Учёт расчётов за товары и услуги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Наиболее актуальным, остро стоящим перед всеми хозяйственниками в настоящее время является вопрос, который напрямую связан с расчетно-платежными операциями и, как следствие этого - несомненно координирующего работу хозяйственного субъекта в целом - это учёт расчётов за товары и услуги. Это обусловлено тем, что в процессе хозяйственной деятельности между организацией и её контрагентами постоянно возникают и погашаются взаимные обязательства, что обусловлено осуществлением расчётных операций за товары, услуги, работы и расчётов по нетоварным операциям.

Вложенные файлы: 1 файл

введение, 1, 2 заключ, литер, прилож.doc

— 331.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

2. Бухгалтерский  учет расчетов за товары и  услуги на предприятии ЗАО  «Хлебозавод»

 

2.1. Первичный и сводный учет расчетов за товары и услуги на предприятии ЗАО «Хлебозавод»

 

Первичные документы  по продаже материальных ценностей, выполненным работам, оказанным  услугам являются основой организации  расчетных отношений с покупателями и заказчиками. Непосредственно  по первичным документам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль расчетов, дебиторской задолженности, а также за движением и сохранностью материальных ценностей и выполнения работ, услуг.

На продажу материалов, сырья, товаров, оказание различного вида услуг ЗАО  «Хлебозавод» в качестве поставщика заключает договоры. Основанием для осуществления сделки является заключение договора на поставку и реализацию продукции  (приложение 8).

В каждом конкретном договоре указывается предмет договора,  права, обязанности и ответственность  сторон по поставкам продукции, товаров, работ, услуг. Также в договоре сторонами определяются условия оплаты продукции и могут быть предусмотрены различные условия оплаты, например, с отсрочкой платежа, или в счет оплаты товара производится выплата займа, или расчеты осуществляются векселями и т.д.

В соответствии с Гражданским  Кодексом РФ договор  поставки содержит обязательные реквизиты: предмет договора, цена реализации; сроки и виды платежей; сроки исполнения обязательств; порядок  возмещения убытков; гарантии исполнения договора; порядок разрешения споров и юридические адреса сторон [2].

Договоры сторонами заключаются  в двух экземплярах, каждый из которых  имеет равную юридическую силу.

Все заключенные  хозяйством договоры со сторонними организациями  регистрируются в журнале регистрации договоров, который ведется в течение календарного года. В данном журнале фиксируется наименование организации, с которой заключен договор, дата и номер заключенного договора. Кроме того, здесь оговаривается предмет договора.

В обязательном порядке при заключении договора поставки продукции оговаривают  некоторые детали, которые оформляются соответствующими приложениями к договору

ЗАО «Хлебозавод»  в качестве поставщика высылает покупателям  и закзчикам сопроводительные документы  – счета-фактуры (приложение 7). Эти  документы поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению для проверки соответствия объема, сроков поставки, цен договорным условиям.

Счет-фактура  содержит все необходимые данные об отпущенных видах материальных ценностей, их количестве, цене, суммах и общей стоимости. При этом обязательно выделяются суммы НДС в соответствии с требованиями Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по НДС (утвержденный Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (ред.15.03.2001) для целей правильного исчисления и зачета НДС [11].

Счет-фактура  является основным документом по расчетным  взаимоотношениям с покупателями и  заказчиками. Счета-фактуры служат основанием для оформления соответствующих  банковских платежных документов на погашение задолженности: платежных поручений, платежных требований, чеков. В счете-фактуре заполняются следующие реквизиты: продавец (поставщик или подрядчик) и его адрес, идентификационный номер продавца (ИНН); грузополучатель и грузоотправитель; покупатель, его адрес и идентификационный номер. В нем указываются сведения о поставленных товарах или описание выполненных работ, оказанных услуг по их видам, единицу измерения, количество (объем), цену; стоимость за все количество товаров (выполненных работ или оказанных услуг) без налога на добавленную стоимость.

В документе  обязательно указывают налоговые  ставки и суммы налога на добавленную  стоимость, делают ссылки на платежно-расчетные  документы, указывают сведения о  стране происхождения товаров и  номерах грузовых таможенных деклараций. При отсутствии соответствующих реквизитов организация не может произвести последующий зачет по расчетам с бюджетом по налогу на добавленную стоимость за проданную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги.

Кроме документов о передаче сырья, продукции, материалов, работ и услуг ЗАО «Хлебозавод» предоставляет другие документы, имеющие к ним отношение, такие как: паспорта качества, сертификаты соответствия и прочие документы.

Зачастую ЗАО  «Хлебозавод» поручает продажу товаров или материальных ценностей, отпускаемых  со склада (по наряду, счету, договору, заказу, соглашению) экспедитору, как доверенному лицу организации. В этом случае ему выдают доверенность, в которой указывается перечень и количество получаемых товарно-материальных ценностей. Доверенность действительна при наличии печати и двух подписей – руководителя хозяйства и главного бухгалтера. При получении товарно-материальных ценностей доверенность остается у поставщика (ЗАО «Хлебозавод» вместе с  экземпляром накладной по отгрузке материальных ценностей.

Как уже отмечалось выше, основным видом деятельности ЗАО «Хлебозавод» является поставка продукции. Организации, с которым  был заключен договор, по окончании  каждого месяца осуществляют сверку собственных данных с данными организации-поставщика.

Все первичные  документы по отпущенным материальным ценностям, товарам, работам и услугам  со складов и подразделений поступают  в бухгалтерию, где после соответствующего контроля передаются для последующей  обработки. Именно на этой стадии  работники бухгалтерии осуществляют действенный контроль за законностью, целесообразностью и правильностью документального оформления.  

По поставленным и полученным товарно-материальным ценностям, работам, услугам на основании  рассмотренных ранее первичных отгрузочных документов покупателей и заказчиков, а также счетов, выданных для предварительной оплаты, ЗАО «Хлебозавод» отслеживает расчеты с покупателями и заказчиками в безналичном или наличном порядке.

Если условием оплаты за отпущенные товарно-материальные ценности, продукцию, работы или услуги, закрепленным в договоре, является оплата векселями, то между сторонами составляется Акт приема-передачи векселей Сбербанка России с указанием их регистрационных номеров и номинальной стоимости. Передача векселей поставщику осуществляется посредством  индоссамента. Приходуется вексель на основании приходного кассового ордера (Приложение 5).

Из-за отсутствия достаточного количества денежных средств  у организации-покупателей, необходимых  для расчетов, ЗАО «Хлебозавод» все чаще в своей практике стало использовать такие формы расчетов как уступка прав требования, зачет взаимных требований.

Фактом оплаты при зачете взаимных требований и  по договорам уступки прав требования долга является заключенный всеми сторонами, участвующими в расчетах, акт зачета взаимных требований. Уступка прав требования долга  оформляется соглашением, по условиям которого одна сторона - первоначальный кредитор - передает другой стороне - новому кредитору - принадлежащее на основании дебиторской задолженности третьего лица право требования.

ЗАО «Хлебозавод» постоянно осуществляет состояние  дебиторской задолженности, то есть ее возникновение и погашение. С  этой целью сопоставляются фактические  данные с суммами возникшей задолженности и суммами, полученными в ее погашение. По результатам проверок ЗАО «Хлебозавод» составляет списки абонентов-неплательщиков на основании которого осуществляется дальнейшее востребование дебиторской задолженности.

Таким образом, организация первичного учета на предприятии находится на удовлетворительном уровне. Принятая форма учета позволяет избежать дополнительного отражения данных в каких-либо накопительных, группировочных ведомостях, что позволяет ускорить обработку первичной информации. При этом ввод данных в ЭВМ обеспечивает сохранность первоначальной записи, позволяет систематически осуществлять контроль за правильностью переноса данных из первичных документов на машинные носители информации, контролировать достоверность информации за любой отрезок времени.

Все первичные  документы в бухгалтерии подвергаются проверке по форме (полноте и правильности оформления, заполнению реквизитов) и  содержанию (законности операций, логической увязке отдельных показателей). На основании  прошедших проверку первичных документов с помощью соответствующих обработок формируются учетные регистры по расчетам с покупателями и заказчиками [12].

 

2.2. Учет  расчетов с поставщиками и  подрядчиками на предприятии  ЗАО «Хлебозавод»

 

На предприятии  ЗАО «Хлебозавод» операции по учету  расчетов за поставленную продукцию (товары), выполненные работы или оказанные услуги отражаются на синтетическом счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в соответствии с условиями договора и расчетными документами. Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» является преимущественно пассивным. По его кредиту отражается возникающая кредиторская задолженность, а по дебету — ее погашение [13, с.109].

На предприятии  ЗАО «Хлебозавод» счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:

— полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы, на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

— товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые  расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);

— излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;

— полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты  по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.

Организации, осуществляющие при выполнении договора строительного подряда, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и иного договора функции генерального подрядчика, расчеты со своими субподрядчиками также отражают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» [14, с. 64].

Счет 60 может  быть активным только в случае, если была произведена авансовая оплата поставщику (подрядчику), при этом для  усиления контроля за движением денежных средств целесообразно открыть  к данному счету субсчет «Авансы выданные». Если счет поставщика был акцептован (оплачен) до поступления груза, то записью по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» погашается дебиторская задолженность за поставщиками (подрядчиками) по предоплате.

Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками начисляется по факту:

— акцепта расчетных  документов по принятым ценностям, работам, услугам;

— приемки ценностей, поступивших от поставщиков без  расчетных документов (неотфактурованные  поставки);

— выявления излишка при приемке товарно-материальных ценностей.

В соответствии с условиями заключенного между  организациями договора расчеты  с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или  оказания услуг, либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению либо в любой другой момент времени [13, с. 110].

Без согласия предприятия  в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энергию, услуги связи, почтово-телеграфные услуги.

На предъявленные  к оплате счета поставщиков кредитуется  счет 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» и дебетуются счета  по учету ценностей (08 «Вложения  во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 41 «Товары» и др.) или счета по учету затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 97 «Расходы будущих периодов» и др.). За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.

За неотфактурованные  поставки на предприятии ЗАО «Хлебозавод» (при отсутствии счетов-фактур или других расчетных документов) счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных договором [14, с. 65].

На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  учитывают также расчеты с  подрядными организациями за выполненные  ими работы и по другим платежам.

На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  задолженность отражается в пределах сумм акцепта. После акцепта счета  при приемке поступивших ценностей на склад может обнаруживаться недостача сверх норм естественной убыли; при проверке акцептованного счета поставщика (подрядчика) могут выявиться несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметические ошибки. В этих случаях на предприятии ЗАО «Хлебозавод» счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на сумму претензии в корреспонденции с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям». Данной проводкой начисляется дебиторская задолженность за поставщиками по претензиям [13, с. 110].

Информация о работе Учёт расчётов за товары и услуги