Проблемы и перспективы формирования бюджетных доходов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить перспективы формирования бюджетных доходов в РФ.
Для этого поставлены следующие задачи:
o Изучить теоретическую литературу, включая правовую информацию и периодические издания, по данному вопросу.
o Определить сущность и классификацию бюджетных доходов.
o Изучить правовую основу регулирования бюджетных доходов.
o Проанализировать статистический материал и поступления доходов за разные периоды.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2
1 Теоретические основы формирования бюджетных доходов в РФ……..………..……….4
1.1 Сущность и классификация бюджетных доходов в РФ………………………………………………………………………...…………...…..4
1.2 Правовые основы формирования бюджетных доходов в РФ……….……………………………………………………………………………….11
2 Современное состояние формирования бюджетных доходов в РФ…………………….15
2.1 Характеристика современного состояния формирования бюджетных доходов в РФ……………..…………………………………………………………….…………..15
2.2 Процедура формирования бюджетных доходов в РФ…………………….………………………………………………………….……...22
3 Перспективы развития формирования бюджетных доходов в РФ……………………...33
Заключение……………………………………………………………………………………...43
Список использованной литературы……...…………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

     Доходы  первоначально поступают на счета  органов федерального казначейства, открытых в учреждениях Банка  России на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые между бюджетами". Органы федерального казначейства наделены полномочиями по учету и распределению доходов, поступающих в бюджетную систему РФ, между бюджетами бюджетной системы страны (ст. 40 БК РФ). Учет доходов, поступивших в бюджетную систему, и их распределение между бюджетами осуществляются в соответствии с кодами бюджетной классификации, указанными в расчетном документе на зачисление средств на счет N 40101, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному поручению [17, 365].

     Зачисление  доходов на лицевые счета органа федерального казначейства осуществляется ежедневно, что подтверждается выпиской банка по каждому лицевому счету  с копиями платежных документов к ней. Задача казначейства состоит  в учете всех поступивших сумм по видам налогов и платежей. По каждому платежному документу учитывается вид и сумма налога. Согласно коду, присвоенному налогу или платежу, осуществляется учет и формируется ежедневный отчет о суммах поступивших доходов в федеральный бюджет.

     Регулирующие налоги учитываются отдельно, т.к. требуют распределения. Все поступившие налоги должны быть распределены согласно утвержденным нормативам. Итогом распределения за каждый день являются суммы, предназначенные к перечислению в бюджеты соответствующего уровня. Орган федерального казначейства готовит платежные поручения, в которых плательщиком средств выступает само казначейство, а получателем – финансовый орган от лица исполняемого бюджета или казначейство от лица федерального бюджета. Следует отметить, что органы казначейства при исполнении бюджета по регулирующим налогам являются плательщиком и получателем средств одновременно, отличаются лишь лицевые счета: сумма списывается с лицевого счета балансового счета № 40101, а зачисляется на лицевой счет балансового счета № 40102. Однако органы казначейства не могут осуществить эту операцию по внутреннему бухгалтерскому учету, т.к. исполнение федерального бюджета осуществляется на счетах казначейства в банках. Органы казначейства обязаны представить платежные поручения на перечисление средств по уровням бюджетов не позднее дня, следующего за днем получения выписки банка на зачисление регулирующих налогов. Банк принимает платежные поручения органа казначейства и осуществляет списание средств в пределах остатка по лицевому счету. Поступления регулирующих налогов не равномерны по дням месяца, кроме того, в установленном порядке осуществляются возвраты ранее зачисленных сумм, поэтому возникают ситуации, когда по отдельным видам налогов образуется отрицательное сальдо. Однако в целом по лицевому счету такой ситуации быть не может.

     Сумма поступивших налогов и платежей на территории не всегда пропорциональна  количеству платежных документов. Размер доходов зависит главным образом  от объемов финансово-хозяйственной  деятельности предприятий- налогоплательщиков. По территориям субъектов РФ доходы собираются неравномерно, и их количество зависит от уровня научно- производственного потенциала региона. Несмотря на то, что сеть предприятий малого и среднего бизнеса на территориях уже достаточно многочисленна, их доля в доходной части федерального бюджета составляет чуть более 10%.

     Основной  источник доходов федерального бюджета  – поступления от крупных и  средних промышленных предприятий. Этот момент принципиален при понимания  процесса исполнения федерального бюджета по расходам, когда доходов, собранных на территории, недостаточно для финансирования всех бюджетополучателей.

     Еще одна обязанность органов федерального казначейства при исполнении федерального бюджета по доходам – подготовка и передача территориальной налоговой инспекции сводного реестра поступлений доходов по закрепленным и регулирующим налогам. Реестр заполняется по форме и к нему прилагаются копии платежных документов, полученных из банка. При этом выписка банка остается у органа казначейства и подшивается к документам дня по правилам бухгалтерского учета.

     Налоговые органы учитывают правильность и  своевременность уплаты по видам  налогов по каждому налогоплательщику. В случае переплаты одного вида налога и недоимки по другим или при переплате по всем видам налогов налоговые органы уполномочены принять решение о зачете или возврате сумм налогов, для чего оформляется заключение, которое передается для исполнения органу федерального казначейства. Казначейство обязано исполнить заключение и оформить в установленном порядке чек на возврат или зачет налога. Операции по возврату и зачету налогов юридическим лицам осуществляются в порядке безналичных расчетов. Возврат налога физическому лицу осуществляется путем оформления денежного чека на имя физического лица и получения им наличных денежных средств в банке, где открыт лицевой счет доходов органа федерального казначейства. Все операции по возврату и зачету осуществляются банком в пределах остатка средств на счете казначейства и отражаются в выписке по лицевому счету [14, c.91].

     Поступления доходов в федеральный бюджет неравномерны не только по времени  поступления, но и по территориям. Именно по этому исполнение федерального бюджета должно осуществляться по принципу единства кассы. Это значит, что доходы должны зачисляться на единый счет Главного управления федерального казначейства и расходоваться по назначению на всем бюджетном пространстве РФ.

    Контроль  за правильностью оформления платежных (расчетных) документов возлагается  на администраторов соответствующих поступлений в бюджет. В настоящее время Правила указания информации в полях расчетных документов установлены Приказом Минфина РФ N 106н. Территориальные органы федерального казначейства оценивают правильность оформления расчетных документов по заданному Приказом Минфина РФ N 106н алгоритму.

     Информация  о поступлениях в бюджеты представляется территориальными органами федерального казначейства администраторам поступлений  в бюджет, в том числе информация о невыясненных поступлениях. Для обеспечения информационного обмена между администраторами поступлений в бюджет и территориальными органами федерального казначейства заключаются соглашения. При этом правовым основанием для заключения соглашения является нормативный правовой акт, устанавливающий права данного органа власти (бюджетного учреждения) по администрированию доходных источников. Полномочия территориальных органов федерального казначейства при распределении поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ и взаимодействии с администраторами поступлений в бюджет реализуются в соответствии с Приказом Минфина РФ N 116н.

     Главными  администраторами доходов бюджета  являются органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, иные организации, имеющие в ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета (ст. 6 БК РФ) [11].

     Основная  функция, возложенная на главного администратора доходов бюджета, заключается в нормативно-правовом регулировании полномочий по администрированию поступлений подведомственных ему администраторов.

     Перечень  главных администраторов доходов  бюджета устанавливается законом (решением) о бюджете на соответствующий год (период). В 2008 году такой перечень утвержден Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".

     К основным бюджетным полномочиям  главного администратора доходов бюджета  относятся (ст. 160.1 БК РФ):

     - формирование перечня подведомственных  ему администраторов доходов  бюджета;

     - представление сведений, необходимых  для составления среднесрочного  финансового плана и (или) проекта  бюджета;

     - представление сведений для составления  и ведения кассового плана;

     - формирование и представление  бюджетной отчетности главного  администратора доходов бюджета.

     В целях реализации своих полномочий главный администратор доходов  бюджета должен произвести последовательно  следующие действия:

     1) издание нормативного правового акта, обеспечивающего ведение подведомственными администраторами бюджетного учета поступлений;

     2) принятие от подведомственных  учреждений бюджетной отчетности  о поступлениях в установленном  Минфином порядке представления  и составления бюджетной отчетности;

     3) формирование бюджетной отчетности  главного распорядителя средств  бюджета;

     4) представление главным распорядителем  средств бюджета бюджетной отчетности  в соответствующий финансовый  орган (в Федеральное казначейство - в части доходов федерального бюджета) и формирование прогнозов поступлений, закрепленных по главе главного распорядителя средств бюджета;

     5) представление главным администратором  средств бюджета прогнозов в  соответствующий финансовый орган:  краткосрочных прогнозов в порядке, установленном финансовым органом для составления кассового плана; прогнозов на среднесрочную перспективу - в порядке, установленном финансовым органом для формирования проекта бюджета.

     Администраторы  доходов бюджета - это органы государственной  власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, бюджетные учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ (ст. 6 БК РФ). Как следует из определения, основной обязанностью администратора доходов является начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Кроме того, на администраторов доходов возложены следующие функции:

     - взыскание задолженности по платежам  в бюджет, пеней и штрафов;

     - принятие решения о возврате  излишне уплаченных (взысканных) платежей  в бюджет, пеней и штрафов, а  также  процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление поручения в орган федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином;

     - принятие решения о зачете (уточнении)  платежей в бюджеты бюджетной  системы РФ и представление уведомления в орган федерального казначейства;

     - формирование и представление  главному администратору доходов  бюджета сведений и бюджетной  отчетности, необходимых для осуществления  полномочий соответствующего главного  администратора доходов бюджета;

     - и другие, установленные Бюджетным  кодексом, а также принимаемыми  в соответствии с ним нормативными  правовыми актами (муниципальными  правовыми актами), регулирующими  бюджетные правоотношения.

     Свои  полномочия администраторы доходов  осуществляют в порядке, установленном законодательством РФ, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющими их полномочиями администратора доходов бюджета (п. 3 ст. 160.1 БК РФ).

     Процесс организации работы по закреплению доходов администраторами поступлений состоит из следующих этапов:

     а) установление общего порядка закрепления  полномочий администратора поступлений  в бюджет за органами государственной  власти (органами местного самоуправления);

     б) утверждение нормативных правовых актов указанных органов государственной  власти (органов местного самоуправления), которые, в свою очередь, содержат нормы  по закреплению полномочий администратора поступлений в бюджет за территориальными органами, подведомственными учреждениями (обособленными подразделениями);

     в) заключение соглашения между администраторами доходов и органами федерального казначейства.

     По  доходам федерального бюджета, администрируемым органами государственной власти субъектов  РФ (созданными ими бюджетными учреждениями), бюджетная отчетность по которым представляется главными администраторами соответствующих поступлений в органы, организующие исполнение федерального бюджета, используются коды бюджетной классификации с применением единого кода главного администратора доходов бюджета 888, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Информация о работе Проблемы и перспективы формирования бюджетных доходов в РФ