Бюджетная политика и ее реализация в субъектах РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть бюджетную политику и ее реализацию в субъектах РФ.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
раскрыть сущность бюджетной политики;
изучить задачи и цели бюджетной политики;
рассмтреть структуру и функции консолидированного бюджета субъекта федерации.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы бюджетной политики 5
1.1 Понятие, цели и задачи бюджетной политики 5
2. Реализация бюджетной политики в субъектах РФ 11
2.1 Сущность бюджета субъекта РФ и его роль в бюджетной системе РФ. 11
2.2 Сущность и функции консолидированного бюджета субъекта РФ. 15
2.3 Реализация бюджетной политика в Калининградской области. 17
Заключение 25
Список использованной литератцры 27

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая по бюджетной политике.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

 Необходимо изменить  систему бюджетной отчетности  и предусмотреть процедуры, при  которых исполнение бюджета будет  оцениваться степенью достижения заявленных целей финансирования. Публичные формы, отражающие итоги исполнения бюджета, должны быть синхронизированы с документами об итогах реализации мер социально-экономической политики.

 Субъекты бюджетного  планирования должны быть ответственны  за все этапы управления: разработку мер государственной социально-экономической политики, формирование и использование бюджетных ассигнований, анализ использования бюджетных средств и достигнутых результатов.

2. Меры социально-экономической  политики, обеспечивающие реализацию стратегии развития области, необходимо в полной мере отразить в региональных государственных программах.

Формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на программной  основе. Актуализация стратегии развития области и переход к «программному бюджету» требуют выстраивания на уже действующей базе новой системы региональных целевых программ, охватывающей весь комплекс стратегического целеполагания.

3. Необходимо сформировать  такие механизмы ресурсного обеспечения  региональных программ, которые обеспечат их эффективность, в том числе и в условиях корректировки приоритетов и (или) изменении экономической ситуации.

Представляется целесообразным сформировать систему бюджетных  правил и процедур, обеспечивающих увязку бюджетных параметров с экономическими и социальными факторами. На этой основе необходимо разработать долгосрочную бюджетную стратегию Калининградской области. Бюджетная стратегия должна предусматривать различные варианты бюджетной политики в зависимости от состояния и прогнозов развития экономики. Должны быть оценены риски, влияющие на сбалансированность бюджета и устойчивость выполнения расходных обязательств, сформированы меры и механизмы превентивного устранения такого рода проблем.

 Следует предусмотреть  дополнительные ограничения параметров дефицита бюджета и более жестко увязать дефицит бюджета с финансированием проектов, обеспечивающих экономический рост.

 В рамках бюджетной  стратегии следует определить  подходы и требования к формированию  отдельных государственных программ и особо значимых целевых расходов, включая оценку долгосрочных социальных расходных обязательств.

 Бюджетная стратегия  должна содержать установки на  повышение эффективности бюджетной  сферы, государственных учреждений, выраженные в конкретных критериях, индикаторах и показателях.

 Следует определить  долгосрочные подходы к развитию  межбюджетных отношений, налоговой  политики и управлению государственным  долгом.

 Основные подходы  бюджетной стратегии Калининградской  области должны быть сформированы  к началу формирования областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.

4. Должно быть существенно  повышено качество администрирования  бюджетных расходов. Решение задач  социально-экономического развития  зависит уже не столько от  наращивания бюджетных расходов, сколько от повышения эффективности государственного управления. Экстенсивные методы создают существенные риски разбалансированности бюджета.

5. Необходимо повысить  эффективность системы организации  и предоставления бюджетных услуг. 

6. Требуется реализовать  новый этап развития межбюджетных отношений. Политика в области межбюджетных отношений должна обеспечить абсолютную прозрачность механизмов распределения межбюджетных трансфертов, долгосрочную сбалансированность местных бюджетов и повышение их самостоятельности. Система межбюджетных отношений должна способствовать повышению ответственности органов местного самоуправления за решение вопросов местного значения.

7. В целях мобилизации  доходного потенциала бюджета  области необходимо обеспечить качественную реализацию региональных полномочий в сфере налоговой политики.

 Ориентирами налоговой  политики наряду с обеспечением  необходимого уровня доходов  бюджетной системы и поддержанием  ее сбалансированности должно  стать развитие предпринимательской активности, улучшение качества инвестиционного климата при сохранении уровня налоговой нагрузки.

8. Повышению эффективности  бюджетной политики должна способствовать  открытость и прозрачность бюджета,  публичность бюджетного процесса.

Реализация новых подходов к оценке эффективности бюджета и его исполнения невозможна без активного и заинтересованного участия в бюджетном процессе граждан и общественных организаций.  Население области должно иметь возможность участия в управлении бюджетным процессом и в форме проведения экспертизы нормативных правовых актов, регулирующих налоговые и расходные бюджетные обязательства.

Тем не менее, не смотря на ряд нерешенных проблем,  Калининградская область остается одним из наиболее динамично развивающихся регионов Северо-запада России.

Основные приоритеты финансирования, нашедшие отражение  в законе об областном бюджете  на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, увязаны с приоритетами социально-экономического развития области, обозначенными в Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу (утверждена постановлением Правительства Калининградской области № 95 от 9 марта 2007 года), Программе социально-экономического развития Калининградской области на 2007–2016 годы (утверждена законом Калининградской области № 115 от 28 декабря 2006 года).

 Выбор эффективной стратегии развития Калининграда обусловлен как сильными, так и слабыми сторонами, присущими городу. С учетом данных особенностей было разработано три сценария, два из которых: инерционный и активный, не смотря на то, что предусматривают рост в отдельных отраслях, не обеспечивают области выхода на показатели, поставленные в качестве целевых ориентиров в Концепции долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Лишь «Проектный амбициозный  сценарий», опирающийся на крупных  якорных проектах, которые позволят в кратчайшие сроки осуществить  существенный прорыв в отдельных  секторах с получением в них доли европейского рынка, дает нам шансы достичь поставленных руководством страны индикативных показателей. Данный сценарий базируется на формировании значительных конкурентных преимуществ практически с нуля, но при этом опираясь на внешние факторы – прежде всего на прогноз существенного потенциала роста выбираемых отраслей в ближайшие годы.

При этом сценарий предполагает не только осуществление активных действий со стороны руководства региона, но и обеспечение финансовой поддержки  претворения в жизнь региональных инициатив со стороны федерального центра, а также формирование новой законодательной базы, опирающейся на разработку нового Закона о Калининградской области как об эксклавном регионе Российской Федерации.

Процесс познания проблем, связанных с организацией бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации, осложняется тем, что отношения в этой сфере урегулированы и федеральным и региональным законодательством.

При регулировании бюджетных  отношений регионального уровня субъекты в своем законодательстве зачастую используют дублирование норм федеральных законов. С одной стороны, такое дублирование объясняется удобством пользования нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации. Но, с другой стороны, дублирование федеральных норм права в региональном законодательстве таит риск искажения, в результате чего возникает опасность путаницы в правоприменительной деятельности или многозначности толкования актов Российской Федерации. Наравне с дублированием норм федерального законодательства субъекты Российской Федерации неправомерно расширяют правотворческую деятельность в сфере бюджетной деятельности. Эта тенденция является частью процесса реализации федеральных норм бюджетного права, так как именно на уровне регионов осуществляется их конкретизация.

Анализ организационно-правовых положений бюджетного законодательства в регионе позволяет четко определить весь механизм бюджетного процесса, который в основном строится на принципах бюджетного устройства и бюджетных правах различных общественно-территориальных образований. Именно границы бюджетных прав определяют пределы полномочий законодательных и исполнительных органов власти по бюджетному планированию, исполнению бюджетов, а также отчетности и контролю в сфере бюджета. Умело организованный бюджетный процесс в регионе является одним из условий эффективной реализации бюджетно-правовой политики субъекта федерации.

 

 

 

Заключение

 

Бюджетная политика –  это система форм и методов  мобилизации финансовых ресурсов бюджета, деятельность органов власти различных уровней по составлению, рассмотрению и исполнению бюджетов, деятельность органов власти в области организации и использования бюджета, состоящая в разработке концепции его развитии, принципов и форм его организации.

Содержание финансового  управления бюджетом сводится к взаимодействию субъекта и объекта, в ходе которого происходит реализация функций государства посредством особого функционального механизма.

Объектом служат финансовые потоки, проходящие через бюджетную  систему. Субъектами являются, с одной  стороны, структуры и подразделения внутренней среды государства (министерства и ведомства, все распорядители и получатели бюджетных назначений и т.д.), а с другой стороны, — многочисленные внешние контрагенты: от граждан и негосударственных юридических лиц своей страны до различных зарубежных экономических субъектов, включая отдельные государства и международные организации.

Исходя из действующего законодательства, региональный бюджет по правовой сущности есть финансово-плановый акт, утверждаемый законодательным органом власти субъекта Российской Федерации в форме закона. По содержанию - это основной финансово-плановый акт, представляющий собой роспись доходов и расходов и элементов несбалансированности, централизованного фонда денежных средств, мобилизуемого и используемого на общие потребности субъекта Российской Федерации.

Финансовое состояние  регионов весьма различно по своим  характеристикам. Как показывает анализ, субъекты РФ, принимая бюджеты на очередной  финансовый год, в большинстве случаев  планируют дефицит.

 В современных условиях от эффективности бюджетной деятельности, разработанности бюджетного процесса и его стадий зависит своевременное и рациональное решение задач и функций государства, регионов и местного самоуправления. Низкая эффективность, слабость в разработанности вопросов бюджетного процесса, хотя бы на одной стадии, может нейтрализовать прохождение бюджета на других его стадиях. Отсюда вытекает необходимость упорядочения, повышения результативности правовых норм, регулирующих бюджетный процесс в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 года № 145-ФЗ (ред. от 25.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, № 31,              ст. 3823.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 года  № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» // «Собрание законодательства РФ», 17.08.2009, № 33, ст. 4127.
  3. Бюджетное послание Президента РФ  Федеральному собранию от 28.06.2012 года «О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах» // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://news.kremlin.ru.
  4. Закон Калининградской области от 28.12.2006 года № 115 (ред. от 02.07.2010) «Об утверждении Программы социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы» (принят Калининградской Областной Думой 25.12.2006 г.) // «Калининградской правде» - 07.07.2010 г.
  5. Закон Калининградской области от 10.10.2007 года № 173 (ред. от 03.10.2012) «О бюджетном процессе» (принят Калининградской областной Думой 04.10.2007) // «Калининградской правде» -

     09.10.2012 г.

  1. Закон Калининградской области от 12.12.2011 года № 64 (ред. от 26.12.2012) «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (принят Калининградской областной Думой 08.12.2011) // «Калининградская правда» - 29.12.2012 г.
  2. Постановление Правительства Калининградской области от 9 марта 2007 года № 95 «О стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу» (ред. от 02.08.2012) // «Калининградская правда» (вкладыш «Официальный вестник Правительства Калининградской области»),

№ 148, 21.08.2012 г.

  1. Постановление Правительства Калининградской области от 02.08.2012 года № 583 «О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу» // «Калининградская правда» (вкладыш «Официальный вестник Правительства Калининградской области»), № 148, 21.08.2012 г.
  2. Бюджетное послание Губернатора Калининградской области «О бюджетной политике в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов» // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на  официальном сайте Министерства Финансов Калининградской области. http://www.minfin39.ru/news/3678.php .
  3. Игнатьев С.В. Финансовое право учебное пособие в схемах. СПб.: ГУАП, 2006г.
  4. Ковалева Т.М. Бюджет и бюджетная политика Российской Федерации: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2006 г.
  5. Левченко Т.А. Финансовые отношения в финансовом секторе: Учебное пособие /  Т.А. Левченко, И.С. Чиповская, Е.А.Гнездилов, Е.Ю. Гопкало, Н.В. Беспалова, Г.Е.Третьяк. – Владивосток: Дальневосточный государственный технический университет (ДВПИ имени В. В. Куйбышева), 2008, Текст документа приведен в соответствии с публикацией на   сайте http://library.fentu.ru/book/iu/36/24______.html .
  6. Проект стратегии социально-экономического развития ГО «Город Калининград» на период до 2025 года // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на  официальном сайт администрации городского округа «Город Калининград» http://www.klgd.ru/economy/results/ .
  7. Рябова А.И. Бюджетное устройство РФ: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской,  - М.: Перспектива; Юрайт, 2006 г.

1 Ковалева Т.М. Бюджет и бюджетная политика Российской Федерации: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2006г. С. 92.

2 Левченко Т.А. Финансовые отношения в финансовом секторе: Учебное пособие /  Т.А. Левченко, И.С. Чиповская, Е.А.Гнездилов, Е.Ю. Гопкало, Н.В. Беспалова, Г.Е.Третьяк. – Владивосток: Дальневосточный государственный технический университет (ДВПИ имени В. В. Куйбышева), 2008, http://library.fentu.ru/book/iu/36/24______.html .

Информация о работе Бюджетная политика и ее реализация в субъектах РФ