Анализ кредитоспособности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ кредитоспособности предприятия (ООО «Хлеб») как потенциального заёмщика, применяемый коммерческим банками в процессе кредитования.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретико-методологические основы анализа кредитоспособности предприятия, а именно сущность, показателей и критерий кредитоспособности;
- рассмотрение источников информации кредитоспособности;
- сравнительный анализ методов оценки кредитоспособности заемщика;
- дать краткую характеристику предприятия;
- провести анализ кредитоспособности на примере предприятия ООО «Хлеб»;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Теоретические и методологические основы анализа кредитоспособности...4
1.1. Понятие и показатели кредитоспособности…………………...…...………4
1.2. Процедура оценки кредитоспособности……………………………………9
1.3. Определение кредитоспособности заемщика по методике Сбербанка РФ…………………………………………………………………………………19
1.4. Основы эффективного управления кредитоспособностью предприятия……………………………………………………………………...26
2. Анализа кредитоспособности на примере ООО «Хлеб»..............................31
2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия ООО «Хлеб»…………………………………………………………………………....31
2.2. Анализ кредитоспособности ООО «Хлеб»………………………………..34
2.3.Оценка финансовой устойчивости………………………………………….47
2.4. Рейтинговая оценка предприятия …………………………………………49
Заключение……………………………………………………………………….52
Cписок используемой литературы…….………………………………………..54
…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

1Анализ кредитоспособности организации.docx

— 116.83 Кб (Скачать файл)

Основная цель анализа  кредитоспособности определить способность  и готовность заемщика вернуть запрашиваемую  ссуду в соответствии с условиями  кредитного договора. Банк должен в  каждом случае определить степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, который может  быть предоставлен в данных обстоятельствах.

 

 

    1. Процедура оценки кредитоспособности.

 

 

Для оценки кредитоспособности предприятия применяются различные  методы.

Основными показателями для  оценки кредитоспособности предприятия  являются:

Отношение объема реализации к чистым текущим активам:

 

где Ачт – чистые текущие активы; Nр – объем реализации.

Чистые текущие активы – это оборотные активы за вычетом краткосрочных долгов предприятия. Отношение объема реализации к чистым текущим активам показывает эффективность использования оборотных активов. Высокий уровень этого показателя благоприятно характеризует кредитоспособность предприятия. Однако в случае, когда он очень высок или очень быстро увеличивается, можно предположить, что деятельность ведется в объемах, не соответствующих стоимости оборотных активов. Такая ситуация повышает вероятность замедления оборачиваемости задолженности или может вызвать падение продаж и вследствие этого – затруднения в расчетах предприятия со своими кредиторами.

Замедление оборачиваемости  дебиторской задолженности может  быть вызвано неготовностью дебиторов  к оплате возрастающих объемов поставок; может возникнуть и просроченная дебиторская задолженность.

Падение объема продаж является результатом недостаточности материальных оборотных активов для продолжения  бесперебойной деятельности в прежних масштабах.

  1. Отношение объема реализации к собственному капиталу:

 

где СК – собственный  капитал

Этот показатель характеризует  оборачиваемость собственных источников средств. Однако необходимо реально  оценить величину собственного капитала. В активе баланса собственным  источником покрытия соответствуют, в  частности, нематериальные активы и  запасы. При оценке стоимости собственного капитала рекомендуется уменьшить  его на величину нематериальных активов, которые практически ничего бы не стоили, например, при вынужденной  ликвидации или реорганизации предприятия. Кроме того, запасы надо уменьшить  в соответствии с разницей цен, по какой они числятся на балансе  и по какой они могли бы быть реализованы или списаны.

Собственный капитал, откорректированный с учетом реального состояния  названных элементов внеоборотных и оборотных активов, отражает более точно стоимость имущества предприятия в части, обеспеченной собственными источниками покрытия. Выручка от реализации, отнесенная к этой стоимости, показывает оборачиваемость собственных источников более точно, так как ни материальные активы, ни превышение балансовой стоимости запасов над реальной их стоимостью не являются факторами, способствующими увеличению объема продаж.

  1. Отношение краткосрочной задолженности к собственному капиталу:

 

 где Дк – краткосрочная задолженность.

Данный коэффициент показывает долю краткосрочной задолженности  в собственном капитале предприятия. Если краткосрочная задолженность  в несколько раз меньше собственного капитала, то можно расплатиться со всеми кредиторами полностью. На практике существуют первоочередные кредиторы, долги которым должны быть оплачены прежде, чем предъявят претензии  остальные кредиторы. Поэтому практически  правильнее сопоставлять первоочередную краткосрочную задолженность с величиной капитала и резервов.

  1. Отношение дебиторской задолженности к выручке от реализации:

 

где ДЗ – дебиторская  задолженность.

Этот показатель дает представление  о величине среднего периода времени, затрачиваемого на получение причитающихся  с покупателей денег. Например, отношение 1:4 означает трехмесячный срок погашения  дебиторской задолженности. Много  это или мало, зависит от сферы  деятельности, состояния расчетов с  кредиторами, длительности производственного  цикла и т. д. Ускорение оборачиваемости  дебиторской задолженности, то есть снижение показателя К4 можно рассматривать как признак повышения кредитоспособности предприятия, поскольку долги покупателей быстрее превращаются в деньги.

5. Отношение ликвидных  активов к краткосрочной задолженности  предприятия: 

 

где Ал – ликвидные активы.

Как известно, под ликвидными активами подразумеваются оборотные  активы за вычетом запасов и других позиций, которые нельзя немедленно обратить в деньги. Если в составе  оборотных активов преобладает  дебиторская задолженность для  оценки кредитоспособности предприятия  важно, существует ли резерв на случай безнадежной дебиторской задолженности. В идеальном случае наилучшим способом повышения кредитоспособности явился бы рост объема реализации при одновременном снижении чистых текущих активов, собственного капитала и дебиторской задолженности.

Под финансовой устойчивостью  понимается такое состояние (экономическое  и финансовое) предприятия, при котором  платежеспособность постоянна во времени, а соотношение собственного и  заемного капитала обеспечивает эту  платежеспособность.

На практике увеличение объема реализации вызывает рост оборотных  активов и в части запасов, и в части дебиторской задолженности; увеличиваются и долги предприятия, особенно в форме кредиторской задолженности, если не меняются состав кредиторов и  договорные условия расчетов с ними. Это значит, что реальное повышение  кредитоспособности по трем названным  показателям будет достигнуто, если объем реализации увеличивается  в большей степени, чем запасы и дебиторская задолженность, а  кредиторская задолженность растет быстрее дебиторской.

Одна из важнейших характеристик  финансового состояния – стабильность деятельности в свете долгосрочной перспективы. Она связана со структурой баланса предприятия, степенью его  зависимости от кредиторов и инвесторов, с условиями, на которых привлечены и обслуживаются внешние источники  средств.

Классификационные модели анализа кредитоспособности заемщика:

- прогнозные модели позволяют дифференцировать их в зависимости от вероятности банкротства;

- рейтинговые - в зависимости от их категории, устанавливаемой с помощью группы рассчитываемых финансовых коэффициентов и присваиваемых им уровней значимости.

Рейтинговая оценка (общая  сумма баллов) рассчитывается путем  умножения значения показателя на его  вес (коэффициент значимости) в интегральном показателе. В мировой практике при  оценке кредитоспособности на основе системы финансовых коэффициентов  применяются в основном следующие  пять групп коэффициентов: ликвидности, оборачиваемости, финансового рычага, прибыльности, обслуживания долга. Группа ученых (Дж. Шим, Дж. Сигел, Б. Нидлз, Г. Андерсон, Д. Колдвел) предложила использовать группы показателей, характеризующих ликвидность, прибыльность, долгосрочную платежеспособность и показатели, основанные на рыночных критериях. Этот подход позволяет прогнозировать долгосрочную платежеспособность с учетом степени защищенности кредиторов от неуплаты процентов (коэффициента покрытия процента)

Коэффициенты, основанные на рыночных критериях, включают отношение  цены акции к доходам, размер дивидендов и рыночный риск. С их помощью  определяются отношение текущего биржевого  курса акций к доходам в  расчете на одну акцию, текущая прибыль  их владельцев, изменчивость курса  акций фирмы относительно курсов акций других фирм. Однако расчет некоторых  коэффициентов сложен и требует  применения специальных статистических методов. На практике каждый коммерческий банк выбирает для себя определенные коэффициенты и решает вопросы, связанные  с методикой их расчета. Этот подход позволяет охарактеризовать финансовое состояние заемщика на основе синтезированного показателя-рейтинга, рассчитываемого  в баллах, присваиваемых каждому  значению коэффициента. В соответствии с баллами устанавливается класс  организации: первоклассная, второклассная, третьеклассная или неплатежеспособная. Класс организации принимается  банком во внимание при разработке шкалы процентных ставок, определении условий кредитования, установлении режима кредитования (форма кредита, размер и вид кредитной линии и т.д.), оценке качества кредитного портфеля, анализе финансовой устойчивости банка.

Модификацией рейтинговой  оценки является кредитный скоринг -технический прием, предложенный в начале 40-х годов XX в. американским ученым Д. Дюраном для отбора заемщиков по потребительскому кредиту. Отличие кредитного скоринга заключается в том, что в формуле рейтинговой оценки вместо значения показателя используется его частная балльная оценка. Для каждого показателя определяется несколько интервалов значений, каждому интервалу приписывается определенное количество баллов или определяется класс. Если полученный заемщиком рейтинг ниже значения, заранее установленного сотрудниками банка, то такому заемщику будет отказано в кредите, а если соответствует нормативам, то кредитная заявка будет удовлетворена. Преимуществами рейтинговой модели являются простота, возможность расчета оптимальных значений по частным показателям, способность ранжирования организаций по результатам, комплексный подход к оценке кредитоспособности. Однако при использовании данной методики следует учитывать ряд проблем:

• необходимость тщательного  отбора финансовых показателей (требуется  использовать показатели, описывающие  разные стороны работы заемщика, с  тем, чтобы более полно охарактеризовать его положение);

• важность обоснования  пороговых значений показателей (в  нашей стране довольно сложно осуществить  подобный подход, так как недостаточно сведений о фактическом состоянии  и уровнях данных показателей  в экономике России, а также  мала степень участия банков в  формировании такой базы данных);

• необходимость обоснования  коэффициентов значимости для каждой группы показателей в соответствии с отраслью деятельности конкретного  заемщика;

• определение величины отклонений в пограничных областях, относящих заемщиков к разным классам;

• при рейтинговой оценке учитываются уровни показателей  только относительно оптимальных значений, соответствующих определенным установленным  нормативам, но не принимается во внимание степень их выполнения или невыполнения;

• финансовые коэффициенты отражают положение дел в прошлом  на основе данных об остатках;

• рассчитываемые коэффициенты показывают лишь отдельные стороны  деятельности;

• в системе рассчитываемых коэффициентов не учитываются многие факторы - репутация заемщика, перспективы  и особенности рыночной конъюнктуры, оценки выпускаемой и реализуемой  продукции, перспективы капиталовложений и т.д.

Прогнозные модели, получаемые с помощью статистических методов, используются для оценки качества потенциальных  заемщиков. При множественном дискриминантом анализе (МДА) используется дискриминантная  функция (Z), учитывающая некоторые  параметры (коэффициенты регрессии) и  факторы, характеризующие (финансовое состояние заемщика (в том числе  финансовые коэффициенты). Коэффициенты регрессии рассчитываются в результате статистической обработки данных по выборке фирм, которые либо обанкротились, либо выжили в течение определенного  времени. Если Z - оценка фирмы находится  ближе к показателю средней фирмы-банкрота, то при условии продолжающегося  ухудшения ее положения она обанкротится. Если менеджеры фирмы и банк предпримут усилия для устранения финансовых трудностей, то банкротство, возможно, не произойдет. Таким образом, Z-оценка является сигналом для предупреждения банкротства  фирмы. Применение данной модели требует  обширной репрезентативной выборки  фирм по разным отраслям и масштабам  деятельности. Сложность заключается в том, что не всегда можно найти достаточное число обанкротившихся фирм внутри отрасли для расчета коэффициента регрессии.

Наиболее известными моделями МДА являются модели Альтмана Чессера, включающие следующие показатели:

• отношение собственных  оборотных средств к сумме активов;

• отношение реинвестируемой  прибыли к сумме активов;

• отношение рыночной стоимости акций к заем ному капиталу;

• отношение объема продаж (выручки от реализации) к сумме активов;

• отношение брутто-прибыли (прибыли до вычета процентов и налогов) к сумме активов.

Организацию относят к  определенному классу надежности на основе значений Z-индекса модели Альтмана. Пятифакторная модель Альтмана построена  на основе анализа состояния 66 фирм и позволяет дать достаточно точный прогноз банкротства на два-три  года вперед. Построение в российских условиях подобных моделей достаточно сложно из-за отсутствия статистических данных о банкротстве организаций, постоянного изменения нормативной  базы в области банкротства и  признания банкротства организации  на основе данных, не поддающихся учету.

Основным преимуществом  данной технологии оценки финансового  состояния предприятия является её высокая прогностическая способность. Очевидно, для анализа российских предприятий необходима разработка отличной системы показателей и  весов, однако данное обстоятельство не исключает саму возможность эффективного применения фундаментальных положений  модели Альтмана с целью анализа  кредитоспособности российских предприятий.

Модель Фулмера. В основе данного подхода лежит схожая, с моделью Альтмана, методология. В американской деловой практике данная модель даёт точность прогноза в 98% для периода в один год и 81% для двух лет.

Однако, так же как и модель Альтмана данная методика не адаптирована для российских условий, поэтому её применение на практике возможно лишь в качестве дополнительного инструмента оценки кредитоспособности предприятия.

Методика прогнозирования  банкротства ФСФО РФ была принята  еще в 1994 году. Первое, о чем необходимо сказать, - нормативные значения трех коэффициентов, по которым делается вывод о платежеспособности предприятия, завышены, что говорит о неадекватности критических значений показателей  реальной ситуации. К примеру, нормативное  значение коэффициента текущей ликвидности, равное 2, взято из мировой учетно-аналитической  практики без учета реальной ситуации на отечественных предприятиях, когда  большинство из них продолжает работать со значительным дефицитом собственных оборотных средств. Нормативное значение коэффициента текущей ликвидности едино для всех предприятий, а значит, не учтены отраслевые особенности экономических субъектов.

Оценка кредитоспособности заёмщика может быть сведена к  единому показателю - рейтинг заёмщика. Преимущество рейтингового метода заключается  в возможности учитывать качественные неформализованные показатели, что  позволяет строить всеобъемлющие рейтинги.

Информация о работе Анализ кредитоспособности организации