Бюджетное право РФ. Понятия и общая характеристика бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 11:06, лекция

Краткое описание

В структуре финансовой системы страны центральное место занимает совокупность государственных и местных бюджетов. С экономической точки зрения бюджет – совокупность экономических денежных отношений по поводу образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств. В материальном смысле бюджет – централизованный денежный фонд , созданный для выполнения задач и функций государства. С юридической точки зрения – правовой акт, в котором отражен финансовый план государства или муниципального образования, утверждаемый представительным органом государства или МСУ. В правовом аспекте бюджет в соответствии с конституцией РФ и БК – закон, разработанный в соответствии с законодательством РФ Правительством РФ, рассмотренный и учрежденный ГД РФ, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом РФ. Ст. 11 БК – нашло отражение понятие «правовая форма бюджета». ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ПРИНИМАЕТСЯ В ФОРМЕ ФЗ.

Вложенные файлы: 1 файл

ФП.docx

— 64.46 Кб (Скачать файл)

Ст.13 БК устанавливает обособление  внебюджетного фонда от бюджета.

В экономическом  аспекте целевой фонд денежных средств есть один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных групп населения.

В материальном аспекте – это денежные средства государства или муниципальных образований имеющее целевое назначение, собственные доходные источники и строго обозначенные направления расходов.

В юридическом  аспекте каждый целевой фонд имеет финансово-правовой статус.

Федеральный фонд социального  страхования является самостоятельным  государственным финансово-кредитным  учреждением.

Пенсионный фонд является государственным учреждением и его территориальные подразделения образуют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ.

Фонды денежных средств имеют  свои юридические особенности:

1. занимают особое местоположение  в бюджетной системе РФ, образуются  за рамками бюджетов, целевые  бюджетные фонды образуются в  составе федерального бюджета,  бюджетов субъектов и местных  бюджетов. Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней.

2. представляют собой  правовую форму совокупности  экономических отношений по поводу  образования, распределения и использования финансовых ресурсов определенной территории.

3. всегда имеют определенные цели финансирования, для обеспечения которых они создавались.

4. денежные средства аккумулируемые  в целевые фонды принадлежат  на праве собственности соответствующему  государственно-территориальному образованию. 

5. осуществляют финансовую  деятельность на основе смет доходов и расходов утверждаемых представительным органом власти соответствующего территориального уровня.

6. имеют собственную систему  источников правового регулирования.

 

Основы правового статуса  целевых фондов установлены в  БК, а также принятыми в соответствии с ним ФЗ и ежегодно конкретизируются принимаемыми законами о бюджете.

Классификация целевых  денежных фондов:

- по отношению к бюджетной  системе:

1. целевые бюджетные фонды

2. целевые внебюджетные  фонды 

- в зависимости от целевого  назначения:

1. социальные фонды (обособленные  денежные средства предназначенные  для аккумулирования и последующего  распределения между социально-незащищенными  слоями населения в целях выравнивания уровня их жизни).

2. экономические фонды  (аккумулируются для финансирования  экономических программ всего  государства)

- по территориальному  признаку:

1. федеральные

2. региональные

3. местные

- по юридической природе  нормативного акта прослужившего  источником образования:

1. образованные в силу  императивного требования закона

2. образованное на основе  подзаконного акта

- по критерию срочности

1. имеющие определенный  срок действия

2. не имеющие сроки  действия

 

Правовой режим целевых  бюджетных фондов. Резервные фонды.

Правовой основой создания и функционирования резервных фондов является БК РФ (ст.81, 81.1, 82,96.9)

В части бюджетов бюджетной  системы РФ предусматривается создание резервных фондов:

- исполнительных органов  государственной власти, например  резервный фонд Правительства  РФ

Не предредвиденными признаются расходные обязательства государства или иного публичного образования принятие которых не могло быть предусмотрено при утверждении соответствующего бюджета на текущий финансовый год и не может быть отложенным до утверждения бюджета на следующий финансовый год.

Размер резервных фондов исполнительных органов устанавливается законом о бюджете и не может превышать 3% утвержденного указанными законами общего объема расходов.

Отчет об исполнении бюджетных  ассигнований резервных фондов прилагается к ежегодному годовому отчету об исполнении бюджетов.

Особый правовой режим  имеет резервный фонд Президента РФ создание которого предусматривается федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета.

 

Теоретические основы налогового права РФ

 

Налоговое право – подотрасль финансового права представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения возникающие в процессе установления, введения в действие и взымание налоговых платежей, налогового контроля и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Предмет налогового права  – общественные отношения, складывающиеся между государством в лице его  органов, наделенных специальной компетенцией, а также налогоплательщиками  и иными лицами в процессе установления, введения в действие и взымание налоговых  платежей, налогового контроля и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ст.2 НК РФ – предметом  НП являются 2 группы отношений:

1. властные отношения  по установлению, введению и уплате  налогов и сборов в РФ

2. отношения возникающие  в процессе установления налогового  контроля, обжалование актов налогового органа, действий или бездействий из должностных лиц и привлечение к ответственности

 

Методы налогового регулирования  – способы и приемы юридического воздействия на участников налоговых  правоотношений.

 

Система налогового права  – внутреннее строение различных  норм, институтов и отношений. НП подразделяется на общую и особенную часть. Общую часть составляют нормы которые могут применяться для регулирования любых налоговых отношений. Особенная часть включается в себя нормы, регулирующие порядок уплаты конкретных налогов и сборов а также специальные налоговые режимы.

 

Источники налогового права  – те формы, в которых находят  свое отражение нормы НП.

1. Конституция РФ

2. НК РФ и ФЗ о  налогах и сборах, принятый в  соответствии с НК.

3. подзаконные акты федеральных  органов власти

 

Налоги – легальное  определение дается в ст.8 НК РФ –  обязательный индивидуально-безвозмездный  платеж взымаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и\или муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос  взымаемый с организаций и  физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщика сборов государственными органами, ОМСУ, иными уполномоченными  органами и должностными лицами юридически значимых действий включая предоставления определенных прав или выдачу разрешения (лицензий).

 

Классификация налогов:

1. подоходно-поимущественные  (прямые) налоги – взымаются в процессе приобретения и накопления материальных благ

2. налоги с реализации (косвенные) налоги – накапливаются в процессе их расходования.

 

Прямые делятся на:

1. личные

2. реальные

 

1. раскладочные

2. количественные

 

1. закрепленные

2. регулирующие

 

1. регулярные

2. разовые 

 

Функции налогов:

Основная функция –  фискальная.

Реализация фискальной функции  означает изъятие части дохода организации  и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той  части непроизводственной сферы, которая  не имеет собственных источников доходов.

Регулирующая функция  – налоги используются государством как важнейший регулятор общественных отношений.

Стимулирующая функция –  регулирование может осуществляться

Дестимулирующая – для  сдерживания развития

Распределительная – посредством  налогов аккумулируются средства которые  потом идут на решение проблем  возникших в обществе.

Контрольная функция за хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, со стороны государства проводятся контрольные мероприятия.

 

Принципы налогообложения:

1. публичные цели взымания  налогов и сборов – налоги  устанавливаются с целью обеспечения  платежеспособности субъектов власти.

2. принцип приоритета  финансовой цели взымания налогов  и сборов – 

3. принцип  установления, изменения и отмены налогов  и сборов законами.

4. равенство плательщиков  налогов и сборов

5. всеобщность налогообложения. 

6. запрет произвольности  налогообложения 

7. единство налоговой  политики.

8. единство системы налогов. 

9 .разграничение налоговых  полномочий между РФ, субъектами  РФ и муниципальными образованиями.

 

Принципы налогообложения  установленные в НК:

1. стабильность и предсказуемость   

2. гибкость 

3. равновесие

4. подвижность

5. удобства как для  плательщика так и для 

6. стимулирования и экономичности 

 

Элементы юридического состава  налога:

Ст. 17 НК РФ

1. налогоплательщик –  субъект – лицо на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

2. объект налогообложения – те юридические факты (действия, события, состояния) которые обуславливают обязанность субъекта уплатить налог.

3. налоговая база – стоимостные, физические и иные характеристики объекта налогообложения.

4. налоговый период – период времени (календарный или иной период) по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога подлежащего уплате.

5. налоговая ставка – величина налоговых исчислений на единицу измерения налоговой базы. Бывают адвалорными (начисляемые в процентах к стоимости облагаемых товаров), специфические ставки (начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров), комбинированные. Пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. 

6. порядок исчисления  налога – как правило налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога подлежащую уплате за определенный налоговый период исходя из налоговый базы, налоговый ставки и налоговых льгот. При исчислении суммы налога применяется кумулятивная система или некумулятивная.

7. порядок и сроки уплаты  налога – технические приемы внесения налогоплательщиками или налоговым агентом суммы налога в соответствующий бюджет. Налогу могут взыматься следующими способами: декларационный, кадастровый, у источника.

8. налоговые льготы –  преимущества предоставляемые отдельным  категориям налогоплательщикам  и плательщикам сборов по сравнению с другими плательщиками включая возможность не уплачивать налог или сбор или уплачивать в уменьшенном размере. В зависимости от того на изменение какого элемента налога направлена льгота можно выделить изъятие, скидки и освобождение.

Изъятие – это льгота направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов налогообложения.

Скидки – льготы направленные на сокращение налоговый базы

Освобождение – льготы направленные на уменьшение налоговой  ставки.

 

Налог считается установленным  лишь в том случае когда определены налогоплательщики и элементы налогообложение.

Все субъекты налогообложения  на основе принципа постоянного местопребывания  делятся на:

1. резиденты (имеющие постоянное  местопребывания в определенном  государстве) 

2. нерезиденты (не имеющие  постоянного местопребывания)

В РФ критерием постоянного  пребывания является пребывание на территории государства на менее 183 дней в году.

 

Налоговое законодательство использует 2 метода учета налоговой  базы: кассовый и накопительный.

 

Налоговая система.

Налоговая система – совокупность установленных в государстве  существующих условий налогообложения  среди которых можем выделить:

1.принципы налогообложения

2. порядок установления  и введения налогов

3. система налоговых платежей

4. права, обязанности,  ответственность участников налоговых  правоотношений

5. формы и методы налогового  контроля

6. способы защиты прав  и интересов участников налоговых  правоотношений.

 

Система налогов и сборов – совокупность отдельных налогов  и сборов, пошлин, обладающих организационно-правовым и экономическим единством.

Ст.13 НК к федеральным  налогам и сборам относятся:

1. НДС 

2. акцизы 

3. НДФЛ

4. налог на прибыль  организаций

5. налог на добычу полезных  ископаемых

6. водный налог

7. сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов.

8. государственная пошлина.

Ст. 14 НК к региональным налогам и сборам относятся:

1. налог на игорный  бизнес

2. налог на имущество  организаций

3. транспортный налог

Ст. 15 НК местные налоги:

1. земельный налог

2. налог на имущество  физических лиц.

 

Налоговое правоотношение –  урегулированное нормами налогового права общественное отношение возникающее  в процессе установления, введения в действие, взымания налогов, а также  в области осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности  лиц совершивших налоговое правонарушение.

Информация о работе Бюджетное право РФ. Понятия и общая характеристика бюджета