Проблемы и перспективы формирования бюджетных доходов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить перспективы формирования бюджетных доходов в РФ.
Для этого поставлены следующие задачи:
o Изучить теоретическую литературу, включая правовую информацию и периодические издания, по данному вопросу.
o Определить сущность и классификацию бюджетных доходов.
o Изучить правовую основу регулирования бюджетных доходов.
o Проанализировать статистический материал и поступления доходов за разные периоды.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2
1 Теоретические основы формирования бюджетных доходов в РФ……..………..……….4
1.1 Сущность и классификация бюджетных доходов в РФ………………………………………………………………………...…………...…..4
1.2 Правовые основы формирования бюджетных доходов в РФ……….……………………………………………………………………………….11
2 Современное состояние формирования бюджетных доходов в РФ…………………….15
2.1 Характеристика современного состояния формирования бюджетных доходов в РФ……………..…………………………………………………………….…………..15
2.2 Процедура формирования бюджетных доходов в РФ…………………….………………………………………………………….……...22
3 Перспективы развития формирования бюджетных доходов в РФ……………………...33
Заключение……………………………………………………………………………………...43
Список использованной литературы……...…………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

     Проведем  сравнительный анализ доходной части  федерального бюджета на 2008 год и  на плановый период 2009 и 2010 годов [4;10;15]

     Данные  о доходах федерального бюджета  на 2008-2010 гг. представлены в таблице 3 в Приложении 3.

     Федеральный бюджет на 2008-2010 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны.

     В связи с произошедшими изменениями в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. При формировании доходов было учтено изменение налогового законодательства, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о налогах и сборах, вступающие в действие с 01.01.2008 года.

     В расчет нефтегазовых доходов бюджета  включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает, на 2008 год составит 35,87% , на первый плановый год 31,5%, на второй плановый год этот показатель сократится ещё на 2,47%. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике.

     Рассмотрим  подробнее статьи этого раздела.

    Налог на прибыль организаций в динамике растет. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, так же повлекли изменения по ставке налога, а так же налоговым контролем от скрывания прибыли.

    Налоги  и взносы на социальные нужды - удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Суммы поступлений  увеличиваются. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ.

    Налоги  на товары (работы, услуги) реализуемые  на территорию РФ - доля этого раздела  составляет 21,13% в 2008 году, в 2009 году составит 25,64%. К 2010 году увеличится на 1,64%. В налоговом законодательстве произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.

    Налоги  на товары, ввозимые на территорию РФ -  темп роста к 2009 году составит 1,15%, а  к 2010 году 1,33%. Что характерно этого раздела, то здесь изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить 87,5 процента от общего объема импорта.

    Поступления налога на добычу полезных ископаемых - в относительном выражении происходит снижение данного показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили статьи нефтегазовых доходов.

     Государственная пошлина - прогнозируется на 2008 год поступлений в сумме 32,24 млрд. руб., на 2010 год 36,56 млрд. руб..

     Неналоговые доходы - прогнозируется, что сумма  доходов этого раздела на 2008 году составят 291,61 млрд. руб., на 2009 год на 5,39 млрд. руб. больше, а на 2010 год ещё  на 4,73 млрд. руб.

     Таким образом,  за весь период сравнительного анализа наблюдается увеличение доходов бюджета и профицит бюджета. Однако, важнейшая задача - обеспечить его прозрачность для всех членов общества. Необходимо добиться, чтобы  федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов. Необходимой найти дополнительные способы получения доходов в федеральный бюджет. 

    1. Процедура формирования бюджетных доходов  в РФ
 

     На  первом этапе процедуры формирования доходов  бюджета происходит прогнозирование доходов бюджета в рамках составления проекта бюджета.  Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств [11].

     Проект  федерального бюджета и проекты  бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются в порядке, установленном Правительством РФ, в соответствии БК РФ. Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются и утверждаются сроком на три года.

     Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

     Доходы  бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития территории в условиях действующего на день внесения проекта закона (решения) о бюджете  в законодательный (представительный) орган законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства РФ, а также законодательства РФ, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы РФ.

При прогнозировании  доходов бюджета решаются следующие  задачи [21, c.337]:

  1. Сбор, накопление и консолидация информации по исполнению доходной части бюджета в едином хранилище бюджетных показателей;
  2. Формирование динамических рядов, отражающих основные показатели налоговой системы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
  3. Оперативный мониторинг исполнения доходной части бюджета;
  4. Анализ динамики и структуры поступлений налогов и сборов, задолженности и недоимок в бюджет (при этом могут рассматриваться различные уровни – региональный, отраслевой и т.д.);
  5. Анализ исполнения доходной части бюджетов всех уровней;
  6. Формирование индикативных показателей поступления налогов и сборов; 
  7. Оценка влияния решений, принимаемых в налоговой, бюджетной, ценовой и других сферах, на поступление доходов в бюджеты всех уровней; 
  8. Оценка влияния показателей социально-экономического развития РФ и субъектов РФ, а также показателей, характеризующих конъюнктуру цен на мировых товарных и финансовых рынках на поступления налогов и сборов (факторный анализ); 
  9. Оценка налогового потенциала и налоговой нагрузки.

         Внесение  Министерством финансов РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете и уполномоченным органом проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ в Правительство РФ осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проектов указанных законов в Государственную Думу [11].

    Второй  этап – рассмотрение и утверждение  проекта бюджета, рассмотрение и  утверждение федерального закона о  бюджете [11].

    В законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся  общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета. В законе (решении) о бюджете должны содержаться нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ в случае, если они не установлены бюджетным законодательством РФ. Также (решением) о бюджете устанавливаются перечень главных администраторов доходов бюджета. Законом (решением) о бюджете может быть предусмотрено использование доходов бюджета по отдельным видам (подвидам) неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года, на цели, установленные законом (решением) о бюджете, сверх соответствующих бюджетных ассигнований и (или) общего объема расходов бюджета. Одновременно с проектом закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган представляются основные направления бюджетной и налоговой политики; прогноз прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо проект среднесрочного финансового плана и т.д.

    Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 26 августа текущего года. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится в Государственную Думу одновременно со следующими документами и материалами: основными направлениями бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период; оценкой ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год; прогнозом основных параметров бюджетной системы РФ, в том числе консолидированного бюджета РФ на очередной финансовый год и плановый период; расчетами по статьям классификации доходов федерального бюджета и т.д. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях. Прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета рассматривается в первом чтении. Приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее перечень главных администраторов доходов федерального бюджета является предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении.

    Совет Федерации рассматривает федеральный  закон о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в течение 14 дней со дня представления Государственной  Думой. Одобренный Советом Федерации  федеральный закон о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

    Третий  этап – исполнение бюджетов [11]. Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

    Организация исполнения бюджета возлагается  на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным  внебюджетным фондом). Исполнение бюджета  организуется на основе сводной бюджетной  росписи и кассового плана.

    Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством.

    Важнейшим элементом исполнения бюджета является формирование его доходной части  в соответствии с утвержденным планом.

    Участниками этого процесса являются [18, c. 257]:

  1. налогоплательщики и плательщики сборов (юридические и физические лица), которые перечисляют в бюджет установленные налоги и другие обязательные платежи, а  также плательщики неналоговых доходов и безвозмездных поступлений;
  2. учреждения Центрального банка и коммерческие банки, производящие безналичные расчеты между плательщиками и получателем средств;
  3. органы Федерального казначейства, которые получают перечисленные в бюджет средства и ведут их учет;
  4. налоговые органы (Министерство РФ по налогам и сборам), ведущие учет налогоплательщиков, контролирующие правильность исполнения ими своих налоговых обязательств, а также регулирующие отношения по возврату и зачету уплаченных налогов;
  5. главные администраторы и администраторы доходов.

    Исполнение  бюджетов по доходам предусматривает [11]:

  1. зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным БК РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с БК РФ, со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет;
  2. возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм % за несвоевременное осуществление такого возврата и %, начисленных на излишне взысканные суммы;
  3. зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  4. уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;
  5. перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм % за несвоевременное осуществление такого возврата и %, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, в порядке, установленном Министерством финансов РФ.

Информация о работе Проблемы и перспективы формирования бюджетных доходов в РФ