Учет реализации товаров в розничной торговле (на примере ОАО «ГУМ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 23:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является закрепление и расширение теоретических знаний, разработка конкретных предложений по совершенствованию учета реализации товаров организации на базе нормативных документов, литературных источников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….4
Реализация товаров как объект бухгалтерского учета…………………………...6
1.1.Экономическая сущность понятий «розничная торговля», «розничный товарооборот», «интернет-торговля», «выручка от реализации»; задачи и принципы учета реализации товаров в розничной торговле……………………….6
1.2. Нормативно-правовые документы и методические аспекты учета
реализации товаров…………………………………………………………………...9
1.3.Обзор экономической литературы и основных проблем по теме исследования…………………………………………………………………………13
1.4. Организационно-экономические особенности деятельности
ОАО «ГУМ» и их влияние на положение учетной политики………………........17
2. Методика и организация учета реализации товаров в ОАО «ГУМ»…………..26
2.1. Особенности договорных отношений, связанные с реализацией
товаров, и порядок формирования розничных цен………………….…………….26
2.2. Документальное оформление реализации товаров и отчетность
Материально-ответственных лиц…………………...……………………………...31
2.3. Особенности проведения расчетов при реализации товаров в
розничной торговле………………………….……………….……………………...36
2.4. Синтетический и аналитический учет реализации товаров в
розничной торговле…………………………………………………….……………38
2.5. Раскрытие информации о реализации товаров в отчетности
и направления совершенствования бухгалтерского учета
реализации товаров в розничной торговле…………………………………...……43
Заключение…………………………………………………………………………...47
Список использованных источников……………………………………………….49

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2013.docx

— 149.88 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Таблица 15 — Бухгалтерские записи по счету 44 «Расходы на реализацию» за период с 01.09.2013 по 31.09.2013 в ОАО «ГУМ»

 

Содержание бухгалтерской записи

Документ

Сумма, р.

Корреспонденция счетов

Приложение №

дебет

кредит

1

2

3

4

5

6

Потери от боя при транспортировке

ведомость операций по счету 44

1 916 550

44

94

У

Отчисления в ФСЗН от фонда заработной платы работников

ведомость операций по счету 44

968 543 800

44

69

У

Отчисления в Белгосстрах от фонда заработной платы работников

ведомость операций по счету 44

11 880 050

44

76

У

Расчеты с подотчетными лицами (командировочные расходы)

ведомость операций по счету 44

 

12 190 300

 

44

71

У

 

Окончание таблицы 15

         

Расходы на бензин

ведомость операций по счету 44

 

3 582 800

 

44

10

 

У

расходы на оплату труда работников

ведомость операций по счету 44

536 613 950

44

70

У

расходы на телефонную связь

ведомость операций по счету 44

1 432 800

44

60

У

расходы на повышение квалификации

ведомость операций по счету 44

83 100 400

44

60

У

расходы на амортизацию основных средств

ведомость операций по счету 44

187 833 250

44

02

У

техническое обслуживание и ремонт машин

ведомость операций по счету 44

38 600 000

44

60

У

начисление в Белгосстрах

ведомость операций по счету 44

2874500

74

44

У

списываются расходы на реализацию

ведомость операций по счету 44

54678900

90

44

У


 

Источник: собственная разработка на основе данных ОАО «ГУМ»

 

В ОАО «ГУМ» используется такое программное обеспечение как «1С: Бухгалтерия». Применение данной программы позволяет вести учет отгрузки и реализации товаров, оперативный контроль за выполнением договоров поставок и прибыли. При этом сокращается дублирование в учете и снижается трудоемкость учетных работ. Однако существует и ряд недостатков, таких как:

 1. в подавляющем большинстве случаев, чтобы «1С: Бухгалтерия» решала все поставленные перед ней задачи, программу приходится дорабатывать, поэтому для эффективной работы организации, как правило, требуются индивидуальные решения по автоматизации ведения бухгалтерского и налогового учета.

2. при переходе на «1С: Бухгалтерию» с другой бухгалтерской программы могут возникнуть серьезные затруднения при переносе информации из одной базы данных в другую (значительную часть информации нередко приходится переносить вручную).

3. в «1С: Бухгалтерии» затруднен поиск ошибок, сделанных во время обработки документов.

4. программа «1С: Бухгалтерия» достаточно сложна в освоении и требует специального обучения пользователей.

 

2.5. Раскрытие информации  о реализации товаров в отчетности  и направления совершенствования  бухгалтерского учета реализации  товаров в розничной торговле

 

На основании «Отчета о прибылях и убытках» за 2011 и 2012 год можно сделать следующие выводы:

- рост прибыли от реализации товаров увеличился благодаря росту валовой прибыли за счет снижения себестоимости продукции, управленческих расходов и расходов на реализацию;

- прибыль от текущей  деятельности снизилась за счет  снижения прочих доходов по  текущей деятельности и увеличения  прочих расходов по текущей  деятельности.

По данным отчета о прибылях и убытках можно проанализировать динамику рентабельности продаж. Рентабельность определяется как (выручка от реализации товаров — себестоимость реализованных товаров) / выручку от реализованных товаров. Исходя из данных отчета о прибылях и убытках, можно сказать, что снижение рентабельности продаж произошло за счет увеличения себестоимости реализованных товаров на 134158 тыс. руб. (350 645 – 216 487). Выручка от реализации товаров повлияла положительно на рентабельность продаж за счет увеличения объема продаж на 171364 тыс.руб. (453 255 – 281 891) (Приложение С).

Увеличить  рентабельность продаж можно путем снижения затрат на производство продаваемых товаров, коммерческих и управленческих расходов, либо путем увеличения объемов продаж в натуральном выражении, либо путем повышения цен на продаваемые продукцию, товары, работы, услуги.

Из бухгалтерского баланса, видно что в 2012 году по сравнению с 2011 произошло увеличение запасов товаров, что свидетельствует о спаде активности организации. Большие сверхплановые запасы приводят к замораживанию оборотного капитала, замедлению его оборачиваемости, в результате чего ухудшается финансовое состояние организации.  Краткосрочная дебиторская задолженность снизилась, что оказывает хорошее воздействие на финансовое положение организации.

Статья баланса «Денежные средства и их эквиваленты» учитывает наличие и движение денежных средств в кассе организации, на расчетном, валютном и прочих счетах. Основными направлениями поступления денежных средств в кассу ОАО «ГУМ» является поступление денежных средств от покупателей в порядке расчетов за товары (приложение Р)

В отчете о движении денежных средств видно, что в 2012 году по сравнению с 2011 увеличилось поступление денежных средств от покупателей, что говорит об увеличении спроса на товары. Также видим увеличение направления денежных средств на приобретение запасов, это связано с инфляционными ожиданиями. Однако увеличение запасов является негативной тенденцией (приложение Т)

Для увеличения прибыли от продаж можно сделать следующее:

- для увеличения объема реализации выпущенных товаров и расширения рынка сбыта товаров — начать использовать рекламу более широко;

- для повышения ценовой конкурентоспособности товаров снизить себестоимость изделий путем уменьшения затрат, в том числе за счет поиска альтернативных поставщиков сырья;

- для обеспечения большей стабильности продаж выпускаемых товаров, заложить в ценовую политику правило, в соответствии с которым скидки на продукцию должны увеличиваться в период уменьшения спроса;

- повысить мотивацию на обеспечение качества услуг через внедрение новой системы оплаты труда.

Для совершенствования бухгалтерского учета реализации товаров необходимо установить более новое программное обеспечение. Например, можно использовать ЕRP-систему, которая позволит интегрировать все установленные в организации программы (1С: Бухгалтерия, PS Торговля) в единое целое. Благодаря этому учет станет более быстрым и эффективным.

Также необходимо разработать рабочие инструкции и положения по бухгалтерскому учету отдельных операций, объектов или разделов учета, в которых должна быть зафиксирована учетная политика на длительный период деятельности организации.

Одним из направлений совершенствования является разработка стратегической системы учета, основанной на гармонизации бухгалтерского учета и маркетинга. Эта система призвана прежде всего систематизировать информацию, связанную с реализацией продукции. Вторым важным элементом стратегической системы учета является определение финансового состояния организации на ближайшую и отдаленную перспективу. К одному из основных направлений совершенствования бухгалтерского учета относится повышение уровня автоматизации учетно-вычислительных работ.

Одним из трудоемких процессов в начальной стадии организации бухгалтерского учета является документирование хозяйственных операций. По подсчетам экономистов, этой работой занято около 40% всех работников управления. Следовательно, основным направлением совершенствования на этой стадии учетного процесса является заполнение документов с помощью средств автоматизации в процессе совершения хозяйственной операции. Необходимо упростить первичные документы, совместив их с машинными носителями. Автоматизация учета требует дальнейшего развития его методологии, применения более совершенных форм бухгалтерских регистров. 
Развитие методологии бухгалтерского учета, улучшение его организации требует активизации научных исследований в этой области и внедрения результатов в практику учета. 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что учет реализации товаров в ОАО «ГУМ» ведется с учетом действующего законодательства. При реализации товаров может составляться договор купли-продажи. Формирование розничных цен осуществляется исходя из отпускной цены изготовителя и торговой надбавки. В организации предусмотрена реализация товаров  населению за наличный расчет, по банковским пластиковым карточкам, а также реализация товаров может осуществляться по подарочным сертификатам. Для обеспечения сохранности ценностей введена материальная ответственность, которая заключается в возмещении работниками причиненного предприятию ущерба при исполнении ими служебных обязанностей. В ОАО «ГУМ» выделяется 2 вида материальной ответственности: ограниченная и полная. Аналитический учет реализации товаров осуществляется по центрам ответственности, по товарным группам, по формам оплаты за проданный товар, по материально-ответственным лицам в разрезе каждого структурного подразделения.

Выручка от реализации товаров в 2012 году по сравнению с 2011 годом возросла на 199 885 млн.р. Но в то же время увеличились и расходы на реализацию на 0,4 %. Это может свидетельствовать о том, что спрос на продукцию предприятия мог вырасти, улучшилось качество и увеличилось количество потребителей продукции. Увеличение валового товарооборота на 199 847 млн.р. повлияло на увеличение валового дохода на 37 191 млн.р. Прибыль от реализации увеличилась на 286 млн.р. Произошло снижение рентабельности продаж на 0,8 %. Это может говорить о том, что темпы роста затрат опережают темпы роста выручки (возможные причины: инфляционный рост затрат опережает выручку, снижение цен, изменение структуры ассортимента продаж, увеличение норм затрат).

В 2012 году произошло увеличение торговой площади на 80 кв.м., что хорошо сказывается на увеличении товарооборота и валового дохода. Удельный вес товаров производства Республики Беларусь в товарообороте снизился на 0,5 %, это говорит о том, что покупатели все больше предпочитают импортный товар. Удельный вес продажи товаров по пластиковым карточкам увеличился на 4,2 %. Исходя из этого можно сказать, что внедрение новых информационных технологий оказывает существенное влияние на развитие общества и приобретает все большую популярность в нашей стране. Инвестиции в основной капитал в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличились на 1669 млн.р. Это говорит о том, что организация стабильно функционирует и имеет дальнейшие перспективы развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности, т.к. позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.

Розничная торговля — вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

В настоящее время все большую популярность приобретает торговля через интернет-магазины. Электронные магазины существенно уменьшают издержки производителя, сэкономив на содержании обычного магазина, расширяют рынки сбыта, так же как и расширяют возможность покупателя — покупать любой товар в любое время, в любой стране, в любое время суток. Это дает электронным магазинам неоспариваемое преимущество перед обычными магазинами. Однако необходимо отметить, что в Республике Беларусь интернет находится в зачаточном состоянии, интернет порталы можно пересчитать по пальцам. Но все же интернет-торговля в Беларуси постепенно развивается. Полноценное развитие этой области — это не только создание магазинов, это комплексный процесс, со своими законами и правилами. Интернет — это технология будущего. И необходимо знать, как эффективно использовать эту технологию.

Продукция, изготовленная в любой организации, как правило подлежит реализации. Реализация — это процесс продажи готовой продукции, товара или выполненных работ и услуг.

Подводя итог изложенному в курсовой работе, можно сказать, что учет реализации и документальное оформление реализованных товаров в ОАО «ГУМ» организован в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь. Строго соблюдаются принципы и методологические основы учета реализации товаров, закрепленные в учетной политике организации. Документальное оформление отражает действительное совершение хозяйственных операций. Первичные учетные документы, их формы и способы заполнения соответствуют требованиям действующего законодательства.

ОАО «ГУМ» осуществляет реализацию товаров (работ, услуг) за наличный расчет, по банковским пластиковым карточкам с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем, предварительно зарегистрированных в Государственной налоговой инспекции. Осуществляет торговлю по подарочным сертификатам.

В ОАО «ГУМ» используется такое программное обеспечение как «1С: Бухгалтерия». Применение данной программы позволяет вести учет отгрузки и реализации продукции, оперативный контроль за выполнением договоров поставок и прибыли. При этом сокращается дублирование в учете и снижается трудоемкость учетных работ.

Информация о работе Учет реализации товаров в розничной торговле (на примере ОАО «ГУМ»)