Анализ рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 08:58, курсовая работа

Краткое описание

Результаты деятельности предприятия могут быть оценены такими показателями, как объем продаж, затраты и прибыль. Характеризуя финансовый или производственный результат, перечисленные показатели не способны оценить эффективность деятельности предприятия. Прежде всего, это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена во взаимосвязи с другими показателями, характеризующими вложенные в предприятие средства.

Вложенные файлы: 1 файл

анали рентабельности курсоваяъ.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Результаты деятельности предприятия могут быть оценены  такими показателями, как объем продаж, затраты и прибыль. Характеризуя финансовый или производственный результат, перечисленные показатели не способны оценить эффективность деятельности предприятия. Прежде всего, это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена во взаимосвязи с другими показателями, характеризующими вложенные в предприятие средства.

Более точную оценку функционирования организаций дает рентабельность. Это  не просто статистический, расчетный  параметр, а сложный комплексный  социально-экономический критерий. В отличие от прибыли, он характеризует эффективность финансовой деятельности любого конкретного экономического субъекта, относительно всех других (индивидуальных предпринимателей, организаций, регионов, отдельных стран и мира в целом), независимо от размеров и характера экономической деятельности. Данное качество придает рентабельности, с одной стороны, форму экономической категории, выражающей экономические отношения между экономическими субъектами по поводу результативности использования факторов капитала, а с другой – характер объекта и инструмента финансового менеджмента

Обобщающим показателем  экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.

На основе анализа  средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции  и какие хозяйственные подразделения  обеспечивают большую доходность. Это  становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и задачи рентабельности
    1. Сущность и понятие рентабельности

 

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.

По мнению других авторов, рентабельность – показатель, представляющий собой  отношение прибыли к сумме  затрат на производство, денежным вложениям  в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы  используемого для организации своей деятельности.

Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение  дохода и капитала, вложенного в  создание этого дохода. Увязывая прибыль  с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.

При его помощи можно  оценить эффективность управления предприятием, так как получение  высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит  от правильности и рациональности принимаемых  управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

 

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия  получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

Устанавливая связь  между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.

Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

Таким образом, можно  сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Задачи анализа рентабельности и характеристика показателей

 

Рентабельность —  это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными ил и потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

  • показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
  • показатели, характеризующие рентабельность продаж;
  • показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

 

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) R3 исчисляется путем отношения  прибыли от реализации (Прп), ил и  чистой прибыл и от основной деятельности (ЧП), ил и суммы чистого денежного  потока (ЧДП), включающего чистую прибыль  и амортизацию отчетного периода, к сумме затрат по реализованной продукции(3рп).

Она показывает, сколько  предприятие имеет прибыли или  самофинансируемого дохода с каждого  рубля, затраченного на производство и  реализацию продукции, и может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции. Последний показатель точнее предыдущих отражает результаты деятельности предприятия, поскольку учитывает не только чистую прибыль, но и всю величину собственных заработанных средств, поступающих в свободное распоряжение предприятия из оборота. Сумма прибыли может быть небольшой, если предприятие применяет ускоренный метод начисления амортизации, и наоборот. Однако в совокупности эти две величины довольно реально отражают доход предприятия, который может быть использован в процессе реинвестирования.

 Аналогичным образом  определяется окупаемость инвестиционных  проектов: полученная или ожидаемая  сумма прибыли или чистого  денежного потока от проекта  относится к сумме инвестиций  в данный проект.

 Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг, или чистой прибыли, или чистого денежного потока на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель широко применяется в рыночной экономике; рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением брутто-прибыл и или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (КL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, операционного капитала и т.д.

В процессе анализа следует  изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

 Уровень рентабельности  производственной деятельности (окупаемость  затрат), исчисленный в целом по  предприятию, зависит от трех основных факторов первого уровня: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

 Факторная модель  этого показателя имеет следующий  вид: 

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки.

 Затем следует сделать  факторный анализ рентабельности  по каждому виду продукции.  Уровень рентабельности отдельных  видов продукции зависит от  изменения среднереализационных  цен и себестоимости единицы продукции:

Необходимо также более  детально изучить причины изменения  среднего уровня цен и способом пропорционального  деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности.

 Дальше нужно установить, за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции, и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности.

 Такие расчеты производятся  по каждому виду продукции  (услуг), что позволяет точнее  оценить работу хозяйствующего  субъекта и полнее выявить  внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.

 Примерно таким  же образом производится факторный  анализ рентабельности оборота.  Детерминированная факторная модель  этого показателя, исчисленного  в целом по предприятию, имеет  следующий вид:

Зная, из-за каких факторов изменилась прибыль и выручка  от реализации продукции, можно узнать их влияние на изменение уровня рентабельности, последовательно заменяя базовый  уровень каждого фактора данной модели на фактический отчетного  периода.

 Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

Расчет их влияния  производится также с помощью  приема цепной подстановки.

 Аналогично осуществляется  факторный анализ рентабельности  капитала. Общая сумма брутто-прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (Удi), себестоимости (Сi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

 Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (КL) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции.

Взаимосвязь названных  факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде следующей  модели:

При углубленном анализе  необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит  изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных результатов.

Если рентабельность капитала рассчитывается по чистой прибыли, то при ее факторном  анализе в числителе добавляется  налоговый корректор (1 - Кн), где Кн — коэффициент налогообложения (отношение всех налогов на прибыль к общей сумме брутто-прибыли). При анализе показателя рентабельности, исчисленного на основании чистого денежного потока, необходимо учитывать не только налоговый корректор, но и изменение суммы амортизационных отчислений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ рентабельности ОАО «Туймаада Даймонд»

2.2. Организационно-правовая  характеристика

 

Открытое акционерное  общество «Туймаада Даймонд» основано в апреле 1991  года для организации  на территории Республики Саха (Якутия) алмазогранильного производства. Под руководством первого генерального директора общества Яковлева Георгия Петровича в октябре 1992 года в в с.Сунтар Сунтарского улуса был построен первый в республике гранильный завод. 23 октября 1992 года на Сунтарском гранильном заводе был огранен первый бриллиант в истории Якутии. Всего за 3 года было построено и запущено в производство 16 заводов, в которых работало более тысячи человек. Якутия стала одним из трех центров гранильной промышленности России.

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия