Бюджетное право РФ. Понятия и общая характеристика бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 11:06, лекция

Краткое описание

В структуре финансовой системы страны центральное место занимает совокупность государственных и местных бюджетов. С экономической точки зрения бюджет – совокупность экономических денежных отношений по поводу образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств. В материальном смысле бюджет – централизованный денежный фонд , созданный для выполнения задач и функций государства. С юридической точки зрения – правовой акт, в котором отражен финансовый план государства или муниципального образования, утверждаемый представительным органом государства или МСУ. В правовом аспекте бюджет в соответствии с конституцией РФ и БК – закон, разработанный в соответствии с законодательством РФ Правительством РФ, рассмотренный и учрежденный ГД РФ, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом РФ. Ст. 11 БК – нашло отражение понятие «правовая форма бюджета». ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ПРИНИМАЕТСЯ В ФОРМЕ ФЗ.

Вложенные файлы: 1 файл

ФП.docx

— 64.46 Кб (Скачать файл)

Субсидии – межбюджетные трансферты предоставляемые бюджетом субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств возникающих  при выполнении полномочий органов  государственной власти субъектов  РФ по предметам ведения субъектов  РФ и предметом совместного ведения  субъекта и РФ.

Субвенции - межбюджетные трансферты предоставляемые из федерального бюджета  бюджетам субъектов РФ в целях  финансового обеспечения расходных  обязательств субъектов РФ и муниципальных  образований возникающих при выполнении полномочий РФ.

 

Расходы федерального бюджета

Экономический аспект –  расходы бюджета проявляются  через отношения на основе которых  происходит процесс  использования  средств централизованных фондов денежных средств государства или муниципального образования по различным направлениям.

Юридический аспект – они  являются составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных  образований, поэтому  несут в  себе все общие и особенности  финансовой деятельности государства.

Признаки расходов:

1. публичная категория,  т.к. они идут на покрытие  основных направлений государственной  и муниципальной деятельности.

2. не подлежат возврату, они не создают и не погашают  финансовых требований.

3. осуществляются государством  непрерывно 

4. являются финансово-правовой  категорией выражающей урегулированные экономические отношения

Основные принципы, в соответствии с которыми осуществляются расходы бюджета:

1) принцип федерализма; 

2) принцип приоритетности  государственных и муниципальных  публичных расходов;

3) принцип целевого направления  средств; 

4) принцип безвозвратности  расходования;

5) принцип соблюдения  режима экономии;

6) принцип осуществления  бюджетного контроля в целях  обеспечения соблюдения финансовой  дисциплины.

В соответствии со ст. 69 БК РФ все расходы бюджета осуществляются в форме ассигнований, которые идут на:

оказание государственных (муниципальных) услуг;

социальное обеспечение  населения;

предоставление бюджетных  инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями; предоставление субсидий юридическим лицам;

предоставление межбюджетных трансфертов;

обслуживание государственного долга; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам  РФ, муниципальным образованиям о  возмещении вреда, причиненному гражданину или юридическому в результате незаконной деятельности органов государственной  власти.

Формирование расходов бюджета  осуществляется в соответствии с  расходными обязательствами.

Расходные обязательства  – это обязанности публично-правового  образования (РФ, субъекта РФ, муниципалитета) или действующего от его имени казенного учреждения, предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Механизм правового регулирования  расходных обязательств имеет значение при решении вопроса об определении  публично-правового образования  за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование к расходным обязательствам которого было отнесено финансовое обеспечение полномочия.

Ст. 84 БК устанавливает закрытый перечень оснований возникновения  расходных обязательств РФ.

Источниками возникновения  расходных обязательств РФ являются: ФЗ, НПА Президента РФ, НПА Правительства, договоры (соглашения).

При этом обязательным условием для признания их источниками  возникновения расходных обязательств РФ являются положения из которых  вытекает обязанность РФ предоставить средства федерального бюджета.

БК предусматривает следующие  основания возникновения расходных  обязательств:

1. принятие ФЗ, НПА Президента  и Правительства при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения РФ и\или полномочий по предметам совместного ведения не отнесенными

2. заключение РФ или  от имени РФ договоров, соглашений

3. заключение от имени  РФ договоров с федеральными  бюджетами учреждений

4. принятие ФЗ и\или  НПА Президента и Правительства РФ предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов.

П.7 ст. 26.3 закона об общих  принципах организации законодательных  и исполнительных органов, полномочия РФ по предметам ведения РФ а также полномочия РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ не указанные в п.2 ст.26.3 могут передаваться для осуществления органами государственной власти субъектов федеральными законами. Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий переданных субъектам РФ осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Источниками возникновения  расходных обязательств субъекта РФ являются:

- законы субъекта РФ

- иные НПА субъекта

- договоры и соглашения.

Обязательным условием для  признания их источниками возникновения  расходных обязательств субъекта РФ являются положения из которых вытекает обязанность субъекта РФ предоставить средства бюджета РФ.

К основаниям возникновения  расходных обязательств субъекта относятся:

1. принятие законов и  иных НПА субъекта, а также  заключение субъектом РФ договоров  и соглашений при осуществлении  органами государственной власти  субъекта РФ полномочий по  предметам ведения субъекта.

2. принятие законов и  иных НПА субъекта при осуществлении органами государственной власти субъекта РФ полномочий по предметам совместного ведения указанных в п.2 и 5 ст.26.3 закона об общих принципах.

3. заключение от имени  субъекта договоров с бюджетными  учреждениями субъекта.

4. принятие законов и  иных НПА субъектов предусматривающих  предоставление из бюджета субъекта  межбюджетных трансфертов.

5. принятие законов и  НПА субъектов при осуществлении  органами гос власти субъекта  полномочий переданных им РФ.

Исходя из оснований возникновения  расходных обязательств все обязательства  мы можем разделить на 2 вида:

1. расходные обязательства  исполняемые за счет собственных  доходов бюджетов субъектов

2. расходные обязательства  исполняемые за счет субвенций  из других бюджетов бюджетной  системы. 

В расходной части бюджетов бюджетной системы предусматривается  создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти: резервный фонд Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной  власти субъектов.

БК и федеральным бюджетом предусматривается создание резервного фонда Президента РФ.

 

Тема: «Бюджетный процесс в Российской Федерации»

Понятие и субъекты бюджетного процесса

В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетный процесс представляет собой регламентируемый законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению внешней проверки рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Принципы бюджетного процесса:

1) разграничение бюджетной  компетенции между представительными  и исполнительными органами государственной  власти и местного самоуправления. Данный принцип заключается в  том, что составление и исполнение  бюджетов отнесено к полномочиям  органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и  контроль за исполнением бюджета  к полномочиям представительных  органов власти;

2) принцип специализации  бюджетных показателей, который  реализуется на всех стадиях  бюджетного процесса через бюджетную  классификацию; 

3) принцип среднесрочного  планирования при сохрании ежегодной  бюджетной корректировки; 

4) принцип гласности в  бюджетном процессе.

В соответствии со ст. 152 БК РФ участниками бюджетного процесса являются: 1) Президент РФ; 2) высшее должностное  лицо субъекта РФ; 3) глава муниципального образования; 4) законодательные органы государственной власти; 5) представительные органы местного самоуправления; 6) исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); 7) Банк России; 8) органы государственного (муниципального) финансового контроля; 9) органы управления государственными внебюджетными фондами; 10) главные  распорядители бюджетных средств; 11) главные администраторы бюджетных  средств (администраторы бюджетных  средств); 12) получатели бюджетных средств.

Все участники бюджетного процесса наделены бюджетными полномочиями, под которыми понимается установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ними правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений организации и осуществлению бюджетного процесса.

Стадии бюджетного процесса

Деятельность государственных  органов и органов местного самоуправления с начала составления проекта  бюджета до утверждения отчета об исполнения бюджета занимает приблизительно пять лет – данный срок именуется  в учебной и научной литературе именуется бюджетным циклом.

Бюджетный процесс на федеральном  уровне состоит из следующих стадий:

1) составление проекта  бюджета. Проект бюджета согласно  ст. 169 БК РФ составляется на  основе:

а) прогноза социально-экономического развития;

б) бюджетных посланий Президента РФ;

в) основных направлений  бюджетной и налоговой политики.

Составление федерального бюджета  это исключительная прерогатива  Правительства РФ. Непосредственную работу по составлению проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов РФ. Внесение Минфином России проекта федерального закона о бюджете  и уполномоченным органом проектов федеральных законом в Правительство  РФ осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проектов указанных  законов в Государственную Думу РФ;

2) рассмотрение и утверждение  бюджетов. Составленный и согласованный  проект федерального бюджетного  Правительство РФ вносит на  рассмотрение и утверждение в  Государственную Думу РФ не  позднее 1 октября текущего года. К этому же сроку Банк России  предоставляет в Государственную  Думу РФ проект основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики на основной финансовый  год и плановый период. Государственная  Дума рассматривает указный законопроект  в трех чтениях, каждое чтение  имеет свой предмет. Срок рассмотрения  федерального закона о федеральном  бюджете составляет 20 дней со  дня внесения законопроекта в  Правительство РФ.

Срок рассмотрения федерального закона о федеральном бюджете  во втором чтении составляет 25 дней со дня его рассмотрения в первом чтении.

3) исполнение бюджета  – обеспечение полного и своевременного  поступления доходов в бюджет  и финансирование всех запланированных  бюджетных расходов. Исполнение  федерального бюджета обеспечивается  Правительством РФ. Бюджет исполняется  на основе единства кассы и  подведомственности. Кассовое обслуживание  бюджета осуществляется Федеральным  казначейством. Для кассового  обслуживания бюджета федеральное  казначейство открывает счета  через которые все кассовые  операции по исполнению бюджетов  осуществляются федеральным казначейством,  исполнение бюджета организуется  на основе сводной бюджетной  росписи и кассового плана.  Исполнение бюджета происходит  по двум направлениям: исполнение  бюджета по расходам и по  доходам;

4) составление, внешняя  проверка, рассмотрение и утверждение  бюджетной отчетности. Бюджетный  учет осуществляется на основе  единой методологии установленной  Министерством финансов РФ

 

Правовой режим  государственных и муниципальных  целевых денежных фондов.

Целевые фонды – самостоятельное  звено финансовой системы.

Ст.6 БК обособляет внебюджетный фонд от бюджета, определяя что государственный внебюджетный фонд – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Информация о работе Бюджетное право РФ. Понятия и общая характеристика бюджета