Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 23:02, курсовая работа
Государственный бюджет составляет основу финансовой деятельности государства. Его состояние может отражать как успехи, так и провалы государственной политики. Сегодня, в условиях активной финансовой деятельности государства, актуальны многие вопросы: повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом, совершенствование бюджетно-налоговой политики и межбюджетных отношений.
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета
1.2 Структура государственного бюджета
1.3 Формирование и использование государственного бюджета
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ СТРУКТУРЫ И ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РБ
2.1 Особенности бюджетного устройства РБ
2.2 Оценка динамики доходной части бюджета Республики Беларусь за период 2008-2010 гг.
2.3 Оценка расходов бюджета РБ за период 2008-2010 гг.
ГЛАВА 3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Когда расходы бюджета превышают доходы, сальдо бюджета положительное (δ>0), что соответствует профициту (излишку) государственного бюджета.
Когда расходы равны доходам, сальдо бюджета равно нулю (δ=0) и такой бюджет называется сбалансированным бюджетом;
Когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное (δ<0) и имеет место дефицит государственного бюджета [13,с.425].
Структура и содержание бюджетной
системы зависят от ряда объективных
и субъективных факторов. Среди объективных
факторов выделяют преобладающую форму
собственности, уровень развития производительных
сил, экономический потенциал
Бюджетная система − основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех бюджетов государства, взаимосвязанных между собой установленными законом отношениями.
В странах, имеющих унитарное устройство (Франция, Великобритания, Беларусь), бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджеты. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Швейцария, Российская Федерация) бюджет состоиз трех – федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации (штатов, земель, кантонов, субъектов федерации и т.п.) и местных бюджетов. Такое бюджетное устройство достигается вследствие разделения источников формирования доходов всех видов бюджетов, в том числе распределения налоговых поступлений среди субъектов по различным направлениям: между центром и территориями, между органами власти. Это явление получило название бюджетного федерализма. Он предполагает взаимодействие органов власти различных уровней с целью формирования, присвоения, распространения и использования денежных ресурсов общества. Бюджет имеет свою структуру, основными составляющими которой служат доход и расход государства [12, с. 170].
Бюджет центрального правительства
и местные бюджеты тесно
Достигается этот компромисс иногда в острой политической и экономической борьбе путем перераспределения налогов, бюджетных дотаций, распределением государственных заказов и т. д. В этой борьбе складывается распределение и перераспределение денежных ресурсов в рамках единого государственного бюджета [21].
Таким образом, государственный
консолидируемый бюджет представляет
собой не только бюджет центрального
(республиканского, федерального) правительства,
но и совокупность бюджетов всех уровней
государственных и
Государственный бюджет формируется на основе следующих принципов:
Бюджеты всех уровней исполняются и формируются согласно бюджетной классификации. Правильно построенная, она раскрывает классовый характер бюджета, позволяет определить цели расходования бюджетных средств, установить задачи и курс финансовой политики правительства.
Бюджетная классификация − это
единая международная система
В мировой практике используются различные виды классификаций расходов, такие как: министериальная (ведомственная), предметная (отраслевая), экономическая, смешанная (комбинированная).
При ведомственной классификации расходы группируются по министерствам (ведомствам), а затем внутри министерств разносятся по управлениям, отделам, секторам и другим административным подразделениям. Такая классификация позволяет скрывать подлинное направление ассигнуемых средств, характер расходов.
В случае предметной классификации расходы распределяются по отраслям хозяйства и управления. При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп, соответствующие их отраслевому характеру. Как правило, выделяются следующие группы расходов:
власти и управления;
Здесь хорошо
видна роль государства в
Экономическая классификация предполагает дифференциацию расходов по хозяйственным признакам или производственным элементам (капитальные вложения, заработная плата, субсидии, дотации и т. д.).
Смешанная классификация строится на определённом сочетании ведомственных и предметных признаков. Наиболее распространено составление окончательного свода расходов по министерствам, а в пределах каждой из административных единиц − по предметам расходов. Возможна и группировка бюджетных расходов по предметам, а затем по сметам отдельных ведомств. Наконец, расходы могут быть сгруппированы в шахматном порядке с использованием ведомственного и предметного принципов в вертикальном и горизонтальном направлениях. Как показывает практика, смешанная классификация наиболее популярна.
Все вышеперечисленные виды классификаций расходов являются классическими, в последнее время в бюджетной практике возникли новые классификации, такие как: целевая классификация, классификация по функциональным признакам, по финансовым признакам, по политическим признакам.
Целевая классификация основывается на разделении расходов в соответствии с имеющимися общенациональными, политическими, экономическими и социальными целями или программами.
Классификация по функциональным признакам
основывается на концепции государственных
финансов, которая рассматривает
государственные средства как инструмент
политики правительства. Группировка
расходов производится в соответствии
с основными функциями
Классификация по финансовым признакам предполагает, что расходы подразделяются на безвозвратные, временные, условные.
Классификация по
Характер и направления
Расходы на поддержание конъюнктуры
и экономический рост через субсидии
и инвестиции оказывают влияние
на повышение нормы накопления, ускорение
темпов в развитии отраслей и производств.
Государство выступает
Во многих странах особое значение приобретают расходы на развитие аграрного производства, изменение его социального статуса и роли в обеспечении хозяйства сырьем и продовольствием. Бюджетные субсидии аграрному сектору всегда имеют социальную, политическую и экономическую направленность. И дело не только в том, что аграрный сектор в среднем обеспечивает 20–25 % ежегодного прироста ВВП, но и в том, что общество заинтересовано в стабилизации этого сектора экономики, имеющего рисковый характер, значительный удельный вес в общей структуре экономики [19, с.145].
Значительное место в
Определенное место в
Расходы бюджета на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и иностранного инвестирования, ввозимого и вывозимого капитала стимулируют экспорт на долгосрочную перспективу, оптимизируют сальдо платежного баланса страны, открывают возможность освоения новых зарубежных рынков, способствуют повышению авторитета и укреплению национальной валюты.
Часть расходов государство использует для обеспечения поставок на внутренний рынок зарубежных товаров [21].
Доходы государственного бюджета формируются также согласно классификации. Существуют следующие виды классификации доходов:
Доходы государственного бюджета до 85% формируются за счет налоговых поступлений. Также источниками доходов государства выступают: