Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 05:59, контрольная работа

Краткое описание

Основой контроля за использованием средств по целевому назначению служит смена расходов, утвержденная руководителем предприятия, соблюдение установленных норм расходования наличных денежных средств. В центре внимания финансового контроля находится прибыль от реализации продукции. Общая прибыль и рентабельность. Одним из условий соблюдения договорной дисциплины является повседневный контроль за выпуском продукции, соответствием ее заданной номенклатуре, ритмичностью производства, качеством продукции. Полная согласованность хозяйственных договоров с производственной программой способствует ритмичной работе предприятия, позволяет избежать непроизводительные расходы на уплату всевозможных штрафов, уменьшает сроки хранения готовой продукции, а также сокращает норматив оборотных средств по готовой продукции. На общий объем прибыли оказывает влияние внереализационные потерь и доходов (штрафы, пеня, неустойки). Стоимостной контроль финансов пронизывает всю деятельности предприятия.

Содержание

Введение
1.Финансовый контроль как экономическая категория
1.1.Сущность финансового контроля
1.1.1 Понятие и значение финансового контроля
1.1.2 Функции и сущность финансового контроля
1.2.Сферы финансового контроля 1.3.Классификация финансового контроля
2. Система внутреннего контроля за финансовой
деятельностью предприятия;
2.1. Контрольная среда;
2.2. Направления процедуры контроля;
2.3. Система бухгалтерского учета, политика и процедура
контроля;
3. Система внешнего контроля;
3.1.Аудит;
3.2. Государственный контроль за финансовой
деятельностью предприятия;
3.3. Контроль банков.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовый контроль.docx

— 94.56 Кб (Скачать файл)

1. Понятие и значение финансового  контроля

 

 

  Неотъемлемой  составной частью финансовой  деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.

  Наличие  финансового контроля объективно  обусловлено тем, что финансам  как экономической категории  присущи не только распределительная,  но и контрольная функция. Поэтому  использование государством и  муниципальными образованиями для  решения своих задач финансов  обязательно предполагает проведение  с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

  Значение  финансового контроля выражается  в том, что при его проведение  проверяются, во – первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и,    во – вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

  Требование  соблюдения законности в деятельности  по образованию, распределению  и использованию денежных фондов  государства и субъектов местного  самоуправления имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч.2 ст. 15 Конституции РФ).

  Итак, финансовый  контроль – это контроль за  законностью и целесообразностью  действий в области образования,  распределения и использования  денежных фондов государства  и муниципальных образований  в целях эффективного социально – экономического развития страны и её регионов.

  Финансовый  контроль присущ всем финансово-правовым  институтам. Поэтому, помимо общих  финансово – правовых норм, регулирующих  организацию и порядок проведения  финансового контроля в целом,  имеются нормы, предусматривающие  его специфику в отдельных  финансово – правовых институтах  и закреплённые соответствующим  законодательством (например, в Налоговом  или Бюджетном кодексах РФ).

  Основными  направлениями финансового контроля  в отношениях, регулируемых финансовым  правом, являются:

  А) проверка  выполнения органами государственной  власти и местного самоуправления  функций по аккумуляции, распределению  и использованию финансовых ресурсов  соответственно своей компетенции;

  Б) проверка  выполнения финансовых обязательств  пред государством и органами  местного самоуправления организациями  и гражданами;

  В) проверка  правильности использование государственными  и муниципальными предприятиями,  учреждениями, организациями находящихся  в хозяйственном ведении или  оперативном управлении денежных  ресурсов (бюджетных и собственных  средств, банковских ссуд, внебюджетных  и других средств);

  Г) проверка  соблюдения правил совершения  финансовых операций, расчётов и  хранения денежных средств предприятиями,  организациями, учреждениями;

  Д) выявление  внутренних резервов производства  – возможностей повышения рентабельности  хозяйства, роста производительности  труда, более экономного эффективного  использования материальных и  денежных средств;

  Е) устранение  и предупреждение нарушение финансовой  дисциплины. В случае их выявления  в установленном порядке применяются  меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам,  обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

  В результате  реализации задач финансового  контроля укрепляется финансовая  дисциплина, выражающая одну из  сторон законности. Финансовая дисциплина  – это чёткое соблюдение установленных  предписаний и порядка образования,  распределения и использования  денежных фондов государства,  субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Требования финансовой дисциплины  распространяются не только на  предприятия, организация, учреждения, граждан, но и на органы государственной  власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Тем самым  финансовый контроль обеспечивает  интересы государства, муниципальных  образований, а также способствует  соблюдению прав и интересов  конкретных граждан, предприятий,  учреждений (например, контроль за  соблюдением законодательства о  представление льгот по платежам  в бюджет, за правильностью взимания  налогов, за своевременностью  выделения бюджетных ассигнований  и т. д.).

  Однако  объект финансового контроля  не ограничивается проверкой  только денежных средств. В  конечном итоге он означает  контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других  ресурсов страны, поскольку в  современных условиях процесс  производства и распределения  опосредуется денежными отношениями.

  Эффективность  финансового контроля предполагает  необходимость глубокого экономического  анализа финансово – хозяйственной  деятельности, разработки контролирующими  органами предложений по улучшению  качеств работы проверяемых организаций.

  Одной  из форм финансового контроля  выступает контроль рублём, свойственный  сфере коммерческих отношений.  Это контроль за финансово  – хозяйственной деятельностью  предприятий, объединений, организаций  посредством таких экономических  категорий, как цена, себестоимость,  прибыль и др., при использовании системы финансирования, кредитования, расчётов. Контроль рублём позволяет определить качество работы предприятий и экономически воздействовать на него. Например, анализ прибыли предприятия, её объёма, источников получения (или причин не получения) выявляет результаты работы предприятия. Несвоевременность возращения ссуды, полученной в банке, сигнализирует о неблагополучном финансовом положении предприятия.

  На своевременном  этапе произошли изменения в  организации финансового контроля, в его содержании.

  В условиях  перехода к рыночным отношениям, хозяйственной самостоятельности  предприятий, организаций, учреждений  усиливается значение повседневного  внутрихозяйственного самоконтроля, контроля собственников. 

  Более  глубоким, неформальным стал контроль  со стороны представительных  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  за финансовой деятельностью  исполнительной власти, опирающийся  на создаваемые ими специальные  контрольные органы.

  Изменилась  система контрольных органов:  упразднены органы народного  контроля, в связи с изменением  системы политической власти  и установлением власти Президента  Российской Федерации организован  президентский контроль, осуществляемый  Контрольным управлением Президента  Российской Федерации.

   На  основании Конституции РФ 1993 г. (ст. 101 – 103) палаты Федерального Собрания  РФ  образуют счётную палату  РФ. Подобные органы действуют  и на уровне субъектов Федерации.

  Сформированы  также новые органы финансового  контроля: органы государственной  налоговой службы, государственного  страхового надзора; функции финансового  контроля осуществляют и созданные  в 1990 – х. гг. органы федерального  казначейства. Широкое развитие  получил контроль в новой форме  – аудиторской деятельности, проводимой  независимыми организациями на платной основе в качестве предпринимательской деятельности.

  Преобразование  в системе банков и их деятельности  применительно к особенностям  рыночных отношений обусловили  изменения в контрольных функциях  банков, а также выделение из  них на особый уровень Центрального  банка РФ с функциями государственного  контроля и надзора.

  Впоследствии  меры по совершенствованию системы  органов, осуществляющих финансовый  контроль, продолжались: Государственная  налоговая служба РФ, преобразованная  в Министерство РФ по налогам  и сборам, изменена система органов,  осуществляющих государственный  страховой надзор. Особое внимание  обращено на необходимость укрепления  государственного финансового контроля, чему призван способствовать  намечены к принятию Федеральный  закон «О государственном финансовом  контроле в Российской Федерации».

  Проблемы, связанные с собиранием и расходованием  государственных финансовых ресурсов  обусловили создание Межведомственного  совета по государственному финансовому  контролю, обеспечению своевременности  и полноты сбора налогов и  других платежей в федеральный  бюджет. Целями деятельности Совета  определены координация и усиление  контроля за поступлением и  расходованием средств федерального  бюджета, федеральных внебюджетных  фондов и других государственных  средств. В состав Совета включены  руководители финансово – контрольных  и экономических органов, в  том числе министров финансов, Председатель Банка России, руководитель  федерального казначейства и  др. Председатель Совета – министр  финансов. В работе Совета могут  принимать участие представитель  Генеральной Прокуратуры РФ, МВД  России, ФСБ России и др. заинтересованных  органов.

  К задачам  Совета отнесены: формирование тактики  и методологии государственного  финансового контроля; определение  его основных направлений и  механизма; согласование практических  мероприятий по осуществлению государственного финансового контроля; утверждение программы совместных ревизий и проверок; подготовка предложений по расширению источников средств федерального бюджета и внебюджетных государственных фондов, по эффективности государственного финансового контроля; обобщение и распространение опыта государственного финансового контроля.

  Совету  предоставлены права: запрашивать  от министерств и других органов  исполнительной власти необходимые  материалы и информацию; обсуждать  результаты ревизий и проверок, проводимых федеральными органами  исполнительной власти, заслушивать  объяснения их руководителей;  вносить предложения в Правительство  РФ.

Законодательство  определяет формы взаимодействие органов, осуществляющих финансовый контроль, с правоохранительными органами в целях усиления его эффективности, что имеет особо важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере.

 

 

1. Функции и сущность финансового  контроля

Любая система функционирует без  значительных сбоев и неполадок  только в том случае, если налажен  механизм контроля за ее деятельностью. Этот механизм позволяет вовремя  выявить нарушения и принять  меры к выправлению ситуации. Финансовая система в данном случае не является исключением: существует отлаженная система  финансового контроля, который можно  охарактеризовать как совокупность мероприятий, направленных на выявление, анализ и пресечение нарушений и  злоупотреблений в сфере аккумулирования  и распределения ресурсов.

Таким образом можно выделить основные функции финансового контроля: (1) предупредительную (аналитическую) и (2) штрафную. В первой функции заложен позитивный смысл: пресечь правонарушение, выявить самые корни его возникновения и возможности осуществления, проанализировать и устранить причины такой возможности. В этом смысле можно сказать, что финансовый контроль оказывает благотворное влияние на обучение и воспитание людей, занятых в финансовой сфере. Вторая функция карательная - ее цель наказать, т.е. заставить лицо (будь то физическое или юридическое, хотя, в конечном итоге, наказанным окажется человек) или нести неблагоприятные последствия и лишения в связи с неправомерным поведением. В этой связи также важно то, что правонарушитель. Скорее всего, будет вынужден скомпенсировать обществу (чаще всего, в лице государственных органов) потери в связи с его неправомерным поведением. Таким образом, можно выделить еще одну функцию финансового контроля - (3) восстановительную. К примеру, уплата штрафа в связи с занижением налогооблагаемой прибыли должна, по мысли законодателя, компенсировать потери, которые понес бюджет из-за того, что он не получил эти средства вовремя (т.е. вовремя не была выплачена зарплата учителям, милиционерам, военным, не хватило средств на строительство районной поликлиники, дороги, местный хлебозавод не получил полагающейся дотации, в район наводнения не смог выехать отряд МЧС из-за отсутствия средств на покупку бензина для вездеходов и т.д.). Эту функцию законодательство закрепляет наиболее полно и детально, что логично, поскольку государство (в том числе, его бюджет) является инструментом общества, а инструмент необходимо поддерживать в порядке.

Информация о работе Финансовый контроль