Государственный бюджет и его роль в макроэкономическом равновесии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 00:23, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет Российской Федерации - основной финансовый план формирования и использования централизованного фонда государства. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных в первую очередь через систему налогообложения. Государственный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет, территориальные бюджеты (бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты.

Содержание

Глава 1. Государственный бюджет и его функции
1.1. Характеристика государственного бюджета
1.2. Принципы составления государственного бюджета
1.3. Функции государственного бюджета
1.4. Доходы государственного бюджета
Глава 2. Налоги и расходы
2.1. Функции налогов
2.2. Налоговая политика и налоговая система
2.3. Расходы государственного бюджета. Структура расходов
2.4. Расходы на социально-культурные нужды
2.5. Расходы на социальное страхование
2.6. Расходы на поддержку экономики
Глава 3. Дефицит государственного бюджета
3.1. Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики
3.2. Государственный долг
3.3. Структура государственного долга
3.4. Стимулирование НТП
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

гос бюдж и его роль в макр.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Функционирование государственного бюджета происходит посредством  особых экономических форм - доходов  и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы - удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

До перехода на рыночные отношения  доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях  государственных предприятий. Они  занимали, более 90% общей суммы доходов бюджета в основном, состояли из двух платежей - налога с оборота и платежей из прибыли. Такая система просуществовала с 1930 по 1990 г. Введенные в 80-х гг. нормативные платежи из прибыли в виде платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др. существенно не изменили систему платежей, она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты деятельности отдельных предприятий.

В основе формирования структуры доходов  государственного бюджета лежит  четкое разграничение доходов центрального (федерального) бюджета и бюджетов других уровней, которое соответствует типу государственного устройства страны. Например, в унитарных государствах - Великобритании, Франции, Швеции, Италии существуют два уровня управления - центральный и местный, которым соответствуют два уровня бюджетов - центральные и местные. В государствах с федеральным управлением, к которым относятся Россия, США, Канада, Германия и ряд других стран, существуют три уровня бюджетов_ федеральный, региональные и местные.

Бюджетный кодекс РФ, введенный в действие с 2000 года, в отношении бюджетной системы Российской Федерации определяет, что она состоит из трех уровней бюджетов: федерального, субъектов Федерации и местных.

Бюджетная система Российской Федерации  включает федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты). Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня).

налоговые

неналоговые

безвозмездные поступления

доходы целевых внебюджетных фондов

Группа неналоговых доходов  включает в себя ряд подгрупп. К  этим подгруппам относятся, например, доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от продажи земли и нематериальных активов, доходы от внешнеэкономической деятельности и т.д.

К безвозмездным поступлениям относят  перечисления от нерезидентов, бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов, государственных организаций и др.

Целевые внебюджетные фонды делятся  на социальные и экономические. К  социальным фондам относится Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости  РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Экономическими фондами является Фонд развития таможенной системы РФ, дорожные фонды.

Доходы государственного бюджета  формируется прежде всего за счет налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; за счет поступлений по социальному страхованию (эта статья доходов по природе близка к налогу и выплачивается физическими лицами, нанятыми на работу, в процентном отношении к валовому заработку и предприятиями с общего фонда заработной платы); за счет доходов государственных предприятий и других объектов государственной собственности и т.д.

 

Глава 2. Налоги и расходы

 

2.1. Функции налогов

 

Основным источником доходов государственного бюджета служат налоги. Без них невозможно существование государства и всего того, что с ним связано. Главная роль в мобилизации средств в государственный бюджет принадлежит налогам. Именно в результате поступления налогов создается финансовая база для выполнения государством его функций и задач. Право вводить налоги на территории Российской Федерации закреплено за Верховным Советом РФ, но он может делегировать право установления и отмены отдельных видов налогов другим законодательным и представительным органом власти. Уплата налогов производится в определенной очередности. Под налогами следует понимать обязательные платежи в бюджет, осуществляемые физическими и юридическими лицами. С организационно-правовой стороны налог-это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки.

Налоги - это принудительные сборы, взимаемые с населения на известной  территории, на установленных законом  основаниях, в целях покрытия общих  потребностей государства. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством их функций:

фискальной,

регулирующей,

социальной,

контрольной.

Фискальная функция направлена на увеличение доходной части госбюджета. Для всех государств характерна система  налогообложения ряда товаров и  услуг, установление завышенных цен на которые обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет. Цель пополнения госбюджета выполняет монополия государства на продажу алкогольной продукции, табака, а также доход от почтовых или регистрационных услуг государства.

Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Под налогом понимается обязательный и индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций (предприятий) и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, поступающий в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

2.2. Налоговая политика и налоговая  система

 

Совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке, представляет собой налоговую систему  страны. Установленная Налоговым  Кодексом налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой - не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Достижению этой цели во многом способствует налоговая политика, представляющая собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны.

Налоговая система может включать два звена - государственные налоги, либо три звена - налоги государственные (федеральные); налоги, закрепленные за бюджетами членов федерации; местные налоги.

Современная налоговая система  включает очень большое количество налогов, которые можно разделить  на две основные группы: прямые и  косвенные.

Прямые налоги платит налогоплательщик непосредственно с дохода или имущества.

Основные налоги, обеспечивающие наибольшие поступления в бюджет, закреплены за государственным бюджетом. К ним  относятся:

подоходный налог с населения

налог на прибыль корпораций

налог на добавленную стоимость

акцизы, таможенные пошлины

Среди других налогов в развитых странах наибольшее значение имеют  налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы (на табак, спиртные напитки, пиво, бензин и др.). На долю этого  налога приходится от 30% до 50% всех косвенных налогов. НДС не применяется в США и Японии.

В немецком городе Зигбург, находится  единственный в мире Музей налогообложения. Что только не служило объектом налогообложения. Налоги на бороды, на фортепиано, на певчих птиц и холостяков. Были налоги на косметику и на бракосочетание. Средневековый философ Ф. Аквинский, определял налог как "дозволенную форму грабежа". Разумеется, это не совсем так. Грабительский характер налогообложения имел и имеет место, но нельзя сказать, что налоги вообще не возвращаются населению: ведь государство удовлетворяет многочисленные общественные потребности.

Самое главное в системе налогообложения - и в этом кроется внутренняя сущность налогов - в том, что она  должна опираться на принцип полной и эффективной возвратности налогов. Только полная, адресная и эффективная возвратность налогов делает налоговый механизм одним из важнейших звеньев общественного воспроизводства.

Основные виды налогов

1. Подоходные налоги, налоги на  прибыль и на увеличение рыночной  стоимости капитала. В эту группу налогов включаются налоги, взимаемые с чистого дохода отдельных лиц, с прибыли предприятий, организаций, банков и др., а также на прирост стоимости капитала, например, за счет операций с ценными бумагами и другими активами или продажи земли. Величина налога зависит от общего уровня дохода основной массы населения. Налог на прибыль является формой изъятия в бюджет части чистого дохода предприятий.

2. Отчисления работодателей и  работников в единый государственный  социальный внебюджетный фонд - пенсионный, социального страхования, медицинского страхования и др. В странах с развитой рыночной экономикой существуют включаемые в бюджет отчисления на социальные нужды государственных служащих и отчисления, формирующие единую социальную пенсию для всех граждан.

3. Налоги на собственность. В  эту группу входят налог на  имущество юридических и физических  лиц, на облагаемое налогом  имущество, переходящее в порядке  наследования и дарения, земельный  налог, налог с владельцев транспортных  средств. С помощью налогов на собственность предприятий и физических лиц осуществляется привлечение в бюджет средств состоятельных граждан, владеющих недвижимым имуществом, и собственников основного капитала предприятий.

2.3. Расходы государственного бюджета. Структура расходов

 

Расходы государственного бюджета - это  экономические отношения, возникающие  в связи с распределением фонда  денежных средств государства и  его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Расходы - это все невозвратные платежи независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная их величину.

Структура государственных налогов  и их доля в валовом национальном продукте зависят от множества причин: этапа общественного развития государственного устройства, внешней и внутренней политики государства, общего уровня экономики, уровня благосостояния населения, размера государственного сектора в экономике, традиций. В частности, нельзя сопоставлять расходы феодального государства и современного, Чем шире функции государства, тем больше необходимо ресурсов для их реализации. Если на первых порах государственные расходы состояли в основном из затрат на дружину, военные походы, то постепенно с расширением функций государства меняется структура расходов. Появляются расходы на строительство крепостей, дорог, портов. Возрастают расходы на управление. С ростом научно-технического прогресса растут расходы государства на просвещение и науку. На нужды государства мы платим налог со своих доходов. В большинстве стран население платит налоги, считая, что услуги государства по охране страны, безопасности граждан, услуги по социальному страхованию требуют возмещения с их стороны. К тому же к неплательщикам налогов государство применяет довольно жесткие меры. Таким образом, государственные расходы, во-первых, вызваны самим фактом наличия государства. Во-вторых, государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время. В-третьих, основным источником образования государственных расходов выступают налоги, представляющие собой вычеты из заработков и доходов. В-четвертых, в основной массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса.

Государственные расходы делятся  на четыре основные группы:

1. расходы на социально-культурные  нужды

2. расходы на народное хозяйство  и поддержку экономики

3. военные  расходы

4. расходы  на управление

Структура государственных налогов, т.е. соотношение между перечисленными группами расходов в бюджете государства, не одинакова в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.п. У ведущих капиталистических стран (кроме Японии) доля военных расходов (по всем источникам) доходит до 30% бюджета. Постоянную тенденцию к росту имеют расходы на управление страной. Тенденцию к возрастанию имеют и затраты, связанные с проникновением на рынки других стран.

Перечисленные выше группы расходов определены по предметному  признаку, однако государственные расходы  можно классифицировать и по другим основаниям.

1. По роли  в воспроизводственном процессе государственные расходы делятся на три группы:

расходы на сферу материального производства

расходы на непроизводственную сферу

расходы на создание госрезервов

2. По целевому  назначению государственные расходы  делятся

на капитальные затраты - затраты  на расширенное воспроизводство  и реконструкцию (основная доля этих расходов направляется на исследования в области новых технологий и  создание опытных образцов техники)

текущие затраты государства - расходы  на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия

затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов

3. По экономическому содержанию  государственные расходы делятся  на такие виды, как заработная  плата, стипендии, пособия и  пенсии, медикаменты, питание, канцелярские расходы, расходы на приобретение мебели, расходы на текущий и капитальный ремонт и т.д.

4. По территориальному признаку  расходы делятся на общегосударственные,  расходы субъектов Федерации  и местные расходы.

2.4. Расходы на социально-культурные нужды

 

К группе расходов на социально-культурные нужды относятся расходы на просвещение (школьное и дошкольное образование); здравоохранение; науку; расходы на социальное страхование (медицинское  страхование, выплата пенсий и пособий, пособия по безработице). Приведенный перечень не является исчерпывающим. В конституциях многих государств затраты на школьное и дошкольное образование, как и расходы на здравоохранение, являются неотъемлемым правом граждан. И это следствие естественного развития общества. Современная наука и технология требуют не просто грамотного рабочего, а специалиста с высоким уровнем подготовки.

Информация о работе Государственный бюджет и его роль в макроэкономическом равновесии