Финансирование театров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование источников финансирования театров.
Исходя из поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
• изучить основные источники финансирования театров;
• выявить особенности определения нормативов численности для театров;
• исследовать источники государственного и негосударственного финансирования на примере Большого театра России;
• проанализировать проблемы финансирования театров на современном этапе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Роль театра в сохранении российской культуры 5
1.1. Театр как социокультурный фактор духовной безопасности страны. Виды театров 5
1.2. Правовой статус театра. Устав театра 9
1.3. Анализ показателей работы театров Российской Федерации 14
Глава 2. Финансирование театров 22
2.1. Состав источников финансирования деятельности театра 22
2.2. Определения нормативной численности государственного финансирования государственных и муниципальных театров 26
2.3. Государственная и негосударственная поддержка развития театра в современных условиях 32
Глава 3. Особенности финансирования муниципальных театров 37
Заключение 43
Список литературы 56

Вложенные файлы: 1 файл

Финансирование театров 615 ВЗФЭИ.DOC

— 430.50 Кб (Скачать файл)

 

Однако, даже в этих театрах  средняя цена посещения относительно невысока, особенно учитывая тот факт, что рядовой российский зритель  редко имеет возможность посетить ведущие театры страны и вопрос цены билета в этом случае не играет для него первостепенное значение. В этом случае, возможность приобщения широких масс к высокопрофессиональному искусству определяется не уровнем жизни населения, а масштабами деятельности театров федерального ведения.

Основным источником финансирования российских театров  являются ассигнования учредителей. Доходы от основных видов уставной деятельности составляют всего лишь 20% - 22% всех поступлений. Столь значительный удельный вес  внешних источников финансирования является прежде всего результатом низких цен на билеты, что в свою очередь определяется уровнем жизни населения.

 

Таблица 3

Структура поступления  финансовых средств по театрам федерального и местного ведения в 2012 г., %

Наименование

Всего

в том числе

ассигнования учредителей

доходы от основных видов уставной деятельности

Прочие доходы

всего

в том числе из бюджетов различных  уровней

всего

в том числе поступления от мероприятий

и посту-пления

             

Театры федерального ведения

100,0

70,6

69,6

22,7

19,3

6,7

Театры местного ведения

100,0

77,0

76,2

20,0

17,8

3,08


 

В то же время следует  признать, что театры недостаточно используют возможности изыскания  средств за счет расширения круга  учредителей и спектра предоставленных  услуг. В качестве учредителей наряду с государственными (муниципальными) органами могут входить другие юридические и физические лица. Однако доля этих источников, как видно из данных таблицы 3, составляет всего лишь 1 процент.

Доходы от таких видов  основной уставной деятельности как  доходы от оказания платных культурных услуг населению от деятельности созданных при театрах клубов любителей искусства, студий и кружков эстетического воспитания, поступления за оказание культурных услуг по договорам с государственными, кооперативными и общественными предприятиями и организациями, доходы от сдачи в аренду помещений театра в культурных целях составляют, как видно из данных таблицы 3, всего 2-3% (это доходы от основных видов деятельности за вычетом доходов от мероприятий).

В то же время отдельные театры добились определенных успехов в изыскании источников финансирования. Так, например, Малый театр использует небюджетные средства и средства от оказания услуг по профилю основной деятельности. МХАТ им.Чехова и МХАТ им.Горького, Театр им.Вахтангова, Новосибирский театр оперы и балета также получают значительные средства от оказания культурных услуг.

Таблица 4

Структура поступления  финансовых средств по ведущим театрам  федерального и местного ведения  в 2012 г., %

Наименование

Всего

в том числе

ассигнования учредителей

доходы от основных видов уставной деятельности

прочие доходы и поступления

всего

в том числе из бюджетов различных  уровней

всего

в том числе поступления от мероприятий

             

Театры федерального ведения

100,0

70,6

69,6

22,7

19,3

6,7

в том числе:

           

Гос.акад.Малый театр России

100,0

75,3

71,8

23,1

16,8

16,2

МХАТ им.Чехова, Москва

100,0

75,4

75,4

23,6

14,2

1,0

МХАТ им.Горького, Москва

100,0

71,2

71,2

22,1

18,9

6,7

Гос.акад.Театр им.Вахтангова

100,0

62,3

62,3

35,7

27,6

2,0

Новосибирский гос.акад.Театр оперы и балета

100,0

90,9

89,3

8,6

4,5

0,5


 

Больших успехов в  изыскании средств добились некоторые  театры, находящиеся в местном  ведении. Так, например, доля бюджетов различных уровней в ассигнованиях  учредителей Нюрбинскому драмтеатру составляет всего 9,4%, Удмуртскому государственному театру оперы и балета - 78,8%, Архангельскому Государственному молодежному театру - 23,1%; Калининградскому областному театру кукол - 8,0%; Орловскому академическому драматическому театру им. И.С.Тургенева - 81,2%. В среднем же этот показатель по театрам местного ведения составляет - 98,9 процента.

Выше среднего уровня по театрам местного ведения составляет доля доходов от оказания профильных услуг в доходах от основной деятельности в ряде театров. В среднем по стране она составляет в 2012 году - 11%. В то же время этот показатель составил в Русском драматическом театре (г. Якутск) - 39,2%; Тувинском музыкально-драматическом театре - 38%; Амурском областном театре драмы и комедии - 41,5%; Астраханском ТЮЗ - 41,8%; Ленинградском академическом малом драмтеатре - 41,2%. Эти примеры можно умножить.

Трудности с финансированием  обусловили низкий уровень зарплаты. По театрам федерального ведения  она составила в 2012 г. 707,2 тыс.руб., местного ведения - 539,4 тыс.руб. Среднегодовая начисленная зарплата составила в 2012 г. в Государственном академическом Малом театре 839,7 тыс. руб., МХАТ им. Чехова - 680,4 тыс. руб., Государственном академическом Мариинском театре - 922,2 тыс. руб., Российском государственном академическом БДТ им. Г. Товстоногова - 512,0 тыс. руб., Государственном академическом театре им. Е. Вахтангова, Москва - 867,5 тыс. руб., Новосибирском государственном академическом Театре оперы и балета - 690,7 тыс. руб.. Низкая зарплата влияет на престижность актерской профессии, вынуждает работников театров искать побочные заработки, что отрицательно сказывается на их профессиональном уровне.

В неудовлетворительном состоянии находятся основные фонды  театров. Из 729 театральных зданий 234 требуют капремонта, а 51 здание находится в аварийном состоянии.

Подведем некоторые  итоги. Театр доступен для большинства  населения в России, если в качестве критерия принимать цену билета. Однако проводимая в настоящее время  политика сокращения бюджетного финансирования приводит к тому, что некоторые театральные коллективы, творческие работники и квалифицированные педагоги - мастера предпочитают работать за рубежом, что ограничивает возможности знакомства россиян с наиболее интересными театральными постановками и понижает художественный уровень театральной жизни. Нельзя признать удовлетворительными и масштабы театральной деятельности для страны со 150 млн. населением.

В связи с ростом дефицита бюджетов всех уровней возобладала  политика сокращения “защищенных статей”  сметы театров. В федеральном бюджете ассигнования на культуру, начиная с 1993 г., не соответствуют объему, предусмотренному “Основами законодательства Российской Федерации о культуре” в размере 2 процентов, более того, этот объем год от года сокращается, соответственно уменьшается и финансирование театрального искусства. В связи с этим необходимо в законе “О федеральном бюджете на 1998 год” предусмотреть объемы бюджетных ассигнований на нужды культуры в соответствии с нормами, предусмотренными Основами законодательства Российской Федерации о культуре. Однако радикальное улучшение финансирования театральной деятельности возможно только в случае коренного изменения к лучшему социально-экономической ситуации в стране. Только в случае повышения жизненного уровня возможно повышение цен на билеты (в настоящее время средняя цена посещения театра равна трем поездкам на метро, в 60-годы стоимость билета была порядка 4-6 рублей, а проезд в метро - 5 копеек). Только в результате повышения цен на билеты возможно достижение рентабельности большинством театров.

Необходимо также отметить, что даже в настоящее время  в условиях резкого сокращения объемов  государственного финансирования ряд  театров в значительной мере использует в качестве источников поступления  средств возможности учредителей и доходы от предоставления культурных услуг в рамках своей уставной деятельности. Так, например, Нюрбинский драматический театр из 1170, 2 млн.руб., полученных в 2012 г. от учредителей, только 110,2 млн. получил от бюджетов различных уровней. Доля услуг культурного профиля в доходах от основной деятельности составляла в среднем по стране в 2012 г. - 11%. В то же время этот показатель составил в Тувинском музыкально-драматическом театре - 38%, в Русском Драматическом театре (г.Якутск) - 41,5%, в Ленинградском областном драматическом театре - 41,2%. Опыт этих театров заслуживает изучения и распространения.

В заключение следует  сказать, что в условиях дефицита средств необходимо осуществлять адресную государственную поддержку театральной  деятельности. За рубежом даже богатые государства субсидируют театр очень дифференцировано. Во Франции, например, существует несколько уровней театральных коллективов: национальные, муниципальные, частные. Стопроцентная государственная субсидия есть только у коллективов, имеющих статус национальных. Получить его чрезвычайно сложно (во Франции всего пять национальных театров). В России же с 1989 г. начался процесс децентрализации финансирования культуры, и сегодня коллективы местного ведения могут получать гораздо большие субсидии, чем коллективы, находящиеся в федеральном ведении. Государство выделяет незначительные субсидии и уникальному, имеющему мировую известность театральному коллективу, и рядовому театру. Необходимо жестко определить приоритеты создать экспертные Комиссии по оценке работы театральных коллективов, разработать многоуровневую систему субсидий.

Наряду с прямым государственным  субсидированием необходимо предоставить театрам дифференцированные налоговые  льготы, стимулирующие постановку классики, работу на селе, гастрольную деятельность, постановку спектаклей для детей и юношества, организацию клубов любителей театра, шефство над любительскими театральными коллективами.

В странах Западной Европы сами театры покрывают от 18 до 25 процентов  своих расходов в результате значительных налоговых льгот для тех, кто вкладывает деньги в театральное искусство. К сожалению, в России отсутствует законодательная база меценатства, что обусловило его незначительную роль в финансировании театральной деятельности.

Российская культура в целом и театр в частности находятся в сложном положении. В этих условиях органы законодательной и исполнительной власти должны определить приоритеты и инструменты реализации государственной политики как одного из важнейших факторов выхода из кризиса и развития российского театра.

 

 

Глава 2. Финансирование театров

2.1. Состав источников финансирования  деятельности театра

 

Финансирование  государственных и муниципальных  театров в Российской Федерации  является одним из важнейших социально-экономических  обязательств государства.

Финансирование  должно обеспечить:

а) создание необходимых условий для творческой деятельности театра и предотвращение его коммерциализации;

б) комплектование театральных трупп, способных выполнить  высокие художественные задачи;

в) создание необходимых  условий для работы театра, обеспечивающих наиболее полную реализацию творческого потенциала;

г) необходимый  минимум затрат на полноценное художественное воплощение творческих замыслов коллектива театра.

Нормативы финансирования государственных и муниципальных  театров не могут быть ниже нормативов бюджетного финансирования государственных и муниципальных организаций культуры. Указанные нормативы определяются учредителем театра:

а) по организации  труда - на основании нормативной  численности артистического и художественного  персонала по видам театров соответственно: театр оперы и балета - 400 и 60 человек; театр музыкальной комедии - 180 и 28 человек; драматический театр и театр юного зрителя - 40 и 15 человек; театр кукол - 20 и 11 человек;

б) по финансовому  обеспечению творческого процесса - на основании минимальной суммы средств, выделяемой на создание нового и прокат текущего репертуара в следующих размерах: театр оперы и балета - 1200 тыс. рублей; театр музыкальной комедии - 800 тыс. рублей; драматический театр и театр юного зрителя - 500 тыс. рублей; театр кукол - 150 тыс. рублей в год. Указанные нормативы корректируются по общегосударственной методологии с учетом изменения оптовых цен и тарифов;

в) по организации  творческого процесса - на основании  минимального нормативного количества спектаклей - 280 спектаклей в год.

Средства, поступившие  из внебюджетных источников, не влияют на нормативы и размеры финансирования театра учредителем.

Нормативы численности  персонала и нормативы финансового  обеспечения творческого процесса по видам театров, не предусмотренным пунктом 3 настоящего Положения, устанавливаются договором между театром и его учредителем.

Каждый государственный  или муниципальный театр самостоятельно устанавливает показатели численности  артистического и художественного  персонала, показатели творческо-производственной деятельности с учетом особенностей театра и экономических возможностей коллектива.

Информация о работе Финансирование театров