Учёт расчётов с дебиторами и кредиторами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является, как можно обширнее изучить тему учёта расчётов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, с разными дебиторами и кредиторами, а так же расчёт с персоналом и прочими операциями.
С учётом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
 раскрыть сущность и формы расчётов с поставщиками и подрядчиками;
 исследовать порядок документального оформления операций по учёту расчётов;
 отразить особенности синтетического и аналитического учёта расчётов с покупателями и заказчиками;
 выявить пути совершенствования бухгалтерского учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами, а такж

Вложенные файлы: 1 файл

Тема курсовой работы УЧЕТ РАСЧЁТОВ.docx

— 314.57 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Бухгалтерский учет  представляет  собой  упорядоченную  систему  сбора, регистрации и  обобщения  информации  в  денежном  выражении  об  имуществе, обязательствах организации и их движении  путем  сплошного,  непрерывного  и документального учета всех хозяйственных операций.      Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета.

      Основными  задачами этого учета являются:

    - формирование  полной и достоверной информации  о состоянии  расчетов с поставщиками  и подрядчиками за  товарно-материальные  ценности,  выполненные работы   и   оказанные   услуги,   необходимой   внутренним    пользователям бухгалтерской  отчетности  –  руководителям,   учредителям,   участникам   и собственникам  имущества  организации,  а  также   внешним   –   инвесторам, кредиторам  и другим пользователям бухгалтерской  отчетности;

  •    обеспечение   информацией,   необходимой   внутренним   и   внешним
  • пользователям  бухгалтерской  отчетности   для   контроля   за   соблюдением
  • законодательства  Российской  Федерации   при   осуществлении организацией хозяйственных  операций  и  их  целесообразностью,  наличием   и   движением имущества  и   обязательств,   использованием   материальных,   трудовых   и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными  нормами,  нормативами  и сметами;
  • контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности;
  • контроль за соблюдением форм расчетов, установленных  в  договорах  с
  • поставщиками и покупателями;  
  •   своевременная  выверка  расчетов  с  дебиторами  и  кредиторами  для
  • исключения просроченной задолженности.

    Целью курсовой  работы является,  как  можно  обширнее  изучить  тему  учёта расчётов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, с разными дебиторами и кредиторами, а так же расчёт с персоналом и прочими операциями.

С учётом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

  •      раскрыть сущность и формы расчётов с поставщиками и подрядчиками;
  •      исследовать порядок документального оформления операций по учёту расчётов;
  •    отразить особенности синтетического и аналитического учёта расчётов с покупателями и заказчиками;
  •   выявить пути совершенствования бухгалтерского учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами, а также расчёт с персоналом и прочими операциями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Учет расчетов с покупателями и заказчиками.

 

При отгрузке произведенной продукции покупателям и заказчикам на счетах организации возникает дебиторская задолженность. Расчеты с покупателями и заказчиками производятся платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, в виде товарообменных операций (бартерные сделки), в порядке уступки права требования, договора мены и т. д.

Возникающая дебиторская задолженность отражается по цене продажи продукции на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». По дебету этого счета отражают суммы, на которые предъявлены расчетные документы; по кредиту – суммы поступивших платежей (включая суммы авансов) и т. п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

 К счету 62 могут быть  открыты субсчета:

  • 62-1 «Расчеты в порядке инкассо» с отражением на нем сумм по предъявленным к покупателям и заказчикам счетам за отгруженную в их адрес продукцию, выполненные работы и принятым банком к оплате расчетным документам;
  • 62-2 «Расчеты плановыми платежами». Данный субсчет используется организациями, находящимися между собой в длительных хозяйственных связях. Произведение расчетов по каждой поставке в таком случае порождает большое количество документов. Поэтому расчеты производятся ежедневно или в другой отрезок времени исходя из планового объема поставок с обязательной корректировкой в конце месяца по фактически выполненным обязательствам;
  • 62-3 «Векселя полученные». На этом субсчете учитывается задолженность покупателей, обеспеченная выданными векселями.

Учет расчетов с покупателями должен обеспечить контроль возникновения дебиторской задолженности в процессе реализации, сроков и фактов погашения, а также реальной оценки дебиторской задолженности и времени поступления финансовых средств в организацию. Кроме того, учет расчетов с покупателями является составной частью учета реализации и непосредственно влияет на уровень налогообложения.

          Все расчеты с покупателями и заказчиками организации строят на основании заключенных договоров-контрактов, в которых указаны сроки, условия поставки продукции, порядок оплаты и т. п. Документами при расчетных взаимоотношениях с покупателями и заготовительными организациями являются специальные приемные квитанции. В приемных квитанциях отражают, какая продукция принята, ее количество (в натуральной и зачетной массе), дата, причитающаяся оплата и т. п. Эта квитанция является основанием для записей в учетные регистры по счету 62.

          На суммы реализованной продукции организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику, дебетуя при этом счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредитуя счет 90 «Продажи». При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности они списывают ее с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств (табл. 1.1).

          При продаже амортизируемого имущества, то есть основных средств и нематериальных активов, а также другого имущества, стоимость имущества по ценам продажи списывают в дебет счета 62 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы». Поступление платежей за проданное имущество отражают по дебету счетов по учету денежных средств (50, 51, 52, 55) и кредиту счета 62.

Таблица 1.1

Поступление дебиторской задолженности признается в учете как формирование прочих доходов.

Действующее законодательство предусматривает погашение дебиторской задолженности путем уступки права требования первоначальным кредитором новому кредитору. Данный порядок регулируется п. 1 ст. 382 ГК РФ.

         Не допускается переход прав кредитора к другому лицу по регрессным требованиям. В подобной ситуации имеется в виду, что к поставщику, выполнившему свои обязательства и уступившему право требования на удовлетворение этих обязательств новому кредитору, последний не вправе предъявить данное требование первоначальному кредитору.

          Сумма обязательств согласно уступке требования к новому кредитору может быть ниже или выше суммы первоначальной дебиторской задолженности. Это зависит не только от финансовой устойчивости первоначального кредитора, но и от сложившейся ситуации на соответствующем сегменте его предпринимательской деятельности.

Дебиторскую задолженность можно разделить на истребованную, т. е. признанную не удовлетворенной должником, несмотря на принятые меры по ее возврату кредитором, и неистребованную. В последнем случае считается, что кредитор не предпринял необходимых действий, подтвержденных документально, по ее возврату, включая попытку возврата через суд. Не исключено, что такие действия могут быть результатом умысла одной из сторон. Согласно ст. 169 ГК РФ в подобной ситуации имущество, полученное по сделке, должно быть возвращено другой стороне. Полученное же этой стороной имущество либо причитавшееся ей в возмещение исполненного подлежит взысканию в доход федерального бюджета, т. е. налогооблагаемая база по налогу на прибыль уменьшению не подлежит.

 Неистребованная дебиторская  задолженность списывается кредитором  на убытки только по истечении  трех лет со дня фактического  получения организацией-должником  товаров (работ, услуг). Если в дальнейшем  сумма дебиторской задолженности  поступит, то ее оприходование  относится на прочие результаты.

 

Признание дебиторской задолженности нереальной к погашению в силу неплатежеспособности должника и отнесение ее на убытки организации по истечении срока исковой давности (три года) не дает основания прекратить текущий контроль за ней. Она принимается к учету с момента отнесения на убытки на забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» и продолжает числиться в течение пяти лет для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

        Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:

  • покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
  • покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
  • авансам полученным;
  • векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
  • векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;
  • векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

 

Аналитический учет по каждому покупателю ведется в ведомости № 38. В конце месяца данные по счету 62 переносятся в журнал-ордер № 11, а из него – в Главную книгу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Учет расчётов с поставщиками и подрядчиками.

К поставщикам относятся предприятия, поставляющие материалы, товары, оказывающие услуги или работы, а к подрядчикам – предприятия, проводящие строительные работы. Расчеты с ними осуществляются обычно после отгрузки материалов, товаров и т. д., либо одновременно с совершением этих операций.         Форма расчетов устанавливается в договоре (контракте).

       В связи с массовым неплатежами в настоящее время поставки производятся на условиях предварительной оплаты без согласия предприятия в безакцептном порядке оплатить требования за энергоносители и пользование связью.

       Учет расчетов ведется на пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Все операции по расчетам за приобретение материальных ценностей производятся по этому счету независимо от времени оплаты предъявленного счета.

На предъявленные счета покупатель делает записи:

  • Дебет счета 10 «Материалы» (и другие счета учета материальных ценностей),
  • Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками»;
  • Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»,
  • Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» – на сумму НДС.

За услуги по доставке и переработке материалов сторонними организациями производятся записи, аналогичные приобретению ценностей.

При поставке материальных ценностей, на которые документы не были получены, необходимо проверить, не числятся ли ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или вывезенные со склада, и не числится ли сумма как дебиторская задолженность.

После проверки материалов они учитываются как неотфактурованные поставки:

  • Дебет счета 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»,
  • Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» – по ценам, предусмотренным в договоре.

При поступлении расчетных документов эта запись сторнируется и делается новая запись. Погашение задолженности отражается по дебету счета 60 и по кредиту счета в соответствии с оплатой.

          Сумма задолженности, обеспеченная векселями, не списывается со счета 60, а учитывается отдельно в аналитическом разрезе. Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному расчетному документу, а при расчете плановых платежей – в разрезе каждого поставщика и подрядчика. Построение аналитического учета должно обеспечивать возможность приобретения необходимой информации по различным поставщикам, по акцептованным расчетным документам, срок оплаты которых не наступил, по неоплаченным в срок расчетным документам, по нефактурованным поставкам, по векселям, срок оплаты которых не наступил, по векселям, не оплаченным в срок, по коммерческому кредиту. Эти данные необходимы при составлении баланса. При журнально-ордерной форме учета расчеты с поставщиками и подрядчиками учитываются в журнале-ордере № 1, который ведется по кредиту счета 60 позиционным способом по каждому расчетному документу. Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками при расчетах в порядке плановых платежей ведут в специальной ведомости № 5, данные которой общими итогами в разрезе корреспондирующих счетов в конце месяца переносятся в журнал-ордер № 6.

Типовые проводки «УЧЁТ РАСЧЁТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ»

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственных операций

Первичные документы

07

60

Приняты к оплате счета поставщиков по приобретенному оборудованию, требующего монтажа.

№ ОС-14 "Акт о приеме (поступлении) оборудования"

08-4

60

Акцептованы счета поставщиков

Договор поставки,Отгрузочные документы поставщика.

08-3

60

Отражены расходы по строительству и монтажу основных средств сторонними организациями.

Договор на строительно-монтажные работы,

№ КС-2 "Акт о приемке выполненных работ",

№ КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат".

19

60

Отражены суммы НДС, выделенные в счетах-фактурах по работам, услугам, используемым для производства продукции (работ, услуг), облагаемой НДС.

Счета-фактуры

20, 23, 25, 26, 29, 44

60

Отражена стоимость работ (услуг) сторонних организаций, используемых для производства и продаж продукции, облагаемой НДС.

Договора на оказание услуг,

Акт приемки-сдачи выполненных работ,

Бухгалтерская справка-расчет

60

50, 51, 52

Перечислены авансы поставщикам и подрядчикам.

Выписка банка по валютному и расчетному счетам,

№ КО-1 "Приходный кассовый ордер",

Чек ККМ.

50, 51, 52

60

Возвращены авансы, выданные поставщикам и подрядчикам.

Выписка банка по валютному и расчетному счетам,

№ КО-2 "Расходный кассовый ордер".

91-2

60

Отражена сумма процентов к уплате по выданному векселю.

Бухгалтерская справка-расчет

60

62

Отражено исполнение обязательств перед поставщиками зачетом встречных требований, исполнение обязательств по договорам мены.

Договор мены,

Акт о прекращении встречных требований.

60

91-1

Отражены положительные курсовые разницы по расчетам с поставщиками и подрядчиками в иностранной валюте.

Бухгалтерская справка-расчет

91-2

60

Отражены отрицательные курсовые разницы по расчетам с поставщиками и подрядчиками в иностранной валюте.

Бухгалтерская справка-расчет

07, 08-4

60

Отрицательные суммовые разницы по расчетам с поставщиками, возникшие до принятия к учету оборудования и основных средств, включены в его стоимость.

Бухгалтерская справка

91-2

60

Отрицательные суммовые разницы по расчетам с поставщиками, возникшие после принятия к учету оборудования, основных средств и материально-производственных запасов, отнесены на убытки организации.

Бухгалтерская справка

(07), (08-4)

(60)

Положительные суммовые разницы по расчетам с поставщиками, возникшие до принятия к учету оборудования и основных средств, исключены из его стоимости- сторно.

Бухгалтерская справка

60

91-1

Положительные суммовые разницы по расчетам с поставщиками, возникшие после принятия к учету оборудования, основных средств и материально-производственных запасов, отнесены на доходы организации.

Бухгалтерская справка-расчет

Информация о работе Учёт расчётов с дебиторами и кредиторами