Субъекты РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 16:29, доклад

Краткое описание

После распада СССР произошло "смещение" территории к северо-востоку. Площадь России уменьшилась по сравнению с площадью СССР более чем на 5 млн. кв. километров, уменьшилась протяженность выхода к Черному и Балтийскому морям. Сократилось количество портов, произошло разделение Каспийского моря. Сократились прямые сухопутные выходы к Восточной и Центральной Европе.

Вложенные файлы: 1 файл

После распада СССР произошло.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

После распада СССР произошло "смещение" территории к северо-востоку. Площадь России уменьшилась по сравнению с площадью СССР более чем на 5 млн. кв. километров, уменьшилась протяженность выхода к Черному и Балтийскому морям. Сократилось количество портов, произошло разделение Каспийского моря. Сократились прямые сухопутные выходы к Восточной и Центральной Европе.

Несмотря на территориальные потери, Россия по-прежнему остается самым большим по площади государством мира (17 075 400 квадратных километров или 11,46 % площади всей суши Земли, или 12,65 % (1/8) заселённой человеком суши, что почти вдвое больше, чем у занимающей второе место Канады).

Население России - 143 657 134 человек (На 1 января 2014 года, согласно данным Росстата), Плотность населения — 8,40 чел./км2 (2014). Население распределено крайне неравномерно: 65 % россиян проживает в европейской части России, составляющей менее 18 % территории. Городское население — 73,87 % (2013).

Россия граничит с 18 странами, по суше это: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея, по морю это: Япония и США, что позволяет ей играть значительную роль как в Европе, так и в Азии.

 

Объединение регионов России — политический и экономический процесс административного объединения двух или нескольких граничащих между собой и тесно экономически взаимосвязанных субъектов Российской Федерации, начавшийся в 2003 году при активной поддержке федерального центра.

Процесс объединения регионов России в первую очередь затронул «сложносоставные» субъекты Российской Федерации — края и области со входящими в их состав автономными округами.

В результате объединения (по сути — включения автономных округов в состав краёв и областей) 2003—2008 гг. число субъектов федерации сократилось с 89 до 83; прекратили самостоятельное существование 6 из 10 автономных округов, а три области (Пермская, Камчатская, Читинская) сменили название на края (соответственно Пермский, Камчатский, Забайкальский).

Население шести присоединённых автономных округов на начало 2007 года составляло 0,3 % от населения России.

К 2008 году процессы дальнейших объединений приостановились и уже не представляются некоторым политикам однозначно целесообразными и необходимыми.

Порядок объединения регионов


Порядок объединения регионов России (в более широком понимании — порядок образования в Российской Федерации нового субъекта, не связанного с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части) установлен Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации».

Инициатива образования нового субъекта Российской Федерации (в том числе при объединении регионов) принадлежит заинтересованным субъектам Российской Федерации, на территории которых предполагается образовать новый субъект. Предложение об образовании нового субъекта Российской Федерации направляется Президенту России. Вопрос об образовании нового субъекта Российской Федерации подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. В случае, если вопрос получил одобрение на референдумах всех заинтересованных субъектов Российской Федерации, Президент России вправе внести в Государственную Думу проект федерального конституционного закона об образовании нового субъекта Российской Федерации. В случае, если хотя бы в одном из субъектов Российской Федерации вопрос не был одобрен, повторный референдум может быть проведён не ранее, чем через год.

Объединившиеся регионы


Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край.

Объединение Пермской области и входящего в её состав Коми-Пермяцкого автономного округа — первый прецедент объединения регионов и изменения состава Российской Федерации после принятия в 1993 году Конституции Российской Федерации.

В 2003 году органы государственной власти Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа обратились к Президенту России с предложением об объединении регионов, после чего и в области, и в округе начали работать инициативные группы, а после того, как они собрали необходимое число подписей, в обоих регионах были назначены референдумы. Референдум Пермской области и референдум Коми-Пермяцкого автономного округа были проведены 7 декабря 2003 года, одновременно с выборами депутатов Государственной Думы четвертого созыва. За объединение проголосовали 83,91 процента принявших участие в референдуме Пермской области и 89,77 процентов принявших участие в референдуме Коми-Пермяцкого автономного округа.

По инициативе Президента России был принят Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа». Принятие закона ускорилось в связи с назначением в правительство и отставкой с должности губернатора Пермской области Ю. П. Трутнева. В закон впоследствии вносились изменения.

В соответствии с указанным законом новый субъект Российской Федерации — Пермский край — считается образованным с 1 декабря 2005 года, с этого же дня прекращают существование Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ, при этом в границах автономного округа создается административно-территориальная единица — Коми-Пермяцкий округ. В соответствии с поправками к закону Президент России должен был предложить кандидатуру губернатора Пермского края не позднее, чем за 35 дней до образования нового субъекта Российской Федерации, а выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края должны состояться 3 декабря 2006 года (до этого времени законодательные собрания Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа работают параллельно, решая вопросы компетенции Пермского края последовательным голосованием). Первым губернатором Пермского края назначен О. А. Чиркунов.

Объединение Красноярского края и входящих в его состав автономных округов

Идея объединения Красноярского края и входящих в его состав Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов обсуждалась ещё при губернаторе А. И. Лебеде, но тогда из-за разногласий в руководстве края и автономных округов эта идея оказалась неосуществимой.

Ситуация изменилась после избрания в 2002 году нового губернатора края А. Г. Хлопонина, который, будучи до этого губернатором Таймырского автономного округа, критиковал идею объединения, но после того, как стал губернатором края, стал её осторожным, а затем и активным сторонником.

В 2004 году органы государственной власти края и обоих автономных округов обратились к Президенту России с предложением об объединении всех трёх регионов и образовании нового субъекта Российской Федерации с сохранением прежнего названия — Красноярский край.

17 апреля 2005 проведены референдумы Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов по объединению регионов. По результатам референдума за объединение в Красноярском крае проголосовали 92,44 процентов от числа принявших участие, в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе — 69,95 процентов, в Эвенкийском автономном округе — 79,87 процентов.

По инициативе Президента России был принят Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа», в соответствии с которым новый субъект Российской Федерации — Красноярский край — считается образованным с 1 января 2007 года, при этом существующий Красноярский край и оба автономных округа прекращают существование, а в границах бывших автономных округов создаются административно-территориальные единицы с особым статусом. В соответствии с законом выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края проводятся 15 апреля 2007 года, а не позднее чем через 35 дней со дня формирования Законодательного Собрания в правомочном составе Президент России должен внести кандидатуру нового губернатора края.

Объединение Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край

В 2005 году органы государственной власти Камчатской области и Корякского автономного округа (территория которого формально входит в состав Камчатской области) обратились к Президенту России с предложением об объединении этих регионов и образовании нового субъекта Российской Федерации — Камчатского края. 23 октября 2005 проведены референдумы по объединению Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край. По результатам референдума за объединение проголосовали 84,99 % принявших участие в референдуме Камчатской области и 89,04 % принявших участие в референдуме Корякского автономного округа. По инициативе Президента России был принят Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа», в соответствии с которым новый субъект Российской Федерации — Камчатский край — считается образованным с 1 июля 2007 года, при этом Камчатская область и Корякский автономный округ прекращают существование, а в границах Корякского автономного округа создается административно-территориальная единица — Корякский округ. В соответствии с законом кандидатура Губернатора Камчатского края должна быть предложена не позднее чем за 35 дней до образования края, а Законодательное Собрание Камчатского края сформировано до 31 декабря 2007 года.

Объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа

В 2004 году, вскоре после проведения референдума об объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, Законодательное Собрание Иркутской области обратилось к Президенту России с предложением об объединении с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом и образовании Прибайкальского края, однако тогда это предложение не было поддержано Думой Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Повторное обращение от органов государственной власти двух регионов с предложением об объединении последовало только в конце 2005 года. В связи с изменением в федеральном законодательстве объединительные референдумы назначены без сбора подписей и образования инициативных групп. 16 апреля 2006 проведены референдумы Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа об объединении регионов (наименование нового региона остается прежним — Иркутская область). 89,77 % принявших участие в референдуме Иркутской области и 97,79 % принявших участие в референдуме Усть-Ордынского Бурятского автономного округа проголосовали за объединение (особенностями этих референдумов были необычайно высокая активность избирателей и высокий процент досрочного голосования, видимый по итоговым данным). Согласно законопроекту об образовании нового субъекта Российской Федерации, внесенному Президентом России и одобренному Государственной Думой, объединение вступило в силу 1 января 2008 года.

Объединение Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в Забайкальский край

11 марта 2007 проведены референдумы Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа об объединении регионов и образовании нового региона — Забайкальского края. Более 90 процентов принявших участие в референдуме в обоих регионах проголосовали за объединение. Во многих СМИ края отмечалось, что решение было практически единогласным - явка на выборы в обоих субъектах составила свыше 90 процентов, а за объединение проголосовали более 90 процентов участников референдума.

1 марта 2008 года Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край.

Проекты объединения регионов, по которым заявлено проведение референдума, и мероприятия по интеграции регионов


  • Архангельская область и Ненецкий автономный округ. Оглашавшиеся возможные названия — Поморский край, Архангельская область. Предполагаемый административный центр — Архангельск. Первые официальные предложения по объединению Ненецкого автономного округа с Архангельской областью начали поступать из Архангельска в 2004 году, после избрания Главой администрации Архангельской области Николая Киселёва (на выборах большинство населения округа проголосовало против всех), которого в этом вопросе поддержал Полномочный представитель президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов. Это вызвало активное противодействие жителей Ненецкого автономного округа. Группа жителей села Великовисочное обратилась в собрание депутатов Ненецкого автономного округа с предложением о референдуме который раз и навсегда снял бы этот вопрос с повестки дня. Предложение о референдуме было признано депутатами не соответствующим действующему законодательству. С 1 января 2004 года вступили в силу поправки к федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» согласно которым доходы автономных округов от части федеральных налогов и сборов, а также большая часть властных полномочий передавались краям и областям. Собрание депутатов Ненецкого автономного округа безуспешно пыталось оспорить эти поправки в Конституционном суде. В 2005, 2006 и 2007 годах действовали договоры между Архангельской областью и Ненецким автономным округом, согласно которым округ перечислял в бюджет области часть своих доходов, а область не вмешивалась в управление округом. В этот период заявления об объединении со стороны Архангельской области продолжались, а протестные настроения в округе росли. 1 ноября 2007 года Глава администрации Архангельской области,Николай Киселёв прибыл в Нарьян-Мар, где провел встречу с жителями округа. На встрече Николай Киселёв заявил о необходимости исполнения областью полномочий на территории округа. 17 ноября 2007 года в Нарьян-Маре состоялся митинг против объединительных процессов, происходящих между НАО и Архангельской областью. Решение о заключении с округом следующего договора о разграничении полномочий так и не было принято и 1 января 2008 года ряд властных полномочий и часть доходов НАО отошли к Архангельской области. С декабря 2007 года по февраль 2008 года три группы граждан пытались инициировать референдум о непосредственном вхождении округа в состав Российской Федерации, однако их заявки были отклонены окружным избиркомом. Последующий ход событий показал, что Архангельская область не имеет возможности эффективно исполнять свои полномочия на территории НАО, поэтому с 2009 года начался процесс постепенной передачи властных полномочий обратно в ведение округа.
  • Московская область и Тверская область. Оглашавшиеся возможные названия — Центральная область, Подмосковная область и Верхневолжский край. Предполагаемый областной центр — Тверь. С 2006 действует Объединенная коллегия исполнительных органов областей. Реализуются совместные и единые социальные, инфраструктурные и другие нововведения и проекты.

 

Проекты объединения регионов, которые оглашались и обсуждались на разных уровнях


Помимо легко проходящей реинтеграции малонаселённых и, как правило, дотационных автономных округов в края и области, в состав которых они входили во времена СССР-РСФСР, на местах обсуждаются и в ряде случаев встречают неприятие и противодействие со стороны крупных, самостоятельных и самобытных регионов (особенно республик, не желающих утрачивать свою государственность) вопросы о более крупных объединениях:

  • Москва и Московская область. Бывший мэр Москвы Юрий Лужков и другие федеральные политики неоднократно заявляли о необходимости объединения двух субъектов федерации, но его коллега — губернатор Московской области Борис Громов предложение Лужкова не поддержал, но согласился на ряд интеграционных процессов с Тверской областью — см. выше (в последнее время предлагается более высокий статус и название — Московский федеральный округ..
  • Санкт-Петербург и Ленинградская область (возможные названия — Невский край, Петербургская губерния, Ингрия).
  • Магаданская область, Чукотский автономный округ, Якутия.
  • Пермский край, Удмуртия и, возможно, Кировская область (возможный центр — Пермь).
  • Мурманская область, Архангельская область и Ненецкий автономный округ (возможные названия — Северный край, Арктический край).
  • Ярославская область и Костромская область или Ярославская область, Ивановская область, Костромская область (возможное название — Ярославский край).
  • Вологодская область и Республика Коми (возможные названия — Вологодский край, Северный край; центр — Вологда).
  • Тамбовская область и Липецкая область , центр — Липецк .
  • Псковская область и Новгородская область и, возможно, Тверская область (возможное название — Валдайский край; предполагаемый областной центр — Великий Новгород либо, как компромисс, Великие Лукиили Старая Русса; предложения встречают резкое противодействие в обоих субъектах).
  • Хабаровский край, Амурская область и Еврейская автономная область (возможное название — Амурский край). Как вариант — присоединение ЕАО к Хабаровскому краю.
  • Республика Адыгея и Краснодарский край (подробнее о категорическом отказе от объединения см. и статью Адыгея, возможное название — Краснодарский край).
  • Республика Адыгея, Ставропольский край, Карачаево-Черкесия, (возможное название — Ставропольский край).
  • Республика Адыгея, Кабарда, Черкесия
  • Республика Башкортостан и Оренбургская область
  • Республика Татарстан и Ульяновская область
  • Нижегородская область и Кировская область или Республика Мордовия (возможные названия — Волго-Вятский, Средневолжский край).
  • Омская область и Томская область (возможное название — Иртышский край).
  • Иркутская область, Республика Бурятия и Забайкальский край (возможные названия — Байкальский край, Прибайкальский край).
  • Кемеровская область, Алтайский край и Республика Алтай с центром в Кемерове.
  • Алтайский край и Республика Алтай (возможное название — Алтайский край). Идея воссоединения регионов активно обсуждается на разных уровнях на протяжении последнего десятилетия. Было даже объявлено о том, что референдум на эту тему пройдёт в обоих регионах 2 декабря 2007 г. (вместе с выборами в Госдуму). Однако идея неизменно встречает противодействие со стороны национальных общин и политической элиты Республики Алтай. В результате референдум так и не был проведён.
  • Чеченская Республика и Ингушская Республика (возможные названия — Чечено-Ингушская или Вайнахская республика).
  • Республика Коми и Ненецкий автономный округ.

Информация о работе Субъекты РФ