Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть состав и структуру доходов федерального бюджета, а также бюджетный дефицит.
Задачи курсовой работы:
1. увидеть роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества
2. изучить понятие доходов и расходов бюджета и рассмотреть состав и структуру более подробно

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества……………………………………………………………….5
Глава 2. Состав и структура доходов федерального бюджета за 2008-2010 года………………………………………………………………………………..13
Глава 3. Состав и структура расходов федерального бюджета за 2008-2010 года……………………………………………………………………………......25
Глава 4.Дефицит бюджета и источники его финансирования………………37
Заключение…………………………………………………………………...…42
Список литературы…………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

GOS_B.docx

— 107.17 Кб (Скачать файл)

- реализация эффективных  налоговых механизмов стимулирования  инвестиционной предпринимательской  активности.

Например, в 2010г. ЕСН был  заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС. В первый год работы взносов общая выплачиваемая  работодателями сумма будет также  равняться 26 процентам. С 2011г. идет повышение  ставок взносов до 34 процентов. С 2015г. отменяются все льготы, все страхователи будут уплачивать взносы по одинаковым ставкам. Доля поступлений в Пенсионный фонд за счет таких структурных изменений  должна увеличиться.

Для получения дохода весь 2008 год Россия наращивала вложения в американские государственные  облигации (US Treasuries). В середине 2009 года Россия сократила долю казначейских облигаций США в золотовалютных ресурсах в пользу других инструментов, включая облигации МВФ. В то время  доля US Treasuries в резервах РФ составляла около 30%.

В 2009г. на срок до 1 января 2013г. приостановлена норма Бюджетного кодекса  Российской Федерации, ограничивающая общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета одним  процентом прогнозируемого ВВП. В 2009г. большая часть средств из Резервного фонда ушла на покрытие дефицита бюджета.

Дефицит федерального бюджета  РФ в 2010 году составил 3,9% ВВП, или 1,787 трлн. руб. 2009 бюджетный год был закрыт с куда большим дефицитом — 5,9% ВВП. Ужать дефицит на 2% ВВП Минфину  в завершившемся 2010 году помогла  подорожавшая нефть и заранее  завышенные, и поэтому в полном объеме не исполненные, расходы.

 

Доходы бюджета 2010 года, по предварительным данным Минфина, составили 8,299 трлн. руб. (на 5,4% выше плана). Это  почти на 1 трлн. руб. больше, чем было в 2009-м (7,336 трлн. руб.). Расходы-2010 равны 10,087 трлн. руб. (на 2,1% ниже задания). В 2009 году было потрачено на 0,4 трлн. руб. меньше — 9,662 трлн. руб. Уменьшение дефицита в сравнении с ожиданиями сложилось  из следующих факторов. Рост импорта  добавил к доходам 130 млрд. руб. Кроме  того, цена нефти оказалась не $75 за баррель, как планировалось, а $77,5 (это еще 110 млрд. руб. доходов). Еще  примерно 0,3 процентного пункта уменьшения размера дефицита дали сверхплановые  поступления при администрировании  налоговых и таможенных платежей.

0,5 процентного пункта  — экономия бюджетных расходов  на общую сумму 213 млрд. руб. 54 млрд. руб. из них было сэкономлено  на пополнении антикризисного  фонда ЕврАзЭС, 26 млрд. руб.— на  обслуживании долга (заимствования  были меньшими, чем изначально  предполагалось).

Российский внешний долг составил к 1 апреля 2010 года 473,7 млрд. долларов против 471,6 на 1 января 2010 года. Внешний  долг бывшего СССР на 1 апреля 2010 года составлял 3,2 млрд. долларов.

Дефицит федерального бюджета  за январь-июнь 2010 года составил 439,91 млрд. рублей. В 2010г. дефицит планировалось  покрыть на 73,9% за счет средств Резервного фонда и Фонда Национального  благосостояния, 26,1% составят другие источники, в том числе государственные  заимствования. В Приложении 1 приведены  данные по размерам дефицита бюджета  РФ и источниках его финансирования за период январь-июнь 2010 года.

Если остаток по счету  федерального бюджета опускается до 500-600 млрд. рублей, Федеральное казначейство может обратиться к использованию  средств Резервного фонда. До сентября 2010 года для формирования Резервного фонда использовались нефтегазовые доходы федерального бюджета. Правительство  Российской Федерации в 2010, 2011, 2012 и 2013 годах вправе без внесения изменений  в федеральный закон о федеральном  бюджете принимать решения об использовании средств Резервного фонда и иных остатков средств федерального бюджета на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета.

До 1 января 2014 года объемы средств  Резервного фонда, используемых для  финансирования дефицита федерального бюджета, утверждаются федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в составе источников финансирования дефицита федерального бюджета.

По состоянию на 1 января 2010 года совокупный объем средств  Резервного фонда в рублевом эквиваленте  составил 1 830,51 млрд. рублей.

В марте и апреле 2010 года Минфин России в соответствии с распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 19 января 2010 года № 23-р направил на финансирование дефицита федерального бюджета средства Резервного фонда  в общей сумме 519,50 млрд. рублей.

По состоянию на 1 июля 2010 года совокупный объем средств  Резервного фонда в рублевом эквиваленте  составлял 1 226,57 млрд. рублей.

Рост социальных расходов в кризис помог поддержать потребление. Подпитанный госсредствами потребительский  спрос должен стать источником роста  экономики. Но рост социальных обязательств усугубляет давление на бюджет. В России за предыдущие годы накоплен Резервный  фонд, который сегодня позволяет  не урезать в большой степени  все расходы, не останавливать национальные проекты. Поэтому решено не сокращать  расходы бюджеты, а даже увеличивать  их.

Тревогу по поводу роста  расходов бюджета выразил глава  миссии МВФ Пол Томсен, рекомендовав правительству сворачивать бюджетную  поддержку и сокращать не нефтяной дефицит. Если дефицит сократят за счет инвестрасходов, это отрицательно может сказаться на экономике. Россия еще может какое-то время поддерживать дефицит выше приемлемого уровня (по оценкам Всемирного Банка, приемлемый уровень — 4,1% ,норма Бюджетного кодекса в 4,7% заморожена до 2013 г.), пока есть чем финансировать, но потом его надо сокращать - это главная среднесрочная задача экономической политики России. Иначе рост текущих расходов снова войдет в привычку, а тем временем цены на нефть могут опять упасть.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут  быть:

-внутренние источники в следующих формах: государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ: кредиты, полученные от кредитных организаций;

-внешние источники, определяемые в соответствии с законодательством РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования; кредиты, полученные от кредитных организаций.

В целом бюджетный кризис в нашей стране обусловлен значительным снижением доходов бюджета, сохранением  неэффективной структуры расходов, их частым нецелевым использованием, промедлением с давно назревшими реформами в сфере бюджетного финансирования. Оздоровление бюджета  предполагается осуществлять по трем основным направлениям:

- за счет увеличения его доходной базы;

- на базе реструктуризации расходной части бюджета;

- путем совершенствования бюджетных процедур.

Дефицит не должен быть сверхбольшим, потому что может вызвать инфляцию, когда государство тратит денег  больше, чем получает налогов. На сумму  дефицита увеличивается количество денег в экономике.

 

 

Заключение

 

Государственный бюджет - это  важнейший плановый и контрольный  инструмент. Через государственный  бюджет правительство реализует  экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера  государственного бюджета, состава  и соотношения его доходов  зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую  активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и  социальной сферы.

Согласно поставленным в  начале работы задачам в курсовой работе было рассмотрено:

В первой главе - Роль государственного бюджета в социально -экономическом развитии общества.

Доходы бюджета - это часть  централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения  части национального дохода и  используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций.

Доходы бюджетов различных  уровней состоят из:

- налоговых доходов

- неналоговых доходов

- безвозмездных перечислений

Состав налоговых и  неналоговых доходов федерального бюджета, а также безвозмездных  поступлений рассмотрен во второй главе. Там рассмотрено - состав и структура  налоговых доходов федерального бюджета, состав и структура неналоговых  доходов федерального бюджета по источникам дохода.

В приложении 1 и 2 представлена схема - состав доходов федерального бюджета.

В третьей главе рассмотрен состав и структура расходов федерального бюджета на 2008-2010 г.

Значения расходов федерального бюджета в развитии современной  российской экономики трудно недооценить, учитывая их роль и влияние на различные  стороны хозяйствования, стимулирование разработки и внедрения в производство передовых научных достижений. Расходы  федерального бюджета являются общественно  полезными. Активная роль государства  в общественном воспроизводстве  и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает  многообразие бюджетных расходов федерального бюджета, однако при этом они служат единой цели - обеспечению финансовыми  ресурсами федеральных потребностей.

 Нельзя также забывать  и огромный вклад бюджетного  финансирования в решение проблемы  социально-культурного обеспечения,  ведь используя инструмент расходов  федерального бюджета на социально-культурные  нужды, государство может проводить  достаточно гибкую социальную  политику.

В четвертой главе рассмотрен дефицит бюджета

Таким образом, государственный бюджет, объединяет в себе основные финансовые категории, является ведущим звеном финансовой системы любого государства , играет и экономическую и политическую роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список   литературы:

1. Бюджетный кодекс РФ

2. Налоговый кодекс РФ

3.Послание Президента Федеральному Собранию 2010 год

4. Послание Президента Федеральному Собранию 2011 год

5. Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2008.

6.Нешитой А.С.Финансы: учебник.-8-е изд.,перераб. И доп.-М.: Издательско-торговая компания.» Дашков и К»,2008.

7. Бюджетная система России /под ред. Поляка Г. Б. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004

8. Проект бюджета 2010// Финансы.Учет.Аудит. – 2009. – №10. – 81 с.

9. Финансы и кредит: учебное пособие// Под редакцией Н. И. Плотницкого «Книжный дом» «Мисанта» 2010. – 336 с

10. Экономическая наука: современные проблемы развития. Сб. науч. ст./Центр исслед. ин-тов рынка, ГГУ им. Ф. Скорины. Под ред. Б.В. Сорвирова. – Гомель: ЦИИР, 2010. – 242 с.

11. 13. Кудрин А. Л. Федеральный бюджет -2004: новые экономические тенденции//Финансы. – 2010. - №1 с. 3-8;

12.http://www.finansy.ru

13.http://www.minfin.ru/ru/

14.http://www.rbc.ru

15. http://otherreferats.allbest.ru/finance/00048525_1.html

16. http://otherreferats.allbest.ru/finance/00009791_0.html

17. http://referat.atlant.ws/?cm=10453

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

1 таблица

Доходы

2006г

2007г

2008г

2009г

2010г

 
 

Млрд. Руб.

%

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

 

Всего

5046,1

100

6965,3

100

6673,2

100

7416,2

100

8035,2

100

 

Налоговые доходы

2444,3

48,44

3212,4

46,12

3331,3

49,92

4098,2

55,26

4662,4

58,03

 

Неналоговые доходы

672,4

13,33

797,5

11,45

910,9

13,65

965,6

13,02

1029,1

12,81

 

Нефтегазовые доходы

1929,4

38,23

2955,4

42,43

2431,0

36,43

2352,4

31,72

2343,7

29,17

 
                       

 

 

2 таблица. Структура налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2006-2010 гг., в %. Рассчитано по Федеральным законам о федеральном бюджете на 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 гг

 

Налоговые доходы

2006

2007

2008

2009

2010

 

Всего

100%

100%

100%

100%

100%

 

Налог на прибыль организаций

14,11%

18,07%

16,01%

14,24%

13,65%

 

Налоги на Т, Р, У, реализуемые  в РФ в т.ч.

49,60%

46,23%

42,15%

46,71%

47,33%

 

НДС

92,70%

92,84%

91,49%

92,79%

92,78%

 

Акцизы

7,30%

7,16%

8,51%

7,21%

7,22%

 

Налоги на Т, Р, У, ввозимые в РФ в т.ч.

21,78%

22,21%

26,69%

25,13%

25,37%

 

НДС

95,93%

97,14%

96,79%

96,82%

96,83%

 

Акцизы

4,07%

2,86%

3,21%

3,18%

3,17%

 

Налоги и сборы за пользование  природными ресурсами в т.ч.

1,22%

1,20%

1,10%

0,96%

0,80%

 

НДПИ

26,99%

19,07%

19,47%

18,99%

21,16%

 

НДПИ прочих

26,99%

19,07%

19,47%

18,99%

21,16%

 

Регулярные платежи за добычу ПИ при разделе продукции

11,14%

33,00%

32,22%

37,47%

33,53%

 

Водный налог

46,21%

35,85%

35,56%

31,73%

32,81%

 

Сборы за пользование объектами  животного мира и ВБР

15,67%

12,08%

12,76%

11,81%

12,50%

 

Гос. Пошлина

0,94%

0,82%

0,97%

0,84%

0,78%

 

Прочие налоговые доходы, задолженность и перерасчеты

12,36%

11,48%

13,08%

12,11%

12,07%

 

Всего налоговых доходов (млн. руб.)

2444290,00

3212587,80

3330988,30

4098347,20

4661942,90

 
             

Информация о работе Государственный бюджет