Учет труда и заработной платы в райпо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 08:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование особенностей учета труда и заработной платы, ее систем и специфики исчисления у субъектов хозяйственной деятельности, с последующим изучение основных путей совершенствования учета данных операций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
 раскрыть экономическую сущность категории «заработная плата»;
 изучить системы и формы оплаты труда;

Содержание

1.1 Понятие труда и заработной платы и их роль в системе отношений
«наниматель-работник»………………………………………………………….9
1.2 Тарифная система и ее значение………………………………………………13
1.3 Формы и системы оплаты труда………………………………………………15
1.4 Значение и задачи учёта труда и заработной платы……………..…………..19
1.5 Нормативно-правовое регулирование организации учёта труда и заработной платы………………………………………………………………………………...22
ГЛАВА 2
УЧЁТ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ…………………29
2.1 Документальное оформление и учёт личного состава, использования
рабочего времени и выработки………………………………………………...29
2.2 Порядок начисления заработной платы………………………………………31
2.3 Удержания и вычеты из заработной платы…………………………………...34
2.4 Синтетический и аналитический учёт расчётов по оплате труда…………...36
2.5 Международные стандарты и зарубежный опыт учёта заработной платы...41
2.6 Пути совершенствования учёта труда и заработной платы в условиях развития системы автоматизированной обработки учётной информации……..48

Вложенные файлы: 8 файлов

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 39.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ГЛАВА 1.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

глава 1

 

Социально-экономическая сущность труда и заработной платы

 

1.1 Понятие  труда и заработной платы и  их роль в системе отношений  «наниматель-работник»

 

 

  Основным элементом системы стимулирования труда является заработная плата работников. Оплата труда отражает взаимоотношения между нанимателем и наемным работником по поводу использования рабочей силы (рис. 1.1.).

 

              



Схема 1.1 - Система взаимоотношений по поводу найма рабочей силы

 

Наемный работник продает свою рабочую силу, которую наниматель использует для производства материальных благ и достижения своих целей. За использование наемного труда наниматель выплачивает работнику заработную плату [3, с. 186].

Оплата труда работников производится на основе тарифных ставок, должностных окладов, определенных в коллективном договоре или нанимателем, в зависимости от выполненных работ (занимаемых     должностей).

Заработная плата – это денежные или натуральные выплаты, которые наниматель выплачивает наемному  работнику за выполненную для него работу в соответствии с ценой рабочей силы и в зависимости от результатов труда. Заработную плату в планировании и в учете принято подразделять на основную и дополнительную.

К основной заработной плате  относят ту, которая выплачивается трудящемуся за отработанное время. В ее состав входит оплата по тарифным ставкам, сдельным расценкам, за работу в праздничные и выходные дни, за совмещение профессий.

К дополнительной заработной плате относят заработную плату  и выплаты, которые выдаются за неотработанное время, подлежащее оплате в соответствии с действующим законодательством о труде. Сюда входят оплаты дополнительных и очередных отпусков, льготных часов подростков, вознаграждения за выслугу лет и т. д. [3, с. 137].

Экономическая сущность заработной платы заключается в том, что она представляет собой доходы наемного работника от владения рабочей силой, т. е. ресурсом человеческого труда. Для нанимателя заработная плата представляет собой расходы, связанные с использованием покупной рабочей силы. Таким образом, основными функциями заработной платы являются: воспроизводственная, стимулирующая (экономическая) и социальная.

Воспроизводственная функция  заработной платы состоит в том, что она должна обеспечивать работнику  восстановление способностей к труду и их развитие в перспективе, т. е.  должна быть достаточной для обеспечения жизнедеятельности не только самого работника, но и членов его семьи.

Экономическая функция  заработной платы означает, что она  должна стимулировать высокопроизводительный качественный труд. Названные функции теснейшим образом взаимосвязаны, ибо повышение стимулирующей функции означает усиление воспроизводственной, и наоборот.

Двойственный характер заработной платы порождает противоречие интересов нанимателя и наемного работника. Поскольку для нанимателя заработная плата является расходами, он заинтересован в минимизации ее и получении при этом максимума эффекта. Наемный работник, наоборот, заинтересован в увеличении заработной платы при минимизации затрат своего труда.

Согласование интересов  наемного работника и нанимателя осуществляется путем научной организации  оплаты труда, цель которой состоит  в том, чтобы так определить размер заработка каждому работнику, чтобы  заработная плата выполняла и  воспроизводственную, и стимулирующую, и социальную функции.

Научная организация  оплаты труда базируется на следующих  принципах [2, с. 139]:

       1. Оплата  в соответствии с ценой рабочей  силы. Этот принцип означает, что  размер оплаты труда должен  быть не меньше стоимости товаров и услуг, необходимых для расширенного воспроизводства рабочей силы;

       2. Оплата  в зависимости от результатов  труда работника. Необходимость   соблюдения этого принципа возникает  в связи с тем, что результаты  труда работников одинаковой  квалификации могут быть различными;   

        3. Дифференциация оплаты труда.  Этот принцип означает, что оплата  должна учитывать особенности  труда, его качественную неоднородность. Дифференциация оплаты труда  осуществляется в зависимости  от сложности труда посредством тарифной сетки, учета условий труда, технологических особенностей отраслей и производств;

       4. Принцип  постоянного роста заработной  платы означает, что оплата труда  должна быть организована таким  образом, чтобы заработная плата  каждого работника увеличивалась из года в год. Необходимость соблюдения этого принципа объясняется действием закона возвышения потребностей;

      5. Регулирование  оплаты труда. Необходимость соблюдения  этого принципа вытекает из  социальной функции государства,  из функции защиты граждан. Реализация этого принципа обеспечивается сочетанием государственного регулирования, системы социального партнерства и учета рыночной конъюнктуры.

Таким образом, заработная плата является важной экономической  категорией в системе отношений  «наниматель-работник», т.к. является справедливой оценкой объема труда работника исходя из его способностей, профессионального мастерства и финансовых возможностей нанимателя.

 

 

1.2 Тарифная  система и ее значение

 

 

Тарифная система - это  совокупность норм, включающая тарифно-квалификационные справочники, тарифные сетки и тарифные ставки (часовые, дневные, месячные), нормы выработки (нормы времени, нормы обслуживания, нормированное задание), схемы должностных окладов (штатное расписание).

Основными элементами, составляющими тарифную систему, являются тарифные сетки, тарифные ставки и оклады и тарифно-квалификационные справочники.

В тарифную систему могут  также включаться отдельные надбавки и доплаты тарифного характера, устанавливаемые для стимулирования труда на некоторых видах работ, производств, отраслей (например, повышающие коэффициенты к тарифным ставкам рабочих по видам работ, производствам и отраслям).

Республиканскими тарифами оплаты труда являются часовые и (или) месячные тарифные ставки и оклады, определяющие уровни оплаты труда для конкретных профессионально-квалификационных групп работников, исчисляемые по тарифным коэффициентам Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (ETC) и тарифной ставке первого разряда, устанавливаемой Правительством Республики Беларусь путем умножения этих коэффициентов на тарифную ставку первого разряда.

Согласно статье 6 Закона Республики Беларусь «О государственных  минимальных социальных стандартах государственными минимальными стандартами в области оплаты труда являются республиканские тарифы оплаты труда, определяемые по тарифным коэффициентам Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и устанавливаемой Правительством Республики Беларусь тарифной ставке первого разряда с участием профсоюзов. Следовательно, республиканские тарифы оплаты труда являются минимальными гарантиями установления размеров тарифных ставок и окладов для работников организаций любых организационно-правовых форм и предпринимателей.

Декретом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. № 17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников» установлено, что оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе Единой тарифной сетки [17].

Исходя из требований Декрета Президента Республики Беларусь, наниматели не имеют права устанавливать размеры тарифных ставок и окладов работников по соответствующим тарифно-квалификационным группам меньше, чем они гарантированы государством.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2004 г. № 1651 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций» (в ред. от 04.07.2005 № 738) установлены:

- базовый предельный  норматив тарифной ставки первого  разряда для коммерческих организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе в размере бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, утверждаемого в установленном порядке.

Повышение тарифной ставки первого разряда в коммерческих организациях осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 11.07.2011 года № 67 [20].

В целях реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. N 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" принят Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. N 181 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда", вступивший в действие с 1 июня 2011 г., главной новацией которого является придание рекомендательного характера применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (ЕТС).

При этом субъектам  предпринимательской деятельности с 1 июня 2011 года предоставлено право  самостоятельно принимать решение  о выборе любой системы оплаты труда работников, как с применением ЕТС, так и без ее применения. При этом те наниматели, которые приняли решение о сохранении действующих у них условий оплаты труда работников, не должны были закреплять это решение в каком-либо локальном нормативном правовом акте.

Решение нанимателя перейти на новые условия оплаты труда, т.е. без применения ЕТС, может быть принято в любом виде (приказ, распоряжение, положение и др.).

Рекомендации  носят межотраслевой характер и  могут быть использованы коммерческими  организациями независимо от формы собственности и видов экономической деятельности. Системы и конкретные размеры оплаты труда работников, в том числе порядок определения и повышения тарифных ставок (окладов), могут устанавливаться нанимателем на основании коллективного договора, иного локального нормативного правового акта, принятых в порядке, установленном законодательством (далее - ЛНПА), соглашения и трудового договора (контракта).

Вместе с  тем, при применении любой системы  оплаты труда размеры заработной платы работников должны зависеть от сложности, качества и количества выполняемой ими работы, их квалификации и других факторов.

Тарифная сетка  - это  совокупность тарифных разрядов и соответствующих  им тарифных коэффициентов, дифференцируемых по профессиям (должностям) работников в зависимости от сложности выполняемых ими работ и уровня квалификации.

Тарифный разряд (квалификационный разряд) характеризует уровень квалификации работника (рабочего) и зависит от степени сложности выполняемых ими работ (обязанностей), уровня теоретических и практических знаний, а также ответственности работника. Эти требования определены в квалификационных характеристиках, предусмотренных квалификационными справочниками.

Тарифные коэффициенты характеризуют соотношения квалификационного уровня работников (рабочих) по разрядам и показывают, во сколько раз рассчитанные на их основе тарифные ставки (оклады) последующих разрядов выше ставок первого.

Абсолютное возрастание  тарифных коэффициентов показывает, на сколько рублей (если тарифные ставки (оклады) установлены в рублях) оплата работ (работников) данного разряда превышает размер оплаты работ (работников) предшествующего разряда.

Относительное возрастание  каждого последующего тарифного  коэффициента по сравнению с предыдущим показывает, на сколько процентов уровень оплаты работ (работников) данного разряда превышает уровень оплаты труда работ (работников) предшествующего разряда.

Величина абсолютного  и относительного возрастания тарифных коэффициентов имеет особое значение для обеспечения правильной дифференциации оплаты труда работников в зависимости от сложности, интенсивности и ответственности выполняемых работ, уровня квалификации. Следовательно, степень возрастания тарифных коэффициентов должна соответствовать степени повышения квалификационного уровня работников.

Соотношение между тарифными  коэффициентами, соответствующими крайним разрядам тарифной сетки, принято назвать диапазоном тарифной сетки.

Для работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь состоит из 27 тарифных разрядов.

Тарифная ставка образуется путем умножения тарифной ставки первого разряда, действующей в коммерческой организации (у индивидуального предпринимателя), на тарифный коэффициент по Единой тарифной сетке работников Республики Беларусь, соответствующий тарифному разряду конкретного рабочего.

Тарифный должностной  оклад работника образуется путем  умножения тарифной ставки первого разряда, действующей в организации (у индивидуального предпринимателя), на тарифный коэффициент по ETC, соответствующий тарифному разряду конкретной должности служащего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Содержание.doc

— 24.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.doc

— 43.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

титульный лист.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Учет труда и заработной платы в райпо