Анализ финансвой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 13:07, контрольная работа

Краткое описание

К основным понятиям комплексного анализа относятся его полнота или всесторонность, системность, наличие единой цели, согласованность и одновременность. Комплексный анализ требует изучения всех сторон деятельности организации. Для характеристики экономического анализа как комплексного недостаточно определить его как полный анализ, т.е. анализ всех сторон хозяйственной деятельности. Комплексный анализ не состоит из простой суммы анализа отдельных сторон производства и отдельных обобщающих показателей. Полнота и всесторонность анализа — только одно из условий его комплексности. Другое необходимое условие комплексности — использование в анализе единой цели, позволяющей связать отдельные направления анализа, показатели и факторы производства в единую систему. Единая цель служит организующим началом согласования результатов экономического анализа организации в целом с результатами отдельных его частей или сторон.

Вложенные файлы: 1 файл

analiz_fin_otchetnosti.doc

— 3.09 Мб (Скачать файл)

На первом этапе анализа следует использовать аналоговую модель – график зависимости объемов реализации от времени – и приближенно оценить, какие этапы жизненного цикла уже пройдены и на каком этапе находится изучаемая система или объект в настоящее время.

На втором этапе анализа следует проверить гипотезу, которая будет выдвинута на первом этапе, путем построения регрессионных моделей. Каждый из четырех этапов жизненного цикла анализируют отдельно. При идентификации каждого этапа могут использоваться только линейные модели, для чего анализируемый этап необходимо разделить на 2-3 части, включающие равное число периодов.

Первый этап жизненного цикла, например этап выведения товара на рынок, может быть идентифицирован на основе моделей, показывающих, что реализация продукта в стоимостном выражении увеличивается нарастающими темпами. Анализ может выполняться с использованием нескольких линейных моделей или с помощью квадратичной модели.

Второй этап жизненного цикла, например этап стремительного расширения отрасли, можно идентифицировать на основе моделей, показывающих, что реализация продукта в стоимостном выражении растет стабильными темпами, причем в самом начале этапа рост идет нарастающими темпами, а в конце этапа – замедляющимися.

Третий этап жизненного цикла может быть идентифицирован на основе моделей, показывающих, что темпы роста реализации сокращаются, затем величина реализации стабилизируется, после чего начинает падать.

Четвертый этап жизненного цикла может быть идентифицирован на основе моделей, показывающих, что объемы реализации быстро сокращаются, причем возможна и стабилизация продаж после резкого сокращения.

 

17. Анализ и управление  затратами.

Особенности управления производством в современных условиях хозяйствования заключаются в том, что каждой организации в процессе производственной деятельности необходимо постоянно соизмерять доходы с затратами, просчитывать свои возможности и прежде, чем принимать какое-либо решение, касающееся своего производства, руководитель должен знать, - принесут ли эти изменения дополнительный доход.

Руководителю любой организации на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат организации, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате организации. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности - определение момента, начиная с которого доходы организации полностью покрывают ее расходы.

Одним из мощных инструментов в определении точки безубыточности является методика анализа безубыточности производства. Его еще называют анализом соотношения “затраты-объем-прибыль”.

Анализ себестоимости продукции позволяет выяснить ее динамику, тенденции выполнения плана по уровню затрат, влияние факторов на прирост, резервы, а также дать оценку мероприятий по снижению себестоимости продукции.

Объектами анализа себестоимости продукции являются:

- полная  себестоимость продукции в целом  и по элементам затрат;

- уровень  затрат на рубль произведенной  продукции;

- себестоимость  отдельных изделий;

- отдельные  статьи затрат.

Задачами исследования анализа затрат на производство являются:  
• оценка динамики важнейших показателей себестоимости и выполнение плана по ним,  
• оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции,  
• определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых,  
• оценка динамики и выполнения плана по себестоимости в разрезе элементов и по статьям затрат отдельных видов изделий,  
• выявление упущенных возможностей снижения себестоимости продукции.  
Цель анализа затрат заключается в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции. 

Важной информацией для анализа затрат являются отчетные данные; данные бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы); плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и сбыт продукции и отдельных изделий (работ, услуг). 

Система управления затратами на производство предполагает:

- нормирование и планирование  затрат в целом, по видам затрат  и продукции, по центрам затрат  и ответственности;

- учет затрат на производство;

- контроль за отклонениями  в затратах;

- анализ затрат на производство - оперативный, текущий (годовой), перспективный;

- регулирование затрат  и принятие решений.

Анализ основных показателей себестоимости продукции      (услуг)

Основными (обобщающими) показателями себестоимости продукции (услуг) являются:

  • общая сумма затрат (полная себестоимость);
  • затраты на 1 рубль объема реализации продукции (услуг);
  • себестоимость единицы продукции (услуг).

Общая сумма затрат или полная себестоимость (С) определяется путем суммирования затрат, сгруппированных по элементам затрат, калькуляционным статьям расходов или иным способом. Изменение полной себестоимости можно проследить по изменению тех или иных статей затрат.

В настоящее время для анализа себестоимости используют также ряд факторных моделей. Например, факторная модель общей суммы затрат принимает следующий вид:

С = S(Qi x З пер.i) + З пост., где

Qi – объем реализации  продукции или услуг i-го вида  в натуральном выражении,

З пер.i – переменные затраты на единицу продукции или услуг i-го вида,

З пост. – сумма постоянных затрат (на весь объем продукции или услуг).

 Данная модель позволяет  выявить основные факторы, влияющие  на общую сумму затрат, и оценить  степень влияния каждого фактора. Таким образом, общая сумма затрат может измениться в связи с изменением физического объема реализации продукции (услуг), структуры продукции (услуг), уровня переменных затрат на единицу продукции (услуг) и суммы постоянных затрат на весь объем продукции (услуг).

Затраты на 1 рубль объема реализации продукции или услуг (З) является как важнейшим показателем себестоимости и эффективности хозяйственной деятельности предприятия в целом, так как показывает взаимосвязь между затратами и производственными результатами:

З = С / V, где

С – общая сумма затрат (полная себестоимость), V – объем реализации продукции (услуг).

Более детальная факторная модель показателя затрат на 1 рубль реализации продукции (услуг) принимает следующий вид:

З = [S(Qi x З пер.i) + З пост.] / [SQi x Цi], где

Цi – цена реализации единицы продукции (услуг) i-го вида.

Затраты на 1 рубль объема реализации продукции (услуг) зависят от следующих факторов: физического объема реализации продукции (услуг), структуры продукции (услуг), уровня переменных затрат на единицу продукции (услуг), суммы постоянных затрат на весь объем продукции (услуг), цены единицы продукции (услуг).

Показатель себестоимости единицы продукции или услуг (Сi) анализируют с помощью следующей факторной модели:

Сi = C / Q = З пер.i + З пост.i, где

З пер.i – переменные затраты на единицу продукции или услуг i-го вида (определяется методом прямого счета),

З пост. i – постоянные затраты на единицу продукции или услуг i-го вида (рассчитывается на весь объем, а затем перераспределяется на единицу продукции или услуг пропорционально какой-либо выбранной базе).

 

18. Особенности  анализа прямых и косвенных, переменных  и постоянных затрат.

Анализ прямых и косвенных затрат направлен на выявление факторов, оказывающих на них влияние, обоснования причин, вызвавших влияние этих факторов, и сопоставления фактической величины затрат на единицу стоимости товарной продукции (работ, услуг) за ряд отчетных периодов, а также с плановым их уровнем на отчетный период.

Основными источниками информации для анализа прямых и косвенных расходов являются журнал-ордер № 10 (раздел 2 "Расчет затрат на производство по экономическим элементам")

При анализе прямых затрат, которые, как правило, являются и переменными (материальных затрат, затрат на оплату труда), следует выделять и учитывать объемный фактор.

Так, общая сумма материальных затрат зависит от физического объема реализации продукции (услуг), структуры продукции (услуг) и уровня материальных затрат на единицу продукции (услуг).

Уровень материальных затрат в свою очередь зависит от количества израсходованных материальных ресурсов на единицу продукции (услуг) и среднего уровня цен на материальные ресурсы.

Расход материальных ресурсов на единицу продукции (услуг) зависит в основном от их качества и применяемой на предприятии технологии производства.

Средний уровень цен на материальные ресурсы зависит от конъюнктуры рынков сырья и материалов, уникальности применяемых ресурсов, возможности замены одного вида ресурсов другим, удаленности от источников (поставщиков) материальных ресурсов, инфляционных факторов и т.п.

В себестоимости отдельных видов продукции (услуг) значительный удельный вес занимают затраты на топливо и электроэнергию для технологических целей, которые также относятся к материальным затратам.

Изменение затрат на топливо и электроэнергию происходит вследствие изменения расхода этих ресурсов и средней стоимости единицы потребляемых ресурсов (всего объема потребляемых ресурсов     за единицу времени). Поэтому очень важным этапом анализа является контроль за потреблением ресурсов. В качестве методов контроля может применяться нормирование. Изменение средней стоимости потребляемых ресурсов происходит, как правило, в связи с изменением тарифов.      

 Анализ затрат на оплату труда тесно связан с анализом формирования и использования фонда оплаты труда работников.

Общая сумма затрат на оплату труда зависит от физического объема реализации продукции (услуг), структуры продукции (услуг) и уровня затрат на оплату труда на единицу продукции (услуг).

Уровень затрат на оплату труда на единицу продукции (услуг) определяется трудоемкостью производства и уровнем оплаты труда за       1 час или 1 человеко-час. Уровень трудоемкости зависят в основном от технико-организационного уровня предприятия, а уровень оплаты труда – от квалификации работников и сдельных расценок.

Анализ косвенных затрат, которые практически не зависят от изменения физического объема реализации продукции (услуг), обычно проводится по составляющим их статьям. Приведем основные статьи для анализа косвенных затрат.

Сумма начисленной амортизации зависит от количества амортизируемого имущества, его стоимости, срока полезного использования и способа начисления амортизации.

Затраты на аренду помещений и иного имущества зависят от размера арендованной площади (количества арендованного имущества) и стоимости 1 кв. м. арендованной площади (единицы арендованного имущества).

Затраты на текущий и профилактический ремонт зависят от объема ремонтных работ, степени их сложности, стоимости запчастей и прочих материалов, необходимых для ремонта, стоимости ремонтных работ (если ремонт проводится с привлечением сторонних специализированных организаций).

Затраты на оплату труда управленческого персонала зависят от численности данной категории персонала и размера средней зарплаты (окладов, доплат, премий).

Затраты на рекламу зависят от объема работ, связанных с проведением рекламной кампании, и стоимости каждого мероприятия кампании.

В процессе дальнейшего анализа косвенных затрат необходимо выяснить причины перерасхода или экономии средств по отдельным статьям.

В заключение анализа подсчитываются резервы возможного сокращения затрат по каждой статье и разрабатываются конкретные мероприятия по их освоению. 

 

19. Финансовые результаты  и рентабельность активов коммерческой  организации и методы их анализа.

Финансовый анализ организации - это расчет, интерпретация и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности организации. Финансовый анализ включает анализ физических показателей производства и исследование непосредственно денежных потоков организации, которые базируются на её стоимости.

Основной целью анализа финансовых результатов является разработка и принятие обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:

  1. Оценка уровня и динамики показателей прибыли и рентабельности.
  2. Выявление влияния различных факторов на прибыль и рентабельность.
  3. Анализ взаимосвязи объема реализации продукции (услуг), себестоимости и прибыли.
  4. Выявление и подсчет резервов увеличения суммы прибыли и повышения уровня рентабельности.

Основная информация для анализа представлена в Отчете о прибылях и убытках. Другими источниками информации для анализа могут являться данные бухгалтерского учета, конкретизирующие данную форму отчетности, а также планы предприятия, содержащие расчет финансовых результатов (бизнес-план, план социально-экономического развития и др.).

Конечным финансовым результатом деятельности организации является показатель чистой прибыль или чистого убытка (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода), величина которого формируется в несколько этапов.

Информация о работе Анализ финансвой отчетности