Анализ кредитоспособности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ кредитоспособности предприятия (ООО «Хлеб») как потенциального заёмщика, применяемый коммерческим банками в процессе кредитования.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретико-методологические основы анализа кредитоспособности предприятия, а именно сущность, показателей и критерий кредитоспособности;
- рассмотрение источников информации кредитоспособности;
- сравнительный анализ методов оценки кредитоспособности заемщика;
- дать краткую характеристику предприятия;
- провести анализ кредитоспособности на примере предприятия ООО «Хлеб»;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Теоретические и методологические основы анализа кредитоспособности...4
1.1. Понятие и показатели кредитоспособности…………………...…...………4
1.2. Процедура оценки кредитоспособности……………………………………9
1.3. Определение кредитоспособности заемщика по методике Сбербанка РФ…………………………………………………………………………………19
1.4. Основы эффективного управления кредитоспособностью предприятия……………………………………………………………………...26
2. Анализа кредитоспособности на примере ООО «Хлеб»..............................31
2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия ООО «Хлеб»…………………………………………………………………………....31
2.2. Анализ кредитоспособности ООО «Хлеб»………………………………..34
2.3.Оценка финансовой устойчивости………………………………………….47
2.4. Рейтинговая оценка предприятия …………………………………………49
Заключение……………………………………………………………………….52
Cписок используемой литературы…….………………………………………..54
…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

1Анализ кредитоспособности организации.docx

— 116.83 Кб (Скачать файл)

В соответствии с методикой  Сбербанка РФ устанавливается 3 класса заемщиков:

Первого класса - кредитование которых не вызывает сомнений;

второго класса - кредитование требует взвешенного подхода;

третьего класса - кредитование связано с повышенным риском.

Рейтинг определяется на основе суммы баллов по шести основным показателям, оценки остальных показателей третьей  группы и качественного анализа  рисков.

Сумма баллов S влияет на рейтинг  Заемщика следующим образом:

1. класс кредитоспособности: S = 1,25 и менее. Обязательным условием отнесения Заемщика к данному классу является значение коэффициента К5 на уровне, установленном для 1-го класса кредитоспособности;

2. класс кредитоспособности: значение S находится в диапазоне от 1,25(невключительно) до 2,35 (включительно). Обязательным условием отнесения Заемщика к данному классу является значение коэффициента К5 на уровне, установленном не ниже, чем для 2-го класса кредитоспособности;

3. класс кредитоспособности: значение S больше 2,35.

Далее определенный таким  образом предварительный рейтинг  корректируется с учетом других показателей  и качественной оценки Заемщика. При  отрицательном влиянии этих факторов рейтинг может быть снижен на один класс.

 

    1. Основы эффективного управления кредитоспособностью предприятия.

 

Управление платежеспособностью  и кредитоспособностью предприятия  в условиях рынка является одним  из основных направлений управленческой деятельности. Эффективное управление платежеспособностью и кредитоспособностью  предприятия позволяет хозяйствующему субъекту оперативно решать задачи выживания  в условиях конкурентной борьбы и  иметь возможность своевременно и в необходимом объеме получения  и погашения заемных средств. Высокий уровень платежеспособности и кредитоспособности предприятия  дает возможность максимизировать  его прибыль и рентабельность деятельности, за счет привлечения  дополнительных источников финансирования. Все это повышает стоимость самого предприятия, обеспечивает его инвестиционную привлекательность и надежную перспективу.

Возможность своевременного погашения предприятием банковской ссуды зависит от ряда факторов. Перечислим основные из них:

– достаточный объем наиболее ликвидных активов (денежных средств  и краткосрочных финансовых вложений) для покрытия наиболее срочных обязательств предприятия (как правило, это кредиторская задолженность);

– оптимальный размер производственных запасов. При неоправданно большом  объеме производственных запасов происходит отток свободных денежных ресурсов в запасы, что снижает платежеспособность предприятия;

– выполнение плана по производству и реализации продукции позволяет  получить достаточный объем валовой  выручки, которая является основным источником погашения обязательств предприятия. Кроме того, невыполнение плана по производству и реализации продукции, повышение ее себестоимости, невыполнение плана прибыли, может привести к недостатку собственных источников самофинансирования предприятия, что отрицательно скажется на его финансовой устойчивости (и как следствие к снижению рейтинга предприятия как заемщика);

– оптимальное соотношение  дебиторской и кредиторской задолженности. Каждое предприятие должно стремиться к такому соотношению дебиторской  и кредиторской задолженности, где  их показатели будут примерно равны (или при небольшом превышении дебиторской задолженности). Высокая  доля дебиторской задолженности  будет свидетельствовать о нерациональном отвлечении средств в дебиторскую задолженность. Высокая доля кредиторской задолженности также будет являться негативным фактором, свидетельствующим о низкой платежной дисциплине предприятия-заемщика перед поставщиками. В свою очередь, наличие просроченной кредиторской задолженности может вовлечь предприятие в судебные разбирательства, что в значительной степени снизит имидж предприятия как потенциального заемщика;

– финансовое благополучие клиентов предприятия. Иногда причиной неплатежеспособности является не бесхозяйственность предприятия, а несостоятельность  его клиентов;

– выбор оптимального режима налогообложения. Высокий уровень  налогообложения, штрафных санкций  за несвоевременную или неполную уплату налогов может стать одной  из причин неплатежеспособности субъекта хозяйствования.

С учетом перечисленных факторов, хозяйствующие субъекты должны строить  свою систему управления финансами  таким образом, чтобы обеспечить предприятию достаточный объем  свободных финансовых ресурсов, позволяющих  своевременно и в полном объеме финансировать  все текущие потребности предприятия.

Для оперативного внутреннего  анализа текущей платежеспособности, ежедневного контроля за поступлением средств от продажи продукции, погашения  дебиторской задолженности и  прочими поступлениями денежных средств, а также для контроля за выполнением платежных обязательств перед поставщиками, банками и  прочими кредиторами составляется платежный календарь, в котором, с одной стороны, подсчитываются наличные и ожидаемые платежные  средства, а с другой – платежные  обязательства на этот же период (1,5, 10, 15 дней, 1 месяц).

Оперативный платежный календарь  составляется на основе данных об отгрузке и реализации продукции, о закупках средств производства, документов о расчетах по оплате труда, на выдачу авансов работникам, выписок со счетов банков и других.

Для определения текущей  платежеспособности необходимо платежные  средства на соответствующую дату сравнить с платежными обязательствами на эту же дату. Идеальный вариант, если соотношение платежных средств  и платежных обязательств будет  составлять единицу или немного  больше.

Платежный календарь обеспечивает ежедневный контроль поступления и  расходования денежных средств, позволяет  синхронизировать положительные и  отрицательные денежные потоки, определить приоритетность платежей по степени  их влияния на финансовые результаты. Таким образом, он является важным инструментом оперативного управления текущей платежеспособностью  предприятия.

Кроме составления платежного календаря финансовые менеджеры  предприятия могут разрабатывать  мероприятия по ускорению привлечения  денежных средств и замедлению их выплат.

В число мероприятий по ускорению привлечения денежных средств в краткосрочном периоде может входить:

– обеспечение частичной  и полной предоплаты за продукцию (услуги) пользующуюся большим спросом на рынке;

– сокращение сроков предоставления товарного кредита;

– увеличения размера ценовых  скидок для реализации продукции  за наличный расчет;

– ускорение инкассации просроченной дебиторской задолженности;

– использование современных  форм реинвестирования дебиторской  задолженности (учета векселей, факторинга, форфейтинга).

В число мероприятий по замедлению выплат денежных средств в краткосрочном периоде могут входить:

– увеличение согласованности  с поставщиками сроков предоставления предприятию товарного кредита;

– использование флоута (периода прохождения выписанных платежных документов до их оплаты) для замедления инкассации собственных платежных документов;

– приобретение долгосрочных активов на условиях лизинга;

– реструктуризация полученных кредитов путем перевода краткосрочных  в долгосрочные.

Но поскольку данные мероприятия, повышая уровень абсолютной платежеспособности предприятия в краткосрочном  периоде, могут создать проблемы дефицитности денежных потоков в  будущем, то параллельно должны быть разработаны меры по сбалансированности дефицитного денежного потока в  долгосрочном периоде.

В число мероприятий по ускорению привлечения денежных средств в долгосрочном периоде может входить:

– дополнительная эмиссия  акций;

– дополнительный выпуск облигационного займа;

– привлечение долгосрочных кредитов;

– продажа части долгосрочных финансовых вложений;

– продажа или сдача  в аренду неиспользуемых видов основных средств.

В число мероприятий по замедлению выплат денежных средств в долгосрочном периоде могут входить:

– снижение суммы постоянных издержек предприятия;

– сокращение объема реальных инвестиций;

– сокращение объема финансовых инвестиций;

– передача в муниципальную  собственность объектов соцкультбыта.

Кроме перечисленных мероприятий повысить платежеспособность предприятия можно путем:

– снижения суммы постоянных издержек предприятия;

– снижения уровня переменных издержек;

– проведения эффективной  налоговой политики;

– использование методов  ускоренной амортизации;

– продажи неиспользуемых видов основных средств, нематериальных активов и запасов. Важной составляющей кредитоспособности предприятия является качество управления предприятием. Некачественное или сомнительное управление существенно снижает кредитоспособность предприятия-заемщика. В связи с этим каждый элемент качества управления, представленный в приложении. № 3 должен быть элементом управления кредитоспособностью.

 

 

  1. Анализа кредитоспособности на примере ОАО «Хлеб».

 

    1. Организационно-правовая характеристика предприятия  ОАО «Хлеб».

 

Краткое наименование: ООО «Хлеб».

Полное юридическое наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Хлеб».

Платежные реквизиты:

ИНН 7707056547

БИК 044583151

Корреспондентский счет в  рублях      30101810600000000151

Юридический адрес: Кировская  область, Верхнекамский район, ПГТ  Рудничный, улица Пушкина, дом 2

ООО «Хлеб» работает на российском рынке, производя широкий, постоянно обновляющийся ассортимент высококачественных хлебобулочных и кондитерских изделий.

В производстве используется только высококачественное натуральное, экологически чистое сырье в основном отечественного производства. Все используемое сырье проходит строгую проверку на соответствие требованиям ГОСТа. Продукция хлебозавода широко представлена в сетевых магазинах и крупных  супермаркетах.

В условиях современного стремительно развивающегося рынка важна мобильность, поэтому ООО «Хлеб» постоянно осваивает новые виды продукции, расширяет ассортимент и увеличивает объемы выпуска, проводит техническое и технологическое перевооружение и модернизацию производства и развивает свои каналы сбыта.

Миссия предприятия - обеспечивать людей лучшей хлебобулочной и  кондитерской продукцией в широком, постоянно обновляющемся ассортименте, для того, чтобы каждый покупатель смог насладиться как любимым, так  и новым вкусом.

Предприятие постоянно стремится  к совершенству и открыто для  взаимовыгодного партнерского сотрудничества.

Общее руководство деятельностью  Общества, а также руководство  текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества - Генеральным директором.

На бухгалтерию возлагается  ведение своевременного и достоверного учета, формирование полной и достоверной  информации о деятельности, имущественном  положении Общества, необходимой  для контроля за соблюдением действующего законодательства, за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными  нормами, нормативами и сметами, предотвращающих негативное явление  в деятельности Общества, осуществление  строжайшего режима экономии.

Согласно действующему законодательству ответственность за организацию  бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций в ООО «Хлеб» возложена на руководителя.

Главный бухгалтер в ООО «Хлеб» назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно начальнику и несет ответственность за формирование учетной политики, ведения бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников предприятия. Главный бухгалтер устанавливает служебные обязанности для подчиненных ему работников.

Назначение, увольнение и  перемещение материально-ответственных  лиц производится по согласованию с  главным бухгалтером. Договоры и  соглашения, заключаемые предприятием на получение или отпуск товарно-материальных ценностей и на выполнение работ  и услуг, а также приказы и  распоряжения об установлении работниками  должностных окладов, надбавок к заработной плате и о премировании предварительно рассматриваются и визируются главным бухгалтером.

 

 

2.2 Анализ кредитоспособности.

 

 

Полный финансовый анализ для оценки кредитоспособности предприятия  складывается, как правило, из трех частей: анализа его финансовых результатов, финансового состояния и деловой  активности. При этом необходимо учитывать, что содержание и акценты финансового  анализа деятельности предприятия  зависят от цели его проведения.

Информация о работе Анализ кредитоспособности организации