Бюджетное право РФ. Понятия и общая характеристика бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 11:06, лекция

Краткое описание

В структуре финансовой системы страны центральное место занимает совокупность государственных и местных бюджетов. С экономической точки зрения бюджет – совокупность экономических денежных отношений по поводу образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств. В материальном смысле бюджет – централизованный денежный фонд , созданный для выполнения задач и функций государства. С юридической точки зрения – правовой акт, в котором отражен финансовый план государства или муниципального образования, утверждаемый представительным органом государства или МСУ. В правовом аспекте бюджет в соответствии с конституцией РФ и БК – закон, разработанный в соответствии с законодательством РФ Правительством РФ, рассмотренный и учрежденный ГД РФ, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом РФ. Ст. 11 БК – нашло отражение понятие «правовая форма бюджета». ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ПРИНИМАЕТСЯ В ФОРМЕ ФЗ.

Вложенные файлы: 1 файл

ФП.docx

— 64.46 Кб (Скачать файл)

Налоговое правоотношение имеет  структуру:

1. субъект

2. объект

3. содержание

4. права и обязанности  налогоплательщиков

5. агентов

6. налоговых органов

 

Ст.9 НК субъектами являются … 

 

Права и обязанности налогоплательщиков (21 НК) и налоговых объектов:

1. право на информацию

2. право на беспристрастное  применение закона

3. право не выполнять  неправомерные акты и требования  налоговых органов и их должностных  лиц.

4. право на конфиденциальность  и невмешательство 

5. право обжаловать акты, действия и бездействия налоговых  органов и их должностных лиц.

Обязанности налогоплательщиков (23 НК):

1. платить налоги и  сборы

2. вести в установленном  порядке учет своих доходов,  расходов и объектов налогообложения.

3. предоставлять налоговые  декларации и иные необходимые  сведения.

 

Налоговый контроль РФ.

Налоговый учет.

 

Налоговый учет – комплекс установленных налоговым законодательством  мероприятий, осуществляемых налоговыми органами с целью регистрации  всех налогоплательщиков в налоговых  органах и аккумулирования сведений о налогоплательщиках в едином государственном реестре налогоплательщиков.

Организации подлежат постановке на учет в налоговых органах:

1. по месту нахождения  организации

2. по месту нахождения  обособленных подразделений организаций.

Налоговый учет в отношении  физических лиц осуществляется с  некоторыми особенностями, в зависимости  от того к какой группе лиц они  относятся:

1. индивидуальные предприниматели

2. физические лица, занимающиеся  частной практикой, имеющие лицензию.

3. иные физические лица

Все физические лица подлежат постановке на налоговый учет:

1. по месту жительства

2. по месту нахождения  принадлежащего физическим лицам  на праве собственности недвижимого  имущества или транспортного  средства, подлежащих налогообложению.

Результатом налогового учета  в РФ является единый государственный реестр налогоплательщиков.

Налоговый учет – система  обобщения информации для определения  базы по налогу на прибыль организации.

 

Цели и задачи налогового учета:

1. формирование полной  и достоверной информации о  порядке формирования данных о величине доходов и расходов организации, определяющих размер налоговой базы отчетного налогового периода.

2. обеспечение этой информацией  внутренних и внешних пользователей  для контроля за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.

 

Налоговая отчетность –  система данных об объектах налогообложения, о сроках и суммах уплаченных налогов  и сборов, налоговых льготах и  других данных связанных с исчислением  и уплатой налогов и сборов которые предоставляются налогоплательщикам в налоговые органы в виде надлежащим образом заполненных по установленным  формам документах.

По функциональному назначению документы налоговой отчетности можно подразделить на:

1. налоговые декларации

2. документы способствующие  исчислению суммы налогов (справки,  отчеты)

3. налоговые уведомления

 

Налоговый контроль – деятельность специально уполномоченных органов  по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами, плательщиками  сборов законодательства о налогах и сборах.

Задачи налогового контроля:

1. обеспечение своевременность  и полноты выполнения налоговых  обязательств перед государством 

2. содействие правильному  ведению бухгалтерского учета  и отчетности

3. обеспечение соблюдения  действующего законодательства  и нормативных актов

4. выявление и пресечение  правонарушений в налоговой сфере. 

 

Налоговый контроль проводится в следующих формах:

1. налоговые проверки

2. получение объяснений  налогоплательщиков, налоговых агентов  и плательщиков сборов.

3. проверки данных учетов  и отчетности

4. осмотр помещений и  территорий используемых для  извлечения дохода.

Формы налогового контроля – совокупность приемов и способов с помощью которых контролирующие органы осуществляют налоговый контроль

 

Налоговые проверки бывают 2 видов:

1. камеральные

2. выездные

Камеральная проводится по месту нахождения налогового органа на основе декларации и документов представленных налогоплательщиками.

Проводится уполномоченными  лицами без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Срок проведения – в течение 3 месяцев  со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

 

Выездная проверка проводится на территории помещения налогоплательщика  или по месту нахождения налогового органа в случае если у налогоплательщика  отсутствует возможность предоставить помещение.

Решение о проведении вносит руководитель налогового органа или  его заместитель по месту нахождения организации или по месту жителя физического лица. Срок проведения – не чаще 1 раза в год и не может продолжаться более 2 месяцев, но может быть продлен до 4 и до 6 месяцев.

Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

По результатам налоговой  проверки составляется справка в  которой фиксируется предмет  проверки и сроки ее проведения.

 

Выемка документов производится на основании мотивированного постановления  должностного лица налогового органа осуществляющего выездную налоговую  проверку. Названное постановление должно быть утверждено руководителем налогового органа. Выемка производится в присутствии понятых и заинтересованных лиц в любое время за исключением ночного.

 

В необходимых случаях  в целях проведения квалифицированной  выездной проверки назначается экспертиза с привлечением на договорной основе эксперта-специалиста в сфере  науки, техники и др.

 

Правовые основы государственного и муниципального кредитов.

 

Правовое регулирование  государственного кредита и государственного долга осуществляется главами 14,15 БК РФ.

К государственному долгу  РФ относится – долговые обязательства  РФ перед физическими и юридическими лицами, субъектами РФ и муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями  и другими субъектами международного права возникшее в результате государственных заимствований  РФ, а также долговые обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  РФ, и долговые обязательства возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный  долг долговых обязательств третьих лиц.

По мнению Покачалова публичный  долг – финансово-правовая категория, базирующаяся на экономических отношениях, содержание которых составляют отношения  по государственному и муниципальному кредиту, представляющую юридическую  форму финансового обязательства  публично-территориального образования.

Государственный долг как  обязательство возникающее из государственных  или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих  лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательствами  установленными БК РФ, принятые на себя РФ, субъектом РФ и муниципальным  образованием.

Внешний долг – обязательство  возникшее в иностранной валюте за исключением обязательств субъектов  РФ и муниципальных образований  перед РФ возникшее в иностранной  валюте в рамках использования целевых  иностранных кредитов.

Внутренний долг – обязательство  возникающее в валюте РФ, а также  обязательство субъектов РФ и  муниципальных образований РФ перед  РФ в рамках использования целевых иностранных кредитов.

 

Государственный долг –  текущий и капитальный гос  долг.

Возникновение государственного и муниципального долга происходит в результате заимствования РФ (государственные  займы осуществляемые путем выпуска  государственных ценных бумаг от имени РФ и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы  РФ, кредитные организации, иностранных  государств, включая целевые иностранные  кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ.)

 

Долговые обязательства  РФ могут быть краткосрочными (менее 1 года), среднесрочными (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 включительно).

 

Управление государственным  долгом осуществляется Правительством РФ или уполномоченным им МинФином.

Под управлением государственным  долгом понимается совокупность мероприятия  государства и муниципального образования  по выплате кредиторам, погашению  займов, а также порядок, условия  выпуска и размещение долговых обязательств РФ.

 

Реструктуризация долга  – основанное на соглашении прекращение  долговых обязательств, составляющих государственный и муниципальный  долг с заменой указанных в  долговых обязательствах иными долговыми обязательствами предусматривающие другие условия обслуживания и погашение этих обязательств. Может быть осуществлена с частичным списанием долга.

Способы изменения долговых обязательств:

 

Государственный и муниципальный кредит.

 

Как экономическая категория  государственный кредит может быть рассмотрен как экономические денежные отношения возникающие в связи  с предоставлением государством и муниципальными образованиями  временно свободных денежных средств  определенным субъектом.

В правовом аспекте –  правовой институт нормы которого регулируют правовые отношения, которые входят в этот институт.

 

Функции муниципального и  государственного кредита:

- распределительная

- контрольная

- регулирующая

 

Принципы государственного и муниципального кредита:

1. добровольность

2. срочность

3. возмездность

 

Правовой режим  страхования в РФ.

Страхование – представляет собой один из элементов финансовой системы государства.

Закон РФ 1992г № 4015-1 «об  организации страхового дела в РФ».

ФЗ 2002г № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств».

ФЗ 28.03.98 № 52

ФЗ 2010г № 326

ФЗ 2010 № 225

ФЗ 14.06.2012 № 67

Разработан проект распоряжения Правительства «Об утверждении  стратегии развития страховой деятельности в РФ до 2020 года».

 

Страхование как экономическая  категория – система экономических  отношений по поводу образования  централизованных и децентрализованных денежных и материальных фондов необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и отдельных его членов.

С материальной точки зрения страхование – отдельные денежные или материальные фонды которые  используются для возмещения ущерба возникшего в результате стихийных  бедствий и других непредвиденных ситуаций.

С правовой точки зрения страхование – ст.2 Закона об организации  страхового дела – отношение по защите интересов физических и юридических  лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных  образований при наступлении  определенных страховых случаев  за счет денежных фондов формируемых  страховщиками из уплаченных страховых  премий а также за счет иных средств  страховщиков.

Страхование как звено  финансовой системы государства  выполняет 3 функции:

1. защита имущественных  интересов публичных и частных  субъектов посредством осуществления страховой деятельности государство получает возможность компенсировать свои потери или потери иных субъектов права возникших в результате непредвиденных или неблагоприятных обстоятельств.

2. накопление публичных  финансовых средств за счет  привлечения страховых взносов  от иных субъектов 

3. снижение риска непредвиденных  бюджетных расходов

 

По мнению Грачевой,

Предупредительная функция  страхования – 

Восстановительная

Сберегательная 

Контрольная

Инвестиционная

 

В процессе осуществления  государством деятельности в сфере  страхования складываются финансовые отношения которые имеют свое содержание.

Страховые правоотношения возникают  между различными субъектами. К участникам относятся страхователи, застрахованные, выгодоприобретатели, страховые организации, общества взаимного страхования, страховые  агенты, страховые брокеры, страховые актруарии, орган страхового надзора.

Страхователи – юридические  лица и дееспособные физические лица заключившие со страховщиками договоры страхования или являющиеся страхователями в силу закона.

Страховщики – юридические  лица созданные в соответствии с  законодательством РФ для осуществления  страхования, перестрахования, взаимного  страхования и получившие лицензии в соответствии с законом.

Страховые агенты – постоянно  проживающие на территории РФ и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

Страховые брокеры – постоянно проживающие на территории РФ и зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица или российские юридические лица которые действуют в интересах страхователя или страховщика и осуществляют свою деятельность по оказанию услуг связанных с заключением договора страхования (перестрахования) между страховщиком и страхователем.

Страховые актуарии – физические лица постоянно проживающие на территории РФ имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценки его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов.

Объектами страхования являются непротиворечащие законодательству имущественные  интересы.

Информация о работе Бюджетное право РФ. Понятия и общая характеристика бюджета