Анализ рентабельности предприятия на примере ОАО «ОМКБ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Рынок предъявляет определенные требования к субъектам хозяйствования в плане организации и реализации того или иного вида бизнеса. Динамичность рыночных отношений обусловливает принятие неординарных решений, связанных с финансовыми результатами деятельности. Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат — прибыль — сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа....docx

— 63.94 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ
Рынок предъявляет определенные требования к субъектам хозяйствования в плане организации и реализации того или иного вида бизнеса.
Динамичность рыночных отношений обусловливает принятие неординарных решений, связанных с финансовыми результатами деятельности. Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат — прибыль — сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами.
Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.

Значимость экономического анализа таких важнейших показателей, как рентабельность предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия.

Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства. Поэтому рентабельность можно назвать инструментом управления эффективности предприятия.

Актуальность темы обусловлена необходимостью анализа рентабельности предприятия, так как рентабельность позволяет выявить большое число тенденций развития. Анализ рентабельности  призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявляет резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.

Высокий уровень рентабельности дает преимущество любому предприятию в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и др., что определяет конкурентоспособность, а также степень его независимости от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры.

В настоящее время нет единого мнения в вопросах определения рентабельности, ее анализа и планирования. Отсутствует единая терминология, а методики расчета одних и тех же показателей различны. Существующая разноплановость в определении рентабельности свидетельствует лишь об актуальности рассматриваемой темы.

Целью данной курсовой работы является проанализировать рентабельность деятельности предприятия на примере ОАО «ОМКБ» с целью улучшения эффективности производства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
  1. Изучить сущность, понятие и значение рентабельности;
  2. рассмотреть методику анализа рентабельности;
  3. рассмотреть информационную базу анализа рентабельности;
  4. дать краткую организационно-экономическую характеристику объекту исследования;
  5. провести анализ рентабельности основной деятельности ОАО «ОМКБ».
Предметом исследования является рентабельности предприятия в современных рыночных условиях
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ОАО «ОМКБ».
Теоретической и методической основой послужили работы ученых в области бухгалтерского учета и анализа финансовой деятельности организации.
Методами исследования послужили: сравнение, описание и анализ.
Период исследования: 2011 - 2012года.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

    1. Сущность, понятие и значение рентабельности

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel - доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.1

По мнению других авторов:

Рентабельность - это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.2

Рентабельность (англ. profitability, profitableness) - показатель эффективности производства на предприятии, в объединении, отрасли в целом, характеризующий уровень затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции.

Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли.

Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

Проблема рентабельности, методы её количественного измерения постоянно находится в центре внимания при разработке методических и инструктивных материалов. В этом плане заслуживает внимания предложение экономистов о введении классификации показателей рентабельности на абсолютные и относительные, в зависимости от способа их количественного выражения.3

Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить за эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений. Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.4 Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Различают: рентабельность производства, рентабельность продукции, рентабельность инвестиций.5
Рентабельность производства - экономический показатель эффективности производства, измеряемый отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Рентабельность производства характеризует эффективность использования предприятием производственных ресурсов.
Рентабельность продукции - отношение прибыли от реализации продукции к затратам, понесенным на ее производство и распределение.
Рентабельность инвестиций - показатель эффективности инвестиций; чистая прибыль, деленная на объем инвестиций. Иногда рентабельность инвестиций определяется как отношение чистой прибыли к сумме акционерного капитала и долгосрочного долга.
Таким образом, показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы. Факторы, оказывающие влияние на рентабельность производства, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией и организацией производства, эффективности использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса.
    1. Методика расчет анализа рентабельности
Рентабельность характеризует отношение (уровень) прибыли к авансированному капиталу или его элементов; источниками средств или их элементами; общей величине текущих расходов или их элементами. Показатель рентабельности отражает, какая сумма прибыли получена организацией на каждый рубль капитала, активов, доходов, расходов и т.д.
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.6
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:7
  1. показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
  2. показатели, характеризующие прибыльность продаж;
  3. показатели, характеризующие доходность капитала и его 
    частей.
Все показатели могут рассчитываться на основе прибыли от продаж и чистой прибыли.
Показатели экономической рентабельности можно определить как отношение полученного экономического эффекта (результата) к объему использования для его получения ресурсов. В связи с этим при расчете  рентабельности, как одной из оси характеристик эффективности финансовой хозяйственной деятельности предприятия, числителем формулы используются следующие показатели прибыли: прибыль от продаж, чистая прибыль.
Коэффициент чистой прибыли отражает эффективность деятельности после учета всех издержек и уплаты налога на прибыль.
В отечественной практике показатели рентабельности объединяются в несколько групп.
Таблица 1
Основные показатели рентабельности для расчета коэффициента рентабельности8

Коэффициент рентабельности

Расчет

Что отражено

Активов

Чистая прибыль / величина активов

Величина прибыли, полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль вложений в ее активы

Собственного капитала

Чистая прибыль / Величина собственного капитала

Величина чистой прибыли, полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы (чистых активов)

Затрат

Чистая прибыль / Себестоимость проданной продукции

Величина чистой прибыли, полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль общей себестоимости проданной продукции

Производства

Прибыль от продаж / Себестоимость проданной продукции

Величина прибыли, полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль себестоимости проданной продукции (производственных расходов)

Продаж

Прибыль от продаж / Выручка от продаж

Величина прибыли от продаж , полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль выручки от продаж (долю прибыли от продаж в выручке)


 

 

Уменьшение уровня рентабельности активов может свидетельствовать о падающем спросе на продукцию предприятия и о перенакоплении активов.
Важный этап оценки эффективности деятельности организации – выявление влияния внешних и внутренних факторов на динамику показателей рентабельности. С этой целью используются различные методы факторного анализа.
Факторный анализ – методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя.9
Цели факторного анализа:
  1. определение взаимосвязей между переменными;
  2. сокращение числа переменных.
Факторный анализ позволяет определить резервы роста рентабельности.

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия на примере ОАО «ОМКБ»