Государственный бюджет и его роль в макроэкономическом равновесии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 00:23, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет Российской Федерации - основной финансовый план формирования и использования централизованного фонда государства. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных в первую очередь через систему налогообложения. Государственный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет, территориальные бюджеты (бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты.

Содержание

Глава 1. Государственный бюджет и его функции
1.1. Характеристика государственного бюджета
1.2. Принципы составления государственного бюджета
1.3. Функции государственного бюджета
1.4. Доходы государственного бюджета
Глава 2. Налоги и расходы
2.1. Функции налогов
2.2. Налоговая политика и налоговая система
2.3. Расходы государственного бюджета. Структура расходов
2.4. Расходы на социально-культурные нужды
2.5. Расходы на социальное страхование
2.6. Расходы на поддержку экономики
Глава 3. Дефицит государственного бюджета
3.1. Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики
3.2. Государственный долг
3.3. Структура государственного долга
3.4. Стимулирование НТП
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

гос бюдж и его роль в макр.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Третья концепция связана с  идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией, целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижения макроэкономической стабильности экономики может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, сбалансированность бюджета является по данной концепции второстепенной проблемой, так как:

налоговая система такова, что налоговые  поступления в бюджет автоматически возрастают по мере экономического роста и процветания, а макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост, следовательно, дефицит бюджета будет автоматически самоликвидироваться.

при определенных правах правительства  в установлении налогов и создания денег способность его финансировать, бюджет почти безгранична.

проблемы, порожденные значительным государственным долгом, не столь  обременительны для нормальной экономики, Можно утверждать, что богатая  нация имеет большую возможность  выдержать относительно безболезненно бюджетный дефицит значительных размеров по сравнению с бедной нацией.

3.2. Государственный долг

 

Сумма накопленных за определенный период бюджетных дефицитов минус  бюджетные излишки за этот же период образую государственный долг. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже финансовый кризис. Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, свидетельствует о финансовом кризисе страны.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ под государственным долгом понимаются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Таким образом, следует различать не только государственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Государственный долг России полностью  и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов или других долговых обязательств, им гарантированных.

Различают внутренний и внешний  государственный долг: государственным внутренним долгом являются обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами. Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований Российской Федерации, если они не были гарантированы Правительством РФ.

Внешний государственный долг, т.е. долг иностранным государствам, организациям и лицам ложится на страну наибольшим бременем, так как страна должна отдавать какие-нибудь ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Надо помнить и то, что кредитор обычно ставит определенные условия, после выполнения, которых и предоставляется кредит.

Государственный долг бывает капитальным, основным и текущим. Капитальный  долг представляет собой всю сумму  выпущенных и не погашенных государством долговых обязательств и гарантированных  им обязательств других лиц, включая  начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательств.

Основной долг - это номинальная  стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных  им заимствований.

Текущий долг составляет предстоящие  расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. В России согласно существующим уровням государственной власти различают государственный долг Российской Федерации и долг субъектов РФ. Долговые обязательства, выпущенные органами местного самоуправления, формируют муниципальный долг.

3.3. Структура государственного долга

 

Основные параметры, характеризующие  величину, структуру и динамику долга, отражены в РИС.1

За рассматриваемый период величина государственного долга в текущих ценах увеличилась в 30,9 раза, составив к началу 2003 года 4605,7 млрд. руб. Общий уровень долговой нагрузки уменьшился в 1,5 раза, достигнув в 2003 г.42,4% ВВП. Долговой кризис и девальвация рубля, последовавшие за кризисом 176 августа 1998г, прервали положительную динамику показателя долговой нагрузки - к концу 1998г. он увеличился в три раза и составил 148,7% ВВП. В 1999г. удалось сократить долговое бремя на 39,9% за счет проведенной новации по ГКО - ОФЗ и четкого исполнения обязательств по внешнему долгу.

Внутренний долг за рассматриваемый  период неуклонно возрастал абсолютно  и относительно по 1998 г включительно. Абсолютно он увеличился в 44,1 раза, составив к началу 1999г.757,9млрд. руб. По отношению к ВВП бремя внутреннего долга выросло в 2,8 раза, достигнув к началу 1999г 28,2% ВВП. И только в 1999г. наблюдалось снижение абсолютной и относительной характеристик внутренней задолженности. Это произошло благодаря фактической невозможности проводить новые заимствования на внутреннем рынке.

Абсолютная величина внешнего долга  в рублевом выражении из года в  год увеличивалась и достигла к началу 2003г. суммы в 3925,4 млрд. руб., что в 27,9 раза больше показателя 1993 года. Такая динамика сложилась в  основном за счет планового роста внешней задолженности в долларовом исчислении и значительного ежегодного обесценения российского рубля.

Высокое бремя российских долгов порождало  массу трудностей, и в первую очередь  бюджетных. Расходы государства  на погашение и обслуживание долга  возрастали из года в год и отвлекали на себя все большую долю бюджетных средств. Например, с 1993 по 1998 г. они увеличились в номинальном выражении в 45,1 раза, поглотив в 1998г.33,6% всех расходов федерального бюджета. В 1999г. процентные расходы за счет проводимой новации приблизились к уровню 1997г. и составили 26,7% федеральных бюджетных затрат. Этот негативный опыт был учтен при формировании экономической политики на следующее десятилетие. В результате экономика России не только снизила величины как внутренних, так и внешних долгов, но и впервые вошла в эпоху профицита государственного бюджета. По состоянию на 1 января 2007 года внутренний государственный долг, выраженный в государственных ценных бумагах, составил 1028,1 млрд. руб, государственный внешний долг_ 52 млрд. долл. Таким образом, в настоящее время общий государственный долог Российской Федерации (внешний и внутренний) не превышает 10% уровня ВВП.

3.4. Стимулирование НТП

 

Одна из важнейших функций государственного бюджета - стимулирование научно-технического прогресса. Этой цели отвечает прямое бюджетное финансирование приоритетных программ.

С одной стороны, государственное  финансирование научных исследований стало объективно необходимым вследствие ряда причин. Во-первых, для осуществления  крупных комплексных научно-технических и экономических проектов, таких как "Апполон" (позволившего высадить человека на Луну), потребовалась мобилизация значительных финансовых ресурсов. Расходы на его реализацию составили 26 млрд. дол. Ни один из крупнейших концернов США да и мира не смог бы самостоятельно осуществить подобный проект. Без государственного финансирования, поддержки и организационных мероприятий со стороны государства оказалось бы невозможным осуществлением многих научно-технических программ. Во-вторых, реализация современных проектов требует совместных под эгидой государства усилий промышленности и основных научно-исследовательских центров; в-третьих, научно-техническая революция поставила вопрос подготовки в широких масштабах научных и технических кадров, и государство берет на себя расходы, связанные с образованием. Наконец, в-четвертых. Очень часто исследования направлены на решение не только гражданских, но и военных проблем.

С другой стороны, государственное  финансирование научных исследований и разработок нисколько не противоречит интересам финансово-промышленных групп, поскольку позволяет им получать высокие прибыли на основе контрактной системы взаимоотношений с государством.

Неуклонный рост доли валового внутреннего  продукта, идущего на финансирование НИОКР в развитых странах, отражает возрастающее значение научно-технического прогресса в общественном воспроизводстве и степень внимания современного общества к научным исследованиям и разработкам.

 

Динамика объема и структуры  государственного долга

Российской Федерации за 10 лет  рыночных реформ

Показатели

годы

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2001

2003

Государственный долг, млрд. руб всего

157,7

514,0

755,4

1067,6

1235,7

3991,7

4871,0

4479,7

4605,7

В том числе: внутренний

17,2

88,4

196,8

372,6

499,6

757,9

583,6

557,4

680,3

Внешний

140,5

425,6

558,6

695,0

736,1

3233,8

4287,4

3922,3

3925,4

Государственный долг, % к ВВП всего

71,3

57,0

47,1

47,0

49,0

148,7

108,8

63,4

42,4

В том числе: внутренний

10,0

14,0

13,4

18,1

19,8

28,2

13,0

7,9

21,4

Внешний:

61,3

43,0

33,7

28.9

29,2

120,5

95,8

55,5

21,0


 

Заключение

 

ГБ является важным инструментом воздействия  на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью на основе бюджетного механизма государство, обеспечивая перераспределение  национального дохода, изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику - субсидирование организаций и предприятий, государственные инвестиции.

Важную роль играет государственный  бюджет в решении социальных проблем  на основе улучшения механизма финансирования учреждений социальной сферы - просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

По мере развития рыночных отношений в стране роль государственного бюджета в социальных процессах постоянно усиливется. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на новый, более высокий уровень социального обслуживания населения страны. Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.

В условиях рыночной экономики государственный бюджет выступает одним из главных инструментов государства в проведении социально-экономического курса. Реализация его происходит посредством таких особых экономических форм, как доходы и расходы, выражающие последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Бюджетная система Российской  Федерации: учебное пособие 

/ А.З. Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова. - М.: Магистр, 2007. С.199

2. «Экономическая теория» // Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е издание. - СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. “Питер”, 2008.

3. А.П. Казаков, Н.В. Минаева  «Экономика (микро-, макро- и прикладная  экономика)» Москва 1999г.

4. Агапова Т.А., Серегина С.Ф., «Макроэкономика» Москва изд. «Дело и Сервис» 2003г.

5. Финансы. Глущенко В.В., Чехунов В.Н.: Учеб. пособие. - Харьков: Изд-во Ун-та внутренних дел. - 2003

6. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов // Под ред. Проф. Г.Б.Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е издание. 2005

7. Финансы. Под ред. Ковалевой А.М. - М.: Изд-во Финансы и статистика. 2004.

8. Экономическая теория: Учебник.  Иохин В.Я. - М.: Юрист, 2008

 

 

 

 


Информация о работе Государственный бюджет и его роль в макроэкономическом равновесии