Учет реализации товаров в розничной торговле (на примере ОАО «ГУМ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 23:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является закрепление и расширение теоретических знаний, разработка конкретных предложений по совершенствованию учета реализации товаров организации на базе нормативных документов, литературных источников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….4
Реализация товаров как объект бухгалтерского учета…………………………...6
1.1.Экономическая сущность понятий «розничная торговля», «розничный товарооборот», «интернет-торговля», «выручка от реализации»; задачи и принципы учета реализации товаров в розничной торговле……………………….6
1.2. Нормативно-правовые документы и методические аспекты учета
реализации товаров…………………………………………………………………...9
1.3.Обзор экономической литературы и основных проблем по теме исследования…………………………………………………………………………13
1.4. Организационно-экономические особенности деятельности
ОАО «ГУМ» и их влияние на положение учетной политики………………........17
2. Методика и организация учета реализации товаров в ОАО «ГУМ»…………..26
2.1. Особенности договорных отношений, связанные с реализацией
товаров, и порядок формирования розничных цен………………….…………….26
2.2. Документальное оформление реализации товаров и отчетность
Материально-ответственных лиц…………………...……………………………...31
2.3. Особенности проведения расчетов при реализации товаров в
розничной торговле………………………….……………….……………………...36
2.4. Синтетический и аналитический учет реализации товаров в
розничной торговле…………………………………………………….……………38
2.5. Раскрытие информации о реализации товаров в отчетности
и направления совершенствования бухгалтерского учета
реализации товаров в розничной торговле…………………………………...……43
Заключение…………………………………………………………………………...47
Список использованных источников……………………………………………….49

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2013.docx

— 149.88 Кб (Скачать файл)

Источник: собственная разработка на основе данных ОАО «ГУМ»

 

Как показывают данные таблицы 3, выручка ОАО «ГУМ» за 2012 г. значительно возросла (на 171 364 млн.руб., или на 60,79 %), что следует оценить положительно. Полная себестоимость реализованной продукции также возросла (на 134 158 млн.руб., или на 61,97 %). При этом наиболее быстрыми темпами увеличивался рост полной себестоимости (на 61,97 %),  по сравнению с расходами на реализацию (на 46,7%) и управленческими расходами (на 3,1 %), что свидетельствует о том, что рост полной себестоимости был вызван преимущественно внешними, независящими от предприятия причинами.

Так как темп прироста себестоимости опережал темп прироста выручки (61,97 %  > 60,79 %), то это следует оценить отрицательно. В результате ухудшилась экономическая структура выручки (выручка принимается равной 100,0 %), т.е. доля полной себестоимости реализованных товаров в выручке увеличилась (с 76,8 до 77,4 % ), а прибыли — соответственно уменьшилась (с 23,2 до 22,6 %).

В итоге в 2011 и 2012 гг. была получена прибыль от реализации продукции, ее величина в 2012 г. сократилась на 1,18 %, по сравнению с 2011 г. Таким образом, 2012 г. следует оценить как менее успешный период в основной деятельности предприятия.

 

Таблица 4 — «Финансовые результаты по видам деятельности ОАО «ГУМ» за 2011-2012 годы»

Показатель

Сумма, млн.р.

Отклонение

2011 г.

2012 г.

абсолют-ное, млн.руб.

относи-тельное, %

1

2

3

4

5

1. Прибыль (убыток) от текущей деятельности

3 966

2 425

- 1 541

- 38,86

2. Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности

1 868

906

- 962

- 51,49

3. Прибыль (убыток) до налогообложения 
(стр.1 + стр.2)

5 834

3 331

- 2 503

- 42,9

4. Чистая прибыль (убыток)

4 068

1 800

- 2 268

- 55,75


 

Источник: собственная разработка на основе данных ОАО «ГУМ»

 

 

В результате осуществления текущей деятельности в 2011-2012 гг. была получена прибыль, хотя в 2012 г. ее величина была значительно меньше (на 1 541 млн.руб., или на 38,86 %). В результате осуществления финансовой, инвестиционной и иной деятельности в 2011 г. была получена прибыль в размере 1 868 млн.руб., а в 2012 г. — прибыль в размере 906 млн.руб. В итоге балансовая прибыль (прибыль до налогообложения) в 2011 и 2012 гг. составила 5 834 и 3 331 млн.руб. соответственно (темп прироста: -42,9 %). Чистая прибыль в 2012 г. снизилась (на 2 268 млн.руб., или на 55,75 %), по сравнению с 2011 г.

Таким образом, данные отчета о прибылях и убытках свидетельствуют в целом о прибыльной работе предприятия.

Тот факт, что на фоне роста балансовой прибыли прибыль от текущей деятельности в 2012 г. значительно уменьшилась, должен вызывать определенное беспокойство у руководителей, в связи с чем ими должны быть приняты соответствующие меры.

 

Таблица 5 —  «Расчет показателей рентабельности ОАО «ГУМ» за 2011-2012 годы»

Показатель

За 2011 г.

За 2012 г.

1

2

3

1. Выручка от реализации продукции, млн.р.

281 891

453 255

2. Полная себестоимость  реализованной продукции, млн.р.

216 487

350 645

3. Прибыль от реализации продукции, млн.р. 
(стр.1 - стр.2)

65 404

102 610

4. Рентабельность продукции, % 
(стр.3 / стр.2 х 100 %)

30,20

29,26

5. Рентабельность продаж, % 
(стр.3 / стр.1 х 100 %)

23,20

22,64


Источник: собственная разработка на основе данных ОАО «ГУМ»

 

Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что показатели рентабельности предприятия в 2012 г. были немного хуже, чем в 2011 г. Это связано с тем, что основная деятельность предприятия в 2012 г. была менее успешной, чем в 2011 г., о чем было сказано выше. В итоге в 2012 г. рентабельность продукции составила 29,26 %, рентабельность продаж — 22,64 %, что следует признать недостаточным для эффективной работы и развития предприятия.

 

 

 

 

 

Таблица 6 —  «Оценка деловой активности ОАО «ГУМ» за 2011-2012 годы на основании золотого правила экономики предприятия»

Показатель

Сумма, млн.р.

Темп роста 
2012 г. к 2011 г., %

на начало 2012 г. / за 2011 г.

на начало 2013 г. / за 2012 г.

1

2

3

4

 Активы

139 961

184 739

131,99

 Выручка от реализации товаров

281 891

453 255

160,79

Прибыль (убыток) от реализации товаров

8 006

8 237

102,89

Соблюдение золотого правила

Нет


 

Источник: собственная разработка на основе данных ОАО «ГУМ»

 

Золотое правило экономики любой организации гласит, что темп роста активов (Такт) должен быть больше 100 % и меньше темпа роста выручки от реализации (Твыр), а темп роста выручки от реализации должен быть меньше темпа роста прибыли (Тп) от реализации продукции.

Анализ данных таблицы 6 показывает, что развитие предприятия можно охарактеризовать как неравномерное: соблюдается только два первых неравенства (темп роста активов больше 100 % и темп роста активов меньше темпа роста выручки от реализации), последнее неравенство не соблюдается.

Активы предприятия возросли на значительную величину (на 31,99 %). При этом темп роста выручки больше темпа роста активов, благодаря чему соблюдается 2-е неравенство.

Однако то, что прибыль от реализации показывает отрицательный рост при росте активов и выручки от реализации товаров, свидетельствует о том, что наблюдается отрицательный эффект операционного рычага, вследствие чего деловую активность предприятия нельзя признать удовлетворительной. Таким образом, на предприятии золотое правило экономики не действует, что следует оценить отрицательно.

 

 

 

 

 

 

Таблица 7 — «Оценка источников изменения активов ОАО «ГУМ» за 2011-2012 годы»

Показатель

Сумма, млн.р.

Темп роста, %

2011 г.

2012 г.

абсолютное отклонение

1

2

3

4

5

 Совокупные активы

139 961

184 739

44 778

131, 99

Собственный капитал

71 232

96 870

25 638

135,99

 Заемный капитал

68 729

87 868

19 139

127,85


Источник: собственная разработка на основе данных ОАО «ГУМ»

 

Данные таблицы 7 показывают, что совокупные активы предприятия выросли на 44 778 млн.руб., или на 31,99 %, что в целом следует оценить положительно. При этом их прирост был обеспечен преимущественно за счет собственного капитала (на 25 638 млн.руб.), а не за счет заемного (только на 19 139 млн.руб.).

Это свидетельствует о том, что предприятие не наращивает долги, активно использует собственные средства, что положительно будет сказываться на финансовом положении ОАО «ГУМ».

Финансовое положение предприятия следует признать стабильным, так как собственный капитал на начало и конец 2012 г. имеет положительное значение.

 

Таблица 8 — «Расчет коэффициента абсолютной ликвидности ОАО «ГУМ» за 2011-2012 годы»

Показатель

На начало 2012 г.

На конец 2012 г.

1

2

3

1. Краткосрочные финансовые  вложения

0

0

2. Денежные средства и их эквиваленты

5 601

9 214

3. Краткосрочные обязательства

68 729

87 867

4. Коэффициент абсолютной  ликвидности 
((стр.1 + стр.2) / стр.3)

0,08

0,105


Источник: собственная разработка на основе данных ОАО «ГУМ»

 

Таблица 9 —  «Анализ коэффициента абсолютной ликвидности ОАО «ГУМ» за 2011-2012 годы»

Показатель

На начало 2012 г.

На конец 2012 г.

Нормативное значение коэффициента

Отклонение

от уровня начала года

от норма-тива

1

2

3

4

5

6

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,08

0,105

0,20

0,025

-0,095


Источник: собственная разработка на основе данных ОАО «ГУМ»

 

Данные таблицы 9 показывают, что значение коэффициента абсолютной ликвидности улучшилось: если на начало 2012 г ОАО «ГУМ» могло покрыть только 8 % своих наиболее срочных обязательств, то на конец 2012 г. —  уже 10,5 %. Однако значение коэффициента на конец 2012 г. в 2 раза ниже нормативного значения, что следует оценить отрицательно.

 

Таблица 10  —  «Расчет коэффициентов платежеспособности ОАО «ГУМ»  за 2011-2012 годы»

Показатель

На начало 2012 г.

На конец 2012 г.

1

2

3

1. Краткосрочные активы

68 343

68 673

2. Краткосрочные обязательства

68 729

87 868

3. Коэффициент текущей  ликвидности (К1) 
(стр.1 / стр.2)

0,78

1,05

4. Собственный капитал

71 232

96 870

5. Долгосрочные обязательства

-

1

6. Долгосрочные активы

71 288

100 396

7. Коэффициент обеспеченности  собственными оборотными средствами (К2) 
((стр.4 + стр.5 - стр.6) / стр.1)

- 0,00082

- 0,051

Окончание таблицы 10

   

8. Совокупные активы (итог  бухгалтерского баланса)

139 961

184 739

9. Коэффициент обеспеченности  финансовых обязательств активами (К3) 
((стр.2 + стр.5) / стр.8)

0,491

0,476


 

Источник: собственная разработка на основе данных ОАО «ГУМ»

 

 

Таблица 11  — « Анализ коэффициентов платежеспособности ОАО «ГУМ» за 2011-2012 годы»

Показатель

На начало 2012 г.

На конец 2012 г.

Нормативное значение коэффициента

Отклонение

от уровня начала года

от норма-тива

1

2

3

4

5

6

1. Коэффициент текущей  ликвидности (К1)

0,78

1,05

1,00

0,27

0,05

2. Коэффициент обеспеченности  собственными оборотными средствами (К2)

-0,00082

-0,051

0,10

-0,05

-0,151

3. Коэффициент обеспеченности  финансовых обязательств активами (К3)

0,491

0,476

0,85

-0,015

-0,374

Информация о работе Учет реализации товаров в розничной торговле (на примере ОАО «ГУМ»)