [14, с.22].

В основу распределения положены следующие принципы:

  1. Принцип  значимости,  который  предполагает  зачисление  доходов в республиканский и местные бюджеты, а также определяет закрепленные,  собственные  и  регулирующие  виды  доходов  за  соответствующими бюджетами.
  2. Принцип  подчиненности,  в  соответствии  с  которым  подведомственные  предприятия  перечисляют  налоги  и  другие  виды  доходов  в соответствующие бюджеты.
  3. Принцип территориальности – значительная часть доходов и налогов зачисляется в бюджет по территориальной принадлежности плательщиков [14, с.23].

Формирование  государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения  национального дохода, так и в  ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального  дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности [13, с.456].

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что государственный бюджет, как основное звено бюджетной системы, является одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование. Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег.

 

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ СТРУКТУРЫ И ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РБ

 

 

2.1 Особенности  бюджетного устройства РБ

 

Бюджетное устройство - организация  бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь, и определяется административно-территориальным делением Республики Беларусь [8, ст.4].

Исходя из особенностей государственного устройства Республики Беларусь как  унитарного государства и в соответствии с административно-территориальным  делением, бюджетная система Республики Беларусь представляет собой основанную на экономических отношениях и нормах законодательства совокупность республиканского и местных бюджетов. Законодательство включает в бюджетную систему  два вида бюджетов — республиканский  и местные (областные, городские, районные, сельские и поселковые) [8, ст.5]. совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы составляют консолидированный бюджет [8, ст.6].

Доходы бюджета каждой административно-территориальной  единицы формируются за счет налогов, определяемых законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей, а также иных поступлений в  соответствии с законодательством  Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 2 Закона «О бюджетной  классификации Республики Беларусь»  классификация доходов по группам  включает:

    • налоговые доходы;
    • взносы на государственное социальное страхование;
    • неналоговые доходы;
    • безвозмездные поступления.

К собственным источникам доходов  бюджета относятся:

    • источники доходов, закрепленные законодательством Республики Беларусь за бюджетом каждого уровня;
    • дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В бюджет могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заемные средства [8, ст.13].

На основании ежегодно принимаемых бюджетов и ст. 24 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» к доходам республиканского бюджета следует отнести:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы; 
  • налог на прибыль с предприятий и организаций республиканского подчинения;
  • таможенные пошлины и сборы;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности государства.

Это стабильные источники  доходов республиканского бюджета. Кроме них в него включаются денежные средства, получаемые государством от других государств в соответствии с заключенными соглашениями. В республиканский бюджет поступает часть доходов от осуществления Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь операций с ценными бумагами (государственный кредит и др.)

В местные бюджеты в  соответствии с Законом «О местном  управлении и самоуправлении», независимо от уровня местного Совета, закреплены следующие источники доходов:

    • налог на прибыль предприятий и других хозяйствующих субъектов соответствующего подчинения;
    • налог на доходы;
    • налог на недвижимость коммунального хозяйства соответствующего уровня местного Совета;
    • плата за природные ресурсы от хозяйствующих субъектов соответствующего подчинения;
    • поступления средств от приватизации коммунальной собственности.

К собственным доходам местных  бюджетов любого уровня относятся также  безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, иностранных  субъектов (дарение, завещание, благотворительность  и др.)

Расходы бюджетов определяются программами  социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной  единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством  Республики Беларусь и решениями  местных Советов депутатов о  бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

В соответствии с действующим  законодательством Республики Беларусь, можно выделить четыре основные группы расходов.

В первую группу входят расходы  на развитие народного хозяйства  по следующим направлениям:

а) содержание, поддержка и расширение государственного сектора экономики;

б) государственные инвестиции на безвозмездной основе в систему государственной собственности;

в) внешнеэкономическая деятельность;

г) обслуживание государственного долга;

д) мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

е) природоохранные мероприятия;

ж)  прочие расходы экономического характера.

Во вторую группу входят расходы на образование, культуру, искусство, науку, здравоохранение, физкультуру  и спорт, и другие социальные программы.

Третью группу составляют так называемые расходы на содержание всего государственного аппарата:

а) содержание органов законодательной власти;

б) содержание исполнительных органов власти;

в) содержание судебной власти;

г) содержание правоохранительных органов и прокуратуры;

д) расходы на проведение выборов и референдумов.

К четвертой группе можно  отнести расходы, обеспечивающие безопасность нашей страны:

а) национальная оборона страны;

б) таможенные и пограничные органы;

в) финансовые и налоговые органы;

г) затраты  по закладке и  обновлению государственных запасов и 
резервов. [7]

В бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год в соответствии с  принятыми ранее обязательствами  предусматриваются в полном объеме ассигнования на выплату процентов  по государственному долгу, погашение  имеющейся в республиканском  бюджете на данный год задолженности  по государственному долгу прошлых  лет с наступившим сроком уплаты, а также ассигнования для исполнения обязательств по выданным Правительством Республики Беларусь гарантиям.

В составе республиканского и местных  бюджетов создаются резервные и  целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических  и других программ, ликвидацию последствий  стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год [8, ст.14].

 

2.2 Оценка динамики доходной части бюджета Республики Беларусь за период 2008-2010 гг.

 

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие  у государства с предприятиями, организациями и гражданами в  процессе формирования бюджетного фонда  страны. Бюджетные доходы, с одной  стороны, являются результатом распределения  стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают  объектом дальнейшего распределения  сконцентрированной в руках государства  стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения [19, с. 27].

Доходная часть бюджета  Республики Беларусь, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (около 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Неналоговые поступления также являются неотъемлемой частью бюджетных доходов. ()

Анализ структуры доходной части республиканского бюджета  показывает, что основную часть его доходов составляют косвенные налоги: налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета в 2008 году с 57,4% уменьшилась до 45,1% в 2009 году и увеличилась и до 65% в 2010 году. (см. табл. 1). При этом 17,4% в 2008 году, 19,2%  в 2009 году и 24,3% всех поступлений бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость;16,2%, 17,2% и 11,9% соответственно - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.

 

Таблица 2.1– Динамика структуры доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь

 

2008

2009

2010

Млрд.

Рублей

В % к итогу

Млрд.

Рублей

В % к итогу

Млрд.

рублей

В % к итогу

Доходы бюджета  −  всего

50937,9

100

46612,5

100

48650,1

100

1.Налоговые доходы  – всего

46804, 8

91,9

41300,30

88,6

44836,0

92,2

в том числе:

Налоги на доходы и прибыль 

11176,3

22,0

9630,7

20,7

11822,5

24,3

в т.ч. - подоходный налог 

4182,9

8,2

4305,3

9,2

5380,9

11,1

Налоги на товары и услуги

20489,3

40,2

19907,2

42,7

22980,8

47,2

в т.ч. - НДС 

113999,2

22,4

12083,1

25,9

16226,4

33,4

- акцизы 

3900,8

7,7

3637,4

7,8

4350,2

8,9

Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности

10612,6

20,8

7969,5

17,1

5776,2

11,9

2. Неналоговые  доходы

4133,1

8,1

5320,7

   11,4

3787,1

        7,8

Информация о работе Государственный бюджет