Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет составляет основу финансовой деятельности государства. Его состояние может отражать как успехи, так и провалы государственной политики. Сегодня, в условиях активной финансовой деятельности государства, актуальны многие вопросы: повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом, совершенствование бюджетно-налоговой политики и межбюджетных отношений.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета
1.2 Структура государственного бюджета
1.3 Формирование и использование государственного бюджета
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ СТРУКТУРЫ И ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РБ
2.1 Особенности бюджетного устройства РБ
2.2 Оценка динамики доходной части бюджета Республики Беларусь за период 2008-2010 гг.
2.3 Оценка расходов бюджета РБ за период 2008-2010 гг.
ГЛАВА 3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 327.25 Кб (Скачать файл)

 

Когда расходы бюджета  превышают доходы, сальдо бюджета  положительное (δ>0), что соответствует профициту (излишку) государственного бюджета.

Когда расходы равны доходам, сальдо бюджета равно нулю (δ=0) и  такой бюджет называется сбалансированным бюджетом;

Когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное (δ<0) и имеет место дефицит государственного бюджета [13,с.425].

Структура и содержание бюджетной  системы зависят от ряда объективных  и субъективных факторов. Среди объективных  факторов выделяют преобладающую форму  собственности, уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, порядок распределения валового продукта, природные, экономические, социальные и национальные особенности страны. Среди субъективных факторов – политика правительства, приоритеты развития, внешняя  экономическая ситуация, государственное устройство [5, с. 94].

Бюджетная система − основанная на экономических отношениях и юридических  нормах совокупность всех бюджетов государства, взаимосвязанных между собой  установленными законом отношениями.

В странах, имеющих унитарное устройство (Франция, Великобритания, Беларусь), бюджетная  система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджеты. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Швейцария, Российская Федерация)  бюджет состоиз трех – федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации (штатов, земель, кантонов, субъектов федерации и т.п.) и местных бюджетов.  Такое бюджетное устройство достигается вследствие разделения источников формирования доходов всех видов бюджетов, в том числе распределения налоговых поступлений среди субъектов по различным направлениям: между центром и территориями, между органами власти. Это явление получило название бюджетного федерализма. Он предполагает взаимодействие органов власти различных уровней с целью формирования, присвоения, распространения и использования денежных ресурсов общества. Бюджет имеет свою структуру, основными составляющими которой служат доход и расход государства [12, с. 170].

Бюджет центрального правительства  и местные бюджеты тесно взаимосвязаны  как по источникам поступления денежных средств, так и их расходованию. В  главном они совместно решают политические, экономические и социальные цели общества на принципе компромисса  интересов основных групп как в политике, так и в экономике. Носителями этих интересов выступают министерства, политические партии, финансово–промышленные группы, монополии, союзы предпринимателей, профсоюзы отраслей и т. д.

Достигается этот компромисс иногда в острой политической и экономической  борьбе путем перераспределения  налогов, бюджетных дотаций, распределением государственных заказов и т. д. В этой борьбе складывается распределение  и перераспределение денежных ресурсов в рамках единого государственного бюджета [21].

Таким образом, государственный  консолидируемый бюджет представляет собой не только бюджет центрального (республиканского, федерального) правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней  государственных и административно–территориальных  властей (штатов, губерний, субъектов  федерации, земель, областей, районов).

 

    1. Формирование и использование государственного бюджета

 

Государственный бюджет формируется  на основе следующих принципов:

  1. Единство бюджетной системы (единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации и политики, форм бюджетных документов и отчетности).
  2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.
  3. Самостоятельность бюджетов всех уровней (у каждого свои источники средств, свои расходы).
  4. Сбалансированность бюджета (нет дефицита; если обнаружен профицит, то он сокращается путем уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов, направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств, передачей части доходов бюджетам других уровней).
  5. Эффективное и экономичное использование бюджетных средств.
  6. Достоверность бюджета (надежность показателей и их адекватность экономическому положению).
  7. Полнота отражения доходов и расходов бюджета.
  8. Гласность, предполагающая, что проекты бюджетов доводятся до общественности путем их освещения в средствах массовой информации.
  9. Реальность, означающая, что в доходах отражены источники поступлений в размерах, соответствующих прогнозу развития экономики, а в расходах – направления финансирования, которые обоснованы прогнозными показателями;
  10. Адресный и целевой характер использования бюджетных средств [1].

Бюджеты всех уровней исполняются  и формируются согласно бюджетной  классификации. Правильно построенная, она раскрывает классовый характер бюджета, позволяет определить цели расходования бюджетных средств, установить задачи и курс финансовой политики правительства.

Бюджетная классификация − это  единая международная система функционального  объединения доходов и расходов бюджета по однородным признакам; она  обеспечивает возможность сравнения  бюджетных данных разных бюджетов, даёт возможность определить характер регулирующих действий государства  по формированию денежных средств и их использованию[19, с. 137].

В мировой практике используются различные  виды классификаций расходов, такие  как: министериальная (ведомственная), предметная (отраслевая), экономическая, смешанная (комбинированная).

При ведомственной классификации  расходы группируются по министерствам (ведомствам), а затем внутри министерств  разносятся по управлениям, отделам, секторам и другим административным подразделениям. Такая классификация позволяет  скрывать подлинное направление  ассигнуемых средств, характер расходов.

В случае предметной классификации  расходы распределяются по отраслям хозяйства и управления. При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп, соответствующие их отраслевому характеру. Как правило, выделяются следующие группы расходов:

  1. финансирование промышленного производства;
  2. финансирование социально-культурных мероприятий;
  3. финансирование науки;
  4. финансирование обороны;
  5. содержание правоохранительных  органов  и  органов  государственной

        власти  и управления;

  1. расходы по внешнеэкономической деятельности;
  2. создание резервных фондов;
  3. расходы по обслуживанию государственного долга;
  4. прочие расходы и выплаты.

      Здесь хорошо  видна роль государства в разных  областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Предметная классификация намного реальнее отражает цели расходов, поэтому она почти не встречается в чистой форме, а сочетается с другими видами.

Экономическая классификация  предполагает дифференциацию расходов по хозяйственным признакам или  производственным элементам (капитальные  вложения, заработная плата, субсидии, дотации и т. д.).

Смешанная классификация строится на определённом сочетании ведомственных  и предметных признаков. Наиболее распространено составление окончательного свода  расходов по министерствам, а в пределах каждой из административных единиц −  по предметам расходов. Возможна и  группировка бюджетных расходов по предметам, а затем по сметам отдельных  ведомств. Наконец, расходы могут  быть сгруппированы в шахматном  порядке с использованием ведомственного и предметного принципов в  вертикальном и горизонтальном направлениях. Как показывает практика, смешанная  классификация наиболее популярна.

Все вышеперечисленные виды классификаций  расходов являются классическими, в  последнее время в бюджетной  практике возникли новые классификации, такие как: целевая классификация, классификация по функциональным признакам, по финансовым признакам, по политическим признакам.

Целевая классификация основывается на разделении расходов в соответствии с имеющимися общенациональными, политическими, экономическими и социальными целями или программами.

Классификация по функциональным признакам  основывается на концепции государственных  финансов, которая рассматривает  государственные средства как инструмент политики правительства. Группировка  расходов производится в соответствии с основными функциями государства (социальные расходы, здравоохранение, обеспечение занятости, развитие и  содержание транспорта и связи, внутренние дела и оборона). Эти расходы подразделяются по отдельным категориям затрат: зарплата, текущие расходы, оборудование и  т. д.

Классификация по финансовым признакам  предполагает, что расходы подразделяются на безвозвратные, временные, условные.

 Классификация по политическим  признакам делит расходы на нейтральные и активные [14, с.42].

Характер и направления использования  бюджетных расходов различны. Значительное место среди них  приходится на так называемые социальные статьи: образование, здравоохранение, социальные пособия. В конечном итоге участие здорового населения в реальном производстве обеспечивает рост внутреннего валового продукта и национального дохода.

Расходы на поддержание конъюнктуры  и экономический рост через субсидии и инвестиции оказывают влияние  на повышение нормы накопления, ускорение  темпов в развитии отраслей и производств. Государство выступает катализатором  развития НТП, инновационных технологий, повышения конкурентоспособности  национальной продукции на внешних  рынках.

 Во многих странах особое значение приобретают расходы на развитие аграрного производства, изменение его социального статуса и роли в обеспечении хозяйства сырьем и продовольствием. Бюджетные субсидии аграрному сектору всегда имеют социальную, политическую и экономическую направленность. И дело не только в том, что аграрный сектор в среднем обеспечивает 20–25 % ежегодного прироста ВВП, но и в том, что общество заинтересовано в стабилизации этого сектора экономики, имеющего рисковый характер, значительный удельный вес в общей структуре экономики [19, с.145].

Значительное место в бюджетных  расходах занимают расходы на вооружение, материальное обеспечение внешнеполитических связей и содержание аппарата управления.

Определенное место в расходных  статьях бюджета приходится на расходы  по обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга, оборону, закупку  вооружений и военное строительство. Размеры этих расходов существенно  воздействуют на масштабы спроса и  величину инвестиций, а также на отраслевую и региональную структуру  экономики, оказывают прямое воздействие на национальную конкурентоспособность продукции на мировых рынках.

Расходы бюджета на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и  иностранного инвестирования, ввозимого и вывозимого капитала стимулируют экспорт на долгосрочную перспективу, оптимизируют сальдо платежного баланса страны, открывают возможность освоения новых зарубежных рынков, способствуют повышению авторитета и укреплению национальной валюты.

Часть расходов государство использует для обеспечения поставок на внутренний рынок зарубежных товаров [21].

Доходы государственного бюджета  формируются также согласно классификации. Существуют следующие виды классификации  доходов:

    • по источникам (форма изъятия платежа, субъект оплаты, объект обложения, отрасль);
    • по видам поступлений (налоги, доходы от государственных предприятий);
    • по способ взимания (налоги и штрафы, плата за услуги и добровольные взносы);
    • по форме, методам изъятия и содержанию (налоговые и неналоговые);
    • по порядку и условиям зачисления (закрепленные – доходы, которые направляются в конкретный бюджет, регулирующие – доходы, обеспечивающие сбалансированность местных бюджетов, собственные – заработанные доходы, заемные) [4].

Доходы государственного бюджета до 85% формируются за счет налоговых поступлений. Также  источниками доходов государства выступают:

    • налоговые поступления;
    • акцизы;
    • доходы от эмиссии и продажи ценных бумаг;
    • внутренний и внешний займы;
    • доходы от таможенной деятельности;
    • доходы от пользования государственной собственностью;
    • доходы от разгосударствления и приватизации;
    • конфискация имущества, дарения, завещания граждан;
    • гуманитарная помощь из-за рубежа и другие трансферты [4].

Информация о работе Государственный бюджет