Новая бюджетная политика Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 16:18, реферат

Краткое описание

Цель настоящей брошюры – сделать бюджет Республики Казахстан максимально понятным для ее граждан. Для этого в нем описывается не только то, что же дает бюджет стране в целом и каждому отдельному гражданину Республики Казахстан, но и о том, что скрывается за этим сложным и многогранным понятием.
В частности, объясняется, для чего нужен бюджет и каким образом он показывает роль государства в экономике. Кроме того, в брошюре идет речь о том, как формируется бюджет, куда направляются налоги и как принимаются решения о бюджете, а также об изменениях, которые внесла в различные стадии этого процесса бюджетная реформа. В то же время, основная задача брошюры – помочь ответить на вопрос, который вправе задать каждый налогоплательщик: на что идут государственные деньги?

Содержание

Введение…………………………………………………………………...
108
Глава 1. Новая система государственного планирования, ориентированного на результаты………………………………………..

109
1.1 Стратегическое планирование деятельности государственных органов…………………………………………………………………….

109
1.2 Стратегические цели и задачи развития Республики Казахстан...
113
1.3 Основные направления налогово-бюджетной политики…………..
118
Глава 2. Основы бюджетного процесса в Республике Казахстан……..
125
2.1 Понятие бюджета и бюджетной системы……………………….
125
2.2 Республиканский бюджет……………………………………………
128
2.3 Местные бюджеты и их значение в социально-экономическом развитии территориальных образований………………………………

130
2.4 Процедура рассмотрения и утверждения проектов республиканского и местного бюджетов……………………………...

132
Глава 3. Структура республиканского бюджета………………………..
133
3.1 Доходы бюджета……………………………………………………..
133
3.2 Расходы бюджета……………………………………………………
140
3.2.1 Социальный бюджет……………………………………………….
146
Образование……………………………………………………………….
146
Здравоохранение…………………………………………………………..
153
Пенсионное обеспечение…………………………………………………
158
3.2.2 Бюджет для экономики…………………………………………….
161
Транспорт и коммуникации……………………………………………...
162
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность……………………………………………………………….

165
Топливно-энергетический комплекс и недропользование……………..
168
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения……………………………………………...


172
Жилищно-коммунальное хозяйство……………………………………..
180
3.2.3 Бюджет для безопасности………………………………………...
182
Национальная оборона……………………………………………………
182
3.2.4 Межбюджетные отношения……………………………………...
184
Глава 4. Гарантии финансовой устойчивости…………………………..
197
4.1 Государственный долг………………………………………………..
197
4.2 Национальный фонд РК………………………………………………
200
Список литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетная политика.doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

Строительство и ввод в действие новых объектов здравоохранения обусловливают рост потребности в медицинских кадрах высшей и средней квалификации. В 2009-2011 годах планируется реализация мероприятий, направленных на закрепление специалистов в учреждениях здравоохранения сельских населенных пунктов: предоставление единовременного денежного пособия для возмещения затрат на переезд к месту работы и перевозку багажа,  на покупку жилья, обзаведение личным подсобным хозяйством. На реализацию этих целей потребуется 5,8 млрд тенге. Кроме того, планируется увеличить долю медицинских и фармацевтических кадров, обученных за рубежом, с привлечением специалистов из-за рубежа с приоритетной подготовкой по остродефицитным специальностям до 6,9% от общей численности специалистов в 2011 году по сравнению с 1,75% в 2007-м.

В 2008 году численность  врачей достигла 30,6 единицы в расчете на 10 тыс. человек по сравнению с 29,9 единицы в 2007 году, численность среднего медицинского персонала увеличилась с 70 до 72,5 единицы на 10 тыс. человек. Число пролеченных больных в больничных организациях в первом полугодии 2008 году составило 1 363 627 человек, в то время как в 2007 году этот показатель находился на уровне 1 358 191 человек.

Любой недуг  гораздо легче предотвратить, чем  лечить. В связи с этим особое внимание уделяется профилактике социально-значимых заболеваний и формированию здорового образа жизни населения. Реализация данных мероприятий осуществляется в рамках комплексной программы «Здоровый образ жизни». Ее главными целями являются: оздоровление населения, формирование у граждан навыков ведения здорового образа жизни и профилактика поведенческих факторов риска (табакокурение, чрезмерное потребление алкоголя, употребление наркотиков, некачественное и нерациональное питание, низкая физическая активность), увеличение средней продолжительности жизни. Результатами реализации программы станет снижение распространенности поведенческих факторов риска, напрямую влияющих на продолжительность жизни населения:

    • доля населения с избыточной массой тела снизится к 2011 году до 33,7%;
    • доля курящего населения сократится с 22,8% в 2007 году до 18,6% к 2011 году.

 

 

Рисунок 17. Естественный прирост населения в 2002-2007 годах (человек на 1000 населения)

 

Общие затраты  из государственного бюджета на реализацию программы на 2008-2010 годы составят 2,4 млрд тенге, в том числе из республиканского бюджета 219 млн тенге, из местных бюджетов 2,2 млрд тенге.

 

Рисунок 18. Основные показатели системы здравоохранения Республики Казахстан

 

В регионах продолжается проведение профилактических медицинских  осмотров детей до 18 лет с последующим динамическим наблюдением и оздоровлением. С начала 2008 года профилактическими медицинскими осмотрами охвачено 52,9% детей. 

Также проводились  обследования женщин на выявление рака молочной железы и рака шейки матки. За 6 месяцев 2008 года высокоспециализированная помощь оказана 3152 беременным, роженицам и родильницам; высокоспециализированная педиатрическая помощь оказана 4710 детям, в том числе проведено 98 нейрохирургических операций. В результате проведения указанных мероприятий ожидается снижение уровня материнской смертности до 38 на 100 000 живорожденных к 2011 году.

Не менее важной проблемой  на сегодняшний день остается высокий  уровень заболеваемости туберкулезом: в 2007 году этот показатель составил 126,4 на 100 000 человек. В апреле 2008 года утвержден новый План действий по борьбе с туберкулезом на межведомственном уровне на 2008-2012 годы, в рамках которого начата поэтапная реорганизация коечного фонда противотуберкулезных учреждений с созданием хосписов. Открыто 5 специализированных отделений для больных с хроническими формами туберкулеза, нуждающихся в симптоматическом лечении. На закупки противотуберкулезных препаратов целевыми трансфертами из республиканского бюджета выделено 1,3 млрд тенге. К 2011 году планируется снизить уровень смертности от туберкулеза до 15,6 случая на 100 000 населения.

Рисунок 19. Уровень заболеваемости туберкулезом в 2002-2007 годах, на 100 000 человек

Не полностью  решенной остается проблема наркомании и ВИЧ-инфицирования. В Республике Казахстан на 1 июля 2008 года с нарастающим  итогом зарегистрировано 10 601 ВИЧ-инфицированных, из них 256 детей до 14 лет. По данным ВОЗ, 0,2% населения Казахстана имеют диагноз ВИЧ/СПИДа (при среднемировом показателе 1,1%).

В мае 2007 года был утвержден Совместный план по проведению антинаркотической пропаганды, повышению эффективности мероприятий  по профилактике, лечению и социальной реабилитации наркозависимых лиц на 2007-2009 годы. Согласно плану в Алматинской, Акмолинской и Северо-Казахстанской областях ведутся работы по созданию центров медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц. 

В 2008 году запланировано  увеличение расходов на централизованные закупки противодиабетических препаратов, что обусловлено ростом числа инсулинозависимых больных (в 2007-м уровень заболеваемости диабетом составлял 129,2 на 100 тыс. человек, в то время как к 2011 году ожидается повышение этого значения до 162,1), выбором более качественных форм препаратов инсулина и средств доставки. В 2008 году на закупки противодиабетических препаратов выделено 2 764,5 млн тенге.

Стабильное  финансирование сферы здравоохранения  в 2009-2011 годах обеспечит достижение поставленных целей и задач, направленных на предоставление качественных медицинских услуг, профилактику заболеваний, формирование здорового образа жизни и развитие кадрового потенциала.

Пенсионное  обеспечение

Пенсионное  обеспечение является одним из основных направлений социального обеспечения в Республике Казахстан, которому уделяется особое внимание со стороны Президента и Правительства. Завершение всех социально-экономических реформ, прежде всего в бюджетной сфере, и, как результат, своевременная выплата в полном объеме пенсий, заработной платы и социальных пособий – одна из приоритетных задач Стратегии «Казахстан-2030».

Казахстан стал первой страной на территории СНГ, которая в 1998 году начала планомерный переход к системе накопительного пенсионного обеспечения на принципах персональных пенсионных отчислений. Основной целью проведения пенсионной реформы стало построение устойчивой и справедливой системы, учитывающей экономический рост, соразмеряющей трудовой вклад с пенсией через персонифицированный учет пенсионных взносов. Накопительная пенсионная система была призвана решить ряд проблем: смягчить социальную напряженность, постепенно освободить бюджет от бремени пенсионных выплат, способствовать появлению у граждан трудовой активности и ответственности за свое будущее. Не менее важно, что в результате проведения пенсионной реформы экономика должна была получить еще одного институционального инвестора – пенсионные фонды.

С 1 января 1998 года в республике действует Закон  «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», регулирующий порядок и условия выхода на государственную пенсию и пенсионное обеспечение из накопительной пенсионной системы. Пенсионное обеспечение Казахстана в настоящее время представляет собой систему из трех уровней, сочетающих одновременно механизмы солидарной и накопительной систем:

Первый уровень – это солидарная пенсионная система, унаследованная Казахстаном от СССР после его распада и основанная на солидарности поколений, в которой источником пенсионных выплат становится государственный бюджет за счет налоговых отчислений работающей части населения и других поступлений.

Второй уровень представлен обязательной накопительной пенсионной системой с фиксированным 10-процентным размером пенсионных отчислений от ежемесячного дохода для граждан Казахстана, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Казахстане.

Третий уровень – накопительная система, основанная на добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносах. Преобразование пенсионной системы республики носит долгосрочный характер: полный переход к накопительной пенсионной системе прогнозируется до 2040 года.

Накопительная пенсионная система предполагает наличие  у граждан высокой ответственности  за уровень своего дохода после выхода на пенсию, так как источником пенсионных выплат станут сформированные ими на индивидуальных пенсионных счетах накопления. Кроме того, каждому гражданину предлагается возможность за счет добровольных пенсионных взносов увеличить свои накопления и тем самым обеспечить себе более высокий доход после завершения трудовой деятельности.

Государственным накопительным фондом страны является созданный в сентябре 1997 года Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ). Со дня своего создания и вплоть до 2002 года ГНПФ являлся фондом по умолчанию, т.е. в число его вкладчиков входили те граждане, которые в силу каких-либо обстоятельств самостоятельно не принимали решения по выбору того или иного пенсионного фонда. Однако в 2005 году фонд сменил свое официальное название на АО «Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ», что позволило ему стать полноценным участником рынка пенсионных вкладов.

В июне 2008 года в Казахстане насчитывалось более 1,6 млн пенсионеров по возрасту, что  составляет более 10% населения республики.

Согласно  данным республиканского бюджета на 2008 год объем финансового обеспечения на выплату пенсий составил в 2008 году 363,6 млрд тенге, что более чем на 22% превышает расходы на пенсионное обеспечение в 2007 году.

 

Сравнение пенсий в России, Казахстане, Белоруссии и Украине

 

 

Казахстан (тенге)

Украина (гривна)

Белоруссия (бел. рубль)

Россия (рубль)

Средняя пенсия в нац. валюте

17870,0

750,0

345300,0

3650,0

Средняя пенсия в долларах

148,5

148,5

160,7

149,0

Средняя зарплата в нац. валюте

54000,0

1271,0

752150,0

13518,0

Соотношение средней пенсии к средней зарплате

0,33

0,59

0,46

0,27

Численность пенсионеров, млн чел.

1,64

13,80

2,50

38,40


 

В 2008 году в  Казахстане минимальный размер пенсии с учетом базовой пенсионной выплаты  составил 12110 тенге, средний размер пенсионных выплат  с учетом базовой  пенсионной выплаты - 17870 тенге, максимальный размер пенсионных выплат – 26710 тенге.

Рисунок 20. Среднемесячный размер назначенной пенсии в Казахстане в 2002-2007 годах, тенге

По состоянию  на 1 января 2008 года в республике действовали 14 накопительных пенсионных фондов (НПФ), сумма пенсионных накоплений в совокупности превысила один триллион тенге. Число лиц, заключивших договор с негосударственными пенсионными фондами, составляет около 7,5  млн человек.

Тем не менее, ряд проблем, связанных с адекватным пенсионным обеспечением, остается нерешенным. В частности, в 2007 году было отмечено снижение коэффициента замещения дохода пенсионной выплатой до 29%. Коэффициент замещения – показатель, отражающий процентное соотношение пенсии к средней заработной плате. В развитых странах коэффициент замещения составляет около 50% от средней заработной платы.

Другой, не менее  важной проблемой остается снижение покупательной способности пенсионных выплат в условиях роста инфляции.

Для решения  названных проблем Министерство труда и социальной защиты Республики Казахстан планирует реализацию ряда задач:

    • обеспечение адекватности размеров пенсионных выплат, повышение размера базовой пенсионной выплаты до 50% от прожиточного минимума к 2011 году (по сравнению с 34% в 2007-м), повышение коэффициента замещения до 42% в 2011 году (по сравнению с 29% в 2007-м). В 2009 году планируется разработать долгосрочную стратегию повышения размеров пенсионных выплат;
    • обеспечение сохранности обязательных пенсионных взносов в накопительных пенсионных фондах (НПФ), разработка к 2009 году механизма реализации государственной гарантии сохранности обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции;
    • обеспечение своевременности поступлений обязательных пенсионных взносов в НПФ, снижение задолженности по обязательным пенсионным взносам в НПФ до 2,5% к 2011 году (по сравнению с 6,4% в 2007-м).

Особое внимание планируется уделить совершенствованию  механизмов администрирования накопительной  пенсионной системы. Осуществляемые в  этом направлении действия позволят снизить количество вкладчиков, имеющих более одного договора о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов, до 0,8 млн человек к 2011 году по сравнению с 1,8 млн человек в 2007 году. А это в свою очередь позволит в полной мере реализовать принцип «один вкладчик – один фонд», установленный Законом «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».

Министерство  труда и социальной защиты предпринимает  активные действия по повышению эффективности  функционирования пенсионной системы. Так, для улучшения качества и доступности предоставляемых государственных услуг населению в настоящее время разработаны 10 основных стандартов и регламентов оказания  государственных социальных услуг по назначению и выплате пенсий и социальных пособий. Ведется работа по внедрению автоматизированной системы электронного назначения и выплаты  пенсий и социальных пособий.

Информация о работе Новая бюджетная политика Казахстана