Анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 02:39, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение организации и анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками в КСУП «Челющевичи» Петриковского района Гомельской области для их дальнейшего совершенствования.
В соответствии с поставленной целью в дипломной решаются следующие задачи:
рассмотреть сущность и принципы организации и формы безналичных расчетов, применяемые в Республике Беларусь;
изучить нормативно-правовую базу расчетов с поставщиками и подрядчиками в Республике Беларусь;
проанализировать порядок и уровень организации расчетов с поставщиками и подрядчиками в КСУП «Челющевичи»;
уяснить порядок осуществления контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками и ответственность сторон;

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 2
1 Теоретические основы учета и анализа с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………………...5
Сущность и принципы организации безналичных расчетов…………….…………………………………………………………...…5
Нормативно-правовая база расчетов с поставщиками и подрядчиками.........................................................................................................16
2. Краткая экономико-финансовая характеристика КСУП «Челющевичи» Петриковского района Гомельской области… ………………………………22
3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………...……33
3.1 Основные формы расчетных взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками ………………………………………………..…………………..33
3.2 Первичный учет расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………………….46
3.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………………51
3.4. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками при автоматизированной форме учета………………………………………………55
4. Анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками ………………………..63
4.1 Анализ состава и структуры расчетов с поставщиками и подрядчиками в КСУП «Челющевичи»………………………………………..63
4.2 Факторный анализ оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности в КСУП «Челющевичи»……………………………………….64
4.3. Резервы ускорения оборачиваемости кредиторской задолженности………………………………………………………………...…74
5. Охрана труда ………………………………………………………………….77
5.1 Анализ состояния охраны труда в КСУП «Челющевичи»…………………………………………………………………...78
5.2 Мероприятия по улучшению условий и безопасности труда…………………………………………………………………...………….81
5.3. План ………………………………………………………...………...83
Заключение………………..………………………………………………86
список использованной литературы………………………………...….90.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломcxtn 60.doc

— 627.50 Кб (Скачать файл)

Вексельная форма безналичных расчётов основана на использовании векселя - ценной бумаги, являющейся письменным долговым обязательством, которое дает право владельцу векселя требовать уплаты обозначенной в векселе денежной суммы от должника или акцептанта (лица, обязавшего уплатить по векселю) по истечении срока обязательства. Факт совершения расчетов векселем оформляется посредством надписи (индоссамента) на его бланке, продавец векселя называется индоссантом, а покупатель - индоссатом. Фактов использования данной формы безналичных расчетов в анализируемом периоде не было.

Новые формы взаимоотношений банков с предприятиями связаны с расчетами посредством факторинга. При факторинговых операциях организации-поставщики уступают банку право получателя платежа по платежным требованиям за поставленные товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, за что банк возмещает поставщику суммы платежа по таким платежным документам за минусом комиссионного вознаграждения банку.

Существует множество разновидностей факторинга. В зависимости от того, уведомлен или не уведомлен должник кредитором о заключении договора факторинга, договор факторинга может быть открытым или скрытым.

По месту проведения факторинга договора факторинга делятся на внутренние, если сторонами договора факторинга являются резиденты Республики Беларусь, и международные, если одна из сторон договора факторинга является нерезидентом Республики Беларусь.

В зависимости от условий платежа договора факторинга бывают:

  • без права регресса, когда фактор финансирует кредитора без права последующего возврата неоплаченных денежных требований кредитору. При этом фактор несет риск неоплаты должником денежных требований;
  • с правом регресса, когда фактор имеет право вернуть кредитору денежные требования, не оплаченные должником в течение определенного срока,  если кредитор принял на себя поручительство за должника перед фактором и несет риск неоплаты денежных требований перед фактором.

От организации расчетных взаимоотношений напрямую зависит хозяйственно-финансовая деятельность предприятия, нормальный ход процесса воспроизводства , а также его динамическое развитие.

На сегодняшний день в КСУП «Челющевичи» расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются посредством платежных поручений, платежных требований, а также зачетов взаимных требований.

Структура расчетов с поставщиками и подрядчиками в КСУП «Челющевичи» за 2007-2009 годы приведена в таблице 3.1.

 

 

 

Таблица 3.1 – Структура расчетов с поставщиками и подрядчиками в КСУП «Челющевичи».

Форма расчетов

2007г.

2008г.

2009 г.

Изменение структуры 2009 г. по сравнению с 2007 г., п.п.

Сумма млн.руб.

Структура, %

Сумма млн.руб.

Структура, %

Сумма млн.руб.

Структура, %

Платежное поручение

2610,2

91,28

3497

91,36

3649,9

88,32

-2,96

В т.ч. авансы

25,5

0,89

34,1

0,89

40,8

0,99

0,10

Взаимозачет

223,9

7,83

296,5

7,75

440,2

10,65

2,82

Платежное требование

-

-

-

-

1,6

0,04

0,04 

Итого

2859,6

100

3827,6

100

4132,5

100

х


 

Из данных таблицы 3.1 видно, что основной формой безналичных расчетов за период 2007-2009 г.г., применяемой на предприятии для расчетов с поставщиками и подрядчиками, является платежное поручение, удельный вес которого в расчетах превышает в среднем 90%. Эта форма расчетов является наиболее удобный, так как в этом случае документальное оформление расчетов возлагается на поставщиков. Также следует отметить, что в 2009 году за счет появления расчетов посредством платежных требований и увеличения проводимых взаимозачетов, снизился удельный вес расчетов платежными поручениями на 2,9%.

На современном этапе развития экономических отношений происходит постоянное совершенствование платежной системы, появляются новые формы безналичных расчетов, которые могут эффективно использоваться на практике. В настоящее время для КСУП «Челющевичи» будет выгодным использование таких форм расчетов как аккредитивы, факторинговые операции, процентные векселя.

Таким образом, существуют разнообразные формы осуществления безналичных расчетов с поставщиками и подрядчиками и КСУП «Челющевичи» дано право самостоятельно выбирать ту или иную форму расчетов в различных ситуациях. В качестве совершенствования организации расчетных взаимоотношений предлагаем использовать при расчетах аккредитивную и вексельную формы.

 

3.2. Первичный учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками

Безналичные расчеты как операции по движению денежных средств с одного банковского счета на другой предполагают использование документов, которые и вызывают это движение.

КСУП «Челющевичи» приобретает большое количество производственных запасов (средства защиты растений, минеральные удобрения, нефтепродукты, кормовые добавки и др.), основные средства и т.п. у различных поставщиков.

Основным документом, в котором оговаривается порядок и форма расчетов, является договор.

Так, все покупные товарно-материальные ценности поступают от поставщиков в соответствии с договорами поставок (Приложение 6), к которым в обязательном порядке прилагается спецификация.

Выполнение строительных, ремонтно-строительных работ оговаривается в договоре подряда.

Рассмотрим основные разделы договора на примере договора подряда на выполнение ремонтно-строительных работ (Приложение 7). По договору подряда на выполнение ремонтно-строительных работ подрядчик (ОАО «Мозырьхимсервис») обязуется произвести ремонт жатки травяной КЗР.

Данный договор подряда на выполнение ремонтно-строительных работ содержит следующие разделы:

  1. Преамбула;
  2. Предмет договора;
  3. Обязанности сторон;
  4. Цена;
  5. Ответственность сторон;
  6. Разрешение споров;
  7. Юридические адреса сторон.

Преамбула - это вводная часть договора, в которой указывается наименование, номер, место и дата подписания, даются полные юридические названия сторон, между которыми заключён договор, термины, которые используются в тексте и их значение. Здесь же указывается, кто и на каком основании подписал договор. Так, данный договор № 14 заключен между КСУП «Челющевичи», именуемым в дальнейшем «ЗАКАЗЧИК», в лице директора Булыга М.М., действующего на основании Устава, с одной стороны и Открытое Акционерное Общество «Мозырьхимсервис», именуемый в дальнейшем «ПОДРЯДЧИК», в лице генерального директора Квятковского А. М. действующего на основании Устава с другой стороны, руководствуясь статьями 656-682 ГК РБ, заключили настоящий договор о нижеследующем

В разделе «Предмет договора» указывается наименование выполняемых работ, а также количественные и качественные характеристики. Подрядчик принимает на себя обязательства своими силами и средствами выполнить ремонт жатки травяной КЗР. В данном разделе находит отражение сроков начала и окончания работ, на основании чего данная организация собирается производить ремонт.

В разделе «Обязанности сторон» приводится перечень основных прав и обязанностей Заказчика и Подрядчика. Так Подрядчик обязуется обеспечить качество работ в соответствии со стандартами, техническими условиями и издать результат работы Заказчику в установленный срок, а Заказчик обязуется в трехдневный срок после извещения Подрядчика о выполненных обязательствах по настоящему договору принять от Подрядчика по акту выполненных работ, и  оплатить стоимость работы в течение 10 банковских дней с момента приема-передачи выполненных работ.

В разделе «Цена» отмечается, что стоимость работ определяется на основании калькуляции, указывается стоимость как цифрами, так и прописью. Также отмечается, что оплата выполненных Подрядчиком работ производится Заказчиком в течении 10 банковских дней с момента составления акта приема-передачи выполненных работ.

В разделе «Ответственность сторон» отмечается, что Подрядчик гарантирует качество работ, а также за несвоевременное выполнение работ Подрядчик выплачивает Заказчику пеню в размере 0,15% от стоимости несвоевременно выполненных работ за каждый день просрочки. За несвоевременную оплату Заказчик уплачивает Подрядчику пеню в размере 0,15% стоимости выполненных работ за каждый день просрочки.

В разделе «Разрешение споров» оговариваются порядок разрешения споров, срок действия договора,  когда вступает в силу договор и на какой период.

Полные реквизиты и юридические адреса сторон указываются в разделе «Юридические адреса сторон».

Далее рассмотрим основные первичные документы, которые опосредуют учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Для получения продукции и материалов со склада поставщика уполномоченному лицу от организации выдается доверенность (Приложение 8). В ней указывается от кого и по каким документам (счету, наряду и т.п.) следует получить ценности, срок действия доверенности. Доверенность подписывается директором и главным бухгалтером. Лицо, получившее доверенность обязано не позднее следующего дня после получения ценностей представить в бухгалтерию товарно-транспортные накладные или другие сопроводительные документы о сдаче полученных товарно-материальных ценностей на склад. Неиспользованные доверенности возвращаются в бухгалтерию не позднее следующего дня после истечения их срока. В бухгалтерии ведется строгий учет выданных доверенностей. Они регистрируются в журнале учета выданных доверенностей.

Первичным документом, на основании которого оприходуют материальные ценности, поступившие от поставщиков, является товарно-транспортная накладная (ф. ТТН-1) (Приложение 9), которая служит основанием для оформления соответствующих банковских платежных документов на перечисление задолженности: платежных требований, аккредитивов, платежных поручений, расчетных чеков. Товарно-транспортная накладная является документом строгой отчетности и предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей, если их перемещение осуществляется с участием автомобильного транспорта, а также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы. Она служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

Товарно-транспортная накладная выписывается грузоотправителем в минимальном количестве, как правило, в четырех экземплярах:

  • первый, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю, причем первый сдается водителем грузополучателю и предназначается для 
    оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза;
  • второй остается у грузоотправителя и предназначается для 
    списания товарно-материальных ценностей;
  • третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями грузоотправителя и грузополучателя, сдаются перевозчику. Третий, служащий основанием  для  расчетов,  перевозчик  прилагает  к счету за перевозку и высылает плательщику заказчику автотранспорта, а четвертый прилагается к путевому листу и  служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

Расчёты между подрядными строительными организациями и кооперативом зачастую производятся ежемесячно за отдельные этапы работ, а по мере завершения работ производится корректировка уплаченной и причитающейся суммы. Основанием для расчётов за выполненные этапы строительных работ служат подписанные представителями заказчика и подрядчика справки о стоимости выполненных работ (Приложение 10).

В отдельных случаях по договоренности сторон КСУП «Челющевичи» производит предоплату за оказываемые услуги. Основанием для перечисления денежных средств является счет-фактура, в которой находит отражение сумма, подлежащая оплате. После выполнения работ подрядчик сдает работы на основании акта сдачи- приема выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (Приложение 11), в котором отражается наименование выполненных работ, стоимость работ без НДС, сумма НДС и стоимость работ с учетом НДС. Акт подписывается заказчиком и подрядчиком.

Информация о работе Анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками