Государственный бюджет и его роль в макроэкономическом равновесии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 00:23, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет Российской Федерации - основной финансовый план формирования и использования централизованного фонда государства. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных в первую очередь через систему налогообложения. Государственный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет, территориальные бюджеты (бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты.

Содержание

Глава 1. Государственный бюджет и его функции
1.1. Характеристика государственного бюджета
1.2. Принципы составления государственного бюджета
1.3. Функции государственного бюджета
1.4. Доходы государственного бюджета
Глава 2. Налоги и расходы
2.1. Функции налогов
2.2. Налоговая политика и налоговая система
2.3. Расходы государственного бюджета. Структура расходов
2.4. Расходы на социально-культурные нужды
2.5. Расходы на социальное страхование
2.6. Расходы на поддержку экономики
Глава 3. Дефицит государственного бюджета
3.1. Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики
3.2. Государственный долг
3.3. Структура государственного долга
3.4. Стимулирование НТП
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

гос бюдж и его роль в макр.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

По общим принципам организации  расходы на здравоохранение аналогичны затратам на просвещение. Ведущие страны вынуждены тратить значительные ресурсы на профилактику заболеваний и исследовательские работы в области медицины. Среди затрат на здравоохранение преобладают затраты на медикаменты, перевязочные средства и белье, на зарплату персонала, питание больных.

2.5. Расходы на социальное страхование

 

В настоящее время характерной особенностью системы социального страхования большинства стран является долевое участие в создании фондов социального страхования самих работников, предпринимателей и государства, т.е. расходы на социальное страхование имеют три источника образования. Соотношение этих источников может быть совершено разным, но сегодня это наиболее рациональная система создания таких фондов. Расходы на социальное страхование включают в себя достаточно большой перечень:

пенсии

пособия по беременности и уходу за ребенком

оплату лечения в стационаре

пособия по безработице

Часть этих расходов финансируется  из федерального бюджета, часть - за счет бюджетов субъектов Федерации и  местных бюджетов.

Жилищно-коммунальное хозяйство. Сюда включаются субсидии, дотации и ссуды для расширения, улучшения или поддержания жилого фонда и развития коммунального хозяйства. К расходам на жилищное хозяйство относятся средства, направляемые на обеспечение жильем широких слоев населения или особо нуждающихся лиц путем строительства, приобретения и ремонта жилого фонда; предоставление субсидий, дотаций или ссуд для улучшения или поддержания жилого фонда; приобретение земельных участков для строительства жилья. Существенных затрат требует водоснабжение, освещение улиц. Эти затраты обеспечиваю оценку будущих потребностей и имеющих возможностей, строительство и эксплуатацию некоммерческих систем водоснабжения, установку и эксплуатацию средств уличного освещения. Финансирование жилищно-коммунального хозяйства не покрывается платежами населения и в значительной мере осуществляется за счет бюджетных средств. Это создает неоправданно высокую нагрузку на бюджет. Сложной проблемой для России является отмена предоставляемых населению льгот по оплате жилья, отопления, электроэнергии, газа, в тои числе для ветеранов, военнослужащих, чернобыльцев, введение платности капитального ремонта домов, косметического ремонта подъездов.

Здравоохранение. Расходы на здравоохранение включают государственные затраты на больницы, поликлиники, санитарно-профилактические учреждения и службы, расходы на медикаменты, протезы, медицинское оборудование.

В России в ходе реформ была избрана  бюджетно-страховая модель с использованием обязательного и добровольного  медицинского страхования. Добровольное страхование позволяет получать дополнительные медицинские услуги. При обязательном страховании плательщиками взносов для работающих граждан являются работодатели, а для неработающего населения - государство. При добровольном медицинском страховании плательщиками взносов являются страхующиеся граждане и предприятия.

 

2.6. Расходы на поддержку экономики

 

Расходы государства на экономику  являются постоянной статьей расходов. Как бы ни были колебания государственных  расходов на экономику в пределах отдельной страны, общая тенденция этих расходов объясняется их назначением - создавать наиболее благоприятные условия для частнопредпринимательской деятельности.

Расходы государства были разделены  на две части: расходы гражданские (цивильные) и расходы военные. Военные расходы утверждались ежегодно, а гражданские (расходы по цивильному листу) - только в том случае, когда король вносил в них изменения

Расходы государственного бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  государственного и местного самоуправления. Классификация расходов государственного бюджета - это группировка расходов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов. К разделам относятся общегосударственные вопросы, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика.

Расходы бюджета носят безвозвратный  характер. На возвратной основе могут  предоставляться только бюджетные  ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается в бюджетном  плане и зависит, как и бюджетные  доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Бюджетные ассигнования расходов федерального бюджета, утвержденные Федеральным  законом "О федеральном бюджете  на 2006 год", были равны 4445 млрд. руб. Исполнено  было 4281 млрд. руб. Таким образом, реальное исполнение составило 96,31% плана. В современных условиях, в связи с проведением активной государственной политики, расходы государства приобрели огромные, беспрецедентные масштабы. Так, в США государственные расходы в ХХ в. выросли более чем в 350 раз. Они идут на содержание государственного аппарата, на военные нужды, на создание объектов социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение), на поддержание и развитие государственного сектора экономики, и другие многочисленные программы и объекты.

Рост государственных расходов был предсказан немецким экономистом А. Вагнером, бывшим советником канцлера Германии Отто фон Бисмарка еще в Х1Х в.А. Вагнер предпринял одну из самых ранних попыток объяснить этот феномен. Он сформулировал закон возрастающей государственной активности, в соответствии с которым государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем объемы национального дохода.

Наиболее общим объяснением  этого закона является то, что государственные  услуги стали высококачественным благом, т.е. эластичность спроса на государственные расходы со стороны домашних хозяйств стала больше единицы. Иначе, говоря, каждый процент увеличения в доходах домашних хозяйств на государственные расходы. Поэтому при увеличении дохода на душу населения доля G в ВВП также имеет тенденцию к росту.

Согласно прогнозам А. Вагнера, тенденция роста государственных  расходов, которую он наблюдал в  прошлом веке, сохранится в промышленных странах до тех пор, пока их развитие будет идти по восходящей.

Если правительственные расходы превышают доходы, то возникает дефицит государственного бюджета. При превышении доходов над расходами государство имеет положительное сальдо бюджета.

 

Глава 3. Дефицит государственного бюджета

3.1. Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики

 

Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами. В противном случае имеет место  бюджетный профицит. При равенстве  расходов и доходов говорят о  балансе федерального бюджета.

Бюджетный дефицит - это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетными дефицитами, однако качество дефицита может быть различным. Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. Наконец, дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит - явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.

Причинами бюджетного дефицита могут  быть:

низкая эффективность общественного  производства, его спад

нерациональная структура бюджетных расходов (крупные государственные инвестиции, огромные военные расходы)

неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики

Любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета. Для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться такие способы, как государственные займы; ужесточение налогообложения; эмиссия денег. В программу конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой - способствовали сокращению государственных расходов.

Несмотря на рост налогов и некоторое  увеличение неналоговых доходов, федеральный бюджет Российской Федерации постоянно до 2000 г. продолжал оставаться резко дефицитным.

Размер дефицита федерального бюджета  составлял в 1997 г. - 93,2 млрд. руб., или 3,6% к ВВП, в 1998г - 86,5 млрд. руб., или 3,2% к ВВП, в 1999г. - 53 млрд. руб., или  1,2% к ВВП. При этом в 1998г. предельный размер дефицита федеральным законом устанавливался 132,4 млрд. руб., или 4,7% по отношению к ВВП; в 1999г он предусматривался соответственно 101,4 млрд. руб. или 2,5% к ВВП.

В 2000 г. в соответствии с федеральным  законом предусматривалось снижение дефицита федерального бюджета до 1.08% к ВВП. Фактически финансовый год был завершен с профицитом бюджета в сумме 89 млрд. руб. Средства эти от превышения доходов над расходами по результатам исполнения федерального бюджета за 2000 год в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000г." в связи с получением дополнительных доходов" от 25 декабря 2000г. № 145-ФЗ направлены на замещение поступлений из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета и на погашение государственного долга.

На протяжении почти всех лет  после Второй мировой войны в  развитых странах вследствие высоких  государственных расходов государственные  бюджеты характеризовались хроническими бюджетными дефицитами.

Природа дефицита различна:

дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных  вложений в развитие экономики

дефицит может возникать в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий) и т.д.

дефицит может отражать кризисные  явления в экономике, ее несбалансированность неэффективность финансово-кредитной  системы, неспособность правительства  держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Источники покрытия бюджетного дефицита - государственные займы и эмиссия ценных бумаг. Иногда как к средству уменьшения бюджетного дефицита прибегают к сокращению расходов на социальные нужды.

Источники финансирования дефицитов  бюджета делятся на внутренние и  внешние.

Внутренние источники финансирования

кредит Центрального банка и  изменение остатков средств бюджета

государственные ценные бумаги

бюджетные ссуды, полученные от государственных  внебюджетных фондов

поступления от продажи имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

государственные запасы драгоценных  металлов и драгоценных камней

Внешние источники финансирования

кредиты международных финансовых организация

кредиты правительств иностранных  государств

изменение остатков средств бюджета  на счетах в банках в иностранной валюте.

В экономической теории различают  несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики.

Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени  ежегодно сбалансированный бюджет считался целью финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что такое состояние бюджета в основном исключает или уменьшает в значительной степени эффективность фискальной политики государства, антициклическую, стабилизирующую направленность. Допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. При таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно: либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствие всех этих мероприятий будет еще больше сокращение совокупного спроса.

Рассмотрим другой пример, показывающий как стремление ежегодно балансировать бюджет, может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Следствием этих двух мер будет сочетание инфляции.

Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремиться сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять стаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, то есть сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а за период в несколько лет.

Особая проблема, возникающая в  данной концепции - это то, что спады  и подъемы в экономическом  цикле могут быть неодинаковыми  по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большего дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

Информация о работе Государственный бюджет и его роль в макроэкономическом равновесии