Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 23:52, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является закрепление и расширение теоретических знаний, разработка конкретных предложений по совершенствованию учета реализации товаров организации на базе нормативных документов, литературных источников.
Введение……………………………………………………………………………….4
Реализация товаров как объект бухгалтерского учета…………………………...6
1.1.Экономическая сущность понятий «розничная торговля», «розничный товарооборот», «интернет-торговля», «выручка от реализации»; задачи и принципы учета реализации товаров в розничной торговле……………………….6
1.2. Нормативно-правовые документы и методические аспекты учета
реализации товаров…………………………………………………………………...9
1.3.Обзор экономической литературы и основных проблем по теме исследования…………………………………………………………………………13
1.4. Организационно-экономические особенности деятельности
ОАО «ГУМ» и их влияние на положение учетной политики………………........17
2. Методика и организация учета реализации товаров в ОАО «ГУМ»…………..26
2.1. Особенности договорных отношений, связанные с реализацией
товаров, и порядок формирования розничных цен………………….…………….26
2.2. Документальное оформление реализации товаров и отчетность
Материально-ответственных лиц…………………...……………………………...31
2.3. Особенности проведения расчетов при реализации товаров в
розничной торговле………………………….……………….……………………...36
2.4. Синтетический и аналитический учет реализации товаров в
розничной торговле…………………………………………………….……………38
2.5. Раскрытие информации о реализации товаров в отчетности
и направления совершенствования бухгалтерского учета
реализации товаров в розничной торговле…………………………………...……43
Заключение…………………………………………………………………………...47
Список использованных источников……………………………………………….49
Источник: собственная разработка на основе типового плана счетов 2013 г.
Статьей 451 Гражданского Кодекса Республики Беларусь на продавца возложена обязанность по передаче товаров покупателю в соответствующей таре или упаковке. В некоторых случаях между понятиями тара и упаковка не проводят различия.
Тара — это вид запасов, предназначенный для упаковки, транспортировки, хранения продукции и других материальных ценностей. Тара может поступать в организацию из различных источников:
- от поставщика вместе с товаром или продукцией;
- непосредственно от поставщика тары;
- от вспомогательных производств (при изготовлении тары собственными силами).
Наличие и движение всех видов тары отражается на счете 41/3 «Товары / Тара под товаром и порожняя».
Учет реализации товаров с тарой отражается следующими бухгалтерскими записями в соответствии с Типовым планом счетов 2013 г.:
Таблица 2 — «Реализация товаров с тарой в организациях розничной торговли»
Содержание бухгалтерской записи |
Корреспонденция счетов | |
дебет |
кредит | |
1 |
2 |
3 |
Оприходование тары |
41/3 |
60 |
Выручка от реализации тары |
62 |
90/7 |
Отражается НДС по таре |
90/8 |
68/2 |
Списание тары |
90/10 |
41/3 |
Источник: собственная разработка в соответствии с Типовым планом счетов 2013 г.
Составляются также и другие проводки. Могут использоваться забалансовые счета 008 «Обеспечения обязательств полученные», 009 «Обеспечения обязательств выданные».
Проблемами учета и анализа розничного товарооборота занимался ряд ученых экономистов, в том числе Анисимовец Т.П. и Кудрявец З.В., Кравченко Л.И., Кожарский В.В., Абрютина М.С., Баканов М.И., Осмоловский В.В. и др.
Необходимо отметить, что в настоящее время нет единого подхода к трактовке понятий «товарооборот» и «выручка от реализации», а также «состав» и «величина» товарооборота.
Например, Магометов А.М. в своей работе «Экономика предприятия» трактует данное понятие так: «Розничный товарооборот — это продажа товаров населению для личного потребления и другим конечным потребителям, завершающая процесс их обращения на потребительском рынке. Розничный товарооборот отражает уровень жизни населения, так как в основном личные потребности удовлетворяются посредством обмена денег на товары. В процессе розничной продажи товар поступает из сферы обращения в сферу потребления, при этом возмещаются затраты на производство и реализацию данного продукта, тем самым создавая условия для продолжения расширенного воспроизводства» [34, с. 241].
Агафонова М.Н. в своей книге «Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле» определяет товарооборот так: «Товарооборот — это обращение товаров, процесс продвижения их от производителя к потребителю» [31, с. 145].
По мнению профессора Брагина Л.А. и профессора Данько Т.П., «под розничным товарооборотом понимают передачу товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается — он поступает в сферу потребления».
Экономистами в учебнике под общей редакцией Кожарского В.В. подчеркивается, что «товарооборот розничной торговли — это продажа товаров населению как через специально организованную торговую сеть, так и непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях; продажа товаров рыночного фонда из розничной торговой сети организациям, учреждениям и предприятиям по мелкому опту для их хозяйственных нужд или для организации питания соответствующих контингентов населения; продажа порожней тары населению» [6, с.82].
Если рассматривать понятия «состав» и «величина» товарооборота, то состав товарооборота складывается из различных видов реализации, а его величина — из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).
Выручка многими экономистами рассматривается как сумма полученных или поступивших на расчетный счет денежных средств за отгруженную и реализованную готовую продукцию (товары, работы, услуги) и иные материальные ценности. Нельзя отождествлять учет выручки и товарооборота в торговых организациях. Между данными категориями есть тесная взаимосвязь, так как они связаны с учетом хозяйственной деятельности предприятия. Их сопоставление показывает, что категория «выручка» чаще шире, чем категория «товарооборот», но иногда может быть и наоборот [6, с. 23].
В настоящее время все большую популярность приобретает торговля через интернет-магазины. Однако при осуществлении такой торговли могут возникать некоторые трудности. В Журнале «Гермес» Е.Егоров описывает некоторые из них. Одной из главных проблем реализации товаров через интернет-магазины является слабое развитие в Республики Беларусь коммуникационных сетей. Улучшение каналов передачи данных как внутри республики, так и за рубежом, приведет к повышению скорости соединения, следовательно, к увеличению количества интернет-пользователей и росту числа посетителей белорусских интернет-магазинов. Значительно улучшить ситуацию может внедрение интернет-эквайринга — приема платежей по пластиковым карточкам. Сейчас прием к оплате пластиковых карточек в Беларуси происходит почти исключительно в оффлайне. Белорусские банки пока не готовы к внедрению интернет-систем оплаты кредитными карточками, из-за того, что в республике нет официального прецедента и законодательства для их использования [3, c.48].
Реализация товаров может происходить на условиях предоставления скидок с розничных цен. В разных журналах описываются различные виды скидок, существует несколько определений понятия «скидка». Рассмотрим основные направления изучения данного вопроса разных авторов из журнала «Планово-экономический отдел».
Дубинский Н.А. в статье «Как правильно предоставлять скидки» раскрывает следующую информацию: под скидкой обычно понимается снижение цены товара на определенную величину. В некоторых случаях для получение скидок необходимо соблюдение ряда условий. При предоставлении скидок не допускается:
1) размещать яркие таблички с нарисованным знаком процента без указания размера скидки, наименования товара и иной установленной информации;
2) на ценнике указывать процент скидки, но не доводить информацию о товаре;
3) под ценником с указанием размера скидки помещать товар, реализуемый без предоставления скидки [2, c.63].
Кевра Г.И. в своей статье «Особенности реализации товаров на условиях предоставления скидок с розничных цен» описывает наиболее популярные виды скидок. Таковыми являются:
— скидка от общей суммы покупки товаров;
— скидка от количества приобретаемых товаров одного вида, класса, группы;
— скидка на товары, приобретаемые в определенные часы работы торгового объекта, либо дни, периоды;
— скидка на отдельные товары, предоставляемая определенным категориям граждан;
— скидка на отдельные товары, предоставляемая в зависимости от сезонного спроса либо приобретение товара вне сезона;
— скидка на отдельные товары, предоставляемая в период проведения рекламных акций и распродаж.
Решение о предоставлении потребителям скидок с розничных цен розничные организации принимают самостоятельно в соответствии с разработанным ими порядком. При разработке порядка можно воспользоваться рекомендациями, приведенными в письме Министерства торговли РБ от 25.01.2012 г. №07-09/37к "О предоставлении скидок" [5, c. 76].
Дубинский Н.А. в статье «Как правильно предоставлять скидки» рассказывает о накопительных скидках. Они получили широкое распространение в сетевой и розничной торговле. В последнем случае реализация крупных объемов товаров единовременно практически невозможна, поэтому в целях привлечения покупателей могут применяться клубные скидки, а также так называемые скидки за преданность. система таких скидок может предусматривать выдачу постоянному покупателю клубной карты, купонов на скидку, предоставление скидки при предъявлении покупателем чека предыдущей покупки или чеков на определенную сумму. Развитие технологий позволило торговым организациям применять новые формы накопительных скидок. Например, покупателю может быть выдана специальная карта, которая позволяет отслеживать частоту и объемы его покупок и изменять размер скидки в зависимости от общего объема покупок [2, c. 65].
В статье Козырева С.Н. «Переоценка товаров в торговле» говорится, что одной из проблем реализации товаров может стать возникновение неходовых и залежалых товаров. С целью предотвращения этой проблемы организации прибегают к снижению розничных цен на определенные товары. Снижение розничных цен в организациях розничной торговли и общественного питания на товары, не пользующихся спросом, с истекающим сроком годности, имеющие сезонный характер, при проведении рекламных акций осуществляется за счет уменьшения размера торговой надбавки или её отмены [7, c.47].
При реализации товаров может составляться договор розничной купли-продажи. Брагинский М.И. и Витрянский В.В. полагают, что договор розничной купли-продажи по способу заключения относится к категории договоров присоединения. В этой связи они полагают, что устная форма договора розничной купли-продажи является исключением из общего правила о письменной форме данного договора. Свою точку зрения они обосновывают ссылкой на ст. 428 ГК Российской Федерации. Аналогичная норма содержится и в ГК Республики Беларусь (ст. 398).
К основным проблемам по теме исследования можно отнести недостаточное знание конъюнктуры рынка, что приводит к возникновению неходовых и залежалых товаров, к низкому спросу населения, а это обуславливает замедление процесса реализации товаров. Неэффективное управление издержками производства, низкий уровень квалификации персонала, отсутствие мотивации работников, отказ от внедрения наиболее современных средств автоматизированной системы управления — все это негативно влияет на реализацию товаров в розничной торговле. Что касается бухгалтерского учета реализации товаров, то необходимо отметить трудоемкость процесса работы бухгалтера. Необходимо следить за изменениями в законодательстве, разрабатывать более эффективные методы учета реализации товаров, внедрять новые программные продукты.
Нужно отметить, что выручка от реализации в учете признается по мере отгрузки товаров. Такое положение приводит к тому, что при несвоевременных платежах покупателей за реализованные товары возникает временной разрыв между поступлением денег на расчетный счет организации и уплатой налогов из выручки в бюджет. Вследствие чего, у организации возникает дефицит денежных средств на покрытие текущих расходов для осуществления предпринимательской деятельности.
Для оперативности и эффективности учета наличия и движения готовой продукции важное значение имеет применение современной компьютерной техники. При ее использовании можно отказаться от ведения карточек складского учета, вести учет отгрузки и реализации готовой продукции, работ, услуг, оперативный контроль за выполнением договоров поставок и прибыли и т.п. Эффективность обработки учетной информации на современном этапе во многом определяется уровнем развития автоматизированных информационных систем бухгалтерского учета. Процесс автоматизации управленческих служб организаций существенно сдерживается в связи с недостатком финансовых средств, квалифицированных специалистов, наличием ряда организационных проблем. Большинство используемых прикладных программ технологически устарело.
Хочется отметить, что в современных условиях, применительно к состоянию экономики Республики Беларусь, от бухгалтера требуется знание всех нюансов ведения расчётов с покупателями и заказчиками, умение быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации и выбирать наиболее верное решение, которое благоприятно повлияет на экономическое положение организации.
1.4 Организационно-экономические особенности деятельности ОАО «ГУМ» и их влияние на положения учетной политики
ОАО «ГУМ» — это рентабельно работающая торговая организация.
Вид организации: акционерное общество.
Форма собственности: частная.
Виды деятельности: розничная торговля промышленными и продовольственными товарами, оптовая торговля, общественное питание, оказание бытовых услуг населению.
ОАО «ГУМ» зарегистрировано в качестве юридического лица Мингорисполкомом (свидетельство о регистрации от 17.02.1997г. №1132/1) на основании устава общества, утвержденного Комитетом по управлению госимуществом и приватизации.
ОАО «ГУМ» является коммерческой организацией — юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак, расчетный и иные счета в учреждениях банков.
Цель деятельности организации заключается в ведении хозяйственной деятельности, направленной на увеличение прибыли.
Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь и международными соглашениями, к которым присоединилась Республика Беларусь. Уставный фонд определен в размере 281 855 680 рублей. Уставный фонд разделен на 2 347 964 простых (голосующих) именных акций. Номинальная стоимость каждой 120 рублей. Акции выпущены в форме записей на листах.
Таблица 3 — «Основные показатели доходов, расходов и финансовых результатов ОАО «ГУМ за 2011-2012 гг.» | ||||||
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение | |||
сумма, млн.р. |
уд. вес, % |
сумма, млн.р. |
уд. вес, % |
абсолют-ное, млн.р. |
относи-тельное, | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Выручка от реализации товаров |
281 891 |
100,0 |
453 255 |
100,0 |
171 364 |
60,79 |
2. Полная себестоимость реализованных тов. |
216 487 |
76,8 |
350 645 |
77,4 |
134 158 |
61,97 |
2.1. Себестоимость реализованных товаров |
149 239 |
52,94 |
256 272 |
56,54 |
107 033 |
71,72 |
2.2. Управленческие расходы |
9 850 |
3,5 |
10 157 |
2,2 |
307 |
3,1 |
2.3. Расходы на реализацию |
57 398 |
20,4 |
84 216 |
18,6 |
26 818 |
46,7 |
3. Прибыль (убыток) от реализации товаров |
65 404 |
23,2 |
102 610 |
22,6 |
37 206 |
- 1,18 |
Информация о работе Учет реализации товаров в розничной торговле (на примере ОАО «ГУМ»)