Государственный бюджет и его роль в макроэкономическом равновесии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 00:23, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет Российской Федерации - основной финансовый план формирования и использования централизованного фонда государства. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных в первую очередь через систему налогообложения. Государственный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет, территориальные бюджеты (бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты.

Содержание

Глава 1. Государственный бюджет и его функции
1.1. Характеристика государственного бюджета
1.2. Принципы составления государственного бюджета
1.3. Функции государственного бюджета
1.4. Доходы государственного бюджета
Глава 2. Налоги и расходы
2.1. Функции налогов
2.2. Налоговая политика и налоговая система
2.3. Расходы государственного бюджета. Структура расходов
2.4. Расходы на социально-культурные нужды
2.5. Расходы на социальное страхование
2.6. Расходы на поддержку экономики
Глава 3. Дефицит государственного бюджета
3.1. Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики
3.2. Государственный долг
3.3. Структура государственного долга
3.4. Стимулирование НТП
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

гос бюдж и его роль в макр.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства РФ

Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I

 

Центр ДОТ

Курсовая работа

 

по макроэкономике

 

Тема: «Государственный бюджет и его роль в макроэкономическом равновесии»             

 

 

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

Россошь 2012г.

Содержание

Глава 1. Государственный  бюджет и его функции

1.1. Характеристика государственного  бюджета

1.2. Принципы составления  государственного бюджета

1.3. Функции государственного  бюджета

1.4. Доходы государственного бюджета  

Глава 2. Налоги и расходы

2.1. Функции налогов

2.2. Налоговая политика и налоговая  система

2.3. Расходы государственного  бюджета. Структура расходов

2.4. Расходы на социально-культурные  нужды

2.5. Расходы на социальное  страхование

2.6. Расходы на поддержку экономики

Глава 3. Дефицит государственного бюджета 

3.1. Разные теоретические  подходы к проблеме бюджетного  дефицита и бюджетной политики

3.2. Государственный долг

3.3. Структура государственного  долга

3.4. Стимулирование НТП

Заключение

 

Глава 1. Государственный бюджет и его функции

 

1.1. Характеристика государственного  бюджета

 

Государственный бюджет Российской Федерации - основной финансовый план формирования и использования централизованного  фонда государства. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных в первую очередь через систему налогообложения. Государственный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет, территориальные бюджеты (бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты.

Все сферы и звенья финансовой системы  тесно взаимосвязаны между собой  и постоянно взаимодействуют. Центральным  звеном финансовой системы является государственный бюджет. Слово "бюджет" (англ. budget) переводится как "сумка и ее содержимое". Бюджетом называли денежный портфель министра казначейства, так что с экономической точки зрения бюджет можно трактовать как состояние "денежной сумки" государства. Отличительной чертой государственных бюджетов является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода. Объемы этого перераспределения составляют 40-50%ВВП.

Государственный бюджет - это основной финансовый план государства, который  по материальному содержанию есть централизованный фонд денежных средств, а по социально-экономической сущности - инструмент перераспределения национального дохода.

Государственный бюджет-это централизованный денежный фонд государства и его  органов, предназначенный для обеспечения  функций и задач государства. Государственный бюджет является законом. Проект государственного бюджета обсуждается и принимается представительным органом власти (парламентом), страны, утверждается главой государства и публикуется в форме бюджетного закона. Наряду с гласностью бюджет отвечает принципам единства, полноты и реальности.

В России государственный бюджет утверждается Государственной Думой.

Обычно государственный бюджет составляется на один год, однако в  бюджетной практике известны квартальные, полугодовые, двухгодовые и трехлетние бюджеты. Консолидированный государственный бюджет представляет собой свод бюджетов различного территориального уровня. Например, районные бюджеты города и городской бюджет представляют консолидированный государственный бюджет города.

Бюджетный год совпадает с календарным, но может начинаться с 1 апреля, 1 июля.1 октября.

Государственный бюджет отражает два  взаимосвязанных процесса - аккумуляцию  доходов в руках государства  и их использование для удовлетворения государственных нужд и потому тесно  взаимодействует с понятиями "государственные доходы" и "государственные расходы", основу которых составляют бюджетные доходы и расходы. Доходы и расходы бюджета - две стороны количественной характеристики централизованного фонда финансовых ресурсов государства.

Государственный бюджет можно рассматривать  с двух позиций: как экономическую категорию и как финансовый план. По своей экономической сущности государственный бюджет представляет денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами относительно перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда. Как финансовый план государственный бюджет состоит из доходов и расходов. Являясь основным финансовым планом государства, государственный бюджет дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Он отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Государственный бюджет появился с  возникновением государства. Однако только с приходом к власти буржуазии бюджет приобрел форму документа, утверждаемого законодательным органом. Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия. После революции 1686-1689 гг. король был вынужден отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента.

В России первая роспись государственных  доходов и расходов была составлена в 1722 г. на 1723г. С 1802г. эти росписи  стали составляться ежегодно, но лишь с 1811г. начинается составление бюджета  России. Однако этот бюджет носил формальный характер, так как каждое министерство распоряжалось выделенными ему средствами бесконтрольно и имело свои собственные источники доходов. Только с 1862г. в результате разработки бюджетного устройства средства министерств стали концентрироваться в руках государства по принципу единства кассы. Государственный бюджет России не публиковался и держался в строгой тайне. Даже члены Государственного совета не знали фактического состояния финансов Империи. С 1894г. государственные расходы России стали делиться на обыкновенные и чрезвычайные. Последние включали военные расходы, расходы на содержание железной дороги, займы. С этого момента бюджет России стал гласным.

До 1991 года государственный бюджет РСФСР, как и всех других союзных  республик, включался в государственный  бюджет СССР. Государственный бюджет СССР состоял из союзного государственного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В 1970-1990 гг. в союзном бюджете концентрировалось от 47 до 53% общего объема финансовых ресурсов, из которых 35% находилось в распоряжении республиканских бюджетов союзных республик и 15% местных бюджетов.

В 1991 г. бюджетная система РФ претерпела существенные изменения. В соответствии с Законом РСФСР "Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991г. №1734-I рядом постановлений Правительства РФ государственная бюджетная система России была перестроена.

1.2. Принципы составления государственного бюджета

 

В процессе развития выработались четыре принципа, которым должен соответствовать бюджет:

полнота

единство

реальность (правдивость)

гласность

Под полнотой бюджета понимается включение в бюджет полностью всех доходов и расходов правительственных органов. С точки зрения полноты различают бюджет брутто и бюджет нетто. В бюджет брутто включаются все налоговые доходы государства и валовые расходы, в бюджет нетто - только чистые расходы и доходы. Например, расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, в бюджет нетто отражается только разница между доходами и расходами.

Единство бюджета  заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в единой бюджетной документации. Должен быть один бюджет, в котором отражаются все доходы и расходы государства. Кроме того, единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировки доходов и расходов бюджета по однородным признакам. В настоящее время применяются четыре основных вида бюджетной классификации доходов и расходов бюджета:

А) ведомственная (административная, министерская)

Б) предметная (отраслевая, реальная, функциональная)

В) экономическая

Г) смешанная (комбинированная)

Ведомственная классификация группирует доходы и расходы по министерствам  и ведомствам; предметная - по отраслям государственного управления: военные расходы, здравоохранение, просвещение и т.п. Экономическая классификация группирует расходы по хозяйственным признакам: капиталовложения, зарплаты, пенсии, ссуды и т.д. Смешанная классификация сводится к группировке расходов в шахматном порядке: по двум видам бюджетной классификации в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, по горизонтали - по экономическим признакам, а по вертикали - по предприятиям).

Правдивость (реальность) бюджета предполагает, что все суммы доходов и расходов бюджета должны быть обоснованы и правильны.

Гласность бюджета предполагает открытое обсуждение бюджета и утверждение его законодательным органом страны.

1.3. Функции государственного бюджета

 

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

распределительную. Эта функция  бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням  государственной и территориальной  власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяются до 50% ВВП.

стимулирующую. С помощью бюджета  государство регулирует хозяйственную  жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы роста производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления. В этом и проявляется стимулирующая функция бюджета.

социальную. Эта функция состоит  в аккумуляции средств в бюджете  и использовании их на осуществление  социальных программ, направленных на развитие здравоохранения, культуры, образования, поддержку малоимущих.

контрольную. Эта функция бюджета предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Государственный бюджет отражает два взаимосвязанных процесса - аккумуляцию доходов в руках государства и их использование для удовлетворения государственных нужд и потому тесно взаимодействует с понятиями "государственные доходы" и "государственные расходы", основу которых составляют бюджетные доходы и расходы. Доходы и расходы бюджета - две стороны количественной характеристики централизованного фонда финансовых ресурсов государства.

Важнейшая функция бюджета - увеличение объема совокупного спроса посредством  государственных закупок товаров и услуг, в том числе и на военные цели.

Государственный бюджет выполняет  следующие основные функции:

перераспределение национального  дохода;

государственное регулирование и  стимулирование экономики;

стимулирование научно-технического прогресса;

финансовое обеспечивание социальной политики;

контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств;

Главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования  экономики путем использования  государственного бюджета в ХХ в. cтал английский экономист ДЖ.М. Кейнс, сформулировавший теорию государственных финансов, представляющую собой важнейшую составную часть кейнсианской (неокейнсианской) экономической теории.

Свой вклад в разработку теоретической  системы Дж.М. Кенса внесли А. Хансен, П. Самуэльсон, А. Лернер, Р. Масгрейв.Г. Эккли, У. Хеллер. Дж. Пекман и др.

Теория Дж.М. Кейнса ознаменовала новый  подход к вопросу о роли и месте  государства в общественном воспроизводстве  и означала разрыв с прежними представлениями, существовавшими в экономической теории, о значении государственных финансов. Она отвергала догмат о необходимости сбалансированности бюджета, легализуя бюджетные дефициты для стимулирования экономики. Так, в условиях кризиса или депрессии государство должно сокращать налоги и увеличивать расходы государственного бюджета, допуская бюджетный дефицит и таким образом стимулируя дополнительный спрос в "вялой" экономике. При высокой экономической конъюнктуре финансовая политика государства должна была сдерживать спрос путем повышения налогов и ограничения расходов. Бюджетные дефициты могли сохраняться для стимулирования экономики и достижения наибольших темпов роста и при растущем производстве. В настоящее время расходы по вмешательству в экономику развитых стран достигают 20-25% общей суммы расходов государственных бюджетов.

1.4. Доходы государственного бюджета

 

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

Информация о работе Государственный бюджет и его роль в макроэкономическом равновесии