Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 23:52, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является закрепление и расширение теоретических знаний, разработка конкретных предложений по совершенствованию учета реализации товаров организации на базе нормативных документов, литературных источников.
Введение……………………………………………………………………………….4
Реализация товаров как объект бухгалтерского учета…………………………...6
1.1.Экономическая сущность понятий «розничная торговля», «розничный товарооборот», «интернет-торговля», «выручка от реализации»; задачи и принципы учета реализации товаров в розничной торговле……………………….6
1.2. Нормативно-правовые документы и методические аспекты учета
реализации товаров…………………………………………………………………...9
1.3.Обзор экономической литературы и основных проблем по теме исследования…………………………………………………………………………13
1.4. Организационно-экономические особенности деятельности
ОАО «ГУМ» и их влияние на положение учетной политики………………........17
2. Методика и организация учета реализации товаров в ОАО «ГУМ»…………..26
2.1. Особенности договорных отношений, связанные с реализацией
товаров, и порядок формирования розничных цен………………….…………….26
2.2. Документальное оформление реализации товаров и отчетность
Материально-ответственных лиц…………………...……………………………...31
2.3. Особенности проведения расчетов при реализации товаров в
розничной торговле………………………….……………….……………………...36
2.4. Синтетический и аналитический учет реализации товаров в
розничной торговле…………………………………………………….……………38
2.5. Раскрытие информации о реализации товаров в отчетности
и направления совершенствования бухгалтерского учета
реализации товаров в розничной торговле…………………………………...……43
Заключение…………………………………………………………………………...47
Список использованных источников……………………………………………….49
Источник: собственная разработка на основе данных ОАО «ГУМ»
На основании данных, приведенных в таблице 11, можно сделать вывод, что значения всех коэффициентов платежеспособности к концу года несколько ухудшились по сравнению с началом года, что следует оценить отрицательно.
Так, коэффициент текущей ликвидности на начало и конец 2012 г. был несколько выше нормативного значения и возрос на 0,27. Это единственный коэффициент платежеспособности предприятия, значение которого можно признать удовлетворительным.
Значения коэффициентов обеспеченности собственными оборотными средствами и обеспеченности финансовых обязательств активами показали отрицательную динамику в течение анализируемого периода, на конец года эти показатели имеют значения ниже, предписанных нормативами. Нормативом коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами для ОАО «ГУМ» является более 0,1. На конец года его фактическое значение составило -0,051. Это свидетельствует о том, что предприятие практически не обладает собственными оборотными средствами, и оно финансируется за счет заемного капитала.
Нормативное значение коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами составляет не менее 0,85. Фактическое значение данного коэффициента на конец года составило 0,476, что является недостаточным. В соответствии с постановлением № 1672 организация признается платежеспособной, если значения коэффициента текущей ликвидности и (или) коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода более нормативных значений коэффициентов или равны им.
Организация признается неплатежеспособной, если одновременно значения коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода менее нормативных значений коэффициентов.
ОАО «ГУМ» на основании постановления № 1672 следует признать платежеспособным, так как на конец 2012 г. значение коэффициента текущей ликвидности превышало нормативное значение (1,05 > 1,0).
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс реализации товаров в розничной торговле является трудоемким. Существует множество нормативных актов, регулирующих этот процесс. Необходимо следить за своевременностью и правильностью оформления поступления и выбытия товаров, контролировать их полноту оприходования и списания. Существует множество форм осуществления торговли. Все большую популярность приобретают интернет-магазины, у которых есть свои преимущества и недостатки.
ОАО «ГУМ» является рентабельно работающей торговой организацией, со своими особенностями ведения бухгалтерского учета. По состоянию на 2013 г организация является конкурентоспособной, платежеспособной и может нести ответственность за свои обязательства перед кредиторами.
2 Методика и организация учета реализации товаров в ОАО «ГУМ»
2.1 Особенности договорных отношений, связанные с реализацией товаров, и порядок формирования розничных цен.
При реализации товаров может составляться договор купли-продажи.
Договор купли-продажи — это соглашение, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную сумму (цену).
Договор розничной купли-продажи может быть заключен в устной или письменной форме. Для заключения данного договора письменная форма обязательна в случаях, когда момент заключения договора и момент исполнения договора не совпадают. Такое имеет место при продаже товаров по образцам или в кредит . Допускается заключение договора розничной купли-продажи путем совершения конклюдентных действий, то есть таких, которые явно свидетельствуют о намерении совершить покупку (например, продажа с использованием автоматов).
Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. Однако законодательством или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, может быть предусмотрено иное. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора и его условий.
Покупателем в договоре розничной купли-продажи может быть любое юридическое или физическое лицо, приобретающее товар для личного, семейного, домашнего и иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Продавцом выступает ОАО «ГУМ».
Продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи, а также, если иное не предусмотрено договором, ее принадлежности, относящиеся к ней документы. Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи, т.е. от исполнения основной своей обязанности — уплатить предусмотренную в договоре покупную цену.
В договоре купли-продажи возможна конкретизация основных прав и обязанностей сторон, которая осуществляется с помощью внесения в договор условий о сроке и месте исполнения обязанностей сторон, о комплектности товара, его количестве, качестве, ассортименте, условий о таре и упаковке, о способе оплаты товара, о страховании товара и др.
Договор купли-продажи
До заключения договора розничной купли-продажи покупатель вправе осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду свойств товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.
Так, гражданин, приобретающий товар для личных нужд, имеет дополнительный набор прав:
1) право на безопасность товара для жизни, здоровья, окружающей среды и имущества потребителя;
2) право на информацию об изготовителе, товаре, о режиме работы продавца;
3) для потребителя установлены дополнительные средства защиты права на некачественный товар.
Кроме того, при наличии вины причинителя вреда потребитель имеет право на возмещение морального вреда, которое производится независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Требования могут предъявляться как продавцу, так и изготовителю товара и рассматриваются при предъявлении покупателем товарного (кассового) чека и технического паспорта, если на товар установлен гарантийный срок.
Розничные цены на товары формируются исходя из:
- отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером без налога на добавленную стоимость;
- оплаченной оптовой надбавки (при закупке на территории Республики Беларусь у оптовых предприятий);
- торговой надбавки, определяемой субъектами хозяйствования исходя из конъюнктуры рынка. На социально-значимые товары устанавливается торговая надбавка в размере, предусмотренном в законодательстве.
При формировании стоимости учитывается налог на добавленную стоимость, исходя из установленных законодательством ставок.
При невозможности реализации товаров за счет уменьшения размера торговой надбавки (наценки) или ее отмены возможно снижение цен на условиях, предусмотренных договором с поставщиком. При отсутствии указанных условий в договорах и (или) наличии письменного отказа поставщика по снижению цен на товары, не пользующиеся спросом, с истекающими сроками годности, имеющие сезонный характер, снижение розничных цен может производиться ниже цен приобретения с отнесением разницы в ценах на результаты хозяйственной деятельности.
В соответствии с рекомендациями Министерства торговли Республики Беларусь розничные цены и тарифы округляются следующим порядком:
1) розничная цена (тариф) округляется за принятую единицу измерения (штуку, десяток, метр, килограмм, литр и т.п.);
2) значения в сумме до 25 рублей отбрасываются, от 25 рублей включительно до 75 рублей округляются до 50 рублей, от 75 рублей включительно и выше — округляются до 100 рублей;
3) при определении розничных цен на комплект (гарнитур, набор), комплектуемый в организациях торговли из реализуемых товаров, округляется цена каждого изделия, входящего в его состав, отдельно. После суммирования розничных цен, с учетом округления цены каждого изделия, цена комплекта не округляется. При определении цены на комплект в целом (при отсутствии цен на отдельные изделия, входящие в комплект) округляется цена комплекта;
4) в торговых объектах общественного питания округляется продажная цена блюда, изделия, порции;
5) при реализации весового и мерного товара округляется стоимость каждой покупки (отвеса);
6) при определении розничных цен на весовые изделия из драгоценных металлов, отпускные цены на которые установлены за грамм изделия, сначала округляется розничная цена 1 грамма изделия до целого числа рублей, затем розничная цена изделия в целом, с учетом порядка, оговоренного в пункте 1;
7) цены на товары, реализуемые по отпускным ценам с добавлением предельных торговых надбавок, округляются после начисления этих надбавок и налога на добавленную стоимость.
При этом в целях
недопущения нарушений
Порядок формирования розничных цен можно увидеть в реестре свободных розничных цен. Пример – таблица 12.
Таблица 12 — «Бухгалтерские записи при приобретении товара в ОАО «ГУМ» за 01.09.2013 г.»
Содержание бухгалтерской записи |
Документ |
Сумма, р. |
Корреспонденция счетов |
Приложение № | |
дебет |
кредит | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Поступил товар от поставщика |
ТТН |
318168 |
41-2 |
60 |
В |
Отражается торговая надбавка |
реестр свободных розничных цен |
44918 |
41-2 |
42-2 |
Б |
Отражается НДС, включенный в розничную стоимость товара |
реестр свободных розничных цен |
36313 |
41-2 |
42-3 |
Б |
Отражается сумма НДС поставщика |
ТТН |
31817 |
18 |
60 |
Б |
Источник: собственная разработка на основе данных ОАО «ГУМ»
Розничная цена = 318168 + 44918 + 36313 = 399399 р., с учетом округления 399400 р.
Одним из важных моментов при реализации товаров является учет торговых надбавок от продажи товаров. Торговые надбавки и скидки являются составными элементами розничной цены и источниками валового дохода в розничной торговле. Они предназначены для покрытия расходов на реализацию товаров, налоговых платежей с валового дохода и получения прибыли.
Учет торговых надбавок и скидок в розничной торговле ведут на счете 42 «Торговая наценка». Этот счет предназначен для обобщения информации о торговых надбавках (скидках, наценках), включаемых в цену товара, если учет ведется по розничным ценам. Также на счете 42 «Торговая наценка» учитываются скидки, предоставляемые поставщиками на возможные потери товаров, а также на возмещение дополнительных транспортных расходов. При принятии к бухгалтерскому учету товаров, суммы торговых наценок и налогов, включаются в цену и отражаются по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счета 42 «Торговая наценка» в разрезе субсчетов.
Действующим планом счетов субсчеты к счету 42 «Торговая наценка» не предусмотрены. Это следует учесть при составлении учетной политики и рабочего плана счетов на соответствующий учетный период.
Реализованные торговые надбавки (скидки) в розничной торговле определяют и отражают в учете по окончанию месяца. Для этого составляют расчет по методу среднего процента в соответствии с таблицей 3.
Таблица 13 — «Расчет торговых надбавок, скидок в ОАО «ГУМ» за январь 2013г.»
Розничный товарооборот |
остатки |
скидка |
% скидки |
скидка на остаток товаров |
розничная скидка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
24207210137.12 |
80749460692.16 |
24972160597.77 |
23.79282 |
19212580627 |
5759579971 |
Источник: собственная разработка на основе данных ОАО «ГУМ»
Средний процент скидок (надбавок) определяют следующим образом:
Информация о работе Учет реализации товаров в розничной торговле (на примере ОАО «ГУМ»)