Бюджетное право РФ. Понятия и общая характеристика бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 11:06, лекция

Краткое описание

В структуре финансовой системы страны центральное место занимает совокупность государственных и местных бюджетов. С экономической точки зрения бюджет – совокупность экономических денежных отношений по поводу образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств. В материальном смысле бюджет – централизованный денежный фонд , созданный для выполнения задач и функций государства. С юридической точки зрения – правовой акт, в котором отражен финансовый план государства или муниципального образования, утверждаемый представительным органом государства или МСУ. В правовом аспекте бюджет в соответствии с конституцией РФ и БК – закон, разработанный в соответствии с законодательством РФ Правительством РФ, рассмотренный и учрежденный ГД РФ, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом РФ. Ст. 11 БК – нашло отражение понятие «правовая форма бюджета». ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ПРИНИМАЕТСЯ В ФОРМЕ ФЗ.

Вложенные файлы: 1 файл

ФП.docx

— 64.46 Кб (Скачать файл)

Бюджетное право  РФ. Понятия и общая характеристика бюджета. Его роль в политическом и экономическом развитии страны. Бюджетное устройство РФ.

 

В структуре финансовой системы  страны центральное место занимает совокупность государственных и  местных бюджетов. С экономической точки зрения бюджет – совокупность экономических денежных отношений по поводу образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств. В материальном смысле бюджет – централизованный денежный фонд , созданный для выполнения задач и функций государства. С юридической точки зрения – правовой акт, в котором отражен финансовый план государства или муниципального образования, утверждаемый представительным органом государства или МСУ. В правовом аспекте бюджет в соответствии с конституцией РФ и БК – закон, разработанный в соответствии с законодательством РФ Правительством РФ, рассмотренный и учрежденный ГД РФ, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом РФ. Ст. 11 БК – нашло отражение понятие «правовая форма бюджета». ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ПРИНИМАЕТСЯ В ФОРМЕ ФЗ.

Легальное определение бюджета  содержится в ст. 6 БК РФ. Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и МСУ. Бюджет как правовая категория имеет ряд признаков:

1. общегосударственный фонд  денежных средств

2. финансовый план года, где указаны доходы и расходы  на текущий год

3. основной финансовый план, т.к. наряду с ним существуют финансовые планы предприятий и учреждений.

В соответствии с п.4 ст. 214 ГК РФ средства государственного бюджета  и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями составляет государственную казну РФ или казну субъекта РФ. Средства местного бюджета входят в муниципальную казну.

Виды бюджетов:

1. исходя из структуры  бюджетной системы: 

- федеральный

- бюджет субъекта РФ

- бюджет муниципального  образования

2. в зависимости от  доходной и расходной части  бюджета:

- дефицитный

- профицитный

- сбалансированный

Законодателем используется термин «консолидированный» бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими фондами.

3. в зависимости от  срока действия бюджета:

- годовые

- многолетние

 

Бюджетное устройство РФ.

Бюджетное устройство –  внутренняя совокупность бюджетов, виды и принципы взаимной связи которых  определяются территориальным устройством  страны. Раздел 1 части 2 БК именуется Бюджетным устройством РФ.

Бюджетной устройство РФ –  организация бюджетной системы  и принципов ее построения.

Ст. 6 БК бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Принципы бюджетной системы гл. 5 БК.

Ст. 28 БК содержит перечень принципов  бюджетной системы РФ. Главной целью построения бюджетной системы – отражение федеративного устройства в сочетании с самостоятельностью органов МСУ.

 

1. единство бюджетной  системы РФ

2. разграничение доходов  и расходов, источников финансирования  дефицитов бюджетов между бюджетами  бюджетной системы РФ

3. самостоятельность бюджетов

4. равенство бюджетных  прав субъектов РФ, муниципальных  образований

5. полнота отражения доходов,  расходов, источников финансированию  дефицитов бюджетов

6. сбалансированность бюджетов

7. результативность и  эффективность использования бюджетных  средств

8. общего совокупного  покрытия расходов бюджета

9. прозрачность (открытость) бюджета

10. достоверность бюджета

11. адресность и целевой характер бюджетных средств

12. подведомственность расходов  бюджетов

13. единство кассы

 

Бюджетное право  в узком смысле – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственных и местных бюджетов на территории РФ.

В широком смысле – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетное устройство РФ, структуру и порядок распределения бюджетных доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию государства и МС в области бюджета, а также бюджетный процесс.

 

Предмет бюджетного права – сфера общественных отношений, на которые распространяется бюджетное право в целом; предмет можно определить через совокупность, возникающих в следствии государственного учреждения, закрепление и регулирование общественных отношений в сфере бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

Предмет бюджетного права – установление доходных источников бюджетов всех уровней; расходование бюджетных денежных средств всех уровней; межбюджетное регулирование; бюджетный процесс; осуществление бюджетного контроля; установление оснований ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

 

Методы правового  регулирования – специфический способ, при помощи которого государство на основе определенной совокупности юридических норм обеспечивает ему должное поведение субъектов.

 

Принципы бюджетного права:

1. по источнику нормативного  закрепления:

- конституцией

- бюджетным законодательством

2. по сфере действия:

- на все институты бюджетного  права

- на отдельные институты

- принципы бюджетной системы

- принципы бюджетного  процесса

 

Бюджетные правоотношения – вид общественных отношений, в которых посредством специальных методов реализуется установленная или санкционированная государственной волей система финансово-правовых норм, конкретных отношений относительно взаимодействия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в бюджетной деятельности. Ст. 1 БК

 

Источники бюджетного права – внешние форме его выражения, то есть правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти органов МСУ, регулирующих бюджетные правоотношения.

 

1. Конституция РФ

2. международное законодательство

3. БК РФ

4. ФЗ

5. Указы и распоряжения  Президента

6. Постановления Правительства

 

Структура бюджетного правоотношения:

- объект – то, на что  направлено поведение их участников

- субъект 

- содержание

 

Ст. 7 БК к ведению  РФ относятся:

1. установление общих  принципов организации и функционирования  бюджетной системы РФ 

2. разграничение полномочий  по осуществлению расходов между  бюджетами разных уровней бюджетной  системы. 

3. установление порядка  составления и рассмотрения проекта  федерального бюджета, утверждение,  исполнение и контроль за исполнением федерального бюджета, составление отчетности об исполнении и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов

4. утверждение бюджетной  классификации РФ 

5. установление единых  форм бюджетной документации  и отчетности для бюджетов  всех уровней бюджетной системы  РФ

 

Ст. 8 БК и ст. 9 БК

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля.

Президент РФ ежегодно направляет Федеральному Собранию РФ бюджетное  послание, в котором определяется бюджетная политика на очередной  год и плановый период.

Законодательные (представительные) органы государственной власти и  ОМСУ – рассмотрение и утверждение  бюджетов разных уровней, последующий контроль за исполнением бюджетов.

Органы исполнительной власти и ОМСУ – составляют проект бюджета, вносят его на утверждение законодательного органа, осуществляют исполнение бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательного органа.

МинФин РФ – составляют проект федерального бюджета и представляют его правительству, составляют сводную бюджетную роспись федерального бюджета, принимает в пределах своей компетенции нормативные акты.

ЦБ РФ – совместно с  правительством разрабатывает и  представляет на рассмотрение госдумы  основные направления денежно-кредитной  политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам.

Органы государственного и муниципального финансового контроля – Счетная палата РФ, Росфиннадзор, Федеральное казначейство.

Главный распорядитель средств  федерального бюджета.

Распорядители бюджетных  средств

Получатель бюджетных  средств

Главные администраторы и администраторы бюджетных средств.

 

Правовые основы бюджетных доходов

Ст. 6 БК доходы бюджета –  денежные средства, поступающие в  бюджет за исключением средств являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Ст. 45 НК налог считается  уплаченным если … 

 

 

Классификация доходов бюджета:

1. налоговые доходы (регламентированы налоговым законодательством)

2. неналоговые доходы – доходы от продажи имущества находящегося в муниципальной или государственной собственности, доходы от платных услуг оказываемых казенными учреждениями, средства полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административно-правовой и уголовной ответственности, средства самообложения граждан

3. безвозмездные поступления – субсидии из других бюджетов бюджетной системы, субвенции из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств в том числе добровольные пожертвования.

- по социально-экономическому  признаку:

1. доходы от юридических  лиц разных форм собственности

2. доходы от государственных  угодий и имущества

3. доходы от государственной  предпринимательской и внешнеэкономической  деятельности

4. поступления от личных  доходов граждан 

- от права собственности:

1. собственные – налоговые  доходы, неналоговые и безвозмездные  поступления за исключением субвенций

2. заемные – используются  для привлечения дополнительных  средств в бюджет при недостаточности  собственных источников (ссуды полученные  органами власти из других  бюджетов, государственные и муниципальные  займы выпущенные на инвестиционные  цели, а также полученные банковские  кредиты) 

1. нефтегазовые – доходы федерального бюджета от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, вывозные таможенные пошлины на нефть сырую

2. не нефтегазовые 

Межбюджетные правоотношения – урегулированные нормами бюджетного законодательства взаимоотношения  между федеральными органами государственной  власти, органами субъектов РФ, ОМСУ по вопросам регулирования бюджетных  правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Бюджетный федерализм –  исходное начало бюджетной деятельности государства, выражающееся в сочетании  общегосударственных финансовых интересов  с интересами субъектов РФ и заключающееся  в распределении бюджетных доходов  и расходов, а также в разграничении  бюджетной компетенции между  РФ и субъектами РФ.

Ст. 6 БК межбюджетные трансферты – средства предоставляемые одним  бюджетом бюджетной системы РФ другому  бюджету бюджетной системы РФ.

Основные виды межбюджетных трансфертов:

1. Дотации на выравнивание  бюджетной обеспеченности субъектов РФ или муниципальных образований

2. субсидии 

3. субвенции 

4. иные формы 

5. межбюджетные трансферты  бюджетов государственных внебюджетным  фондам

Дотация – не оговариваемое  целевым направлением бюджетное  средство в твердо выраженной сумме  предоставляемая по решению законодательного органа власти на основе юридического акта из бюджета одного уровня бюджетной системы в бюджет другого уровня. Дотации предоставляются в соответствии с единой методикой утвержденной правительством. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ образуют федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Общий объем дотаций определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов.

Информация о работе Бюджетное право РФ. Понятия и общая характеристика бюджета