Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 23:52, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является закрепление и расширение теоретических знаний, разработка конкретных предложений по совершенствованию учета реализации товаров организации на базе нормативных документов, литературных источников.
Введение……………………………………………………………………………….4
Реализация товаров как объект бухгалтерского учета…………………………...6
1.1.Экономическая сущность понятий «розничная торговля», «розничный товарооборот», «интернет-торговля», «выручка от реализации»; задачи и принципы учета реализации товаров в розничной торговле……………………….6
1.2. Нормативно-правовые документы и методические аспекты учета
реализации товаров…………………………………………………………………...9
1.3.Обзор экономической литературы и основных проблем по теме исследования…………………………………………………………………………13
1.4. Организационно-экономические особенности деятельности
ОАО «ГУМ» и их влияние на положение учетной политики………………........17
2. Методика и организация учета реализации товаров в ОАО «ГУМ»…………..26
2.1. Особенности договорных отношений, связанные с реализацией
товаров, и порядок формирования розничных цен………………….…………….26
2.2. Документальное оформление реализации товаров и отчетность
Материально-ответственных лиц…………………...……………………………...31
2.3. Особенности проведения расчетов при реализации товаров в
розничной торговле………………………….……………….……………………...36
2.4. Синтетический и аналитический учет реализации товаров в
розничной торговле…………………………………………………….……………38
2.5. Раскрытие информации о реализации товаров в отчетности
и направления совершенствования бухгалтерского учета
реализации товаров в розничной торговле…………………………………...……43
Заключение…………………………………………………………………………...47
Список использованных источников……………………………………………….49
Рассмотрим пример формирования розничной цены:
ОАО «ГУМ» приобрела у государственного предприятия «Хлебозавод №1 г.Минска» хлеб «Смачны новый». Отпускная цена производителя без НДС: 5 061 р. за единицу. Предельная торговая надбавка — 20 %; НДС — 10 %. Определить розничную цену за 12 единиц товара.
Отпускная цена производителя без НДС за 12 единиц товара: 5061*12=60732 р.
Торговая надбавка: 60732*20/100=12146 р.
Сумма НДС: (60732+12146)*10/100=7288 р.
Розничная цена за 12 единиц товара: 60732+12146+7288=80166 р. (с учетом округления 80200 р.).
2.2. Документальное
оформление реализации товаров
и отчетность материально-
В ОАО «ГУМ» предусмотрена реализация товаров населению за наличный расчет и по банковским пластиковым карточкам.
Организация принимает наличные денежные средства с использованием кассового оборудования, модели или модификации которого включены в государственный реестр моделей кассовых суммирующих аппаратов, используемых на территории Республики Беларусь. При использовании кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, документом, подтверждающим факт покупки товаров является кассовый чек.
При продаже мебели, технически сложных товаров, текстильных, трикотажных, швейных, меховых товаров и обуви, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней вместе с товаром и кассовым чеком покупателю передается также товарный чек.
В случае возврата потребителю наличных денежных средств, принятых с использованием кассового оборудования, составляется акт о возврате наличных денежных средств покупателю (потребителю). Графа «№ чека» в акте заполняется при предъявлении потребителем чека, при его отсутствии в графе ставится прочерк. Также в акте указывается название отдела, № секции, сумма чека, дата составления акта, инициалы комиссии, их подписи. Возвращенные покупателями чеки должны прилагаться к акту ( приложение Г ).
Расчеты с использованием банковских пластиковых карточек представляют собой сложную систему. Заключается договор между банком и организацией по операциям, совершаемым с использованием банковской пластиковой карточки. В договоре указывается разрешение, предоставляемое банком-эмитентом на проведение операции, совершаемой с использованием карточки, в результате проведения которого возникает обязательство банка-эмитента по оплате документов, составленных при использовании карточки. В договоре также оговаривается порядок обеспечения необходимыми техническими средствами, в частности платежным терминалом.
При использовании платежного терминала формируется карт-чек (документ на бумажном носителе и (или) в электронном виде, служащий подтверждением совершения операции с использованием карточки и являющийся основанием для оформления платежных инструкций для осуществления безналичных расчетов).
Карт-чек содержит следующие сведения:
— идентификационный код организации торговли;
— дату и время совершения операции;
— сумму операции;
— код или наименование валюты;
— сумму вознаграждения банка-эквайера;
— код, подтверждающий авторизацию операции;
— реквизиты карточки в соответствии с правилами платежной системы;
— подпись держателя карточки.
При сдаче выручки кассирами-операционистами в кассу организации выписывается приходный кассовый ордер. В нем указывается дата, сумма с НДС, инициалы кассира и подпись, инициалы главного бухгалтера и подпись (приложение Д). В конце смены кассир снимает Z-отчет (приложение Ж). При сдаче выручки из кассы организации составляется расходный кассовый ордер. В нем указывается наименование организации, номер, дата, сумма, инициалы и подписи руководителя, главного бухгалтера, кассира и другие (приложение И). При передаче денег инкассатору составляется препроводительная ведомость, в которой указывается дата, номер, от кого выдана, получатель, сумма, банк получателя, подписи руководителя организации, кассира, инкассатора (приложение К). Все перечисленные выше документы являются основанием для записи в кассовую книгу. Кассовая книга состоит из двух частей (неотрывной и отрывной). Неотрывная часть листа остается в кассовой книге, а отрывная часть заполняется через копировальную бумагу и служит отчетом кассира. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами, проставляется дата, номер документа, от кого получено или кому выдано, приход, расход, итого по странице, итого за день, остаток на конец дня, ставятся подпись и инициалы кассира, главного бухгалтера (приложение Л).
При реализации продукции через интернет-магазин юридическим лицам организация, осуществляющая продажу товара, выписывает на каждого грузополучателя товара товарно-транспортную или товарную накладную (в зависимости от способа доставки), которая подтверждает факт получения товара и, соответственно, содержит информацию о покупателе — юридическом лице в соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 г. № 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная" и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная"» (в ред. от 10.07.2009 г.).
При реализации товара через интернет-магазин физическим лицам факт покупки должен быть подтвержден в соответствии с постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 06.05.2002 г. № 23 «Об утверждении Положения о порядке оформления документа, подтверждающего факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуги» (в ред. от 6.07.2004 г. № 26).
При использовании кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем документом, подтверждающим факт покупки товаров (выполнения работ, оказания услуг), является кассовый чек либо счет в торговых объектах общественного питания при обслуживании потребителей официантами, барменами.
При продаже мебели, технически сложных товаров (в случае отсутствия технического паспорта, инструкции по эксплуатации, руководства пользователя), текстильных, трикотажных, швейных, меховых товаров и обуви, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней вместе с товаром и кассовым чеком покупателю передается также товарный чек, выписываемый в произвольной форме.
При продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, при оплате через отделения банка, через систему Easy Pay и WebMoney организации необходимо выдать покупателю документ, подтверждающий факт покупки товаров. Документами, подтверждающими факт покупки товаров (выполнения работ, оказания услуг), являются: товарный чек либо квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону, надлежащим образом оформленный технический паспорт, инструкция по эксплуатации, руководство пользователя, иной документ, содержащий сведения о наименовании товара (работы, услуги), стоимости товара (работы, услуги), дате приобретения, продавце (изготовителе, исполнителе).
Документы должны содержать следующие сведения:
1) о продавце (исполнителе) — наименование и место нахождения (юридический адрес). Индивидуальный предприниматель должен также предоставить информацию о своей фамилии, имени, отчестве, данные свидетельства о государственной регистрации (номер, дата выдачи, кем выдано);
2) о товаре (работе, услуге) — наименование товара (работы, услуги); марка либо модель, либо артикул, либо сорт товара (при их наличии); цена товара (работы, услуги); при продаже изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней — также проба, вес, цена за грамм, вид и характеристика драгоценного камня; при выполнении работы, оказании услуги — наименование материала, запасных частей, комплектующих и т.д., их количество, цена за единицу веса, меры, объема и стоимость; установленный гарантийный срок, если он не указан в другой документации, прилагаемой к товару (выполненной работе, оказанной услуге); наличие недостатка (недостатков); дата продажи товара или оформления заказа на работу, услугу, срок исполнения работы, услуги.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по типовым формам, утвержденным Министерством финансов Республики Беларусь, по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики. При отсутствии утвержденных типовых форм или недостатке содержащейся в них информации организация принимает к учету самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы, которые должны содержать следующие обязательные реквизиты:
В зависимости от характера хозяйственных операций и системы обработки данных в первичные учетные документы могут включаться дополнительные реквизиты.
Таким образом, организация, реализующая свою продукцию физическим лицам через интернет-магазин, может самостоятельно разработать и утвердить первичный учетный документ, в который может включить информацию о покупателе и о подтверждении факта получения им товара.
К числу платежных клиентских документов, которые наиболее часто используются при проведении безналичных расчетов, относятся следующие: платежные поручения, платежные требования, требования-поручения, заявления на аккредитив, чеки, заявления на акцепт платежных требований, инкассовое распоряжение и др. Особенностью таких первичных документов является то, что они не только подтверждают сам факт совершения хозяйственной операции, но и являются основанием для ее совершения, то есть во многих случаях они заменяют сам хозяйственный договор, который создает лишь организационные предпосылки для совершения конкретных сделок (например, договор текущего счета содержит рамочные условия для совершения конкретных расчетных и кассовых операций, которые проводятся на основании отдельных первичных документов). По сложившейся классификации первичных документов они являются распорядительными. Исключение составляют некоторые специфические документы (например, дебетовые и кредитовые авизо, в том числе выписки по счету), служащие лишь подтверждением факта совершения банком на основании других платежных документов какой-либо платежной или кассовой операции. Такого рода документы являются оправдательными. Хотя основные требования к заполнению платежных клиентских документов устанавливаются банковским законодательством, однако существуют и реквизиты, правила заполнения которых регулируются налоговым законодательством. Это, в частности: 1) УНП плательщика и бенефициара; 2) сумма НДС (либо пометка «Без НДС»), выделенная отдельной строкой в расчетных документах (в том числе реестрах на получение средств с аккредитива.
Для обеспечения сохранности ценностей введена материальная ответственность, которая возлагается на работников, называемых материально- ответственными лицами. Материальная ответственность заключается в возмещении работниками причиненного предприятию ущерба при исполнении ими служебных обязанностей.
Положение о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный организации предусматривает два основных вида материальной ответственности — ограниченную и полную.
Ограниченная материальная ответственность предполагает возмещение работником стоимости причиненного ущерба, но не свыше суммы, которая определена законодательством в установленных пределах его заработка. Полная материальная ответственность применяется в строго оговоренных законом случаях. Такая ответственность возлагается на работников, которые по условиям своей работы имеют широкий или полный доступ к товарно-материальным ценностям.
Возложение полной материальной ответственности на работников оформляется письменным договором о материальной ответственности до подписания которого допускать работника к материальным ценностям не рекомендуется. В договоре должны быть оговорены конкретные условия труда работников, уточнены мероприятия по обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей, порядок возмещения причиненного ущерба, ведения учета и предоставления установленной отчетности.
В ОАО «ГУМ» осуществляются следующие виды материальной ответственности:
а) ответственность отдельных лиц (индивидуальная);
б) ответственность коллектива работников (коллективная).
При индивидуальной ответственности каждый работник отвечает за свои собственные действия. При возложении на работника индивидуальной материальной ответственности администрация с ним подписывает «Типовой договор о полной индивидуальной ответственности» (приложение М). При возложении материальной ответственности за денежные средства на кассиров администрация подписывает с ними «Обязательство кассира».
При коллективной материальной ответственности коллектив несет ответственность за поступки и действия каждого члена коллектива и каждый член коллектива отвечает за свои собственные действия и действия своих коллег. Материальная ответственность на коллектив возлагается договором, заключенным между администрацией и бригадами. Договор подписывается администрацией и всеми членами коллектива. При выбытии из коллектива его членов новый договор не оформляется, а против выбывшего члена ставят дату выбытия, а вновь принятый ставит дату прибытия.
Информация о работе Учет реализации товаров в розничной торговле (на примере ОАО «ГУМ»)