Анализ финансвой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 13:07, контрольная работа

Краткое описание

К основным понятиям комплексного анализа относятся его полнота или всесторонность, системность, наличие единой цели, согласованность и одновременность. Комплексный анализ требует изучения всех сторон деятельности организации. Для характеристики экономического анализа как комплексного недостаточно определить его как полный анализ, т.е. анализ всех сторон хозяйственной деятельности. Комплексный анализ не состоит из простой суммы анализа отдельных сторон производства и отдельных обобщающих показателей. Полнота и всесторонность анализа — только одно из условий его комплексности. Другое необходимое условие комплексности — использование в анализе единой цели, позволяющей связать отдельные направления анализа, показатели и факторы производства в единую систему. Единая цель служит организующим началом согласования результатов экономического анализа организации в целом с результатами отдельных его частей или сторон.

Вложенные файлы: 1 файл

analiz_fin_otchetnosti.doc

— 3.09 Мб (Скачать файл)

КЭА

  1. Роль и содержание комплексного анализа в управлении

Экономический анализ - это систематизированная совокупность методов, способов, приемов, используемых для получения выводов и рекомендаций экономического характера в отношении некоторого субъекта хозяйствования.

Экономический анализ направлен на исследование экономических процессов (явлений), возникающих при создании и продаже продукции (товаров, услуг). Поскольку для создания и продажи продукции (товаров, услуг) требуется ряд последовательных этапов (тематических направлений, видов деятельности), описываемых концепцией жизненного цикла систем, то и тематические направления экономического анализа будут различаться.

Предметом экономического анализа как самостоятельной области экономической науки является деятельность конкретных хозяйствующих субъектов любой формы собственности, направленная на получение прибыли или обеспечение сбалансированности расходов и доходов, изучаемая комплексно в целях объективной оценки ее эффективности и выявления резервов ее повышения, а также обеспечения устойчивости развития анализируемого хозяйствующего субъекта.

К основным понятиям комплексного анализа относятся его полнота или всесторонность, системность, наличие единой цели, согласованность и одновременность. Комплексный анализ требует изучения всех сторон деятельности организации. Для характеристики экономического анализа как комплексного недостаточно определить его как полный анализ, т.е. анализ всех сторон хозяйственной деятельности. Комплексный анализ не состоит из простой суммы анализа отдельных сторон производства и отдельных обобщающих показателей. Полнота и всесторонность анализа — только одно из условий его комплексности. Другое необходимое условие комплексности — использование в анализе единой цели, позволяющей связать отдельные направления анализа, показатели и факторы производства в единую систему. Единая цель служит организующим началом согласования результатов экономического анализа организации в целом с результатами отдельных его частей или сторон.

Экономический анализ состоит из двух взаимосвязанных разделов: управленческий анализ и финансовый анализ. Разделение экономического анализа на два обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Такое разделение анализа не сколько условно, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа, и наоборот. Оба вида анализа подпитывают друг друга информацией, но вместе с тем каждый из них имеет свои особенности.

Управленческий анализ имеет своей целью обеспечить аналитическое обоснование принимаемых управленческих решений. Основными задачами этого анализа являются:

  • оценка хозяйственной ситуации;
  • выявление положительных и отрицательных факторов, а также причин действующего состояния;
  • подготовка принимаемых управленческих решений;
  • выявление и мобилизация резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.

По содержанию управленческий анализ подразделяется на тематический и комплексный. Тематический анализ затрагивает     только отдельные стороны хозяйственной деятельности предприятия, представляющие в определенный момент времени наибольший интерес для исследования. Комплексный анализ охватывает деятельность предприятия всесторонне, что особенно важно в процессе управления.

Процедуры проведения комплексного управленческого анализа можно объединить в три взаимосвязанных этапа.

  1. Предварительный анализ хозяйственной деятельности предприятия:   
  • общая характеристика объекта анализа (предприятия);
  • оценка внешних условий хозяйствования;
  • общий обзор результатов хозяйственной деятельности в системе основных экономических показателей.
  1. Углубленный анализ хозяйственной деятельности предприятия:
  • анализ технико-организационного уровня предприятия;
  • анализ ресурсного обеспечения предприятия (основных средств, нематериальных активов, материальных ресурсов, финансовых ресурсов, трудовых ресурсов);
  • анализ рыночной среды предприятия;
  • анализ объемов производства и реализации продукции (услуг);
  • анализ качества продукции (услуг);
  • анализ себестоимости продукции (услуг);
  • анализ финансовых результатов деятельности предприятия;
  • анализ инвестиционной деятельности предприятия;
  • анализ финансового состояния предприятия.
  1. Оценка эффективности деятельности предприятия и его конкурентоспособности:
  • оценка эффективности деятельности предприятия;
  • оценка конкурентоспособности предприятия.

Виды анализа. В экономической литературе анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам:

по отраслевому анализ делится на отраслевой, учитывающий специфику конкретной отрасли и межотраслевой, который является теоретической базой анализа для всех отраслей национальной экономики;

по временному признаку анализ подразделяют на предварительный, который проводится до осуществления хозяйственных операций и последующий, используемый для контроля выполнения плана и оценки результатов деятельности предприятия. В свою очередь, последующий делится на оперативный проводится сразу после совершенствования хозяйственных операций за короткие промежутки времени (смену, сутки, декаду) и итоговый анализ за отчетный период времени (месяц, квартал, год) для изучения всесторонней деятельности предприятия;

по пространственному признаку внутрихозяйственный, изучающий деятельность только исследуемого предприятия и его подразделений и межхозяйственный сравниваются результаты деятельности нескольких предприятий.

В свою очередь, внутрихозяйственный анализ подразделяется по объектам управления на:

техникоэкономический, где учитываются взаимодействия технических и экономических процессов;

финансовоэкономический, уделяющий внимание финансовым результатам: эффективности использования капитала, увеличению суммы прибыли, росту рентабельности, улучшению платежеспособности предприятия;

аудиторский (бухгалтерский) с целью оценки финансового состояния предприятия;

социальноэкономический, учитывающий взаимосвязь социальных и экономических процессов и влияние их друг на друга;

экономикостатистический применяется для изучения общественных явлений на уровнях управления предприятием, отраслью, регионом;

экономикоэкологический исследует взаимодействие экологических и экономических процессов;

маркетинговый для разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности: изучения рынков сырья и сбыта готовой продукции, спроса и предложения, формирования ценовой политики.

По субъектам пользователя различают анализ внутренний (для нужд оперативного и долгосрочного управления деятельностью предприятия) и внешний (проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, инвесторами).

По охвату изучаемых объектов анализ подразделяется на сплошной (изучение всех объектов) и выборочный(обследование только некоторых объектов).

По содержанию анализ может быть комплексным (деятельность предприятия изучается всесторонне) и тематическим (изучаются только отдельные стороны, представляющие наибольший интерес.

По методике изучения анализ может быть:

горизонтальный – сравнение результатов хозяйственной деятельности с показателями плана, данными прошлых лет, передовых 
предприятий.

-  вертикальный (структурный) определение влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

-  трендовый определение основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем;

-  факторный выявление влияния отдельных факторов на результативный показатель. Факторный анализ, в свою очередь, может быть детерминированным (влияние факторов на результативный носит функциональный характер) и стохастическим (связь факторов с результативным является вероятностной корреляционной).

-  маржинальный метод оценки эффективности управления, учитывающий взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли.

-  функциональностоимостный метод выявления резервов.

 

  1. Содержание управленческого анализа и последовательность его проведения.

 

 Управленческий анализ проводится для получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, а его результаты являются коммерческой тайной. Целью данного анализа являются изучение механизма достижения максимальной прибыли и повышения эффективности хозяйствования; разработка важнейших вопросов конкурентной политики предприятия и программ его развития на перспективу; обоснование управленческих решений по достижению конкретных производственных целей. Объектом анализа выступают различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности структурных подразделений хозяйствующего субъекта. Субъектами анализа могут быть различные организационные структуры внутрихозяйственного управления и отдельные лица, ответственные за проведение анализа,  а также внешние консультанты для проведения аналитической работы. Проводится управленческий анализ по мере необходимости на нерегулярной основе, прежде всего по тем направлениям, где наблюдаются спад производства, кризисная ситуация, рост затрат, снижение рентабельности и качества продукции, отставание в конкурентной борьбе и т.д. Информационной базой анализа служат данные первичного бухгалтерского и оперативного учета, выборочных обследований, нормативно-справочная информация, акты ревизий и инвентаризаций, аналитические расчеты, а также сведения, добытые у конкурентов в результате промышленного шпионажа. Полученная информация представляет коммерческую тайну и используется для внутрихозяйственного управления. Потребителями данной информации являются менеджеры предприятия, совет директоров, директора филиалов и дочерних предприятий, начальники цехов, бригадиры, мастера и др. 
Основное содержание управленческого анализа составляют:

  • анализ обоснования и реализации бизнес-планов;
  • анализ системы маркетинга;
  • комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности;
  • анализ технико-организационного уровня и других условий производства;
  • анализ использования производственных ресурсов;
  • анализ объема продукции;
  • анализ взаимосвязи себестоимости, объема продукции и прибыли.

Важнейшим элементом методики анализа являются методы (способы, технические приемы) обработки информации. Все их можно подразделить на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные методы называют также расчетными, так как они служат для обработки количественной информации. Их подразделяют      на простые и экономико-математические. К простым методам относят: сравнение, аналитическую группировку, балансовый метод, графический метод. Экономико-математические методы – это методы, основанные на элементарной математике, математическом анализе, статистике, линейном программировании и т.п.

Нетрадиционные или эвристические методы используются, как правило, для обработки качественной информации. К ним относят:

  1. оценочные методы, которые в свою очередь подразделяются на:
  • бескритериальные методы оценки (балльная оценка, экспертная оценка, парное сравнение, метод «Дельфи» и др.);
  • критериальные методы оценки (методы типологии, контрольных вопросов и др.);
  1. оценочно-поисковые методы (метод «мозгового штурма», деловые игры, функционально-стоимостной анализ и др.).         

 Рассмотрим  последовательность проведения  анализа: 
первый этап - установление цели анализа и объема работы, составление плана аналитической работы, конкретной программы анализа; подбор документов, проверка достоверности источников информации, приведение данных в сопоставимый вид, группировки данных, составление аналитических таблиц; 
второй этап - изучение показателей, характеризующих деятельность анализируемой организации; 
третий этап - обобщение и оформление результатов анализа, составление аналитических записок с конкретными предложениями, принятие решений, организация контроля исполнения предложений по результатам анализа. 
От того, как будут определены цели аналитической работы, зависят ее объемы и характер. Эти цели вытекают из задач, стоящих перед организацией. 
Необходимым условием анализа является составление его программы. В программе предусматриваются: сроки проведения анализа; материалы, по которым проводится анализ, а также список лиц (с указанием должности), у которых можно получить нужную информацию; порядок проведения анализа и обобщения его результатов; исполнители (плановый отдел, бухгалтерия и др.), календарные сроки выполнения работ.  
Проверка материалов, используемых при анализе, их изучение и систематизация (составление соответствующих аналитических таблиц, подбор и распределение по отдельным вопросам дополнительно привлеченных материалов и т.д.) - необходимое условие анализа. Материалы могут содержать ошибки и искажения. Искажением отчетных данных считается неправильное их отражение в отчетности, допущенное как в результате умышленных действий должностных лиц с целью сокрытия доходов и в других корыстных целях, так и вследствие нарушения действующих инструкций и методических указаний по составлению отчетности, а также арифметических ошибок.  
Аналитической работой в организациях занимаются, прежде всего, работники бухгалтерии. Главный бухгалтер отвечает за финансовое состояние организации. Вместе со своим заместителем он готовит информационный материал и изучает хозяйственную деятельность по данным бухгалтерского учета и отчетности, контролирует выполнение планов, расходование и использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов так, чтобы предупредить потери, нерациональные расходы, обеспечить сохранность собственности.  
Оформление результатов анализа - завершающий этап аналитической работы. Результаты анализа деятельности организации за год, квартал, месяц оформляют в виде аналитических записок. Формами аналитических записок являются объяснительная записка к годовому или квартальному отчету об итогах хозяйственной деятельности организации и заключения аудиторов. В случае если результаты анализа предназначены для внутрихозяйственного использования, они оформляются в виде справки.

Информация о работе Анализ финансвой отчетности