Новая бюджетная политика Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 16:18, реферат

Краткое описание

Цель настоящей брошюры – сделать бюджет Республики Казахстан максимально понятным для ее граждан. Для этого в нем описывается не только то, что же дает бюджет стране в целом и каждому отдельному гражданину Республики Казахстан, но и о том, что скрывается за этим сложным и многогранным понятием.
В частности, объясняется, для чего нужен бюджет и каким образом он показывает роль государства в экономике. Кроме того, в брошюре идет речь о том, как формируется бюджет, куда направляются налоги и как принимаются решения о бюджете, а также об изменениях, которые внесла в различные стадии этого процесса бюджетная реформа. В то же время, основная задача брошюры – помочь ответить на вопрос, который вправе задать каждый налогоплательщик: на что идут государственные деньги?

Содержание

Введение…………………………………………………………………...
108
Глава 1. Новая система государственного планирования, ориентированного на результаты………………………………………..

109
1.1 Стратегическое планирование деятельности государственных органов…………………………………………………………………….

109
1.2 Стратегические цели и задачи развития Республики Казахстан...
113
1.3 Основные направления налогово-бюджетной политики…………..
118
Глава 2. Основы бюджетного процесса в Республике Казахстан……..
125
2.1 Понятие бюджета и бюджетной системы……………………….
125
2.2 Республиканский бюджет……………………………………………
128
2.3 Местные бюджеты и их значение в социально-экономическом развитии территориальных образований………………………………

130
2.4 Процедура рассмотрения и утверждения проектов республиканского и местного бюджетов……………………………...

132
Глава 3. Структура республиканского бюджета………………………..
133
3.1 Доходы бюджета……………………………………………………..
133
3.2 Расходы бюджета……………………………………………………
140
3.2.1 Социальный бюджет……………………………………………….
146
Образование……………………………………………………………….
146
Здравоохранение…………………………………………………………..
153
Пенсионное обеспечение…………………………………………………
158
3.2.2 Бюджет для экономики…………………………………………….
161
Транспорт и коммуникации……………………………………………...
162
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность……………………………………………………………….

165
Топливно-энергетический комплекс и недропользование……………..
168
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения……………………………………………...


172
Жилищно-коммунальное хозяйство……………………………………..
180
3.2.3 Бюджет для безопасности………………………………………...
182
Национальная оборона……………………………………………………
182
3.2.4 Межбюджетные отношения……………………………………...
184
Глава 4. Гарантии финансовой устойчивости…………………………..
197
4.1 Государственный долг………………………………………………..
197
4.2 Национальный фонд РК………………………………………………
200
Список литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетная политика.doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

Не меньшее  значение придается развитию животноводства. К 2011 году Министерство сельского хозяйства намерено увеличить объем производства племенной продукции крупного рогатого скота до 4881 тонн, что в 1,8 раза выше уровня 2007 года, объем производства свиней – до 1497 тонн по сравнению с 1175,6 тонны в 2007-м.

Казахстан позиционирует  себя как страна, производящая конкурентоспособную  продукцию АПК для занятия  экспортных ниш на международном  рынке. В этих целях в 2009 году планируется  реализовать на экспорт 34 тыс. тонн рыбной продукции, 370 тонн шерсти (по сравнению с 162,3 тонны в 2007 году), 750 тыс. кв. м полуфабриката кожаного сырья (27,5 тыс. кв. м в 2007-м).

Интенсивное инновационное развитие АПК невозможно без своевременного обновления сельскохозяйственной техники. Проблема технического износа сельскохозяйственного оборудования будет решаться в период с 2009 года по 2011 год, в результате чего доля обновленной техники достигнет 20% в 2009 году, а к 2011 году – 25%.

Предпосылкой  успешного развития АПК является высокий уровень доступности кредитов сельскохозяйственным производителям. В рамках этого направления Министерство сельского хозяйства способствует дальнейшему развитию системы кредитных товариществ, число которых к 2009 году составит 161.

На 2009-2011 годы запланированы масштабные работы по дальнейшему воспроизводству лесов и лесоразведению, охране растительного и животного мира, созданию новых особо охраняемых природных территорий. В результате осуществления этих мероприятий объем лесопосадок в 2009 году увеличится до 47,6 тыс. га по сравнению с 41 тыс. га в 2007 году. За трехлетний период (2009-2011) планируется создать 5 новых особо охраняемых природных территорий общей площадью 839,4 га. В рамках поддержки биологического разнообразия рыб осетровых пород в 2011 году будет построен осетровый рыбоводный завод.

В бюджете  на  2009 год предусмотрены средства в размере 16,2 млрд тенге на строительство  и реконструкцию объектов питьевого  водоснабжения аульных (сельских) населенных пунктов, в результате чего к 2011 году 80% населения будет иметь доступ к качественной питьевой воде.

В ближайшие три года будет продолжена работа по обеспечению  роста потенциала, созданию нормального  жизнеобеспечения сельских территорий. В 2009 году ожидается снижение доли сельского  населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, до 21%. Планируется повышение доступа сельского населения к микрокредитным ресурсам: в 2010 году планируется создать 50 микрокредитных организаций в сельских районах в дополнение к имеющимся 50 организациям, открытым в 2007 году.

Улучшение экологической  обстановки признается Стратегией «Казахстан-2030»  одной из главных предпосылок  повышения качества жизни, здоровья и образования граждан Республики Казахстан.

Интенсивный рост отечественной промышленности, повышение степени антропогенного воздействия на окружающую среду обусловливают наличие острых экологических проблем: нерационального использования природных ресурсов, загрязнения и истощения поверхностных вод, загрязнения воздуха, увеличения количества производственных отходов. Нерешенной остается проблема опустынивания, особого внимания требуют Аральская и Семипалатинская зоны экологического бедствия.

Для решения  названных экологических проблем  Министерство охраны окружающей среды  выделяет три стратегических направления деятельности:

– стабилизация и улучшение качества окружающей среды;

– создание механизмов перехода Республики Казахстан к  устойчивому развитию;

– внедрение  современной системы экологического мониторинга и  обеспечения гидрометеорологической безопасности.

В 2007 году завершилась реализация Программы охраны окружающей среды на 2005-2007 годы. Общий объем финансового обеспечения программы составил 5,1 млрд тенге в 2007 году.

На проведение гидрометеорологического мониторинга  было выделено 1,4 млрд тенге. Реализация программы позволила значительно укрепить материальную базу и техническое оснащение службы «Казгидромет»: количество метеостанций увеличилось с 245 до 254, гидрологических постов – с 226 до 276.

С 2007 года ведутся  новые работы по изучению радиоэкологической обстановки в ураноносных регионах юга Казахстана и изучению состояния хранения и консервации радиоактивных отходов, экологическому зонированию Прикаспийского региона.

Министерством охраны окружающей среды совместно  с Министерством сельского хозяйства проведена работа по включению Коргалжынского и Наурзумского государственных природных заповедников, объединенных в единую номинацию под названием «Сары-арка», или «Степи и озера Северного Казахстана» в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

С 2007 года начаты и продолжаются работы по защите реки Илек от загрязнений бором и хромом.

В 2007 году начаты научные  работы по комплексной оценке загрязнения окружающей среды свинцом, исследованию возможности экологически безопасного разложения отходов, содержащих пестициды.

Основные  направления и механизмы их решения  с увеличением объемов финансирования включены в Программу охраны окружающей среды Республики Казахстан на 2008-2010 годы.

 

Объем расходов на реализацию Программы охраны окружающей среды

на 2008-2010 годы, млн тенге

Год

Республиканский бюджет

Международные гранты

2006

6 184,0

302,2

2007

13 950,6

150,5

2008

15 089,3

139,4


 

Планируется обеспечить снижение уровня эмиссии  в окружающую среду, который составит 0,18 тонн на 1 млн тенге ВВП по сравнению с 0,31 тонн на 1 млн тенге ВВП в 2007 году. Основными путями решения задачи снижения уровня эмиссии Министерство охраны окружающей среды видит: стимулирование перехода к наилучшим технологиям, квотирование эмиссии, проведение экологической экспертизы проектов и программ развития.

Не менее  важной задачей является ориентирование экономики и создание условий для эффективного использования возобновляемых ресурсов и источников энергии. К 2011 году планируется внедрить механизмы стимулирования использования возобновляемых источников энергии, в частности, экологические налоги, эффективную систему санкций к нарушителям законодательства и другие.

Значительное  внимание уделяется проблеме обеспечения  гидрометеорологической и экологической  безопасности. К 2011 году планируется повысить уровень оправдываемости прогнозов погоды до 90% по сравнению с 88% в 2007 году. В 2008-м планировалось построить 3 метеостанции, 15 гидропостов, 16 стационарных гидрометеорологических пунктов, что потребует выделения 157,1 млн тенге из республиканского бюджета.

Рисунок 32. Финансовое обеспечение функций, выполняемых Министерством охраны окружающей среды

Продолжается  процесс загрязнения, засорения  и истощения поверхностных вод, основной причиной которых является сброс в водоемы неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод. Ежегодные сбросы в водные объекты составляют порядка 2,5 млн тонн. По-прежнему остро стоит проблема доступа населения к качественной питьевой воде. По состоянию на 1 октября 2008 года к классу загрязненных, грязных и очень грязных водоемов отнесены 15 из 80 пресных водоемов.

К 2011 году усилиями министерства объем сброса загрязняющих веществ в водные источники должен сократиться до 0,15 млн тонн на 1 млн  тенге ВВП по сравнению с 0,2 тонн на 1 млн тенге ВВП в 2007 году. В рамках этого направления в 2008-2010 годах планируется реконструировать комплекс очистных сооружений на реке Илек г. Актобе, произвести очистку дна озера Шалкар, реконструировать и расширить очистные сооружения биологической очистки сточных вод в г. Семей, снизить технологическое загрязнение экосистем озера Балхаш от деятельности природопользователей Северного Прибалхашья.

Пристальное внимание министерства будет уделено  острой проблеме загрязнения шельфа и прилегающих территорий Каспийского моря. В 2008 году планируется завершение работ по формированию концепции обеспечения экологической безопасности казахстанской части Каспийского моря. Кроме того, поэтапно осуществляется внедрение системы экологического мониторинга на Каспии, применяются повышенные требования к проектам разработки нефтяных месторождений.

В декабре 2003 года Указом Президента Республики Казахстан  была утверждена Концепция экологической  безопасности Республики Казахстан  на 2004-2015 годы. На втором этапе (2008-2010 гг.) реализации концепции основные усилия будут направлены на стабилизацию показателей качества окружающей среды и совершенствование экологических требований к природопользованию. Основным результатом второго этапа должно стать создание эффективной системы охраны окружающей среды, соответствующей принципам устойчивого развития и обеспечивающей с началом третьего этапа качественное улучшение состояния окружающей среды.

 Жилищно-коммунальное хозяйство

Главными задачами жилищно-коммунального  хозяйства Республики Казахстан являются:

– проведение системных  преобразований в жилищно-коммунальной сфере, связанных с формированием  системы финансирования поддержания  состояния, обновления и капитального ремонта существующего жилищного  фонда;

– создание условий для  эффективного управления жилищным фондом;

– обеспечение надлежащего  контроля за состоянием эксплуатируемого жилищного фонда и проведением  разъяснительной работы среди населения;

– совершенствование  отношений в сфере коммунальных услуг для обеспечения условий  проживания и качества предоставляемых услуг.

Обзор сферы  жилищно-коммунальных услуг

Государственная политика в жилищно-коммунальной сфере до начала реформы в середине последнего десятилетия ХХ века представляла собой  государственную монополию на предоставление жилищно-коммунальных услуг, централизованное распределение всех ресурсов. Предприятия, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, дотировались государством, которое также устанавливало размер квартирной платы, независимо от фактических затрат.

Начатая реформа в середине последнего десятилетия ХХ века изменила многое. Постановлениями Правительства Республики Казахстан от 12 апреля 1996 года «О переходе на новые принципы оплаты содержания жилья и жилищно-коммунальных услуг» и от 27 мая 1996 года «О мерах по развитию потребительских кооперативов собственников квартир и нежилых помещений в жилых домах» предусматривались:

– поэтапный переход  к тарифам на жилищно-коммунальные услуги до уровня, покрывающего издержки организаций, оказывающих эти услуги;

– применение мер социальной защиты в виде предоставления пособий малообеспеченным слоям населения за счет средств местных бюджетов;

– демонополизация и  создание конкурентной среды в сфере  жилищно-коммунального хозяйства;

– государственное регулирование  тарифов на услуги предприятий - естественных монополистов.

На первом этапе реформирования жилищно-коммунального хозяйства  были включены в Государственный  регистр хозяйствующих субъектов  естественных монополистов предприятия  по предоставлению услуг водоснабжения  и канализации, передаче и распределению электрической и тепловой энергии, телекоммуникации с использованием сети местных линий. Утвержден особый порядок формирования состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), производимой и реализуемой субъектами естественной монополии в коммунальной сфере. Отменен ранее установленный порядок взимания платы за эксплуатационные работы по содержанию жилья в виде ставок единой квартирной платы. Утвержден примерный Устав кооперативов собственников квартир и нежилых помещений в жилых зданиях.

К началу реформы жилищно-коммунального  хозяйства в 1996 году в Республике Казахстан более 80% жилищного фонда  в многоквартирных домах благодаря  массовой приватизации уже было передано в собственность граждан с  последующим созданием кооперативов собственников квартир и нежилых помещений в жилых зданиях.

В результате проведенной  реформы в республике была проведена  демонополизация областных и  городских структур жилищно-коммунального  хозяйства, создан более 4801 КСК (кооператив собственников помещений (квартир)), управляющих почти 90% жилищного фонда республики, 45 региональных ассоциаций КСК, а также Республиканская ассоциация кооперативов собственников помещений.

Анализ состояния  жилищного фонда

Согласно действующему законодательству жилищный фонд Республики Казахстан по формам собственности состоит на 97% из частного жилищного фонда (244,9 млн кв. м) и на 3% из государственного жилищного фонда (7,8 млн кв. м).

Целью реформирования жилищно-коммунального  хозяйства являлось проведение массовой приватизации, в результате которой практически весь государственный жилищный фонд был приватизирован. И как следствие  этого был совершен переход к формированию нового собственника в многоквартирных жилых домах. Были внесены изменения в организацию предприятий, поставляющих коммунальные услуги. Громоздкие и малоэффективные жилищно-коммунальные службы, осуществлявшие свою деятельность на затратном механизме организации работ, предполагалось заменить в основном на потребительские кооперативы новых собственников. КСК стали наиболее распространенной формой управления объектами кондоминиума.

Информация о работе Новая бюджетная политика Казахстана