Аудит расчетов с заказчиками на примере ООО «Столица»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Аудит расчетов с покупателями и заказчиками является одной из важнейших составляющих аудита финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации. Проверка статей «дебиторская задолженность» в балансе и статьи «выручка» в отчете о прибылях и убытках позволяет выявить как непреднамеренные ошибки в учете, так и попытки манипулировать отчетностью с применением методов «креативной бухгалтерии».
Целью данного исследования является анализ организации учета и аудит расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Столица», а также выработка рекомендаций по устранению недостатков и оптимизации систем внутреннего контроля на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками………………………………………………………………………..5
1.1 Понятие и сущность расчетов с покупателями и заказчиками…………….5
1.2 Понятие и сущность аудита расчетов с покупателями и заказчиками…….7
1.3 Основные виды аудита расчетов с покупателями и заказчиками………...12
2. Учет расчетов с заказчиками на примере ООО «Столица»………………..15
2.1 Краткая характеристика ООО «Столица»………………………………….15
2.2 Отражение в учетной политике ООО «Столица» расчетов с
заказчиками………………………………………………………………………16
2.3 Отражение в бухгалтерском учете ООО «Столица» расчетов с
Заказчиками………………………………………………………………………20
3. Аудит расчетов с заказчиками на примере ООО «Столица»………………24
3.1 Планирование аудита расчетов с заказчиками…………………………….24
3.2 Анализ контрольной среды и процедуры по существу…………………...31
3.3 Итог проведение аудита расчетов с заказчиками и предоставление аудиторского заключения……………………………………………………….36
3.4 Выводы и рекомендации по устранению нарушений……………………..38
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ауудит тема 27.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы  учета и аудита расчетов с  покупателями и заказчиками………………………………………………………………………..5

1.1 Понятие и сущность  расчетов с покупателями и  заказчиками…………….5

1.2 Понятие и сущность аудита расчетов с покупателями и заказчиками…….7

1.3 Основные виды аудита расчетов с покупателями и заказчиками………...12

2. Учет расчетов с  заказчиками на примере ООО «Столица»………………..15

2.1 Краткая характеристика ООО «Столица»………………………………….15

2.2 Отражение в учетной политике ООО «Столица» расчетов с

заказчиками………………………………………………………………………16

2.3 Отражение в бухгалтерском  учете ООО «Столица» расчетов с

Заказчиками………………………………………………………………………20

3. Аудит расчетов с  заказчиками на примере ООО «Столица»………………24

3.1 Планирование аудита расчетов с заказчиками…………………………….24

3.2 Анализ контрольной  среды и процедуры по существу…………………...31

3.3 Итог проведение  аудита расчетов с заказчиками  и предоставление аудиторского  заключения……………………………………………………….36

3.4 Выводы и рекомендации по устранению нарушений……………………..38

Заключение……………………………………………………………………….41

Список используемой литературы……………………………………………...43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С проблемой управления расчетами с покупателями и заказчиками  сталкиваются предприятия всех форм собственности независимо от их размера и сферы деятельности.

В условиях мирового финансового  кризиса многие организации испытывают острый дефицит оборотных средств, вызванный трудностями привлечения  внешнего финансирования в форме  банковских кредитов. Такая ситуация способствует росту неплатежей и возрождению популярных в 90е годы неденежных форм расчетов.

Столкнувшись с такого рода проблемами, многие предприятия  вынуждены пересмотреть свою политику управления оборотным капиталом. Наибольшее внимание при этом уделяется учету и контролю расчетов с покупателями и заказчиками. Из этих категорий основной акцент обычно делается на дебиторской задолженности покупателей, поскольку входящий денежный поток от ее погашения контрагентами является одним из основных источников наличных средств организации.

В отличие от западных компаний, которые в стремлении повысить конкурентоспособность проводят широкомасштабные компании, борясь за ничтожные доли процентов в улучшении тех  или иных показателей, российский бизнес до сих пор располагает возможностью увеличения экономической рентабельности на десятки процентов. Однако необходимым условием этого является налаживание эффективной системы бухгалтерского и управленческого учета и внедрения определенных контрольных процедур.

Учитывая сказанное выше, проблема учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками представляется особенно актуальной именно для российских предприятий, в частности для малого и среднего бизнеса. Крупные холдинги, предприятия с иностранным капиталом, а также компании, акции которых котируются на международных биржах, уже давно позаботились о внедрении у себя эффективных систем учета и контроля. Для малого и среднего бизнеса перенимание опыта более передовых коллег может способствовать росту инвестиционной привлекательности, повышению эффективности финансового менеджмента, улучшению структуры капитала и лучшему контролю целевого использования средств.

Аудит расчетов с покупателями и заказчиками является одной из важнейших составляющих аудита финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации. Проверка статей «дебиторская задолженность» в балансе и статьи «выручка» в отчете о прибылях и убытках позволяет выявить как непреднамеренные ошибки в учете, так и попытки манипулировать отчетностью с применением методов «креативной бухгалтерии».

Целью данного исследования является анализ организации учета  и аудит расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Столица», а также выработка рекомендаций по устранению недостатков и оптимизации систем внутреннего контроля на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы учета и аудита расчетов  с покупателями и заказчиками.

1.1 Понятие  и сущность расчетов с покупателями  и заказчиками

В процессе коммерческой деятельности компании постоянно вступают в различные расчетные отношения. Так, организации оплачивают счета поставщиков и подрядчиков за приобретенные у них товары, работы и услуги. Покупатели и заказчики, напротив, генерируют входящий денежный поток, расплачиваясь за проданные им товары (выполненные работы, оказанные услуги). Кроме того, расчетные операции возникают при уплате налогов в бюджет, при перечислении процентов по кредитам банкам, при выплате зарплат и т.д. В общем случае расчетам предшествует возникновение каких-либо прав или обязательств, иными словами - дебиторской или кредиторской задолженности.

Организации и лица, имеющие  задолженность перед компанией, называются дебиторами. Покупатели и  заказчики представляют собой основную категорию дебиторов коммерческой организации. Соответственно, расчеты  с покупателями и заказчиками возникают в хозяйственной деятельности предприятия при погашении дебиторской задолженности.

Дебиторская задолженность  представляет собой совокупность обязательств третьих лиц перед организацией и обладает следующими основными  характеристиками:

  • возникает на основании договора, закона или деликта;
  • является частью активов предприятия, важной компонентой оборотного капитала;
  • часто рассматривается как иммобилизованные оборотные средства компании, посредством которых осуществляется кредитование ее контрагентов;
  • является отражением определенных транзакций на счетах бухгалтерского учета;
  • влияет на результаты деятельности предприятия, на его финансовое состояние;
  • может быть оценена различными способами, что влияет на величину задолженности в стоимостном выражении;
  • может являться предметом манипуляций со стороны руководства компании, так как содержит оценочную величину - резерв по сомнительным долгам.

Расчеты с покупателями и заказчиками возникают при  выполнении договоров на поставку товаров, на оказание услуг, на выполнение работ. Иными словами, это те договоры, по которым предприятие получает выручку (доход).

Дебиторская задолженность  может возникать как при предоставлении покупателю (заказчику) отсрочки платежа, так и при перечислении аванса поставщикам и подрядчикам. В первом случае задолженность представляет собой денежную сумму, подлежащую уплате. Во втором случае задолженность - это ни что иное, как товары (работы, услуги), которые контрагенты обязаны поставить организации. Дебиторская задолженность может возникать на основании договора, закона или деликта.

Срок, в течение которого дебиторская задолженность отражается в учете и отчетности, обычно определяется договорными отношениями или  нормативными актами. Так, условиями  договора может быть предусмотрено возникновение обязательства покупателя по оплате товара в момент отгрузки. В этом случае дебиторская задолженность возникнет в момент отгрузки и будет отражаться в учете до момента перечисления средств покупателем, т.е. до момента погашения обязательства. Признание дебиторской задолженности в учете всегда тесно связано с возникновением, изменением или прекращением гражданских правоотношений. Что касается нормативных сроков, то здесь самым ярким примером служит срок исковой давности, по истечении которого безнадежная задолженность списывается с учета.

Таким образом, в данном разделе были рассмотрены понятие  и сущность расчетов с покупателями и заказчиками. Расчетные операции возникают в процессе хозяйственной  деятельности предприятий и, как  правило, являются следствием договорных правоотношений. Расчеты с покупателями и заказчиками нельзя рассматривать в отрыве от понятия дебиторской задолженности, которая представляет собой сумму обязательств контрагентов перед компанией. Сроки погашения дебиторской задолженности, т.е. осуществления расчетов по урегулированию обязательств, могут быть установлены законом или соглашением сторон.

 

1.2 Понятие  и сущность аудита расчетов  с покупателями и заказчиками

В настоящее время  в РФ действуют два закона об аудиторской деятельности:

  • Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 24.12.2008
  • Федеральный закон от 07.08.2001 №119-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об аудиторской деятельности» от 13.07.2001

Новый закон №307-ФЗ полностью  вступил в силу с 01.01.2010. Вместе с тем до 2011 года будут действовать отдельные положения закона №119-ФЗ, касающиеся аттестации аудиторов.

Новый закон содержит большое количество новелл. В частности  изменения коснулись понятия  сопутствующих аудиту услуг. Теперь их перечень устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Что касается восстановления и ведения бухгалтерского учета, налогового консультирования, оценочной  деятельности, анализа финансово-хозяйственной  деятельности компаний, обучения и  других услуг, поименованных в пункте 6 статьи 1 закона № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», то они перешли в разряд прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг. Тем не менее, данные функции остались в компетенции аудиторов.

Кроме того, частично изменились условия проведения обязательного аудита. Теперь обязательный аудит проводится в компаниях, у которых объем выручки за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн. руб. или сумма активов баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн. руб.

Аудиторскую деятельность могут вести и аудиторские  организации, и индивидуальные аудиторы. Новый закон этому не препятствует.

Однако обязательный аудит некоторых видов организаций, а также аудит консолидированной  отчетности проводят только аудиторские компании.

Лицензирование аудиторской  деятельности заменено обязательным членством  в саморегулируемых организациях аудиторов. Иными словами, с 1 января 2010 года продолжать свою деятельность могут лишь те аудиторские  компании и индивидуальные аудиторы, которые состоят в какой-либо саморегулируемой организации аудиторов.

Изменился также порядок  аттестации аудиторов. С 1 января 2011 года вводится единый квалификационный аттестат аудитора, который предоставляет  право проверять отчетность предприятий без ограничений по отраслевому критерию. Кроме того, изменились квалификационные требования к претендентам на получение аттестатов.

Отдельные положения  закона №307 вступят в силу с 01.01.2011, тогда предыдущий закон №119 окончательно утратит силу.

Помимо нового закона «Об аудиторской деятельности»  Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 557 введен новый стандарт аудиторской  деятельности, качающийся системы контроля качества аудиторских услуг. Согласно новому стандарту, каждая аудиторская  фирма обязана внедрить у себя такую систему. Контроль качества услуг должен четко документироваться и осуществляться по нескольким направлениям (этические требования, решение о принятии клиента на обслуживание, выполнение задания и д.р.). Подробнее стандарты аудиторской деятельности рассмотрены в п. 1.5.

Согласно закону «Об  аудиторской деятельности», аудит  представляет собой независимую  проверку бухгалтерской отчетности аудируемого лица с целью выражения  мнения о ее достоверности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная законом «О бухгалтерском учете».

Аудиторская деятельность может осуществляться аудиторской  фирмой или частным аудитором  и представляет собой предпринимательскую  деятельность по проведению собственно аудита и оказанию сопутствующих ему работ и услуг.

Целью аудита расчетов с  покупателями и заказчиками является выражение мнения о достоверности  отражения в учете и отчетности показателей дебиторской задолженности. Следовательно, основной задачей аудита расчетов с покупателями и заказчиками является получение доказательств правильности отражения такого рода операций в учете и отчетности.

Типовая аудиторская  проверка подразделяется на три основных этапа.

  1. Подготовительный этап (этап планирования)

На данном этапе аудитор  знакомится с финансово-хозяйственной  деятельностью предприятия. При  этом принимаются во внимание отрасль, сфера деятельности, экономические, финансовые и иные риски, свойственные данной компании. Аудитор проводит предварительный анализ системы внутреннего контроля, структурный и динамический анализ отчетности.

На этом же этапе определяется величина аудиторского риска, рассчитывается уровень существенности, а также  трудоемкость проверки. Данные расчеты  базируются на результатах анализа указанных выше внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность аудируемого лица. Когда определена величина аудиторского риска и уровень существенности, разрабатывается программа аудита. В аудиторских фирмах, как правило, имеется набор типовых аудиторских программ для проверки всех статей отчетности. Программы могут адаптироваться для конкретного предприятия. Также при разработке аудиторских программ могут приниматься во внимание результаты предшествующих проверок.

Информация о работе Аудит расчетов с заказчиками на примере ООО «Столица»