Новая бюджетная политика Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 16:18, реферат

Краткое описание

Цель настоящей брошюры – сделать бюджет Республики Казахстан максимально понятным для ее граждан. Для этого в нем описывается не только то, что же дает бюджет стране в целом и каждому отдельному гражданину Республики Казахстан, но и о том, что скрывается за этим сложным и многогранным понятием.
В частности, объясняется, для чего нужен бюджет и каким образом он показывает роль государства в экономике. Кроме того, в брошюре идет речь о том, как формируется бюджет, куда направляются налоги и как принимаются решения о бюджете, а также об изменениях, которые внесла в различные стадии этого процесса бюджетная реформа. В то же время, основная задача брошюры – помочь ответить на вопрос, который вправе задать каждый налогоплательщик: на что идут государственные деньги?

Содержание

Введение…………………………………………………………………...
108
Глава 1. Новая система государственного планирования, ориентированного на результаты………………………………………..

109
1.1 Стратегическое планирование деятельности государственных органов…………………………………………………………………….

109
1.2 Стратегические цели и задачи развития Республики Казахстан...
113
1.3 Основные направления налогово-бюджетной политики…………..
118
Глава 2. Основы бюджетного процесса в Республике Казахстан……..
125
2.1 Понятие бюджета и бюджетной системы……………………….
125
2.2 Республиканский бюджет……………………………………………
128
2.3 Местные бюджеты и их значение в социально-экономическом развитии территориальных образований………………………………

130
2.4 Процедура рассмотрения и утверждения проектов республиканского и местного бюджетов……………………………...

132
Глава 3. Структура республиканского бюджета………………………..
133
3.1 Доходы бюджета……………………………………………………..
133
3.2 Расходы бюджета……………………………………………………
140
3.2.1 Социальный бюджет……………………………………………….
146
Образование……………………………………………………………….
146
Здравоохранение…………………………………………………………..
153
Пенсионное обеспечение…………………………………………………
158
3.2.2 Бюджет для экономики…………………………………………….
161
Транспорт и коммуникации……………………………………………...
162
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность……………………………………………………………….

165
Топливно-энергетический комплекс и недропользование……………..
168
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения……………………………………………...


172
Жилищно-коммунальное хозяйство……………………………………..
180
3.2.3 Бюджет для безопасности………………………………………...
182
Национальная оборона……………………………………………………
182
3.2.4 Межбюджетные отношения……………………………………...
184
Глава 4. Гарантии финансовой устойчивости…………………………..
197
4.1 Государственный долг………………………………………………..
197
4.2 Национальный фонд РК………………………………………………
200
Список литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетная политика.doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

Рисунок 26. Производство энергии в странах мира в 2006 году

 

Уровень потребления  энергии и электроэнергии на душу населения в Казахстане выше среднемирового, хотя и несколько ниже, чем в развитых странах ЕС, США, России.

В сфере геологии и недропользования за счет средств  государственного бюджета обеспечиваются геологическое изучение и мониторинг подземных вод, ликвидация и консервация самоизливающихся скважин, производится разведка новых месторождений полезных ископаемых и углеводородного топлива.  В результате выполнения геологоразведочных работ прирост запасов по некоторым основным видам полезных ископаемых составил: золота – 50 тонн; меди – 840 тыс. тонн; никеля – 407 тыс. тонн; марганцевой руды –  6 млн тонн; железной руды – 82 млн тонн; нефти – 61 млн тонн; газа –  4 млрд куб. м. Увеличение разведанных запасов ресурсов недр стимулирует развитие добывающей и перерабатывающей отраслей промышленности, повышает привлекательность инвестиций в эти отрасли народного хозяйства. Так, за последние 12 лет в минерально-сырьевой комплекс привлечено 86 млрд долларов США. В 2007 году объем инвестиций вырос на 22,8% по сравнению с 2006 годом и составил 17,8 млрд долларов.

Основу топливно-энергетического  комплекса Казахстана составляют отрасли  электроэнергетики, добычи и переработки  угля и углеводородного топлива. В последние годы наблюдается  рост объемов добычи и переработки основных видов топливных ресурсов. В 2007 году добыча нефти и газового конденсата в республике  составила  67,2 млн тонн, увеличившись на 3,6% по сравнению с предыдущим годом; добыча природного и попутного газа – 29,6 млрд куб. м, что превышает уровень 2006 года на 9,7%. Устойчивые темпы роста топливно-энергетического комплекса позволяют обеспечивать возрастающие потребности в энергии как промышленных предприятий, так и конечных потребителей. К 2011 году планируется довести объем добычи нефти до 81,7 млн тонн (121,4% по сравнению с 2007 году). Объем переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах в 2011 году на 2 млн тонн (на 16,3%) превысит объем переработки в 2007 году. Кроме того, к 2011 году планируется увеличение объемов добычи угля на 6 млн тонн по сравнению с 2007 годом.

 

 

 

 

Рисунок 27. Динамика добычи угля в Республике Казахстан в 2007-2011 годах

 

 

Рисунок 28. Динамика добычи и переработки нефти в 2007-2011 годах

 

Казахстан активно  сотрудничает с другими государствами  в сфере международных поставок топлива, что способствует интенсивной интеграции экономики Казахстана в мировой энергетический комплекс и повышению эффективности торговых отношений. 20 декабря 2007 года было подписано Соглашение между Правительствами Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана «О сотрудничестве в строительстве Прикаспийского газопровода». Также 18 августа 2007 года подписано Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в строительстве и эксплуатации газопровода Казахстан – Китай. В 2008 году было запланировано увеличение международного транзита газа через Казахстан на 3,9%.

В целях обеспечения  устойчивого и эффективного функционирования энергетического комплекса страны в республиканском бюджете на 2008 год были предусмотрены средства на проведение прикладных научных исследований технологического характера в области топливно-энергетического комплекса, нефтехимии и минеральных ресурсов в размере 898,9 млн тенге, на совершенствование нормативно-технической базы в топливно-энергетическом комплексе – 99,8 млн тенге. В Послании народу Казахстана от 1 марта 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев отметил необходимость повышения уровня энергоэффективности отраслей экономики. Бюджетом на 2008 год было предусмотрено предоставление средств в размере 200 млн тенге на выполнение данной задачи. В результате, будет обеспечен ежегодный прирост коэффициента использования установленной мощности энергоисточников по стране на 2% с доведением его с 68% в 2008 году до 74% в 2011 году.

В ближайшие  три года будут проводиться активные действия по удовлетворению растущих потребностей экономики в электроэнергии, что обеспечит прирост производства электроэнергии к 2011 году на 22% по отношению к 2007 году.

Неотъемлемым  элементом развития топливно-энергетического  комплекса является стимулирование использования альтернативных источников энергии. Пилотным проектом в этом отношении  будет строительство ветроэлектростанции мощностью 5 МВт  в Джунгарских воротах.

В условиях нестабильности мировых рынков углеводородного  топлива и постоянно растущих потребностей в энергетических ресурсах как различных отраслей промышленности, так и потребительского сектора особо важную роль приобретает создание конкурентоспособной отрасли атомной энергетики. По разведанным запасам урановых руд Казахстан является ведущим государством в мире. В бюджете на 2008 год были предусмотрены расходы на подготовительные работы по развитию атомной энергетики в размере 2,5 млрд тенге, на создание Казахстанского термоядерного материаловедческого реактора Токамак – 758 млн тенге.

Министерство  энергетики и природных ресурсов ставит перед собой задачи по увеличению доли республики на мировом рынке урана до 30% притом, что в 2008 году доля Казахстана должна была достичь 20%.

Основание атомной  отрасли энергетического комплекса  требует реализации мер по обеспечению  радиационной безопасности. В рамках этого направления в 2008-2010 годах планируется ликвидировать и рекультивировать 5 урановых рудников и радиационно-опасных объектов. Несомненно, повышение энергетической эффективности экономики, повышение добычи полезных ископаемых, основание атомной энергетики должны сопровождаться неуклонным соблюдением правил безопасности жизнедеятельности. В рамках этого направления также планируется стопроцентное завершение закрытия нерентабельных шахт Карагандинского угольного бассейна для недопущения выхода метана и провалов земной поверхности.

Стратегическим проектом в деле основания атомной отрасли Казахстана является строительство АЭС в г. Актау в 2012-2017 годах. Это позволит укрепить энергетическую базу страны и обеспечить стабильное развитие экономики.

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения

В последние  годы большое внимание уделяется  развитию сектора сельского хозяйства. Первоочередными задачами в этой сфере являются обеспечение устойчивого  роста производства и переработки  сельскохозяйственной продукции и  стимулирование социального и экономического развития сельской местности. Решение этих задач позволит повысить конкурентоспособность сельского хозяйства Республики Казахстан и создаст стабильную базу для развития экономики в целом. В настоящее время разработаны и реализуются государственные стратегические планы развития сельского хозяйства, в частности, Концепция устойчивого развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2006-2010 годы. Бюджетные средства предоставляются для проведения мероприятий по повышению продуктивности в сельском хозяйстве, внедрению прогрессивных технологий, стимулированию инициативы сельчан.

Казахстан богат  земельными ресурсами. Чтобы сохранить  и преумножить это богатство, необходимо эффективно управлять им. Перед Агентством Республики Казахстан  по управлению земельными ресурсами стоят задачи количественного учета земельных ресурсов и мониторинг качества земли. Большая часть геоботанических обследований – 78,8% - выполнена до 1990 года, в связи с чем требуется существенное обновление данных.  Также растущий спрос на картографическую и геодезическую продукцию требует повышения качества информации о местности. Нередко картографическая продукция играет роль юридических документов. Создаваемые агентством государственные топографические карты всего масштабного ряда отображают максимально полную информацию о местности и являются основой для создания различных производных материалов, применяемых в разных областях экономики и обороны республики.

Решение существующих проблем в сфере сельского  хозяйства, охраны окружающей среды и земельных отношений, а также устойчивое развитие этих областей хозяйства невозможно без финансовой поддержки государства. В течение последних нескольких лет расходы бюджета по функциональному направлению – сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения ежегодно возрастают. В 2008 году объем расходов республиканского бюджета  по нему увеличился на 31,7% по сравнению с 2007 годом и составил 119,6 млрд тенге. Деятельность в сфере сельского хозяйства, окружающей среды и земельных отношений финансируется как из средств республиканского, так и местных бюджетов. В 2007 году 69% средств было предоставлено республиканским бюджетом, 31% - местными.

 

Рисунок 29. Динамика расходов республиканского бюджета по функциональному направлению Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана окружающей среды, в млрд тенге

Инвестиции  бюджетных средств в сельское хозяйство республики в последние  годы способствовали улучшению социальных условий в сельских населенных пунктах, повышению производительности и конкурентоспособности отрасли. Большая часть инвестиций в сельской местности направлена на решение проблем села в приоритетных отраслях: образовании, здравоохранении и питьевом водоснабжении. В 2008 году на строительство и реконструкцию 255 объектов образования за счет средств всех источников было выделено около 47 млрд тенге, из них 29,1 млрд за счет средств республиканского бюджета. Эти средства были направлены на строительство 36 сельских объектов здравоохранения на общую сумму 13,7 млрд тенге, в том числе 29 объектов на общую сумму 10,9 млрд в рамках проекта «100 больниц». Тем не менее, многие здания школ и больниц находятся в аварийном состоянии, не все населенные пункты обеспечены чистой питьевой водой. Эти проблемы должны быть решены в ближайшем будущем.

Перед государством стоит серьезная задача по обеспечению  питьевой водой жителей 1650 сел, испытывающих острый дефицит пресных подземных  вод. В 2008 году  проблема должна быть разрешена для 25% сел.

В республике сложились благоприятные условия  для развития животноводческих хозяйств и земледелия, чему немало способствовали государственные инвестиции в агропромышленный комплекс. Так, производство пшеницы  на душу населения достигло в 2007 году 1058 килограммов, что позволило Казахстану в прошлом году выйти на 1-е место в мире по этому показателю, опередив Австралию. По экспорту пшеницы наша страна занимает 7-е место в мире. Численность поголовья крупного рогатого скота увеличилась в 2008 году на 2,9% по сравнению с 2007 годом, птицы – на 9,4%.

Рисунок 30. Динамика экспорта зерна в 2005-2007 годах

 

Наблюдается рост и в животноводческом секторе. В 2008 году планировался прирост поголовья  скота и птицы, что должно полностью обеспечить потребности населения в продуктах животноводства.

 

Прирост поголовья в 2008 году по сравнению  с 2007 годом, %

 

КРС

102,91

В том числе  коровы

102,76

Овцы и  козы

104,79

Свиньи

102,87

Лошади

105,38

Верблюды

104,00

Птица

109,37


 

Также наблюдается рост в перерабатывающей промышленности. В 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилась доля переработанного сельскохозяйственного сырья к общему объему его производства: молока – до 29% (2006-й – 26,6 %), зерновых – до 37% (28,2 %),  масличных – до 98% (75%), мяса – до 24% (17,8%).

Одной из перспективных  отраслей сельского хозяйства Казахстана является рыболовство. В связи с  ростом инвестиций в рыбную отрасль, вызванным введением принципа долгосрочного  закрепления, резко возрос и уровень  освоения утвержденных лимитов вылова рыбы. В 2007 году при лимите 50,5 тыс. тонн освоение составило 49,2 тыс. тонн, достигнув впервые за годы независимости отметки 97%. Рыбное хозяйство наращивает внешнеторговый потенциал. Объем экспортируемой рыбной продукции в 2007 году по сравнению с 2006 годом вырос на 2,5 тыс. тонн, или 8%, при этом стоимость увеличилась на 63% и составила 71 млн долларов США.

Немаловажным  фактором успешного развития агропромышленного  комплекса в целом является техническая  оснащенность сельскохозяйственных предприятий. Существующий парк сельскохозяйственных машин Казахстана имеет износ до 80%. При среднем сроке службы основной сельскохозяйственной техники 8-10 лет, возрастной состав тракторов более 10 лет эксплуатации составляет около 94,5%, зерноуборочных комбайнов – 77,7%. При этом ежегодное обновление тракторов составляет в среднем 0,87%, зерноуборочных комбайнов – 3,2%. Министерство сельского хозяйства РК разрабатывает планы мероприятий по повышению уровня технической оснащенности в сельском хозяйстве.

 

Рисунок 31. Динамика повышения уровня технической оснащенности предприятий сельского хозяйства и доступности специализированных технических услуг в 2007-2011 годах

 

Несмотря  на значительные результаты, достигнутые  в последние годы в развитии АПК, ряд проблем в сфере сельского хозяйства остается нерешенным. На 2009-2011 годы Министерство сельского хозяйства планирует достижение масштабных стратегических целей, главными из которых являются:

  • устойчивое развитие отраслей агропромышленного комплекса, рост их конкурентоспособности, обеспечение продовольственной безопасности и адаптация аграрного производства к условиям вступления в ВТО;
  • развитие национальных конкурентных преимуществ отечественной продукции;
  • развитие современной инфраструктуры отраслей АПК и повышение технической оснащенности.

К 2011 году планируется  обеспечить рост валовой продукции  сельского хозяйства на 107,6% по отношению  к уровню 2007 года. Это потребует  увеличения пригодных для сельскохозяйственного  использования орошаемых земель до 1,5 млн га по сравнению с 1,39 млн га в 2007 году. Не менее важной задачей становится стабильное обеспечение АПК семенами сельскохозяйственных культур: к 2011 году планируется произвести 10,5 тыс. тонн оригинальных семян по сравнению с 7,4 тыс. тонн в 2007 году. В целях предотвращения нанесения вреда урожаю опасными вредителями и болезнями планируется повысить площадь обрабатываемых химическими веществами земель почти вдвое: с 2,9 млн га в 2007 году до 5,2 млн га в 2011 году.

Информация о работе Новая бюджетная политика Казахстана