Проблемы и перспективы формирования бюджетных доходов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить перспективы формирования бюджетных доходов в РФ.
Для этого поставлены следующие задачи:
o Изучить теоретическую литературу, включая правовую информацию и периодические издания, по данному вопросу.
o Определить сущность и классификацию бюджетных доходов.
o Изучить правовую основу регулирования бюджетных доходов.
o Проанализировать статистический материал и поступления доходов за разные периоды.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2
1 Теоретические основы формирования бюджетных доходов в РФ……..………..……….4
1.1 Сущность и классификация бюджетных доходов в РФ………………………………………………………………………...…………...…..4
1.2 Правовые основы формирования бюджетных доходов в РФ……….……………………………………………………………………………….11
2 Современное состояние формирования бюджетных доходов в РФ…………………….15
2.1 Характеристика современного состояния формирования бюджетных доходов в РФ……………..…………………………………………………………….…………..15
2.2 Процедура формирования бюджетных доходов в РФ…………………….………………………………………………………….……...22
3 Перспективы развития формирования бюджетных доходов в РФ……………………...33
Заключение……………………………………………………………………………………...43
Список использованной литературы……...…………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

     Как известно, бюджет на всех его уровнях  играет огромную роль в развитии и  процветании государства, продвижении  научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как  правило, прямо пропорциональна  благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды. При этом экономическое  значение бюджета заключается прежде всего в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, неналоговых доходов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также на отдельные отрасли хозяйства и социальной сферы.

       Функционирование государственного  бюджета происходит посредством  особых экономических форм –  доходов и расходов, выражающих  последовательные этапы перераспределения  стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.

     Объект  исследования в данной курсовой работе является Российская Федерация, предметом  исследования – доходы бюджета РФ.

       Цель работы: определить перспективы формирования бюджетных доходов в РФ.

     Для этого поставлены следующие задачи:

    • Изучить теоретическую литературу, включая правовую информацию и периодические издания, по данному вопросу.
    • Определить сущность и классификацию бюджетных доходов.
    • Изучить правовую основу регулирования бюджетных доходов.
    • Проанализировать статистический материал и поступления доходов за разные периоды.

     В первой главе данной курсовой работы раскрывается теоретическая составляющая бюджетных доходов: а именно, сущность, классификация бюджетных доходов, а также правовые основы их формирования.

     Во  второй главе проводится исследование статистических данных, связанных с поступлением бюджетных доходов; также рассматривается процедура формирования бюджетных доходов.

     В третьей главе изучаются проблемы и перспективы формирования бюджетных  доходов.

     Для решения задач использовалась научная  литература, нормативно-правовые акты, ресурсы интернет, учебные пособия и информационные базы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ  В РФ
 
    1. Сущность  и классификация бюджетных доходов  в РФ
 

     Доходы  бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета [11].

     Доходы  бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых  для выполнения его функций. Они  выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти [17, с. 123].

     Доходы  бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в  средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций [20, c. 57].

     Регулирующие  возможности бюджетных доходов, однако, имеют определенные пределы. Высокий уровень изъятия денежных средств у предприятий и населения ведет к падению хозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижению совокупного спроса на рынке, что, соответственно, способствует падению объемов выпускаемой продукции, повышению цен, уменьшению реально произведенного валового национального продукта [19, c. 23].

     Доходы  бюджета выражают экономические  отношения, возникающие в процессе формирования основного  общегосударственного фонда денежных средств между  государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций. Бюджетные    доходы,    с    одной    стороны,    являются    результатом распределения стоимости общественного продукта, а с другой – выступают объектом дальнейшего перераспределения [23, c. 356].

    Состав  бюджетных доходов, их структура  органически связаны с объемами общественного производства и национального дохода и определяются финансовой политикой государства.

    В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые  в бюджеты других уровней бюджетной  системы РФ для целевого финансирования предприятий, а также безвозмездные перечисления.

     В зависимости от государственного устройства страны различают: в унитарном (едином) государстве - доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, в федеративном (объединенном) государстве  эти два вида доходов дополняются доходами бюджетов субъектов федерации, конфедеративном (союзном) – взносами [18, c. 245].

     Бюджетные доходы - понятие более узкое, чем  доходы государства, которые включают помимо средств бюджета всех уровней  власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.

     Классификация доходов представляет собой группировку  доходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ по группам и подгруппам [16].

     Классификация доходов бюджетов имеет свой код.

     Код - это условное сокращенное обозначение в виде зашифрованных цифровых символов, используемое для группировки доходов, расходов и источников финансирования дефицита во взаимосвязи с субъектами бюджетных правоотношений [11].

     Код классификации доходов бюджетов имеет свою структуру, которая состоит из нескольких кодов:

     1. Код главного администратора  доходов бюджета.

     2. Код вида доходов.

     3. Код подвида доходов.

     4. Код классификации операции сектора  государственного управления.

     Перечень  и коды главных администраторов  доходов бюджета устанавливаются законом о бюджете.

     Главный администратор доходов - это определенный законом (решением) о бюджете орган  государственной власти (государственный  орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган  управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета [11].

     Коды  главных администраторов доходов  бюджета, виды и подвиды доходов  взаимосвязаны между собой, так как за главными администраторами доходов бюджета закрепляются определенные виды и (или) подвиды доходов.

     Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода [11].

     Группа  дохода - это наиболее укрупненная  группировка доходов, отражающая виды доходов, которые установлены в БК РФ, такие, как налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления.

     Подгруппа доходов детализирует группу доходов  и раскрывает виды налоговых доходов, виды неналоговых доходов и виды безвозмездных поступлений.

     Статьи, подстатьи и элементы доходов  еще более подробно детализируют подгруппу доходов.

     Группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы представляют собой уровни доходов  бюджетов, где группа является первым уровнем, элемент вида дохода последним, низшим уровнем вида доходов бюджетов. Например, группа дохода - это налоговые доходы, а подгруппа доходов - это налоги на прибыль, статья - налог на прибыль организаций, подстатья - налог на прибыль, зачисляемый в бюджеты бюджетной системы РФ по соответствующим ставкам, элемент - налоги на прибыль, зачисляемые в федеральный бюджет.

     В части кода вида доходов БК РФ закрепляет для всех уровней бюджетной системы РФ единую классификацию. При этом одни составные части кода вида доходов утверждаются в БК РФ, а другие устанавливаются Министерством финансов РФ.

     Группы  и подгруппы доходов федерального бюджета РФ  устанавливаются в  БК РФ и включают [11; 16]:

  1. налоговые и неналоговые доходы:
  2. Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

     К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

     В федеральный бюджет зачисляются  налоговые доходы от следующих федеральных  налогов и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами [11]:

  1. налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 %;
  2. налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 %;
  3. налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, - по нормативу 20 %;
  4. налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 %;
  5. акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 %;
  6. акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 %;
  7. акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 %;
  8. акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 %;
  9. акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 %;
  10. акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ, - по нормативу 100 %;
  11. налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 %;
  12. налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 %;
  13. налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 %;
  14. налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ - по нормативу 100 %;
  15. регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 %;
  16. регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 %;
  17. регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 %;
  18. сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 20 %;
  19. сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 20 %;
  20. водного налога - по нормативу 100 %;
  21. единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом РФ в части, зачисляемой в федеральный бюджет, - по нормативу 100 %;
  22. государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты) - по нормативу 100 %.
  23. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет [11]:
  24. доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности РФ (за исключением имущества федеральных автономных учреждений, имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных);
  25. доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ, - по нормативу 100 %;
  26. доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности РФ, за исключением имущества федеральных автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 %;
  27. части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;
  28. сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, - по нормативу 100 %;
  29. прочих лицензионных сборов - по нормативу 100 %;
  30. таможенных пошлин и таможенных сборов - по нормативу 100 %;
  31. платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений - по нормативу 100 %;
  32. платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, - по нормативу 100 %;
  33. платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - по нормативу 100 %;
  34. платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 %;
  35. консульских сборов - по нормативу 100 %;
  36. патентных пошлин - по нормативу 100 %;
  37. платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, - по нормативу 100 %.
  38. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  39. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  40. средства самообложения граждан;
  41. прочие неналоговые доходы.

Информация о работе Проблемы и перспективы формирования бюджетных доходов в РФ