Учёт расчётов за товары и услуги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Наиболее актуальным, остро стоящим перед всеми хозяйственниками в настоящее время является вопрос, который напрямую связан с расчетно-платежными операциями и, как следствие этого - несомненно координирующего работу хозяйственного субъекта в целом - это учёт расчётов за товары и услуги. Это обусловлено тем, что в процессе хозяйственной деятельности между организацией и её контрагентами постоянно возникают и погашаются взаимные обязательства, что обусловлено осуществлением расчётных операций за товары, услуги, работы и расчётов по нетоварным операциям.

Вложенные файлы: 1 файл

введение, 1, 2 заключ, литер, прилож.doc

— 331.50 Кб (Скачать файл)

Кредиторская  задолженность погашается при получении от банка подтверждения о перечислении средств поставщикам и заказчикам в виде выписок из расчетного и других счетов вместе с приложенными банковскими расчетными документами, а также при зачете полученного аванса и взаимных требований.

Погашение задолженности перед поставщиками отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счетов учета денежных средств (51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках») или кредитов банка (66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»).

На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  отражают выданные авансы под закупаемое имущество, суммовые и курсовые разницы, а также прекращение обязательств.

Выданные авансы учитывают по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» с кредита счетов учета денежных средств (51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др.).

На предприятии  ЗАО «Хлебозавод» суммовые разницы по приобретенному имуществу после его приходования или выполненным работам (услугам) учитывают на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве операционных доходов или расходов в зависимости от значения суммовых разниц.

Курсовые разницы  по приобретенному имуществу (работам, услугам) также отражают на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве операционных доходов и расходов в зависимости от значения курсовых разниц.

Прекращение обязательств (помимо надлежащего исполнения) может осуществляться по следующим основаниям: при зачете взаимных требований, новации, прощении долга, ликвидации юридического лица (ст. 410, 414, 415, 419 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Прекращение обязательств при зачете взаимных требований отражают по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Прощение долга  по существу является одним из видов дарения. Прощенная сумма долга является внереализационным доходом и отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

При прекращении  обязательств новацией происходит замена одного обязательства другим. Эта замена на синтетических счетах не отражается; осуществляются отметки в аналитическом учете.

Прекращение обязательств вследствие ликвидации юридического лица и при списании кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой  давности, учитывают по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Списание кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, осуществляют по результатам проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя организации.

Поставщики  и подрядчики (производители работ, услуг) могут предоставлять организации коммерческий кредит в виде отсрочки и рассрочки оплаты, приобретенных товарно-материальных ценностей (работ, услуг) на условиях выплаты процентов или дополнительного дохода. Для учета расчетов по полученному коммерческому кредиту следует открыть к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Расчеты по коммерческому кредиту».

Получение коммерческого  кредита отражается сложной проводкой:

1) по дебету  счетов учета материальных ценностей  отражается стоимость поступивших материальных ценностей, под которые получен коммерческий кредит;

2) по дебету  счета 97 «Расходы будущих периодов»  начисляется причитающийся к выплате доход по коммерческому кредиту (превышение суммы задолженности перед поставщиком над стоимостью поступивших ценностей согласно расчетным документам);

3) по кредиту  счета 60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками» отражается сумма  задолженности поставщикам и подрядчикам, включая доходы (проценты) по коммерческому кредиту.

Организация-покупатель в обеспечение задолженности  за полученные товарно-материальные ценности (принятые работы, оказанные услуги) может выдать поставщику или подрядчику вексель с согласованным сроком платежа. Сумма номинала выданного векселя, как правило, превышает покупную стоимость приобретенных товаров. Разница составляет доход кредитора (векселедержателя) за предоставленный покупателю (векселедателю) коммерческий кредит. Таким образом, для покупателя вексель является средством платежа, для поставщика — инструментом кредитования.

На предприятии  ЗАО «Хлебозавод» аналитический  учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей — по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета обеспечивает возможность получения необходимых данных по: поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.

Договором может  быть предусмотрена предварительная  оплата поставки. В таком случае поставщик поставляет продукцию (товары) после получения аванса от покупателя. Размер аванса определяется сторонами в договоре. После окончания поставки и оплаты продукции (товаров) суммы перечисленного аванса засчитываются при окончательной оплате.

Производственные  запасы материалов и других ценностей, необходимых для обслуживания производственного процесса и ведения хозяйственной деятельности, пополняются за счет их поставок организациями-поставщиками или прочими организациями на основе договоров (Приложение 8). Предусматриваются: номенклатура материалов (ценностей), количество, цена, срок поставки, порядок расчетов, способ транспортировки, санкции за несоблюдение условий договора, порядок приемки, виды и сроки проведения работ, оказания услуг и т.п.

Организации-поставщики на отгруженную продукцию выписывают счета, платежные требования, счета-фактуры, передают их или пересылают почтой покупателям, последние оплачивают их в соответствии с условиями договоров. Оперативный учет выполнения договорных обязательств в организациях осуществляет отдел маркетинга, поэтому документы в первую очередь поступают в этот отдел или в финансовый. Сотрудники этого отдела должны проверить соответствие их договорам, зарегистрировать в журнале учета поступающих грузов, сделать отметку в книге учета выполнения договоров и акцептовать, т.е. дать согласие на оплату.

После регистрации  счета получают внутренний номер (регистрационный) и передают в бухгалтерию организации для оплаты, а квитанции или товаросопроводительные документы (товарно-транспортная) передаются в экспедиционный отдел для получения и доставки груза.

С этого момента у бухгалтерии предприятия ЗАО «Хлебозавод» возникают расчеты с поставщиками. По мере поступления груза на склад кладовщиком выписывается приходный ордер, который при реестре сдается в бухгалтерию, где таксируется по учетным ценам и вместе с платежным поручением (Приложение 4). Платежное поручение регистрируется в журнале-ордере. По мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку из расчетного счета о списании денежных средств в пользу организации-поставщика.

В течение отчетного месяца бухгалтерия предприятия ЗАО «Хлебозавод» получает документы поставщиков, акцептованные отделом маркетинга, принимает приходные ордера и приемные акты складов, получает выписки из расчетного и прочих счетов организации. Это позволяет отразить обязательства либо закончить расчеты ввиду выполнения каждой стороной своих обязательств.

На основании  поступающих первичных документов поставщиков в реестрах в течение  месяца делают записи в хронологическом  порядке, т.е. по каждому поставщику накапливают суммы расчетных  операций по соответствующим материальным ценностям, задолженности по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», ее оплаты и др. В конце месяца обороты по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» из реестров переносят в журнал-ордер, где на каждого поставщика отводят одну строку.

2.3. Синтетический  и аналитический учет расчетов  за товары и услуги на предприятии  ЗАО «Хлебозавод»

 

В бухгалтерском учете  при отгрузке продукции покупателям  возникающая дебиторская задолженность  отражается по цене реализации продукции  на активно-пассивном счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Счет имеет следующую структуру (таблица 2.1). В большинстве случаев счет имеет дебетовое сальдо. Кредитовым сальдо может быть, когда получен предварительный аванс, а продукция не отгружена:

Таблица 2.1

 Структурная схема счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

 

Счет 62

Д

К

Сальдо – сумма  задолженности покупателей (заказчиков) на начало отчетного периода.

 

Суммы предъявленных  расчетных документов покупателям (заказчикам).

 

Сальдо – сумма  задолженности покупателей (заказчиков) на конец отчетного периода.

Суммы поступивших платежей, зачета полученных авансов.


 

В большинстве случаев  счет имеет дебетовое сальдо. Кредитовым сальдо может быть, когда получен  предварительный аванс, а продукция  не отгружена [16].

Реализованная продукция  – это продукция промышленного  предприятия, которая уже отгружена  заказчику и оплачена либо зачтена  по договору мены или акту.

В ЗАО «Хлебозавод» по счету 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками» (Приложение 3) приняты следующие субсчета:

62.1 Расчеты с покупателями  и заказчиками (в рублях);  62.2 «Расчеты по авансам полученным» (в рублях); 62.3 «Векселя полученные» 62.4 «Расчеты с покупателями по товарам (работам, услугам) комитента» (в рублях); 62.6 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (в условных единицах); 62.7 «Расчеты по авансам полученным» (в условных единицах); 62.8 «Расчеты с покупателями по товарам (работам, услугам) комитента» (в условных единицах); 62.11 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (в валюте); 62.22 «Расчеты по авансам полученным» (в валюте); 62.44 «Расчеты с покупателями по товарам (работам, услугам) комитента» (в валюте)

Пример бухгалтерских  записей ЗАО «Хлебозавод» представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Бухгалтерские записи по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

 

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

Отражен розничный товарооборот готовой продукции с НДС 10%

62.5

90.1.5

27991,90

Отражен розничный товарооборот готовой продукции с НДС 18%

62.5

 

90.1.6

2285,58

Отражен розничный товарооборот товаров народного потребления  с НДС 10%

62.5

90.1.7

3366,21

Отражен розничный товарооборот товаров народного потребления  с НДС 18%

62.5

90.1.8

7463,58

Сдана выручка в кассу  предприятия из киосков

50.2

62.5

43021,80


 

Выручка (инкассация) денежных средств собирается из киосков ежедневно  и отражается в программе 1С бухгалтерской  записью:

Д 50.2 – К 62.5

в разрезе каждого  киоска на основании инкассационных ведомостей.

На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит бухгалтерскую запись:

Дебет счета 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками"

Кредит счета 90 "Продажи".

При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности они списывают ее с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств (51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета» и др.).

При продаже амортизируемого  имущества, т.е. основных средств и  нематериальных активов, а также  другого имущества (кроме готовой продукции и товаров) стоимость имущества по ценам продажи списывают:

Дебет счета 62

Кредит счета 91 «Прочие  доходы и расходы».

Поступление платежей за проданное имущество отражают:

Дебет счета 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» Кредиту счета 62.

В ЗАО «Хлебозавод» на счете 62 отражают суммы полученных авансов и предварительной оплаты за поставленную продукцию (работы, услуги), а также возникающие суммовые и курсовые разницы.

Суммы полученных авансов  и предварительной оплаты учитывают по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 62. При этом эти суммы учитывают на счета 62 обособленно.

Положительные суммовые разницы, возникающие по обычным  видам деятельности, отражают:

Дебету счета 62

Кредит счета 90 «Продажи».

Отрицательные суммовые разницы оформляют по этим счетам сторнировочной записью.

Положительные курсовые разницы учитывают:

Дебет счета 62

Кредиту счета 91 «Прочие  доходы и расходы»,

а отрицательные:

Дебет счета 91

Кредит счета 62.

Невостребованная в  срок задолженность покупателей и заказчиков списывается с кредита счета 62 в дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» или счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Расчеты с покупателями и заказчиками начинаются с заключения договора о поставке или договора о купле – продаже. Например, ЗАО «Хлебозавод» заключило договор на поставку на реализацию №53 от 01.01.2009 г. Сумма поставки составила 3156072 рубля 74 копейки. Была выставлена счет-фактура №17724 от 31 июля 2009 г. (Приложение 7), которая после была зарегистрирована в журнале учета выставленных счетов-фактур за период с 01.07.2009 по 30.07.2009г. (Приложение7), товарная накладная №0000005823 от 31 июля 2009 г. на сумму 3156072 рубля 74 копейки, в том числе НДС 420831 рубль 43 копейки.

Информация о работе Учёт расчётов за товары и услуги