Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 23:32, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть состав и структуру доходов федерального бюджета, а также бюджетный дефицит.
Задачи курсовой работы:
1. увидеть роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества
2. изучить понятие доходов и расходов бюджета и рассмотреть состав и структуру более подробно
Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества……………………………………………………………….5
Глава 2. Состав и структура доходов федерального бюджета за 2008-2010 года………………………………………………………………………………..13
Глава 3. Состав и структура расходов федерального бюджета за 2008-2010 года……………………………………………………………………………......25
Глава 4.Дефицит бюджета и источники его финансирования………………37
Заключение…………………………………………………………………...…42
Список литературы…………………………………………………………….
Основную долю в этом разделе
занимают «Межбюджетные трансферты
бюджетам государственных внебюджетных
фондов». В среднесрочной перспективе
прогнозируется рост объема межбюджетных
трансфертов для перечисления государственным
внебюджетным фондам. В динамике этот
показатель растет. Это обусловлено
необходимостью проведения дополнительных
мер по укреплению и сбалансированности
системы пенсионного
Что характерно для следующих 4-х подразделов,
то они уменьшаются. Это говорит о том,
что государство пытается сократить участие
в финансировании субъектов РФ. Чтобы
они находили источники средств для сбалансированности
их бюджетов, для осуществления федеральных
целевых программ, тем самым сокращая
долю участия в финансировании.
Вторым разделом, доля которого
составляет 12,61% от общей суммы расходов,
являются общегосударственные вопросы.
В динамике мы видим, что этот показатель
в процентном соотношении снижается.
Прогнозируется, что в 2010 году сумма
расходов составит 963,10 млрд. руб., что
значительно увеличился по отношению
к запланированному в 2008 году на 134,32
млрд. руб.. К основным подразделам
можно отнести бюджетные
Национальная экономика занимает третье
место в распределении бюджетных средств.
Прогнозируется, что в 2008 году сумма составит
702,32 млрд. руб., в 2010 он снизится до 528,55
млрд. руб. что существенно заметно в процентном
соотношении на 4,16%.
К этому разделу относятся
Основное место в их
структуре занимают бюджетные ассигнования
на транспорт, воспроизводство минерально-
В 2010 году изменения доли расходов в процентном
соотношении от произойдут общего объема
расходов. Неизменными лидерами остаются
межбюджетные трансферты и общегосударственные
вопросы на 3 месте будет национальная
безопасность и правоохранительная деятельность,
а на 4 месте национальная оборона.
Оба эти раздела наращивают финансирование.
Рассмотрим ниже диаграммы. Мы видим, что
такой показатель, как национальная
оборона (он отмечен ярко голубым
цветом) имеет динамику роста, с 2008 года
по 2010 год прогнозируется увеличение
в сумме 87,09 млрд. руб.. А прогноз
по разделу национальная безопасность
и правоохранительная деятельность
увеличится на 171,61 млрд.руб. в 1,5 раза к
2008 году. В процентном соотношении
происходят колебания, сначала он возрастает,
потом падает. Это связано, как
суммой всего расходов, так и с
распределением средств по разделам.
Следующим разделом, удельный
вес которого снижается в общем
объеме расходов, является образование,
в 2008 году составит 4,68 %. В динамике этот
показатель падает, к 2009 году он снизится
на 0,47 %. В денежном выражении это
показатель увеличивается. Это связано
с реализацией национального
проекта «Образование», также увеличением
заработной платы учителям. Направляются
ассигнования на повышение квалификации
и переподготовку работников федеральных
бюджетных учреждений, реализация мер
социальной защиты для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, обучающихся
в этих учреждениях, ассигнования позволят
обеспечить предоставление среднего профессионального
образования студентам, высшего образования,
а именно увеличение бюджетных мест.
Раздел социальная политика имеет немаловажное
значение, но его финансирование занимает
не значительную долю в общем объеме расходов
федерального бюджета. Этот показатель
наращивает свой потенциал, спрогнозировано,
что в 2008 году поступлений из федерального
бюджета будет на сумму 270,86 млрд. руб.,
к 2010 году эта сумма увеличится на 125,68
млрд. руб. Финансирование осуществляются
за счет субвенций Фонда компенсаций.
Рассмотрим ниже структуру этого раздела,
основное место занимают бюджетные ассигнования
на пенсионное и социальное обеспечение.
|
| ||
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доля пенсионного обеспечения составляет 80% в общем объеме данного раздела. В соответствии с этой таблицей показатель колеблется, в 2009 году он увеличивается на 1,4 %, а в 2010 снизится на 0,9% . По данному разделу осуществляется исполнение расходных обязательств Российской Федерации по пенсионному обеспечению "военных" пенсионеров и судей. Это связанно непосредственно с увеличением пенсий, ростом численности пенсионеров, увеличение расходов на выплату ежемесячного пожизненного содержания судьям и ежемесячной надбавки к заработной плате.
Согласно выше сказанному, доля социального
обеспечения занимает 17%. Ассигнования
данного подраздела направляются на
выплату пособий по уходу за ребенком,
выплату компенсации
Здравоохранение и спорт
– это один из наиболее важных показателей,
т.к. от финансирования этого раздела
способность населения страны участвовать
во всех сферах производства. Т.е. с
помощью трудовых ресурсов, осуществляются
все поставленные задачи государства,
малых организаций, фабрик, заводов
и т.д.
В 2008 году объем расходов по данному разделу
составит 211,69 млрд. руб., в 2009 году произойдет
увеличение на 15,8%, а в 2010 году на 39,5% .
В соответствии с бюджетной
устройством РФ, за каждым уровнем
бюджетной системы закреплены полномочия
за федеральными органами – оказание
специализированной медицинской помощи
в федеральных
За органами государственной власти субъектов
РФ – оказание специализированной медицинской
помощи в специализированных медицинских
учреждениях, организация и осуществление
региональных и межмуниципальных программ
и проектов в области физической культуры
и спорта.
К полномочиям органов местного самоуправления
отнесены вопросы организации оказания
скорой медицинской помощи, первичной
медико-санитарной помощи, медицинской
помощи женщинам в период беременности,
во время и после родов, а также обеспечения
условий для развития на территории районов,
поселений и городских округов физической
культуры и массового спорта, организации
проведения официальных физкультурно-оздоровительных
и спортивных мероприятий.
Основные направления
финансирования «Здравоохранения»: повышение
заработной платы медицинским работникам,
оснащение поликлиник, больниц - мед.
учреждений новым оборудованием, закупки
медикаментов и реализации приоритетного
национального проекта «
Менее финансируемые разделы федерального
бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,3%
в общем объеме расходов занимают: 1. культура,
кинематография и СМИ; 2. жилищно-коммунальное
хозяйство; 3. охрана окружающей среды.(1)
В 2008 году объем расходов по этому подразделу
составит 83,81 млрд. руб., к 2010 году это показатель
снизится на 22%, и в относительном выражении
уменьшится от 1,28 до 0,84%. Сокращение объема
и доли расходов, предусматриваемых на
культуру, кинематографию и средства массовой
информации, обусловлены уменьшением
ассигнований, направляемых на проведении
разовых мероприятий в сфере культуры
и средств массовой информации, а также
сокращением в 2009-2010 годах бюджетных ассигнований
в рамках программы государственных внешних
заимствований Российской Федерации.
(2) Доля этого показателя не значительна,
сумма расходов в 2009 году 56,29 млрд. руб.,
к 2008 году показатель вырос на 1,73 млрд.
руб., а к 2010 году снизился на 4,43 млрд. руб.
Основные полномочия в сфере жилищно–коммунального
хозяйства относятся к сфере ведения субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления.
(3) Объем расходов данного
Согласно изменениям в бюджетном
законодательстве в структуре расходов
в 2009 и 2010 году появилась новая статья
условно утвержденные расходы. То есть
некий объем средств, который
не распределен по разделам и статьям,
что даст возможность планировать
новые возникающие
Последним разделом расходов
федерального бюджета является секретные
статьи. Если говорить о содержание
этого показателя, то это статьи,
которые не оглашаются, и нет доступа
к этой информации, а также средства,
которые не разнесены по статьям,
в связи с поправками в федеральном
законе «О федеральном бюджете на
2008 год и плановый период 2009 и 2010
годов». Надо не забывать о том, что
это данные прогнозируемые, и если
произойдут изменения в экономике
(высокий уровень инфляции, падение
курса доллара и др.), то они
повлияют на результативность. Данный
показатель имеет не значительную погрешность.
Но в целом можно увидеть
4.Дефицит бюджета и источники его финансирования
Согласно Бюджетному кодексу России в настоящий момент дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер не нефтегазового дефицита федерального бюджета.
Также отмечается, что кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.
Мировой финансовый кризис
оказал достаточно сильное влияние
на социально-экономическое
Следует также учитывать,
что расходы на выполнение государственных
программ стабилизации финансового
и социального секторов, а также
инновационной поддержки
Для реализации данных программных
заявлений в сложившихся
- поиск дополнительных
источников налоговых доходов,
способных существенно