Понятие и структура бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 08:33, реферат

Краткое описание

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов государства, его административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанных на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Конституцией РФ закреплено федеративное устройство РФ, разграничены предметы ведения и полномочия органов власти различных уровней. Федеративное устройство РФ, разграничение прав и полномочий между Федерацией и ее субъектами, с одной стороны, между субъектами РФ и муниципальными образованиями, с другой стороны, являются основой бюджетного федерализма РФ.

Содержание

1. Понятие и структура бюджетной системы РФ……………………...……….3

2. Краткая характеристика элементов бюджетной системы………..…...…….6

2.1. Федеральный бюджет……………………………………….……………6

2.2. Бюджет субъекта РФ……………………………………………..……...11

2.3. Местный бюджет…………………………………………………...……14

2.4. Государственные внебюджетные, целевые и специальные фонды.....17

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованной литературы………………………………….……..…23

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и структура бюджетной системы РФ.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 
1.     Понятие и структура бюджетной системы РФ……………………...……….3 
 
2.     Краткая характеристика элементов бюджетной системы………..…...…….6 
 
2.1.  Федеральный бюджет……………………………………….……………6 
 
2.2.  Бюджет субъекта РФ……………………………………………..……...11 
 
2.3.  Местный бюджет…………………………………………………...……14 
 
2.4.  Государственные внебюджетные, целевые и специальные фонды.....17 
 
Заключение……………………………………………………………………….22 
 
Список использованной литературы………………………………….……..…23 
1.     Понятие и структура бюджетной системы РФ 
 
Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов государства, его административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанных на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. 
 
Конституцией РФ закреплено федеративное устройство РФ, разграничены предметы ведения и полномочия органов власти различных уровней. Федеративное устройство РФ, разграничение прав и полномочий между Федерацией и ее субъектами, с одной стороны, между субъектами РФ и муниципальными образованиями, с другой стороны, являются основой бюджетного федерализма РФ. 
 
В соответствии с Конституцией РФ субъектами РФ являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа, автономная область и отдельные города (Москва, Санкт-Петербург). Субъекты РФ по своему административно-территориальному образованию состоят из районов, городов, поселений, составляющих муниципальные образования. 
 
В соответствии с федеративным принципом построения государства, каждый субъект РФ имеет бюджет, средства которого используются для решения задач и выполнения функций, отнесенных к органам власти субъекта Федерации. Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджеты субъектов РФ именуются региональными бюджетами. 
 
Административно-территориальные или муниципальные образования, составляющие территорию субъекта РФ имеют собственные бюджеты, которые именуются в Бюджетном кодексе РФ местными бюджетами: районными, городскими, поселковыми, сельскими. 
 
В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система РФ имеет три уровня: федеральный, региональный и местный (рис. 1). 
 
Федеральная компонента представлена двумя составляющими: федеральным бюджетом и федеральными внебюджетными фондами,  
 
 
 
Рис. 1. Структура бюджетной системы РФ[1] 
 
представляющих централизованный фонд финансовых ресурсов или финансовый план государства, имеющий статус закона на финансовый год. Через федеральный бюджет происходит перераспределение денежных средств между всеми уровнями бюджетной системы. 
 
Государственные внебюджетные фонды являются централизованными фондами денежных средств, которые образуются вне федерального бюджетаи бюджетов субъектов РФ. Они предназначаются для реализации 
 
прав граждан на социальную защиту (пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь). Целевые бюджетные фонды являются специальными централизованными фондами денежных средств, создаваемых из средств бюджетов или из средств в порядке отчислений от других видов доходов. Средства фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда. 
 
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Аналогично бюджеты субъектов РФ, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме законов, издаваемых субъектами РФ, и постановлений, принимаемых органами власти местного самоуправления. Это означает, что бюджеты, составляющие бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются в бюджетную систему вышестоящего уровня. 
 
Основываясь на федеральном принципе построения Российской Федерации и её административно-территориальном делении, можно констатировать факт, что бюджетная система РФ организационно и функционально объединяет: 
 
¾   один федеральный бюджет; 
 
¾   21 республиканский бюджет республик, входящих в состав РФ; 
 
¾   55 краевых и областных бюджетов; 
 
¾   два бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга; 
 
¾   один бюджет автономной области; 
 
¾   4 бюджета автономных округов; 
 
¾   около 29 тысяч местных бюджетов (районных, городских, поселковых, сельских). 
 
Бюджетным кодексом РФ определено, что региональный бюджет (бюджет субъекта РФ) и свод местных бюджетов данного региона составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Общий свод региональных бюджетов (бюджетов субъектов РФ) и местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований) принято именовать территориальным бюджетом (без включения внебюджетных государственных фондов). Свод Федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ составляет консолидированный бюджет РФ. Консолидированный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными и представительными органами власти. Консолидированные бюджеты являются чисто статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующих данное государство или территориальные образования по доходам денежных ресурсов в бюджет соответствующего уровня. 
 
Дадим краткую характеристику элементов бюджетной системы. 
2. Краткая характеристика элементов бюджетной системы РФ 
 
         2.1. Федеральный бюджет 
 
Для выполнения государством своих функций и задач перед обществом в масштабе государства формируется централизованный финансовый фонд называемый федеральным бюджетом. Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития. Через федеральный бюджет происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода между отраслями народного хозяйства, регионами и слоями населения. Из федерального бюджета финансируются все мероприятия оборонного характеpa, развитие науки, подготовка кадров, органы государственного управления, развитие инфраструктуры. Средства федерального бюджета являются основным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений производства, освоения новых месторождений и новых технологий. 
 
Доход федерального бюджета формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений, заимствований, безвозмездных перечислений и взаиморасчетов, поступающих из бюджетов субъектов РФ. 
 
К налоговым источникам поступлений относятся: 
 
o       федеральные налоги и сборы; 
 
o       таможенные пошлины и сборы; 
 
o       пени и штрафы. 
 
К неналоговым источникам поступлений относят доходы: 
 
o        от использования имущества, находящегося в государственной собственности; 
 
o        от продажи или другого возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности; 
 
o        от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и бюджетными организациями; 
 
o        полученные в результате мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности; 
 
o        от других неналоговых источников дохода. 
 
В доходах бюджета от неналоговых источников учитываются: 
 
§        средства, полученные в виде арендной платы или иной платы за сдачу во временное владение и пользование имущества, находящегося в государственной собственности; 
 
§        средства, полученные в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; 
 
§        средства, полученные от передачи имущества, находящегося в государственной собственности, под залог или в доверительное управление; 
 
§        средства, полученные от возврата государственных кредитов; 
 
§        средства, полученные от продажи (приватизации) имущества, находящегося в государственной собственности; 
 
§        доходы от внешнеэкономической деятельности; 
 
§        плата за пользование предоставленными бюджетными средствами; 
 
§        доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах, дивидендов по акциям, принадлежащим государству; 
 
§        часть прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других платежей; 
 
§        доходы от реализации государственных запасов и резервов; 
 
§        другие доходы от имущества, находящегося в государственной собственности. 
 
К безвозмездным доходам, поступающим в федеральный бюджет, относят: 
 
§        безвозмездные перечисления физических и юридических лиц; 
 
§        безвозмездные перечисления международных организаций и правительств иностранных государств; 
 
§        перечисления по взаимным расчетам по передаче средств между бюджетами различных уровней бюджетной системы, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве. 
 
Денежные средства считаются зачисленными в доход федерального бюджета с момента совершения ЦБ РФ или кредитной организацией операций по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего федеральный бюджет. 
 
Доходы федеральных целевых внебюджетных фондов, входящих в федеральный бюджет РФ, обособленно учитываются в доходах соответствующих фондов по ставкам, установленным налоговым законодательством, и распределяются между федеральным и территориальными внебюджетными фондами по нормативам, определенным Федеральным законом "О федеральном бюджете на ___ финансовый год". 
 
Главными источниками формирования дохода федерального бюджета являются налоговые поступления. Из них наиболее весомый вклад вносят НДС, акцизы, налог на прибыль. Неналоговые поступления, как и поступления в федеральный бюджет от целевых бюджетных фондов, составляют в отдельности каждый немногим более чем по 0,1 от общей суммы годового федерального бюджета 
 
Расходы бюджета представляют собой распределение и использование финансовых средств, аккумулированных в доходной части федерального бюджета на основании закона о бюджете на очередной финансовый год. 
 
Расходы бюджетов в зависимости от экономического содержания подразделяются на текущие и капитальные. 
 
Капитальные расходы бюджетов включают статьи расходов, предназначенных для инвестиций в действующие или строящиеся объекты, и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством. В составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития. 
 
Текущие расходы бюджетов обеспечивают функционирование органов государственной власти (местного самоуправления), бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций и трансфертов. 
 
На основании российского законодательства федеральные расходы имеют две составляющие: 
 
1)  расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета; 
 
2)  расходы, финансируемые совместно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и (или) бюджетов местного самоуправления. 
 
Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов: 
 
-         обеспечение деятельности государственных органов власти: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов судебной системы; 
 
-         обеспечение национальной обороны, безопасности государства, осуществление мероприятий по конверсии отраслей промышленности; 
 
-         осуществление международной деятельности; 
 
-         фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, исследование космического пространства; 
 
-         государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского видов транспорта; 
 
-         ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; 
 
-         формирование инфраструктуры федеральной собственности и содержания учреждений, находящихся в федеральной собственности; 
 
-         обслуживание и погашение внутреннего и внешнего государственного долга; 
 
-         пополнение государственных запасов драгоценных металлов, драгоценных камней и материальных резервов; 
 
-         проведение выборов и референдумов и т. д.  
 
Совместно за счет федерального бюджета и бюджетов территориальных образований финансируются мероприятия: 
 
-         поддержание отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства, развитие автомобильного и речного транспорта, дорожного хозяйства и связи; 
 
-         обеспечение социальной защиты населения, правоохранительная деятельность, противопожарная безопасность; 
 
-         научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс; 
 
-         обеспечение охраны окружающей среды, природных ресурсов, предупреждение и ликвидация стихийных бедствий межрегионального масштаба; 
 
-         обеспечение деятельности средств массовой информации, избирательных комиссий субъектов РФ и т. д. 
 
В современных условиях наибольшая доля расходов приходится на содержание органов национальной обороны, правоохранительной системы, развитие промышленности и обслуживание государственного долга. 
2.2. Бюджет субъекта РФ 
 
В последние годы в значительной степени возрастает роль и значение региональных органов власти в развитии регионов, социальном обеспечении населения, решении хозяйственных вопросов на территориальном уровне. Региональные бюджеты, или бюджеты субъектов РФ, становятся основным звеном, предназначенным для финансового обеспечения задач регионов и выполнения функций государственными органами управления субъектов РФ. Анализ деятельности федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ свидетельствует, что центр тяжести перемещается от центра к регионам. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их влияния расширяется. Государство через региональные бюджеты пытается активно проводить экономическую и социальную политику путем предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов с целью прямого финансирования социальной сферы, сельского хозяйства, промышленности, строительства, охраны окружающей среды и других направлений. 
 
Государство посредством регулирования бюджетов субъектов РФ стремится к выравниванию уровней социального и экономического развития территорий. 
 
Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов и неналоговых поступлений. Собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет региональных налогов и сборов, виды и ставки которых определены Налоговым кодексом РФ, а пропорции их распределения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами определены законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. К региональным налогам и сборам относятся: 
 
•      налог на имущество организаций; 
 
•      государственная пошлина; 
 
•      транспортный налог; 
 
•      налог на игорный бизнес; 
 
•      региональные лицензионные сборы.  
 
Регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов РФ поступают от федеральных налогов и сборов, которые закреплены на постоянной основе или закрепляются решением Правительства РФ в случае недостаточности средств, аккумулированных в бюджетах субъектов РФ. Регулирующие налоги формируют бюджеты субъектов РФ на 70% общей суммы бюджета. К регулирующим федеральным налогам, закрепленным на постоянной основе, отнесены: 
 
§        акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья и акцизов на спиртосодержащую продукцию (отчисления в бюджет субъектов РФ — 50%), акцизы на автобензин, дизтопливо и моторные масла (отчисляется 60%); 
 
§        налог на добычу полезных ископаемых (отчисляется 5%, а по отдельным видам полезных ископаемых 60%); 
 
§        сбор за пользование объектами водных биоресурсов, кроме внутренних водных объектов (отчисляется 30%); 
 
§        платежи за пользование лесным фондом (плата за древесину, отпускаемую на корню), отчисляется до 100% платы при превышении минимальных ставок; 
 
§        плата за негативное воздействие на окружающую среду (отчисляется 40%); 
 
§        налог на доход физических лиц (отчисляется 70%); 
 
§        налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции (отчисляется 80%); 
 
§        единый сельскохозяйственный налог (отчисляется 60%).  
 
Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет: 
 
§        части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты ими налогов и иных платежей; 
 
§        доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ; 
 
§        доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов власти субъектов РФ; 
 
§        доходов от продажи (приватизации имущества), находящегося в собственности субъектов РФ; 
 
§        других источников получения доходов. 
 
В доходах региональных бюджетов главную роль играют регулирующие виды федеральных налогов, доля которых превышает 65%. Безвозмездные отчисления из федерального бюджета превышают 25%. На долю неналоговых доходов субъектов РФ приходится не более 6%, а в последние годы она сокращается и не превышает 3-4%. 
 
В соответствии с задачами и функциями органов власти субъекта РФ основные средства бюджетных доходов используются по следующим направлениям на выполнение мероприятий: 
 
¾   обеспечение финансирования органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ; 
 
¾   обслуживание и погашение внутреннего и внешнего долга субъекта РФ; 
 
¾   обеспечение реализации региональных целевых программ; 
 
¾   содержание и развитие учреждений и объектов, находящихся в ведение органов власти субъекта РФ; 
 
¾   формирование государственной собственности; 
 
¾   обеспечение СМИ, выборов; 
 
¾   оказание финансовой помощи местным бюджетам и т. д. 
 
Наибольшую доли в расходах бюджетов субъектов РФ составляют расходы на народное хозяйство, ЖКХ, социальную сферу и образование, а также велика доля прочих расходов, в том числе на оказание финансовой помощи местным бюджетам. 
2.3. Местный бюджет 
 
Одним из важных условий выполнения функций и решения задач местными органами управления являются их финансово-бюджетные права. То есть финансовой базой местных органов власти являются местные бюджеты. Из местных бюджетов финансируется развитие производственной сферы, в первую очередь пищевой промышленности и коммунального хозяйства. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется непосредственно через их назначение и выполнение органами власти функций, а именно 
 
•     формирование денежных фондов, которые являются финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; 
 
•     распространение и использование денежных фондов между отраслями хозяйства; 
 
•     контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, предприятий и учреждений, подведомственных органам местной власти; 
 
•     распределение государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. 
 
В основу местных бюджетов (муниципальных районов и поселений) заложены принципы самостоятельности местных бюджетов и их государственной финансовой поддержки со стороны государства и субъекта РФ. В соответствии с данными принципами происходит формирование доходов местного бюджета. Доходы местного бюджета формируются за счет собственных и регулирующих доходов от налоговых источников и поступлений в доход от неналоговых источников. Собственные доходы местных бюджетов не являются основными источниками формирования бюджета. Собственными налоговыми доходами местного бюджета являются следующие местные налоги и сборы: земельный налог, налог на имущество физических лиц, местные лицензионные сборы. 
 
В местный бюджет поступают доходы от неналоговых источников, к которым относятся: 
 
а)       Доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, а именно: 
 
-         поступления от приватизации объектов; 
 
-         поступления от продажи квартир; 
 
-         поступления от продажи акций; 
 
-         поступления от продаж производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств и другого оборудования; 
 
-         поступления от реализации бесхозного имущества и имущества, находящегося в муниципальной собственности; 
 
-         поступления от продажи земли; 
 
-         поступления от штрафов, за возмещение ущерба, от административных платежей и т. д.; 
 
б)      Доходы от использования имущества, находящегося в 
муниципальной собственности, и деятельности муниципальных организаций, а именно: 
 
-         поступления от неиспользованного имущества; 
 
-         поступления от сдачи в аренду имущества; 
 
-         платежи от муниципальных организаций; 
 
-         другие поступления от использования имущества; 
 
в)      Доходы от платных услуг оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления; 
 
г)       Доходы от безвозмездных перечислений, в частности: 
 
-         перечисления из федерального и регионального бюджетов в виде безвозмездной помощи; 
 
-         перечисления из государственных внебюджетных фондов; 
 
-         перечисления от юридических и физических лиц.  
 
Кроме того, в местные бюджеты поступают доходы от: 
 
-         части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других платежей; 
 
-         других поступлений, установленных федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми актами местного самоуправления. 
 
Основными источниками доходов местных бюджетов являются регулируемые налоги и безвозмездные перечисления, на долю которых приходится более 70%, из них на долю регулирующих налогов более 40%. Доля доходов от собственных доходов не превышает 15%, что является основной проблемой зависимости местных органов власти от вышестоящих инстанций. 
 
Главной задачей деятельности местных органов власти является разработка и реализация планов социального и экономического развития муниципальных образований. Возрастание расходов в муниципальных образованиях связано в последние годы не столько со строительством, сколько с социальным обеспечением граждан и преобразованиям и в жилищно-коммунальном хозяйстве. 
 
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ из местных бюджетов финансируются следующие программы: 
 
•   содержание органов местного самоуправления, органов охраны общественного порядка и противопожарной безопасности; 
 
•   формирование объектов муниципальной собственности и управление ею; 
 
•   развитие и содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, СМИ, архивов; 
 
•   развитие и содержание ЖКХ и муниципального дорожного хозяйства, благоустройство территорий, переработка бытовых отходов, охрана окружающей среды; 
 
•     обеспечение транспорта, обслуживающего население муниципального образования; 
 
•     реализация целевых программ муниципального масштаба; 
 
•     целевое датирование граждан; 
 
•     проведение муниципальных выборов и т. д. 
 
Главными направлениями использования местных бюджетов являются расходы на ЖКХ, образование, здравоохранение, социальную защиту населения. 
2.4. Государственные внебюджетные, целевые и специальные фонды 
 
К государственным внебюджетным фондам относят: 
 
•    Пенсионный фонд РФ; 
 
•    Федеральный фонд социального страхования РФ; 
 
•    Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 
 
•    территориальные фонды обязательного медицинского страхования; 
 
•   Государственный фонд занятости населения РФ. Средства федеральных внебюджетных фондов относятся 
 
к федеральной собственности и совместно со средствами федерального бюджета составляют Федеральный бюджет РФ. Они имеют социально-экономическую направленность. Через внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах социальных слоев населения. 
 
Возникновение внебюджетных фондов связано со специальными видами расходов по обеспечению населения и защиты работников труда. Впервые внебюджетные фонды стали создаваться в России в 1991 г. и в настоящее время регулируются федеральными законами: 
 
•     "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. № 154-ФЗ; 
 
•     "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ; 
 
•     Бюджетным кодексом РФ. 
 
Решение об образовании федеральных внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а территориальных фондов — представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления. 
 
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, в принципе не включаются в бюджетную систему и создаются под конкретные программы, имеющие общегосударственное, региональное и местное значение, для реализации которых недостаточно бюджетных средств и необходимы дополнительные финансовые ресурсы. 
 
Внебюджетные фонды включают денежные и иные виды средств всех форм владения, использование которых не регламентируется бюджетным законодательством. 
 
Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих средств (источников): 
 
•     целевых поступлений от налогов и сборов, закрепленных законодательством РФ за соответствующим фондом; 
 
•     средств бюджета; 
 
•     прибыли от коммерческой деятельности, осуществляемой самим фондом как юридическим лицом; 
 
•     займов, полученных фондом у ЦБ РФ или у коммерческих банков; 
 
•     иных поступлений, не запрещенных законом. 
 
Статьи расходов внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их целевым предназначением и утвержденным законом. 
 
Доходы и расходы внебюджетных фондов образуют их бюджеты. Отчеты об исполнении бюджета федеральных внебюджетных фондов составляются органом управления фонда и представляются Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Контроль за использованием бюджетов внебюджетных фондов возлагается на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов бюджетной системы РФ. 
 
Территориальные внебюджетные фонды формируются за счет следующих средств (источников): 
 
•     налоговых отчислений; 
 
•     бюджетных средств; 
 
•     добровольных взносов юридических и физических лиц; 
 
•     доходов от аукционов; 
 
•     штрафов за административные и другие правонарушения и т. д. 
 
Фонды создаются на основе решений территориальных представительных органов власти. Средства поступают на специальный счет соответствующего фонда и используются по прямому назначению в соответствии с законодательством территориальных образований. 
 
С помощью средств внебюджетных фондов всех уровней государство решает важнейшие социально-экономические задачи: 
 
•     социальной защиты населения; 
 
•     повышения жизненного уровня населения; 
 
•     сохранения и улучшения здоровья населения; 
 
•     социальной ориентации безработного населения; 
 
•     оказания социальных услуг населению; 
 
•     развития социальной инфраструктуры. 
 
Целевые бюджетные фонды появились в 1995 г. в качестве целевых источников финансирования отдельных государственных расходов по отдельным бюджетным статьям с целевыми поступлениями средств из различных источников. Включение целевых фондов в бюджет придает им официальные признаки бюджетных средств. По-иному, выделение целевого фонда в бюджете более наглядно отражает функцию перераспределения средств, чем простое их перемещение за рамки бюджета или их консолидации в бюджет. 
 
Источниками финансирования целевых бюджетных фондов являются: 
 
•     средства бюджетов; 
 
•     целевые поступления от отдельных видов налогов и сборов, закрепленных за целевыми фондами: 
 
•     доходы от реализации конфискованного имущества; 
 
•     платежи за загрязнение окружающей среды; 
 
•     штрафы и другие платежи, поступающие в соответствующий целевой фонд. 
 
Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете непостоянен. В последние годы в состав бюджетов включены следующие целевые фонды: 
 
•      дорожные фонды РФ (Федеральный дорожный фонд, территориальные дорожные фонды); 
 
•      экологические фонды РФ (Федеральный экологический фонд, территориальные экологические фонды); 
 
•      Федеральный фонд изучения, сохранения и воспроизводства биологических ресурсов; 
 
•      Государственный фонд борьбы с преступностью; 
 
•      Фонд развития таможенной системы РФ; Анализируя динамику образования и упразднения целевых фондов, можно заметить, что их создание связано с необходимостью обеспечения развития определенного направления сектора экономики, социальной сферы или охраны природы. 
 
Анализ целевых фондов позволяет сделать ряд выводов: 
 
•     фонды формируются за счет поступления средств как непосредственно из бюджетов, так и за счет прямых отчислений от налогов и сборов и других источников дохода, и поэтому целевые фонды имеют внебюджетно-бюджетную структуру; 
 
•     наблюдается распыление государственных средств бюджетов по статьям финансирования отдельных направлений, что приводит к неэкономичному и неэффективному использованию бюджетных средств в рамках централизованной системы; 
 
•     наличие большого количества целевых фондов, как и других фондов, ослабляет проведение государственного контроля за целевым использованием финансовых средств бюджетов; 
 
•     включение внебюджетных фондов в бюджеты (как это будет показано далее) приводит к их использованию на другие нужды, не связанные с целевым характером их использования; 
 
•     для учета доходов и расходов целевых фондов в Главном управлении федерального казначейства открываются дополнительные специальные счета, управление которыми осуществляют уполномоченные государственные органы, что усложняет бюджетную систему и в целом весь бюджетный процесс. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними происходит передача средств от одного бюджета другому - так называемые межбюджетные трансферты. Межбюджетные отношения отражают структуру взаимоотношений, сложившуюся между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления по вопросам распределения доходов, перераспределения средств между бюджетами.  
 
Важной чертой бюджетной системы бюджетной системы Российской Федерации является ее сильная централизация и то, что роль федерального бюджета в ней очень велика. Это в частности выражается в том, что с его помощью могут финансироваться не только общегосударственные, но и региональные программы, как непосредственно, так и с помощью передачи финансовой помощи бюджетам регионов.  
Список использованной литературы 
 
1.     Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация ≪Дашков и К°≫, 2007. —  456 с. 
 
2.     Бюджетный кодекс Российской Федерации – М.: Издательство Элит, 2004. – 160 с. 
 
3.     Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О.В. Врублевская и др. – 3е изд., испр. и перераб.- М.: Юрайт-Издат, 2004. – 838 с. 
 
4.     Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации:Учебник.  — М.: Издательско-торговая корпорация ≪Дашков и К°≫, 2003. —  752 с.

 

 

 
[1] Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация ≪Дашков и К°≫, 2007. —  с. 90


Информация о работе Понятие и структура бюджетной системы РФ