Проблемы и перспективы формирования бюджетных доходов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить перспективы формирования бюджетных доходов в РФ.
Для этого поставлены следующие задачи:
o Изучить теоретическую литературу, включая правовую информацию и периодические издания, по данному вопросу.
o Определить сущность и классификацию бюджетных доходов.
o Изучить правовую основу регулирования бюджетных доходов.
o Проанализировать статистический материал и поступления доходов за разные периоды.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2
1 Теоретические основы формирования бюджетных доходов в РФ……..………..……….4
1.1 Сущность и классификация бюджетных доходов в РФ………………………………………………………………………...…………...…..4
1.2 Правовые основы формирования бюджетных доходов в РФ……….……………………………………………………………………………….11
2 Современное состояние формирования бюджетных доходов в РФ…………………….15
2.1 Характеристика современного состояния формирования бюджетных доходов в РФ……………..…………………………………………………………….…………..15
2.2 Процедура формирования бюджетных доходов в РФ…………………….………………………………………………………….……...22
3 Перспективы развития формирования бюджетных доходов в РФ……………………...33
Заключение……………………………………………………………………………………...43
Список использованной литературы……...…………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

      · зачисление в федеральный бюджет доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (+ 99,2 млрд. рублей);

      · введение специфической ставки вывозной таможенной пошлины на никель в зависимости от изменения мировых цен (+ 4,5 млрд. рублей);

      · увеличение норматива зачисления в федеральный бюджет фактически полученной прибыли Банка России с 50% до 75% (+ 25,0 млрд. рублей).

      К сокращению доходов федерального бюджета  в 2010 году приведут следующие законодательные  решения, а именно:

  • постепенная замена с 1 января 2010 года единого социального налога страховыми взносами, зачисляемыми в бюджеты государственных внебюджетных фондов (- 477,1 млрд. рублей);
  • сужение налоговых баз по некоторым источникам доходов, которое произошло в 2009 году, но, безусловно, отразится на доходах федерального бюджета 2010 года (конкретные расчеты в пояснительной записке отсутствуют). В частности:
  • снижение с 1 января 2009 года ставки налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет, с 6,5% до 2% (налог на прибыль по ожидаемой оценке исполнения бюджета в 2009 году снизится по сравнению с 2008 годом на 78,2 %),
  • зачисление акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла с 1 января 2009 года в полном объеме в бюджеты субъектов РФ (поступления по этим акцизам в 2008 году составили 55,4 млрд. рублей),
  • снижение ставки налога на добычу полезных ископаемых и предоставление льгот по ряду нефтяных месторождений и т.д.

      Нефтегазовые  доходы федерального бюджета прогнозируются в 2010 году в сумме 3194,7 млрд. рублей (7,4% к ВВП), а ненефтегазовые – в  сумме 3755,3 млрд. рублей (8,7% к ВВП). В 2011-2012 годах нефтегазовые доходы растут в среднем на 4,8%, оставаясь на уровне около 7% к ВВП. Ненефтегазовые доходы в 2011-2012 годах увеличиваются на 10% в год, оставаясь на уровне около 8,5% к ВВП.

      При этом их соотношение практически  не меняется: примерно 45% всех доходов  федерального бюджета составляют нефтегазовые доходы и 55% - ненефтегазовые. Такая пропорция свидетельствует о сохранении и даже усилении роли нефтегазовой составляющей в экономике страны, так как, например, в условиях 2007 года это соотношение составляло 37% и 63% соответственно.

      В условиях экономического кризиса и  падения мировых цен на нефть  произошло резкое сокращение нефтегазовых доходов федерального бюджета. В 2009 году ожидается их уменьшение в номинальном  выражении на 36,3% по сравнению с 2008 годом (или на 3,3% к ВВП).

      Помимо  падения мировых цен на энергоносители причинами столь стремительного сокращения нефтегазовых доходов стали  снижение объемов экспорта газа, уменьшение ставки налога на добычу полезных ископаемых за счет повышения необлагаемой минимальной  цены на нефть с 9 до 15 долларов США за баррель, а также расширение перечня месторождений, по которым налогообложение производится по нулевой ставке.

      На 2010 год планируется увеличение нефтегазовых доходов на 14,2% по сравнению с 2009 годом, при этом поступления НДПИ в виде углеводородного сырья возрастут на 12,3% и составят 1059,2 млрд. рублей, а экспортных таможенных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты – на 15,1% и составят 2135,4 млрд. рублей.

      Увеличение  нефтегазовых доходов в 2010 году произойдет  за счет роста прогнозируемых объемов добычи и экспорта природного газа, а также увеличения норматива зачисления в федеральный бюджет НДПИ на нефть с 95% до 100%.

      Следует отметить расхождения между объемами добычи нефти, которые указываются  в прогнозе социально-экономического развития РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, и этими же показателями, которые лежат в основе расчетов НДПИ. Так, в соответствии с прогнозом объем добычи нефти в 2009-2012 годах не изменится и составит 490,0 млн. тонн, а в расчете поступлений налогов в федеральный бюджет НДПИ считается исходя из общего объема добычи нефти в размере 474,0 млн. тонн.

      Также имеются расхождения между прогнозными  и расчетными показателями цен на природный газ, экспортируемый в  дальнее зарубежье.

      Так как многие факторы, которые оказывают большое влияние именно на формирование нефтегазовых доходов (мировые цены на нефть, курс доллара США по отношению к рублю), сохранят значительную неопределенность, Комитет оценивает риски отклонения прогнозных показателей нефтегазовых доходов федерального бюджета на 2010-2012 годы от фактических как весьма высокие.

     Ненефтегазовые  доходы федерального бюджета на 2010 год планируются с уменьшением  на 4,1%, а далее начинается их рост в среднем на 10% в год. Но даже с  этим ростом ненефтегазовые доходы не достигнут в 2012 году уровня 2007 года (93,5% по сравнению с 2007 годом).

     Анализ  структуры ненефтегазовых доходов  федерального бюджета на 2010-2012 годы показывает, что основными источниками налоговых поступлений остаются, как и в прошлые годы, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций и акцизы.

     Однако  в связи со снижением ставки налога на прибыль, зачисляемой в федеральный  бюджет, доля этого налога резко  уменьшается (с 8,2% в 2008 году до 3,1% в 2010 году), а доля НДС возрастает (с 23,0% до 31,4% соответственно).

     Анализ  расчетов поступлений в федеральный  бюджет отдельных видов налогов  и сборов, представленный в материалах к проекту федерального бюджета  на 2010-2012 годы, показывает следующее.

     Вызывает  сомнение достоверность расчетов поступлений НДС в 2010 году (2182,1 млрд. рублей). Планируется рост этих поступлений по сравнению с 2009 годом на 12,4%, который в основном будет происходить за счет увеличения НДС на товары, реализуемые на территории РФ (в 2009 году ожидается снижение поступлений НДС по сравнению с 2008 годом на 9,0%).

     Вместе  с тем в первом полугодии текущего года, по данным ФНС России, собираемость по НДС составила 74,6%, наблюдается  рост задолженности по налогу на 13,3%. Прогнозные показатели по НДС по состоянию на 1 сентября 2009 года исполнены на 57%, в то время как по доходам федерального бюджета в целом исполнение составляет 69%. Поэтому расчетный уровень собираемости НДС на уровне 91,3%, из которого исходят бюджетные проектировки на 2010 год, является явно завышенным.

     НДС остается сложным в администрировании  налогом. Масштабы мошенничества с  использованием фирм-однодневок в целях  незаконного присвоения возмещенного налога на добавленную стоимость  принимают угрожающие размеры. Как  показывают проверки Счетной палаты РФ, в 2008 году возмещение налогоплательщикам этого налога превышало порой сумму налога, поступающую в федеральный бюджет, на 105,8 млрд. рублей (или на 10,6%). Это усложняет собираемость НДС и значительно влияет на точность расчетов.

     Как положительный момент следует отметить наличие в материалах к проекту  федерального бюджета на 2010-2012 годы расчетных показателей для определения  налоговой базы по всем видам подакцизной  продукции (раньше эти показатели были неполными).

      В 2010 году прогнозируется увеличение поступлений акцизов в федеральный бюджет на 31,3% (131,0 млрд. рублей). Это связано с тем, что Правительство РФ предлагает проиндексировать специфические ставки акцизов на подакцизные товары на 10% по отношению к уровню предыдущего года (в том числе начинается индексация ставок акцизов на нефтепродукты). Более высокая индексация предусматривается для ставок акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9%, спиртосодержащую продукцию и вино (в среднем на 30%), на пиво (на 50%), на сигареты с фильтром (в среднем на 30%) и сигареты без фильтра (на 50%). Адвалорная составляющая ставки акцизов на сигареты увеличивается на 0,5% ежегодно. Однако федеральный закон об индексации ставок акцизов еще не принят.

      Объемы поступлений государственной пошлины резко возрастают в 2010 году (на 82,5%), что связано с увеличением ее размеров с 1 января 2010 года и ростом планируемого количества обращений за совершением юридически значимых действий.

      Прогнозируется  снижение поступлений водного налога в 2010-2012 годах (в среднем на 20% в год) в связи с тем, что водопользователи переходят от уплаты налога к плате за пользование водными объектами.

      Структура неналоговых доходов в проекте  федерального бюджета на 2010-2012 год  в целом не меняется. Сумма неналоговых доходов за исключением доходов, учитываемых как нефтегазовые, составит в 2010 году 1103 млрд. рублей, что на 3,8% меньше прогнозной оценки исполнения указанных доходов в 2009 году и на 11,3% меньше показателя 2008 года.

      При планировании неналоговых доходов учтены изменения бюджетного законодательства в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ», которые увеличат эти доходы в 2010 году на 105,6 млрд. рублей.

      Без учета указанных дополнительных источников в 2010 году неналоговые доходы снижаются на 16,8% к прогнозируемым поступлениям в 2009 году и на 23,3% к  показателю 2008 года.

      Доходы  от ввозных таможенных пошлин составят 7,4% всех доходов федерального бюджета и прогнозируются в 2010 году с увеличением на 9,1%. Однако ожидается резкое падение этих доходов в 2009 году (на 24,3% по сравнению с 2008 годом), что связано со снижением стоимостного объема импорта товаров на 35%, явившегося следствием ослабления курса рубля по отношению к доллару США и снижения покупательной способности населения.

      Существенным  достижением можно признать изменение  подхода к определению позиции  государства в отношении дивидендов, подлежащих выплате акционерными обществами по акциям, находящимся в федеральной собственности.  Доходы по данной статье могут достичь 44,9 млрд. рублей, что в 4,3 раза больше оценки итогов 2009 года.

      Повышению роли неналоговых доходов  как  источника наполнения федерального бюджета в 2010 году будут способствовать дополнительные меры Правительства РФ по усилению администрирования неналоговых доходов.

      Доходы  консолидированных бюджетов субъектов  РФ с учетом финансовой помощи из федерального бюджета запланированы в следующих размерах: на 2010 год –  5506,0 млрд. рублей (12,7% к ВВП), на 2011 год – 5634,4 млрд. рублей (11,7% к ВВП) и на 2012 год – 5735,1 млрд. рублей (10,7% к ВВП). В номинальном выражении доходы растут, за исключением 2010 года, когда по сравнению с 2009 годом происходит снижение их объема на 3,2%.

      Следует отметить, что для собственных  доходов региональных бюджетов без  учета межбюджетных трансфертов  в плановом периоде характерна положительная  динамика. После резкого сокращения  этих доходов в 2009 году по сравнению с предыдущим годом (на 17,0%) на следующую трехлетку прогнозируется их поступательное увеличение  на 4,0% - 5,9% в год. Однако их доля в ВВП снижается: с 10,8% в 2009 году до 9,0% в 2012 году.

      Изменение отрицательной динамики на положительную в 2010 году по сравнению с 2009 годом стало возможным в связи с тем, что Правительство РФ предполагает реализацию ряда мер, которые обеспечат поступления дополнительных доходов в консолидированные бюджеты субъектов РФ в размере 87,8 млрд. рублей. Эти доходы будут получены от:

      · индексации ставок акцизов на вина, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% и пиво (+ 63,4 млрд. рублей);

      · индексации ставок акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла и увеличения норматива их зачисления в региональные бюджеты до 100% (+14,3 млрд. рублей);

      · увеличения ставки транспортного налога (+7,5 млрд. рублей);

      · повышения размеров государственной пошлины за совершение юридически значимых действий (+8,9 млрд. рублей).

      Полное зачисление НДПИ в федеральный бюджет уменьшит доходы бюджетов субъектов РФ на 6,3 млрд. рублей.

      Резерв  увеличения доходной части региональных бюджетов как льготы по региональным и местным налогам, установленные  федеральным законодательством. Речь идет о налоге на имущество организаций и земельном налоге. По оценке Счетной палаты РФ, общая сумма указанных налогов, не поступающих в консолидированные бюджеты субъектов РФ с предоставлением федеральных льгот, составила в 2008 году 320 млрд. рублей, из них по налогу на имущество - 267 млрд. рублей, по земельному налогу - 43 млрд. рублей.

     Меры  по мобилизации дополнительных бюджетных  доходов и дальнейшему совершенствованию  налоговой системы в соответствии с одобренными Правительством РФ основными направлениями налоговой политики РФ [26].

  1. Важнейшей для финансовых, контролирующих и правоохранительных органов должна стать системная работа, направленная на легализацию доходов от экономической деятельности и наведение порядка в системе учета и взимания налогов, таможенных и других платежей, поступающих от субъектов экономической деятельности.

Информация о работе Проблемы и перспективы формирования бюджетных доходов в РФ