Финансирование театров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование источников финансирования театров.
Исходя из поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
• изучить основные источники финансирования театров;
• выявить особенности определения нормативов численности для театров;
• исследовать источники государственного и негосударственного финансирования на примере Большого театра России;
• проанализировать проблемы финансирования театров на современном этапе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Роль театра в сохранении российской культуры 5
1.1. Театр как социокультурный фактор духовной безопасности страны. Виды театров 5
1.2. Правовой статус театра. Устав театра 9
1.3. Анализ показателей работы театров Российской Федерации 14
Глава 2. Финансирование театров 22
2.1. Состав источников финансирования деятельности театра 22
2.2. Определения нормативной численности государственного финансирования государственных и муниципальных театров 26
2.3. Государственная и негосударственная поддержка развития театра в современных условиях 32
Глава 3. Особенности финансирования муниципальных театров 37
Заключение 43
Список литературы 56

Вложенные файлы: 1 файл

Финансирование театров 615 ВЗФЭИ.DOC

— 430.50 Кб (Скачать файл)

Указанные расходы  не включают в себя заработную плату  работников театра (она учтена в  п. 6.1), а также затраты по содержанию, аренде зданий, оборудования, транспорта, не связанных с основными видами деятельности.

Расчет нормативных  затрат на содержание собственных зданий, оборудования, транспорта и / или затрат на их аренду производится исходя из фактически складывающихся расходов в предшествующем году, с учетом их возможного увеличения (переезд в новое здание, его реконструкция, техническое перевооружение; изменение оптовых цен, тарифов на коммунальные услуги и т.п.).

Нормативные отчисления от сборов и расходы на рекламу.

Расчет этих затрат производится исходя из сложившегося в среднем за последние три года соотношения между общей суммой этих расходов (обязательные отчисления - авторам, Союзу театральных деятелей и др., комиссионные расходы по реализации билетов, расходы на рекламу) и сборами данного театра; рассчитываемый показатель берется в той же пропорции от суммы нормативных доходов.

Расчетные затраты  на выездную (гастрольную) деятельность.

Указанные затраты  рассчитываются только для тех театров, которые не имеют стационара или  в течение последних трех лет  показывали на стационаре менее половины общего числа спектаклей. Расчет ведется, исходя из обоснованных театром дополнительных затрат, в среднем на один выездной (гастрольный) спектакль и нормативного количества таких спектаклей, которое определяется вычитанием из 280 среднего за последние три года количества спектаклей на стационаре.

Нормативные расходы  театра определяются как сумма расходов.

Для расчета  нормативной суммы государственного финансирования следует вычесть  из суммы нормативных расходов сумму  нормативных доходов.

Нормативная сумма государственного финансирования пересматривается в текущем году в случаях:

  • существенных изменений условий деятельности театра (переезд в другое здание, реконструкция и техническое перевооружение и т.п.);
  • реализации общегосударственных мероприятий по пересмотру тарифных ставок и должностных окладов, начислений на заработную плату и т.п.;
  • разовых существенных изменений цен, роста индекса цен на основные материалы и тарифов на услуги, используемые театром.

Театр представляет учредителю все исходные данные, предварительные расчеты и другие материалы.

Объем финансирования театра устанавливается в договоре между театром и учредителем  после утверждения соответствующего (республиканского, краевого, областного, городского) бюджета, но не позднее 1 декабря.

Объем финансирования театра не может устанавливаться  ниже уровня нормативной суммы государственного финансирования.

Учредитель, который  осуществляет государственную культурную политику на данной территории, при  формировании соответствующего бюджета (республиканского, краевого, областного, городского, районного) защищает объем затрат на театральную деятельность, включающий:

  • совокупную сумму на финансирование действующих и намеченных к открытию государственных (муниципальных) театров, подведомственных органам данной территории, на уровне не ниже нормативных сумм;
  • средства на поддержку театров, не относящихся к государственной (муниципальной) системе;
  • средства, необходимые для осуществления целевых творческих заказов как театрам своей территории (договоры на постановку определенных спектаклей, проведение спектаклей в определенных районах или для определенной аудитории и т.п.), так и театрам, приглашаемым на гастроли.

2.3. Государственная и негосударственная  поддержка развития театра в  современных условиях

Общий объем финансовых поступлений государственных и  муниципальных театров в период  с 2007 по 2012 год вырос с 11,8  млрд. руб. до 34,2 млрд. руб., т.е. увеличился в 2,9 раза, при этом бюджетное финансирование увеличилось с 7,8 млрд. руб. до 26,3 млрд. руб. -  с 66,1% до 76,9 % от общей суммы поступлений. Доходы от основных видов уставной деятельности  увеличились с 3,2 млрд. руб. до 6,6 млрд. руб., т.е. в 2 раза, прочие доходы увеличились с 0,8 млрд. руб. до 1,3 млрд. руб. Однако доля собственных доходов в общей сумме финансовых поступлений снизилась с 33,9% до 23,1%

Опережающий рост бюджетного финансирования по сравнению с собственными доходами театров носит объективный  характер. Повышение собственных  доходов за счет увеличения цен на билеты при низком среднем уровне доходов населения и высоких темпах инфляции приводит к снижению спроса и соответствующему снижению доходов театров. Замена предоставлявшихся ранее бесплатно или за доступную плату услуг на платные по свободной рыночной цене, резко негативно воспринимается людьми, и они часто просто отказываются от этих услуг. Поэтому существование некоммерческого репертуарного театра всегда находится в зависимости от государственного субсидирования. Государственная поддержка репертуарного театра  должна стать одним из приоритетов государственной культурной политики.

Государственные и муниципальные  театры на сегодняшний день и в  предстоящем десятилетии составляют основу российского театрального дела. До 2011 года все государственные и  муниципальные театры существовали исключительно в форме бюджетного учреждения и финансировались по смете из бюджетов соответствующих уровней через казначейства. На основании федерального закона «Об автономных учреждениях», некоторые государственные и муниципальные театры уже приобрели статус автономных учреждений. Они получают финансирование из бюджета на выполнение задания учредителя с учетом содержания недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных за счет выделенных им средств.

Преобразуя бюджетное  учреждение в автономное, государство  снимает с себя бремя субсидиарной ответственности, которое оно несет  в соответствии с гражданским  законодательством по обязательствам бюджетного учреждения. Но это не освобождает государство от экономической ответственности за создание необходимых условий для выполнения автономным учреждением предназначенной ему социальной миссии.

Современным бюджетным законодательством Российской Федерации в качестве основного  способа выделения средств из бюджета государственным и муниципальным учреждениям определяется финансирование государственного (муниципального) задания.

Важно, чтобы данная модель финансирования не сводилась к разработке общих показателей, отражающих итоговые результаты деятельности организаций. В ряде отраслей социально-культурной сферы конструирование такого рода показателей особых трудностей не вызывает. Но в отношении театра задача эта до сегодняшнего дня не нашла решения ни в отечественной, ни в мировой экономической науке, ни в практике театрального дела каких-либо стран. Театр принадлежит к тем секторам общественной жизни, где определить реальные «результаты работы», не подменяя их утилитарными и сиюминутными выгодами, более чем сложно, а, может быть, в режиме актуального времени и вовсе невозможно.

Художественный результат, создаваемый в театре, потребляется в непосредственном контакте исполнителей и публики, но это не означает, что  этот результат связан лишь с каждым отдельным показом спектакля. Одним  из важнейших результативных характеристик деятельности российского театра является  его репертуар в совокупности. Именно через совокупный репертуар реализуется роль театра в гуманизации общества и сохранении национальной самобытности российской культуры. Культурный потенциал театра оценивается через его репертуар и творческие возможности труппы, всего творческого состава. Поэтому подготовку новых постановок или предпринимаемые театром меры, направленные на повышение творческого уровня актерского состава, нельзя однозначно связывать лишь с количественно-качественными характеристиками предоставляемых культурных услуг. Здесь важно учитывать и самоценность мер, направляемых на сохранение и развитие творческого потенциала, как каждого отдельного театра, так и их совокупности, т.е. театрального дела страны.

Принципы государственного финансирования должны учитывать ключевую особенность творческого процесса, в котором в равной степени  важны как, собственно, художественный поиск, нахождение новых путей и  форм развития искусства, так и приобщение к искусству непосредственных потребителей. В повседневной деятельности театров эти аспекты существуют в неразрывном единстве, они равно значимы для государства, оба – в равной степени должны быть им поддержаны.

В процессе предстоящих реформ необходимо учитывать, что учреждая театры для выполнения определенной миссии, с которой рынок справиться принципиально не способен, государство берет на себя бюджетные обязательства по финансированию их текущей деятельности, и тем самым принимает ответственность за функционирование на благо общества всего отечественного театрального дела. Поэтому финансирование государственных театров не может быть переориентировано на отдельные проекты, имеющие определенную длительность и конкретное содержание.

Иначе обстоит дело с частными театральными организациями, учредителем которых государство не является и потому не ставит перед ними какие-либо цели и соответственно не имеет перед ними никаких бюджетных обязательств. Социальная полезность их деятельности должна быть поддержана государством. В этом случае наиболее приемлемыми являются проектное финансирование и конкурсный порядок распределения бюджетных средств.

Последними изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предопределено, что в  ближайшей перспективе бюджетные учреждения потеряют право самостоятельно распоряжаться средствами от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности. Эти денежные средства будут поступать непосредственно в доход бюджета соответствующего уровня.

Обоснование такого решения определяют тем, что  доходы, зарабатываемые учреждением  с использованием имущества учредителя, должны принадлежать собственнику, то есть государству, создавшему это учреждение и передавшему ему в оперативное управление соответствующее имущество.

При этом не учитывается, что внебюджетные доходы многих бюджетных  учреждений и в первую очередь  – театров в значительной мере обусловлены «человеческим капиталом» этих организаций, а не имуществом их учредителей. Потенциал «умения», «знания как» и «бренд» конкретных театров, относящиеся к интеллектуальной собственности их работников, обеспечивают этим организациям дополнительные доходы, включая и помощь, которую они получают от спонсоров.

Несмотря на то, что собственные доходы театров  отстают в росте от размеров бюджетного финансирования, они играют существенную роль в экономике театра, стимулируют  его деятельность. Поэтому отказ  театру – бюджетному учреждению в праве распоряжения собственными средствами – это антирыночная мера, которая не будет способствовать развитию театрального дела в России.

В предстоящем десятилетии  в области государственного (муниципального) финансирования российских театров на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления необходимо:

- предпринять в условиях  мирового финансового кризиса  чрезвычайные меры, направленные  на сохранение творческого потенциала  и материального комплекса российских  театров;

- принять изменения  в законодательство, позволяющие  сохранить за бюджетными учреждениями право самостоятельно распоряжаться средствами от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности;

- разработать и утвердить  нормативы затрат на содержание  имущества и нормативы затрат  на оказание услуг физическим  и (или юридическим) лицам федеральными  театрами, а также подготовить  и направить в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по определению вышеуказанных нормативов для региональных и муниципальных театров применительно как к бюджетным, так и автономным учреждениям. Исходить при этом из целевых ориентиров, установленных в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», предполагающих увеличение расходов бюджетной системы на развитие человеческого потенциала с 8,6 %  валового внутреннего продукта в 2011 г. до 11,7% в 2020 г.;

- при разработке проектов Бюджета Российской Федерации предусматривать необходимые объемы субсидий субъектам Российской Федерации, направленных на снижение значительных различий между субъектами Российской Федерации в обеспечении доступности театрального искусства для населения;

- предусматривать в  рамках федеральных адресных  инвестиционных программ финансирование (софинансирование) строительства новых  и реконструкции имеющихся зданий  театров, а также театральных  учебных заведений, находящихся  в федеральной, региональной, муниципальной собственности;

- осуществлять государственную  поддержку мероприятий по повышению  конкурентоспособности российских  театров в мировом театральном  пространстве.

Министерству культуры Российской Федерации  в целях  формирования единой государственной политики оказывать методическую помощь региональным органам местного самоуправления в вопросах государственной поддержки развития театрального искусства.

 

Глава 3. Особенности финансирования муниципальных театров

На практике бюджетные ассигнования представляют собой в основном текущее финансирование. В соответствии с принятыми нормативными документами (Положение 1995 г., Положение о принципах финансирования государственных и муниципальных театров в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.99 г. №329) деятельность государственных и муниципальных театров должна финансироваться в объеме, обеспечивающем:

Информация о работе Финансирование театров