Анализ рентабельности предприятия на примере ОАО «ОМКБ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Рынок предъявляет определенные требования к субъектам хозяйствования в плане организации и реализации того или иного вида бизнеса. Динамичность рыночных отношений обусловливает принятие неординарных решений, связанных с финансовыми результатами деятельности. Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат — прибыль — сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа....docx

— 63.94 Кб (Скачать файл)

Показатели

2011 год

тыс. руб.

2012 год

тыс. руб.

Изменения,

(+/-)

Темп роста,

%

Выручка

778852

992317

213465

127,4

Себестоимость

(707581)

(887997)

(180416)

125,5

Прибыль от продаж

71271

104320

33049

146,4

Сумма активов

1253426

2132284

878858

170,1

Чистая прибыль

919

1007

88

109,6

Собственный капитал

25055

25094

39

100,2

Рентабельность продаж

9,15

10,51

1,36

114,9

Рентабельность затрат

0,13

0,11

-0,02

84,6

Рентабельность активов

0,07

0,05

-0,02

71,4

Рентабельность собственного капитала

3,67

4,01

0,34

109,3




 

 

    1. Рентабельность продаж
RПр (2011 год) = 71271/778852 x 100% = 9,15%
RПр (2012 год) = 104320/992317 x 100% = 10,51%
    1. Рентабельность затрат
RЗ (2011 год) = 919/707581 x 100% = 0,13%
RЗ (2012 год) = 1007/887997 x 100% = 0,11%
    1. Рентабельность активов
RА (2011 год) = 919/1253426 x 100% = 0,07%
RА (2012 год) = 1007/2132284 x 100% = 0,05%
    1. Рентабельность собственного капитала
RСК (2011 год) = 919/20055 x 100% = 3,67%
RСК (2012 год) = 1007/25094 x 100% = 4,01%

 

     По данным  проведенного анализа рентабельности  ОАО «ОМКБ» за 2011 - 2012 года приведенные данные таблицы показывают, что:
  1. Рентабельность продаж в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 1,36%, причиной роста рентабельности стало увеличение выручки на 27,4%, что составило 213465 тыс.руб.
  2. Рентабельность затрат в 2012 году по сравнению с 2011 годом понизилась на 0,02%, причиной падения рентабельности стало увеличение себестоимости продукции на 25,5%, что составило 180416 тыс.руб.
  3. Рентабельность активов в 2012 году по сравнению с 2011 годом понизилась на 0,02%, что является отрицательной тенденций. Это свидетельствует о неэффективном использовании активов предприятия. Причиной падения рентабельности является увеличение суммы активов на 70,1%, что составляет 878858 тыс.руб., это свидетельствует об удорожании расходных материалов, в то время, как устаревшие средства производства не позволяют произвести существенное увеличение цен на продукцию. Уменьшение уровня рентабельности активов может свидетельствовать о падающем спросе на продукцию предприятия и о перенакоплении активов.
  4. Рентабельность собственного капитала в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 0,34%. Это свидетельствует об эффективном использовании собственных средств предприятия. Причиной роста рентабельности является увеличение собственного капитала на 0,2%, что составляет 39 тыс.руб., увеличение прибыли предприятия на 9,6%, что составило 88 тыс.руб., увеличение рентабельности продаж на 1,36%.
В результате проведенного анализа рентабельность деятельности ОАО «ОМКБ» показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.
Проанализировав динамику изменения показателей рентабельности, можно сказать, что в 2012 году самое большое отклонение имеют рентабельность затрат и рентабельность активов.

 

2.3 Факторный анализ  рентабельности ОАО «ОМКБ»
Под факторным анализом рентабельности в ОАО «ОМКБ» понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
Факторный анализ на примере ОАО «ОМКБ» будет проводиться за анализируемый период методом цепных подстановок.
По данным бухгалтерской отчетности: Формы №1 «Бухгалтерский баланс» (Приложение 2) и формы №2 «Отчет о финансовых результатах) (Приложение 3) ОАО «ОМКБ» выполнен факторный анализ рентабельности продаж, рентабельности затрат, рентабельности активов и собственного капитала.
  1. Факторный анализ рентабельности продаж:
На рентабельность продаж оказывают влияние выручка и прибыль от продаж. Рассчитаем влияние каждого фактора, где
     Rпр – рентабельность продаж
     П – прибыль от продаж
     В – выручка
RПр0 = 71271/778852 x 100% = 9,15%
Условие 1. RПр = 104320/778852 x 100% = 13,39%
∆RПр (П) = 13,39 – 9,15 = 4,24%
RПр1 = 104320/992317 x 100% = 10,51%
∆RПр (В) = 10,51 – 13,39 = - 2,88 %
Результаты факторного анализа рентабельности продаж ОАО «ОМКБ» показали, что ее уровень увеличился на 1,36%. Повышение уровня рентабельности продаж произошло за счет положительного влияния прибыли от продаж, которое составило 4,24%. Влияние выручки на рентабельность продаж оказало негативное влияние, что составило 2,88% и не привело к более высокому уровню динамики рентабельности продаж.
  1. Факторный анализ рентабельности затрат:
На рентабельность затрат влияют чистая прибыль и себестоимость продукции. Рассчитаем влияние каждого фактора, где
RЗ – рентабельность затрат
ЧП – чистая прибыль
С – себестоимость
RЗ0 = 919/707581 x 100% = 0,13%
Условие 1. RЗ = 1007/707581 x 100% = 0,14%
∆RЗ (ЧП) = 0,14 – 0,13 = 0,01%
RЗ1 = 1007/887997 x 100% = 0,11%
∆RЗ (С) = 0,11 – 0,14 = -0,03%
Из приведенных выше расчетов видно, что в ОАО «ОМКБ» рентабельность затрат снизилась на 0,02%. Основное негативное влияние на снижение рентабельности затрат на 0,03% оказала себестоимость. Увеличение себестоимости связано с ростом затрат на производство. Чистая прибыль на 0,01% оказала положительное влияние на рентабельность затрат.
  1. Факторный анализ рентабельности активов:
На рентабельность активов оказывают влияние сумма активов и чистая прибыль. Рассчитаем влияние каждого из факторов, где
RА – рентабельность активов
ЧП – чистая прибыль
∑А – сумма активов
RА0 = 919/1253426 x 100% = 0,07%
Условие 1. RА = 1007/1253426 x 100% = 0,08%
∆RА (ЧП) = 0,08 – 0,07 = 0,01%
RА1 = 1007/2132284 x 100% = 0,05%
∆RА (∑А) = 0,05 – 0,08 = -0,03%
Как следует из приведенных выше расчетов, ОАО «ОМКБ» с неполной эффективностью развивает свою финансово – хозяйственную деятельность, о чем свидетельствует отрицательная динамика рентабельности активов, рассчитанная с использованием чистой прибыли. Так, уровень рентабельности активов уменьшился на 0,02 %. Основное влияние на это оказало отрицательное влияние суммы активов на рентабельность активов, которое составило 0,03%. Положительное влияние чистой прибыли, которое составило 0,01%, способствовало уменьшению отрицательной динамики рентабельности активов.
  1. Факторный анализ рентабельности собственного капитала:
На рентабельность собственного капитала влияют чистая прибыль и собственный капитал. Рассчитаем влияние каждого фактора, где
RК – рентабельность собственного капитала
ЧП – чистая прибыль
СК – собственный капитал
RСК0 = 919/25055 x 100% = 3,67%
Условие 1. RСК = 1007/25055 x 100% = 4,02%
∆RСК (ЧП) = 4,02 – 3,67 = 0,35%
RСК1 = 1007/25094 x 100% = 4,01%
∆RСК (СК) = 4,01 – 4,02 = -0,01%
Результаты факторного анализа рентабельности собственного капитала ОАО «ОМКБ» показали, что ее уровень в отчетном году увеличился на 0,34% по сравнению с 2011г. Негативную роль в этом сыграл Собственный капитал, влияние которого повлияло на уменьшение рентабельности на 0,01%. Положительное влияние оказала чистая прибыль, которая на 0,35% увеличила рентабельность собственного капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия (фирмы) показатель рентабельности производства имеет особенно важное значение.

Под рентабельностью понимается показатель эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции.

Различают следующие виды рентабельности: рентабельность производства, рентабельность продукции, рентабельность инвестиций.

В результате исследований была рассмотрена методика расчета коэффициентов рентабельности.

Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы. Факторы, оказывающие влияние на рентабельность производства, многочисленны и многообразны.

Информационной базой для анализа рентабельности послужили формы бухгалтерской отчетности: «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о финансовых результатах».
Курсовая работа была выполнена на примере показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ОМКБ», основной деятельностью которого является конструкторские и проектные работы.
В ходе работы была дана краткая организационно-экономическая  характеристика предприятия.
Проанализировав основные коэффициенты рентабельности, было выяснено, что предприятие ОАО «ОМКБ» не эффективно использует активы. Также затраты используются с неполной эффективностью.
В 2012 году значительное изменение рентабельности наблюдалось по рентабельности продаж, которая по сравнению с 2011 годом увеличилась на 1,36%, причиной роста было увеличение выручки.
Для того чтобы предприятие ОАО «ОМКБ» смогло добиться повышения производительности и эффективности, потоки и их величины должны быть скорректированы под изменившиеся условия рынка.
В качестве рекомендаций ОАО «ОМКБ» предлагается:
    1. Сосредоточить усилия по ускорению оборачиваемости оборотных средств за счет более динамичного процесса продажи;
    2. Рассмотреть и устранить причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов на прочие расходы;
    3. Снизить  себестоимость  выпускаемой  продукции.

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия на примере ОАО «ОМКБ»